Автор: Бармина Елена Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ СОШ с. Мухино
Населённый пункт: Зуевского района Кировской области
Наименование материала: статья
Тема: "Модель современного урока"
Раздел: полное образование
Модель современного урока.
Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило представление учителя о том, какими
должны быть содержание основного образования и его образовательный результат; изменились
подходы к подготовке и проведению урока, к системе оценивания. Технологиями развития
учащихся преподаватели овладели, а вот перестроить сформировавшиеся убеждения и методику
работы самого учителя – взрослого человека – это самая серьёзная проблема.
Внедрение ФГОС выявило проблему такого характера: сложившаяся за долгие годы
традиционная методика проведения урока и отсутствие методической базы тормозят внедрение
новых форм и технологий. Это происходит ещё и из-за того, что в представлении учителя,
переходящего на работу по новым стандартам нет чёткого представления данной системы. В
настоящий момент есть огромное количество разрозненного материала, который не дает чёткой
картинки – отсюда и основные затруднения в работе.
Правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят;
- Ребёнок должен знать, зачем ему это, т.е. цели занятия обязательно формулируем на уроке
вместе с ребятами, и эти цели находятся в сфере интересов ребёнка;
- Исключи из своего лексикона слова «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д.
Вместо этого, постоянно обращаясь ко всем, предлагай обсудить: «А как вы думаете…», «Я
думаю, что…, но может, я ошибаюсь…»;
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все;
- На каждом уроке – работа в группах: парах, четвёрках, больших группах.
Учимся общаться, спорить, отстаивать своё мнение, просить помощи или предлагать её другим.
- Самое главное – эмоциональный настрой урока. - Я умею управлять своими эмоциями и учу
этому детей.
Современный
урок
начинается
с
учителя…
Современный
урок
–
удивление,
удовольствие, усилия, успех !
Основной формой организации обучения является урок, то в рамках системно-
деятельностного подхода учителю необходимо знать:
принципы построения урока;
современные педагогические технологии;
методы ведения урока;
средства;
приёмы;
примерную типологию уроков;
критерии оценивания урока.
Современный урок по ФГОС – это
Профессиональная и методическая подготовка учителя
Целеполагание и мотивация учения
Системно-деятельностный подход
Современные средства обучения
Выбор оптимальных средств обучения
Создание условий для саморазвития
Анализ каждого учебного занятия
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником. …
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок (желательно в хорошо оборудованном кабинете) должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность обучающихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с
учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
обучающихся;
• вывод делают сами обучающиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• время сбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
класса, стремление обучающихся, настроение детей;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым;
• урок должен иметь результат!!!
Основные компоненты урока ФГОС
Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку,
порядок и дисциплина.
Целевой – постановка целей учения , как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во
всём курсе.
Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной
работы и т.п.
Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа
урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для
стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
Рефлексия – анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной
деятельности по организации урока.
Организация рабочего времени по видам деятельности:
Занятость направленной деятельностью (плотность урока) - от 60 до 80 % времени
Продолжительность различных видов деятельности от 5 до 10 минут
Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут
Продолжительность физкультминуток – на 20-35 минуте по 1 минуте из 3 лёгких упражнений с 3-
4 повторами
Организация деятельности учащихся:
Количество видов учебной деятельности от 4 до 7
Частота чередований различных видов деятельности через 7-10 минут
Частота чередования позы ученика – 4-7
(столько, сколько видов деятельности )
Наличие эмоциональных разрядок – 2-3 за урок
Принципы обучения
1. Принцип деятельности предполагает такую организацию обучения, когда
обучающийся не получает готовое знание, а «открывает» его в процессе собственной
деятельности
2. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщённое, целостное представление о мире, о роли и месте каждой науки
в системе наук.
3. Принцип непрерывности означает организацию учебного процесса, при которой
результат деятельности на предыдущем этапе обеспечивает включение в деятельность на
последующем этапе.
4. Принцип минимакса заключается в следующем: школа обязана предложить ученику
содержание образования по максимальному уровню и обеспечить усвоение этого знания
по минимальному уровню.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стресс образующих
факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы,
ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления,
т. е. формирование способности к систематическому перебору возможных вариантов и
выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в
учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой
деятельности.
Современные педагогические технологии
К современным педагогическим технологиям реализации ФГОС относятся 8
основных технологий:
развития критического мышления;
технология проектного метода;
технология проблемного обучения;
игровые технологии;
технология продуктивного чтения;
информационно-коммуникативные технологии;
здоровьесберегающие технологии
технология формирования УУД.
