Авторы: Артеева Марина Александровна, Марина Александровна Артеева
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "Сизябская СОШ"
Населённый пункт: Ижемского района Республики Коми
Наименование материала: "Как научиться жить без драки"
Тема: Методическая разработка классного часа
Раздел: полное образование
«Как научиться жить без драки!?»
Ход классного часа
Ведущий. Давайте отложим дела на потом,
О дружбе расскажем, о дружбе споем. Пусть искорка дружбы, что вместе зажжем, Подарит нам
радость, согреет теплом!
(Звучит песня «Если с другом вышел в путь» (муз. В. Шаинского, сл. М. Танича).)
Наша сегодняшняя беседа посвящена дружбе.
Сегодня мы будем учиться радоваться победе друзей — такова цель игры, которую мы проведем.
Мы постараемся открыть секреты дружбы и помочь тем ребятам, у которых еще не очень хорошо
получается дружить.
(читает слова на плакате). «Уважен хочешь быть – умей других уважить» - так еще издавна
говорили люди. Но всегда ли это получается? Чего нам не хватает для взаимопонимания?
Игра-тренинг «Ромашка»
Каждый из вас назовет самое необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке
ромашки.
(Дети по желанию выходят к доске, на которой прикреплена ромашка, называют и записывают
свое слово.)
Игра «Азбука добрых слов»
Назовите:
слово, которым можно выразить благодарность (спасибо, благодарю);
слово, которым можно поприветствовать (здравствуй, привет, как я рад тебя видеть);
слово, которым можно попросить прощения (прости, пожалуйста, извини);
слово-обращение с просьбой (пожалуйста, будьте добры).
- А каких людей чаще всего не любят в классе, во дворе, в любом коллективе или почему у
некоторых дружба не складывается? Какие качества мешают этим людям? (Ответы детей.)
- Наверное, вы обращали внимание, как ведут себя драчуны перед схваткой? Они стоят,
напыжившись, отведя локти далеко в стороны. Кого они напоминают в этот момент? Пусть не
обижаются драчуны, но больше всего они похожи на шимпанзе, которые, когда злятся, становятся
в такую же позу. Они еще вздыбливают шерсть, чтобы выглядеть больше и страшнее. Но стоит ли
так старательно подражать шимпанзе? (Ответы детей.)
Стихотворение Б. Заходера «Мы - друзья»
С виду мы не очень схожи:
Петька толстый — я худой,
Не похожи мы, а все же
Нас не разольешь водой!
Дело в том, что он и я —
Закадычные друзья!
Все мы делаем вдвоем:
Даже вместе... отстаем!
Дружба дружбою, однако
И у нас случилась драка...
Дрались честно,
Как положено друзьям:
— Я как стукну!
— Я как тресну!
— Он как даст!
— А я как дам!
Скоро в ход пошли портфели.
Книжки в воздух полетели.
Словом, скромничать не буду —
Драка вышла хоть куда!
Только смотрим — что за чудо?
С нас ручьем бежит вода!
Это Борьки на сестра
Облила нас из ведра!
А она еще смеется:
— Вы действительно друзья!
— Вас водой разлить нельзя!
- Как же научиться обходиться без кулаков, без драки? (Ответы детей.)
- Почему бы нам не говорить людям учтивые и приятные слова столь же легко и естественно, как
мы спрашиваем, например, который сейчас час?
Делать добро – это не подвиг, не обязанность. Совершать добрые поступки столь же необходимо
для культурного человека, как и принимать пищу, спать, быть опрятным.
- В жизни всякое случается. Бывает и такое...
Рассказ «Чепуха, а не марки...»
Папа подарил на день рождения Вове новые марки. Он показал их своему приятелю Славе и
радостно сообщил:
— Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе нравятся?
— Да у меня таких навалом! - захохотал Слава. — Что в них особенного? Они никакой ценности
не представляют. Эх ты! То же мне филателист! И твой отец хорош — в марках не разбирается!
Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе свои покажу?
Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал...