Методы обучения
Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с
целью решения образовательно-воспитательных задач.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные
группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся
словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые,
индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Реализация системно – деятельностного подхода обучения опирается на методы:
1. Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и
приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными
средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и
творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
2. Интерактивный – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога
с кем-либо . Главная особенность интерактивного обучения в том, что процесс учения
происходит в совместной деятельности
3. Исследовательский - учащимся предъявляется познавательная задача, которую они
решают самостоятельно, подбирая для этого приемы. Этот метод призван обеспечить
развитие у учащихся способностей творческого применения знаний.
4. Проектное обучение - это специальная форма организации познавательной
деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.
Средства обучения
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, раздаточный материал и т.д.)
Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии и т.п.)
Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные
кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях (Video-CD, DVD.)
Наглядные плоскостные (плакаты, иллюстрации настенные, магнитные доски)
Формы обучения:
Групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.
Парная – предполагает работу учащихся в паре.
Фронтальная - совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.
Индивидуальная - самостоятельная работа каждого ученика в отдельности
Типология уроков по ФГОС
Типы уроков
Виды уроков
Урок изучения нового
традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия,
исследовательская работа, учебный и трудовой
практикум.
Урок закрепления знаний
практикум, экскурсия, лабораторная работа,
собеседование, консультация.
Урок комплексного применения знаний
практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.
Урок обобщения и систематизации знаний семинар, конференция, круглый стол и т.д.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний контрольная работа, зачет и т д
Структура уроков по ФГОС
Время Этапы урока
1- 2мин 1) Организационный этап
2 -3мин 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности
учащихся
2-3мин 3) Актуализация знаний
5 мин 4) Первичное усвоение новых знаний
5 мин 5) Первичная проверка понимания
15 мин 6) Первичное закрепление
10мин 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция
3-4 мин 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
2 мин 9) Рефлексия
Структура каждого типа урока по ФГОС
1. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.1-2 мин
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин
3) Актуализация знаний.1-5 мин
4) Первичное усвоение новых знаний.20 мин
5) Первичная проверка понимания 10 мин
6) Первичное закрепление.3 мин
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 5мин
8) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин
2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .
1) Организационный этап.1-2 мин
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
Актуализация знаний.5 мин
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3 мин
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные) 15 мин
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
15 мин
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 4 мин
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин
3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.1-2 мин
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений
учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.5 мин
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3 мин
4) Актуализация знаний.
с целью подготовки к контрольному уроку
с целью подготовки к изучению новой темы 3мин
5) Применение знаний и умений в новой ситуации 15 мин
6) Обобщение и систематизация знаний 10 мин
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.5мин
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 2 мин
9) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин
4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.1-2 мин
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.3 мин
3) Актуализация знаний.3 мин
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).10 мин
5) Применение знаний и умений в новой ситуации 15 мин
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.5 мин
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
3 мин
5. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап. 1-2 мин
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 2 мин
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся
общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны
соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и
письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная
структура 35- 40 мин
4) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин
6. Структура урока коррекции знаний, умений .
1) Организационный этап.1-2 мин
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.1-2 мин
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений . Определение типичных ошибок и
пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и
умений.10 мин
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и
индивидуальные способы обучения. Работы над ошибками 20 мин
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3-4мин
5) Рефлексия (подведение итогов занятия) 2 мин
7. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.2 мин
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся..5мин
3) Актуализация знаний. 3мин
4) Первичное усвоение новых знаний.5 мин
5) Первичная проверка понимания. 5 мин
6) Первичное закрепление. 15 мин
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.10мин
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению .4мин
9) Рефлексия .Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по
изученному материалу. 2 мин
Цели и задачи урока:
Как же определяется цель урока в логике
системно-деятельностного подхода к
образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных
(принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов
деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по
данному предмету) результатов образования.
Цель урока
должна определять,
чему обучающиеся должны научиться на уроке.
Цель урока – должна быть
одна
и выражена
отглагольным существительным (имя
существительное, образованное непосредственно от глагола).
Примеры: изучение (от изучать), формирование (от формировать).
Например, ее можно конкретизировать следующим образом:
- Обеспечение усвоения учащимися закона, признаков, свойств, особенностей ...;
- Обобщение и систематизация знаний о ..
- Устранение пробелов в знаниях;
- Усвоение учащимися понятий (каких?).
--Выявление и закрепление знаний по теме …
--Устранение пробелов в знаниях учащихся …
--Формирование новых понятий (идет их перечень) …
--Обучение навыкам чтения …
--Изучение принципа действия и устройства …
--Расширение знаний о …
--Выявление знаний по теме …,
--Умение применять в условиях …
--Изучение способов определения …
--Изучение последовательности действий …
--Изучение общих схем …
--Изучение назначения различных …
--Изучение особенностей протекания явлений …
--Знакомство с порядком выполнения действий …
--Систематизация и обобщение знаний по теме …
--Обеспечение знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...
--Установление уровня знаний по теме...
--Обобщение изученного материала по теме...
--Систематизация изученного материала по теме...
--На основе анализа фактов... подвести учащихся к пониманию того, что...
--Обеспечить освоение учащимися следующих фактов..., понятий..., идей..., терминов...
--Выявить и осмыслить причины..., сущность..., значение...
Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения
результата.
Образовательные – это задачи, которые направлены на усвоение учебного материала,
расширения собственного мировоззрения, формирования определенных знаний, умений и
навыков, необходимых для успешной реализации в жизни
Развивающие задачи урока – предполагают развитие психических свойств и качеств,
необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения,
самостоятельность и т.д.)..
Воспитательные – это задачи, направленные на воспитание личности учащегося,
овладение им общечеловеческой культурой и нормами поведения, принятыми в
современном обществе.
Формулирование задач урока( примеры):
I. Образовательные: (примеры).
1. Обеспечить в ходе занятия освоение (повторение, закрепление) основных понятий,
законов, теорий...
2. Сформировать (продолжить формирование), закрепить следующие специальные
умения по данному вопросу...
3. Добиться, чтобы обучающиеся за занятие обрели определенный запас знаний по
вопросам...
4. Сформировать у обучающихся понятия о...
5. Углубить знания обучающихся о...
6. Закрепить знания обучающихся и научить самостоятельно проводить анализ...
7. Сформировать научные знания….
8. Раскрыть содержание знаний и понятий...
9. Расширить знания обучающихся по отдельным вопросам.
10.Закрепить и расширить знания по теме….
II. Развивающие: (примеры)
1. Продолжить формирование общеучебных знаний , планирования ответов, сравнения
обобщения...
2. Содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных
задач, вовлечение обучающихся в дискуссию...
3. Развивать эмоции учащихся (посредством удивления, радости, эмоциональных
переживаний).
4. Развивать интерес к учению (применением ТСО, игровых моментов).
5. Развивать интеллект (умение выделить главное, существенное, самостоятельность
мышления).
6. Сформировать положительное отношения к учению, интересов, способностей.
III. Воспитательные: (примеры)
1. Содействовать в ходе занятия формированию основных мировоззренческих идей ...
2. Обеспечить изучение работ...
3. Содействовать воспитанию эстетических взглядов...
4. Содействовать воспитанию нравственных качеств у обучающихся, уделить особое
внимание воспитанию патриотизма, эстетических норм, гуманизма, активной жизненной
позиции.
5. Содействовать воспитанию аккуратности, сосредоточенности, ответственности...
6. Содействовать
воспитанию
сознательного
отношения
к
процессу
обучения
(дисциплинированность, организованность).
7. Содействовать воспитанию чувства бережного отношения к каждой минуте рабочего
времени.
8. Содействовать воспитанию чувства товарищества, заботы о положении дел в группе и
у отдельных товарищей.
9. Содействовать воспитанию бережливого отношения к собственности.
Как помочь ученику освоить УУД?
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД - обеспечивают социальную компетентность и сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или
деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
(умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание
моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в
социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности
следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие
нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной
деятельности. К ним относятся:
целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа
действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия
постановки и решения проблем.
Виды занятий для формирования УУД
Личностные
УУД
Познавательные
УУД
Регулятивные УУД
Коммуникативн
ые УУД
участие
в
проектах;
подведени
е
итогов
урока;
творческие
задания;
зрительное
,
моторное,
вербальное
восприятие
музыки;
мысленное
воспроизведен
ие
картины,
ситуации,
видеофильма;
самооценк
а
события,
происшествия;
дневники
достижений.
«найди
отличия» (можно
задать
их
количество);
«на
что
похоже?»;
поиск
лишнего;
«лабиринты»;
упорядочиван
ие;
«цепочки»;
хитроумные
решения;
составление
схем-опор;
работа
с
разного
вида
таблицами;
составление и
распознавание
диаграмм;
работа
со
словарями.