— Как ты думаешь, почему? (Ответы детей.)
Рассказ «Давай, давай, рассказывай»
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был
расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
— Чего это у тебя глаза на мокром месте? — громко закричала Катя.
— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну-ну, давай, рассказывай! — подскочила к
ней Наташа.
— Что случилось? Почему слезы? - закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
— В чем была ошибка школьников? Что бы вы сделали на их месте? (Ответы детей.)
Стихотворение «Кто кого обидел…»
- Кто кого обидел первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первым?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл! (Ответы детей.)
-К сожалению, грубые слова иногда можно слышать от ребят , а иногда бывает и так, как в
стихотворении «Два козла». Может быть, послушав его, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не
быть похожими на этих персонажей.
Стихотворение «Два козла»
Однажды на лужайке подрались два козла,
Подрались для забавы, не то чтобы со зла.
Один из них тихонько приятеля лягнул,
Другой из них тихонько приятеля боднул,
Один лягнул приятеля немного посильней,
Другой лягнул приятеля немного побольней,
Один разгорячился, лягнул, что было сил,
Другой его рогами под брюхо зацепил.
Кто прав, а кто виновен – запутанный вопрос,
Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьёз.
Я вспомнил эту драку, когда передо мной
На школьной перемене такой же вспыхнул бой.
- Да, такие отношения дружескими не назовёшь, лучше, если всё происходит, как в сказке
«Репка». Даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт.
А если и споткнётся вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг
Ему протянет руку.
Игра «Кто с кем дружит?»
- Угадайте кто с кем дружит, кто кому нужен?
Забавные бурундучки Чип и…(Дейл)
Добрая Белоснежка и …(Семь гномов)
Забавный Вини-Пух и …(Пятачок)
Добрый Малыш и …(Карлсон)
Доверчивый Буратино и …(Мальвина)
Зелёный крокодил Гена и …(Чебурашка)
- А такие ребята вам встречались? Сталкивались ли вы с такой ситуацией?
Стихотворение А. Барто
СОНЕЧКА.
Тронь её нечаянно-
Сразу: - Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! -
Слышен Сонин голос. -
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
-Голова болит:
Я бы полежала бы,
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
- Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы -
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка.
И сидит тихонечко.
- Всегда ли надо идти к взрослому (учителю или к родителям) жаловаться и ябедничать на
одноклассников, друзей? (Не ябедничай за спиной у товарища!)
- Ребята, что вы можете посоветовать ребятам? (Жить дружно! Без ссор! Не ссориться с
друзьями, не драться, стараться играть вместе.)
- Поступай с другими так, как тебе бы хотелось, чтобы поступали с тобой, — если ты будешь
следовать этому мудрому совету, ты никогда не ошибешься.
- А чего в первую очередь ты ждешь от других? Внимания, заботы, теплоты, понимания. Но
иногда в жизни складывается так, что тебя о чем-то просят, а времени на выполнение просьбы
совсем нет.
— Как поступить в таком случае? (Ответы детей.)
- «Человек может обойтись без многого, но не без человека!» Жизнь на каждом шагу
подтверждает эти слова. Вот и знаменитый французский врач Ален Бомбар доказал, что одинокий
человек в океане мог бы продержаться после кораблекрушения не меньше месяца, но обычно
умирает на третьи сутки. И это смерть не столько от истощения, сколько от ужаса оторванности от
людей.
Рассказы детей «Мой лучший друг».
Дети называют своих друзей, делятся секретами дружбы, рассказывают, каким успехам своего
друга они рады.
- Как мы должны общаться с друзьями?
Составление правил дружбы
Не ссорится
Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить – быть вежливым
Не злиться
Не жадничать
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится.
- Вот и подходит к концу наш классный час. Давайте сделаем нашу жизнь лучше.
Давайте помогать друг другу в трудную минуту, давайте выбирать хороших и верных друзей.
А теперь давайте возьмёмся за руки, никогда не будем ссориться и скажем друг другу слова
известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»