«преднамеренн
ые ошибки»;
поиск
информации
в
предложенных
источниках;
взаимоконтрол
ь;
«ищу ошибки»
КОНОП
(контрольный
опрос
на
определенную
проблему).
составь
задание
партнеру;
отзыв
на
работу
товарища;
групповая
работа
по
составлению
кроссворда;
«отгадай, о
ком говорим»;
диалоговое
слушание
(формулировка
вопросов
для
обратной
связи);
«подготовь
рассказ...»,
«опиши
устно...»,
«объясни...»
и
т. д.
Планирование УУД на каждом этапе урока
Этапы учебного
занятия
Образовательные задачи
УУД, формирующиеся на данном
этапе
Организационный
момент
1. Организовать актуализацию
требований к учащимся со
стороны учебной деятельности.
2. Создать условия для
возникновения внутренней
потребности, включения в
учебную деятельность.
1) Регулятивные:
- волевая саморегуляция;
2) Личностные:
- смыслообразование (Я должен
посмотреть…)
3) Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с преподавателем и
со сверстниками.
2. Проверка
домашнего задания.
Подготовка к работе
на основном этапе.
1. Организовать актуализацию
изученных способов действий,
достаточных для построения
новых знаний.
2. Зафиксировать
актуализированные способы
действия в речи (повторение
правил).
3. Зафиксировать актуальные
способы действия в знаках
(эталоны, схемы, опора по
1) Познавательные:
- общеучебные умения
структурировать знания, контроль
и оценка процесса и результатов
деятельности.
2) Логические:
- анализ, сравнение, синтез.
3) Регулятивные:
- контроль и оценка
прогнозирования (при анализе
учебного действия).
правилам).
4. Организовать обобщение
актуализир. способов действий.
Мотивировать учащихся к
учебному действию.
5. Организовать выполнение
учащимися учебного действия.
6. Зафиксировать учебные
затруднения (групповое или
индивидуальное)
3. Усвоение новых
знаний и способов
действия
Организовать
построение проекта изучения
нового знания:
1. учащиеся ставят цель
проекта (что является целью -
тема).
2. учащиеся определяют
средства (алгоритмы, модели,
справочники, Интернет...)
3. учащиеся формулируют
шага, которые необходимо
сделать для реализации
поставленной цели.
1) Регулятивные:
- целеполагание как постановка
учебной задачи,
- планирование,
- прогнозирование.
2) Познавательные:
- умение структурировать знания,
постановка и формулировка
проблемы, умение осознанно и
произвольно строить речевые
высказывания.
Общеучебные:
Моделирование,
выбор наиболее эффективных
способов решения задач.
4. Реализация
построенного
проекта и
закрепление
изученных способ
действий.
1. Организовать реализацию
построенного проекта в
соответствии с планом.
2. Организовать фиксацию
нового способа действия в
речи.
3. Организовать фиксацию
нового действия в знаках.
4. Обсуждение возможности
применения нового способа
действий для решения всех
заданий данного типа.
5. Организовать усвоение
учащимися нового способа
действий во внешней речи
(в парах или группах,
фронтально)
1)
Коммуникативные:
Планирование учебного
сотрудничества
2) Познавательные:
- поиск и выделение необходимой
информации
- смысловое чтение
- построение логической цепи
рассуждения
5. Контроль и
самооценка знаний и
способов действия
1. Организовать
самостоятельное выполнение
учащимися типовых заданий на
новый способ действия.
2. Организовать сопоставление
работы с эталоном для
самопроверки.
3. По результатам выполнения
самостоятельной организовать
рефлексию деятельности по
применению нового способа
деятельности.
1) Регулятивные:
- контроль и коррекция в форме
сравнения способа действия и его
результата с заданным эталоном.
2) Познавательные:
-умение осознанно и произвольно
строить высказывания.
6. Коррекция знаний
и способов действий
1. Организовать выявление
типов заданий, где
используется новый способ
действия.
2. Организовать повторение
учебного содержания
необходимого для обеспечения
содержательной
непрерывности.
1) Регулятивные:
прогнозирование
7. Подведение итогов
занятия, информация
о домашнем задании.
1. Организовать фиксацию
нового содержания изученного
на уроке.
2. Организовать фиксацию
неразрешенных затруднений на
уроке как направлений
будущей учебной деятельности.
3. Организовать обсуждение и
запись домашнего задания.
1) Познавательные:
- умение структурировать знания
- оценка процессов и результатов
деятельности
2) Регулятивные:
- волевая саморегуляция
- осознание того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению
8. Рефлексия
1. Организовать рефлексию
учащихся по поводу своего
психоэмоционального
состояния, мотивации, своей
деятельности, взаимодействия с
преподавателем и
одноклассниками.
1)
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
- оценивание качества своей и
общей учебной деятельност
Формулировки деятельности преподавателя и обучающихся:
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Проверяет готовность обучающихся к
занятию.
Озвучивает тему занятия.
Уточняет понимание обучающимися
поставленных целей занятия.
Выдвигает проблему.
По очереди комментируют…
Приводят примеры для формирования целей
занятия.
Пишут под диктовку.
Проговаривают по цепочке.
Работают с текстом…
Создает эмоциональный настрой на…
Формулирует задание…
Напоминает обучающимся, как…
Предлагает индивидуальные задания.
Проводит параллель с ранее изученным
материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения…
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет:
– индивидуальный контроль;
– выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности
обучающихся в работу на занятии.
Диктует. Дает:
– комментарий к домашнему заданию;
– задание на поиск в тексте
особенностей...
Организует:
взаимопроверку;
–коллективную проверку;
–беседу по уточнению и конкретизации
первичных знаний;
–оценочные высказывания обучающихся;
–обсуждение способов решения;
–поисковую работу обучающихся
(постановка цели и план действий);
–самостоятельную работу с учебником;
–беседу, связывая результаты урока с его
целями.
Подводит обучающихся к выводу о…
Наводящими вопросами помогает выявить
причинно-следственные связи в…
Обеспечивает положительную реакцию
обучающихся на творчество одногруппников.
Акцентирует внимание на конечных
результатах учебной деятельности
обучающихся на занятии.
Составляют схемы
Отвечают на вопросы преподавателя.
Выполняют задания по карточкам.
Озвучивают понятие…
Выявляют закономерность…
Анализируют…
Определяют причины…
Формулируют выводы наблюдений.
Объясняют свой выбор.
Высказывают свои предположения в паре.
Сравнивают…
Читают план описания…
Подчеркивают характеристики…
Находят в тексте понятие, информацию.
Работают с учебником.
Составляют опорные конспекты.
Разрабатывают ….
Слушают доклад, делятся впечатлениями о…
Высказывают свое мнение.
Осуществляют:
– самооценку;
– самопроверку;
– взаимопроверку;
– предварительную оценку.
Формулируют конечный результат своей работы на
занятии.
Называют основные позиции нового материала и
как они их усвоили (что получилось, что не
получилось и почему)
Одним из ключевых понятий ФГОС стал конструктор урока.
В
отличие
от
конспекта
урока,
который
обычно
отражает
план
работы педагога при проведении урока, конструкт урока содержит этапы и
виды
учебной
деятельности ученика, способы
его
деятельности
(универсальные
учебные
действия),
при
овладении
которыми
наши
воспитанники
становится
самостоятельными
в
процессе
познания,
социализированными и успешными в обществе.
Оформление конструктора урока
Дата __________
Класс _______
Тема:____________
Тип урока:_________
Цель: (формирование, овладение, развитие …)
Задачи:
образовательные: (учить…., )___________
развивающие: (развивать….,) ________________
воспитывающие:_( воспитывать….,) ______________
Оборудование:________________
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Планируемые
образовательные
результаты(УДД)
Организационны
й момент
Приветствие учащихся
Эмоциональный настрой
на продуктивную работу в
течение урока.
Учебная
организация
учащихся (наличие
на рабочем месте
учебника, дневника,
принадлежностей)
1) Регулятивные:
2) Личностные:
3) Коммуникативны
е
«Изюминки» начала урока.
1). Заливистый школьный звонок
Опять нас позвал на урок,
Будьте все внимательны,
А ещё старательны!
2). Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок,
Садитесь поудобнее –
Начнём сейчас урок!
3). Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Готовы слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
4). Я рада видеть каждого из вас,
И пусть зима прохладой в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Ребята, представьте, что вы снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в
воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые хрупкие снежинки (сели
девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле, они
улыбнулись друг другу и сказали «Доброе утро!».
- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. На столах у вас находятся карточки с разными
символами настроения. Выберите наиболее подходящее для вас сейчас и покажите мне.
Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная
ситуация как особая единица учебного процесса .
Цель учебной ситуации состоит в создании такой среды, которая бы позволила бы ученикам
творчески реализовать себя и получить собственную продукцию определенного качества.
Виды учебных ситуаций:
Учебная ситуация целеполагания
Учебная ситуация планирования
Проблемная ситуация и ее решение
Учебная ситуация моделирования
Учебная ситуация наблюдения
Учебная ситуация обучения самоконтролю и самооценке
Учебная ситуация рефлексии
Учебная ситуация формирования ценностного отношения к событиям, явлениям
Задача учителя
• научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности
• уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию, которая побуждает учащихся к
активному действию, создает мотивацию учения, чтобы ребенок захотел на уроке выполнять
определенные действия
Примеры учебных ситуаций:
ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими
удивление;
ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися
представлениями;
ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными
данными;
ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное
количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию,
сообразительность;
ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов
ответа и обосновать его;
ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и
последствиях изучаемых событий.
Приёмы:
«ФАНТАСТИЧЕСКАЯ ДОБАВКА»
Преподаватель дополняет реальную
ситуацию фантастикой. Вы можете переносить
учебную ситуацию на фантастическую планету; перенести реального или литературного героя во
времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами
инопланетянина или древнего грека…
«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВХОЖДЕНИЕ В УРОК»
Преподаватель начинает урок с "настройки". Например, знакомим с планом урока.
Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: "Сначала мы вместе восхитимся глубо-
кими знаниями — а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на
вопрос... (звучит тема урока в вопросной форме). Затем потренируем мозги — порешаем задачи.
И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что ценное... (называется тема повторения)". Если
есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза.
«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»
Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми
своими эмоциями. И замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны.
Разыгрывается сценка на учебную тему.
«ПОСЛОВИЦА-ПОГОВОРКА»
Преподаватель начинает урок с пословицы или поговорки, относящейся к теме урока.
«ВЫСКАЗЫВАНИЯ ВЕЛИКИХ»
Преподаватель
начинает
урок
с
высказывания
выдающегося
человека
(людей),
относящегося к теме урока.
«ЭПИГРАФ»
Преподаватель начинает урок с эпиграфа к данной теме.
«ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ»
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность
применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
«ПРОБЛЕМА ПРЕДЫДУЩЕГО УРОКА»
В конце урока учащимся предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть
трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что
подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно
сформулировать
накануне,
а
на
следующем
уроке
лишь
восстановить
в
памяти
и
обосновать.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА»
Можно начать урок с интеллектуальной разминки — два-три не слишком сложных вопроса на
размышление. С традиционного устного короткого опроса — простого опроса, ибо основная его
цель — настроить учащегося на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой.
«НЕСТАНДАРТНЫЙ ВХОД В УРОК»
Универсальный прием, направленный на включение учащихся в активную мыследеятельность
с первых минут урока. Преподаватель начинает урок с противоречивого факта, который трудно
объяснить на основе имеющихся знаний.
«АССОЦИАТИВНЫЙ РЯД»
К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход
будет следующим:
если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить
определение, используя записанные слова;
затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в
ассоциативный ряд; оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться,
что-либо добавить или стереть
«РАБОТА НАД ПОНЯТИЕМ»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока и
учитель просит объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре".
«СИТУАЦИЯ ЯРКОГО ПЯТНА»
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено
цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на
выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности
всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
«НЕОБЪЯВЛЕННАЯ ТЕМА»
Приём, направленный создание внешней мотивации изучения темы урока.
Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не блокируя
восприятия непонятными терминами.
Пример: Преподаватель записывает на доске слово «Тема», выдерживает паузу до тех пор,
пока все не обратят внимание на руку педагога, которая не хочет выводит саму тему.
Преподаватель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и,
кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете уже в середине
урока: почему рука отказалась записать тему урока?
Данный вопрос записывает в уголке классной доски.
Преподаватель: Ребята, вам предстоит проанализировать и доказать, с точки зрения
полезности, отсутствие темы в начале урока! Но начинать урок нам все равно надо, и
начнем с хорошо знакомого материала…
«ЗИГЗАГ»
Данную стратегию уместно использовать для развития у учащихся следующих
умений:
• анализировать текст совместно с другими людьми;
• вести исследовательскую работу в группе;
• доступно передавать информацию другому человеку;
• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом
интересов группы.
Пример: Прием используется для изучения и систематизации большого по объему
материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для
взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп.
Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно
рабочими) - 5 человек.
Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение
итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать
достигнутый результат и оценить свою работу.
Выделяют три вида рефлексии:
рефлексия эмоционального состояния и настроения (используются сигнальные карточки,
изображения, отражающие спектр эмоций);
рефлексия деятельности на уроке (приёмы «Лестница успеха», «Комплимент», «Выбор» и
другие);
рефлексия содержания учебного материала (приём «Незаконченное предложение», приращение
знаний и достижение целей, приём «Синквейн»).
Приёмы рефлекции:
«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«МОДЕЛИРОВАНИЕ ИЛИ СХЕМАТИЗАЦИЯ»
Учащиеся моделируют или представляют свое понимание, действия в виде рисунка или схемы.
«ТАБЛИЧКА»
Фиксация знания и незнания о каком-либо понятии (может быть расположена как горизонтально,
так и вертикально.
Понятие
Знал
Узнал
Хочу узнать
«ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»
Обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
«СТРЕЛКИ ИЛИ ГРАФИКИ»
Стрелки или графики, на которых учащиеся изображают результат рефлексии по различным
критериям: понимание, участие в обсуждении, генерирование (выдвижение) идей, групповое
взаимодействие, настроение, интерес к выполнению задания, лёгкость выполнения …- т.е.
различные виды рефлексии.
Я П
Л И
МЫ ДЕЛ
Ак.
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
«ЛЕСЕНКА «МОЁ СОСТОЯНИЕ»»
Учащийся отмечает соответствующую ступеньку лесенки.
Комфортно
Уверен в своих силах
Хорошо
Плохо
Крайне скверно
«ВОПРОСЫ ИТОГОВОЙ РЕФЛЕКСИИ, КОТОРЫЕ ЗАДАЮТСЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ В
КОНЦЕ УРОКА»
Как бы вы назвали урок?
Что было самым важным на уроке?
Зачем мы сегодня на уроке…?
Какова тема сегодняшнего урока?
Какова цель урока?
Чему посвятим следующий урок?
Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?
Что для тебя было легко (трудно)?
Доволен ли ты своей работой?
За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?
«ХОЧУ СПРОСИТЬ»
Рефлексивный прием, способствующий организации эмоционального отклика на уроке. Учащийся
задает вопрос, начиная со слов «Хочу спросить…». На полученный ответ сообщает свое
эмоциональное отношение: «Я удовлетворен….» или «Я неудовлетворен, потому что …»
«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ, ВЫБЕРИ ПОНРАВИВШУЮСЯ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОС»
«РЮКЗАК»
Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть -
зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак
перемещается от одного учащегося к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит
конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример: я научился составлять план текста; я разобрался в такой-то теме; я наконец-то запомнил
1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного
экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в
зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу
из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и
формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть
ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не
понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или
информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу
«И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что
бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Плюс
Минус
Интересно
3.Анкета.
Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять,
дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.
Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.
1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был
7. Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
4. «Мои ответы».
На протяжении урока отмечать условно свои ответы:
«V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;
«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;
«| » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;
«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;
«0» - не ответил.
5. «Комплимент».
Комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах, в котором
учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный
урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании
личностной значимости каждого.
6. «Три лица».
Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и
грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
7. «Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их
настроением в начале и в конце урока.
8.«Пейзаж».
Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина
проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают
ту картину, которая соответствует их настроению.
9.Приём «Что, если…?»
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются
со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны
посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы .
10.Подбор афоризма пословицы, стихотворения к уроку.
11. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я
знаю…).
12. Решение проблемы на уроке можно оформить в виде графического организатора, например
«грабли» или «гроздь». Они приемлемы на стадии рефлексии, когда учащиеся ещё раз
пересматривают, осмысливают то, что узнали, расширяют сферу своих знаний, выдвигают новые
идеи.
Итог совместной работы в группе можно выполнить в виде схемы-паутины.
Что нового ты узнал на уроке?
Какие уже имеющиеся у тебя знания понадобились в решении задачи (или на уроке)?
Кто и как тебе помогал(и) на уроке при решении задач?
Какие знания, полученные на уроке, понадобятся тебе в будущем?
Где ты применишь полученные знания?
В какой момент урока ты чувствовал себя особенно успешным?
Благодаря каким инструментам ты нашел решение?
Какие способы и приемы работы ты использовал на уроке (составлял таблицу, рисовал схему,
составлял тезисы и т.д.)?
С кем тебе было интереснее всего работать в паре/группе? Почему?
За что бы ты себя похвалил на уроке?
Что изменил бы в своих действиях на уроке?
Что бы ты изменил на уроке в последующем?
Что тебе понравилось на уроке больше всего?
И т.д.
13.Аргументированные ответы на один из вопросов:
1. Что вы ожидали от урока и что получилось?
2. Какие этапы урока вы считаете наиболее удачными и почему?
3. Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
4. Была ли польза от такого рода работы?
5. В чем вы видите собственное приращение?
6. Что вам более всего удалось во время урока, какие виды деятельности были выполнены
наиболее успешно? Назовите наиболее эффективные из них.
7. Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во
время урока. Какими способами вы их преодолевали?
8. Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра
сделать нашу работу на уроке более успешной.
9. На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
10.Какой этап урока вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
14.Резюме, эссе, мини-сочинения.
15. «Три М».
Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока,
и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
16.»График».
Учащимся предлагается начертить в течение урока график
-изменения их интереса;
-уровня познания,
- личной активности.
17. «Дерево моего успеха».
Предлагается на индивидуальном дереве успеха с помощью условных знаков показать, насколько
оказался доступным и усвоенным тот или иной фрагмент темы.
18. Техника «рефлексивная мишень».
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются
параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания,
оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей
деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к
центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её
краткий анализ.
19. Вопросы, требующие многовариантных ответов:
Почему было трудно?
Что открыли, узнали на уроке?
Оправдались ли ваши ожидания от урока?
Что вы взяли с сегодняшнего урока?
Над чем заставил задуматься урок?
20. "Благодарю…".
В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят,
кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество
проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово
педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее
количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому
участнику событий.
21."А напоследок я скажу".
Школьникам предлагается последовательно ответить на три вопроса:
Насколько оправдались ваши ожидания и кому за это спасибо (исключая учителя)?
Что не оправдалось и почему?
Мои и наши перспективы?
22."Ассоциация".
Обучающимся предлагается из картинок, разложенных на столе, выбрать по две: первую
– которая максимально иллюстрирует его состояние на начало урока, вторую – на его
окончание. Затем каждый желающий может объяснить свой выбор (по одному – два
предложения на картинку). Любые комментарии со стороны других одноклассников или
учителя исключаются. Педагог комментирует свои картинки последним, подводя итоги урока.
23. "Синквейн".
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного
материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Пушкин
Великий, талантливый.
Думает, страдает, любит.
Чувства добрые пробуждает.
Гений.
25. “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и
голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы
узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно
предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока
собрать цветы в корзинку или вазочку. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой
цвет:
красный - восторженное;
оранжевый - радостное, теплое;
желтый - светлое, приятное;
зеленый – спокойное;
синий - неудовлетворенное, грустное;
фиолетовый - тревожное, напряженное;
черный - упадок, уныние.
26.«Волшебная палочка».
-Если я найду волшебную палочку, я порошу ее помочь…(кому?)
27.Анализ своих ошибок.
28. Шкала настроения.
У каждого ученика лежит листок со шкалой настроение (10 баллов). Ученик отмечает свое
настроение на протяжении всего урока. Можно сделать общую шкалу для всего класс. Одна
ломаная линия покажет настроение в начале урока, вторая – в конце.
29. Слова-напутствия.
И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы новой
книги.
К.Паустовский
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других. Если ты сумеешь
правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
А.де Сент-Экзюпери
30.Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо
работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной
степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке
достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне
это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
31. Лучики солнца.
Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание
разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и
вставляют лучики.
32. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки
красного цвета, если нет, зелёного.
33. «Светофор».
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый –
есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до
урока).
35.Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных
произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и
спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их
настроению.
36.Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в
виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
37. «Лестница
успеха
».
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы
деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде
ступенек, ведущих к успеху.
38."Бортовой журнал" - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических
моделей,
кратких
предложений
и
умозаключений,
вопросов.
В
качестве
задаваемых
преподавателем частей "бортового журнала", которые будут заполняться учащимися, могут быть:
ключевые понятия темы, связи, которые может установить студент, важные вопросы.
39.Различные виды дневников: обычный, дневник - художественный альбом, двухчастный
дневник (в одной графе - наблюдаемые факты, цитаты из высказываний, в другой - комментарии)
и другие. В отличие от эссе и "бортового журнала", дневник ведется в течение длительного
промежутка времени и позволяет ученику осуществить более вдумчивую рефлексию, отслеживая
как непосредственный процесс, так и сравнивая свои действия во времени ("отложенная"
рефлексия).