Автор: Решетова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Панфиловская СОШ
Населённый пункт: Муромский район Владимирская область
Наименование материала: «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников».
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование
«Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию
дошкольников».
Из опыта работы воспитателя Решетовой Татьяна Владимировна.
Актуальность : Патриотическое воспитание дошкольников является одной из важных задач
детского сада, ведь детство самая благоприятная пора для привития чувств любви к Родине
В
настоящее
время
задачи патриотического
воспитания
ориентированы
на
семью .Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни
Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и
его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. «Все и хорошее и
плохое человек получает в семье». Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не
злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от
отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального,
бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных
связей.Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
Слайд 3-К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому
воспитанию детей относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь
детского
сада.
Самое
большое
счастье
для
родителей
–
вырастить
здоровых
и
высоконравственных детей.
Работа с семьей является сложной задачей.
Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на
ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это
делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Воспитывать ребенка патриотом просто, но
только тем родителям, которые сами проявляют патриотические чувства. Дети быстро
перенимают убеждения родителей и почти всегда разделяют их. Во всех случаях необходима
квалифицированная помощь дошкольного учреждения.
Слайд5- Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад
устанавливает тесную связь с семьёй.
Перед собой поставили следующую цель: вовлечение семьи в единое образовательное
пространство
через
создание
эффективных
условий
взаимодействия
ДОУ
и
семьи,
ориентированного на патриотическое воспитание дошкольников.
Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш
детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а
как на равноправных участников формирования детской личности.
Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок , в конкурсах
рисунков, поделок.
Для этого мы в детском саду используем различные формы и методы.
Формы работы с родителями:
1.Родительские собрания:
«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника».
«Нравственно — патриотическое воспитание ребенка».
Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста
был подготовлен материал в родительский уголок.
2. Наглядно- информационные формы организации общения педагогов с родителями :
-наглядная информация на стендах, папках-передвижках;
Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и
увлекательным процессом.
3.Это
консультации,
педагогические
беседы
(индивидуальные,
подгруповые,груповые) «Растим
дошкольников патриотами
своей
Родины»,
«Нравственное воспитание
дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка
любить и беречь природу», «Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы,
памятки и рекомендации «Как вырастить вежливого ребенка», «Поговори со мною мама»,
«Азбука патриотизма», «Как вырастить маленького патриота» т. д.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,
востребованным, полезным. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество,
которое разделяют и взрослые, и дети.
4. Мы сделали подборки к праздникам:
В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые
ежегодно проводятся в нашей группе. Это:
*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя
ярмарка ; Рождество, Благовещенье.
Так же очень важно знакомить детей с народным
декоративно-прикладным искусством. Русское народное декоративно-прикладное искусство
тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной
музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за
свою страну, богатую славными традициями.
Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя
выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
- Выставки рисунков, поделок: «Мы любим наших мам!», «Осенние фантазии», «Скоро, скоро
Новый год», «Мы будущие защитника Отечества!»; «Весна - весняночка».уже в этом учебном
году за осенние поделки наши дети получили муниципальные грамоты.
*государственно-гражданские праздники – День отца, День народного единства , Новый год,
День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города (села);День Флага.
(родители участвовали в изготовлении костюмов, поделок, разучивали стихи и песни ),
Папы принимали участие в празднике «23 февраля», «День отца» показали свою ловкость,
смелость, находчивость.
На примере таких праздников ребёнок играя , испытывает чувство гордости за своего
папу и хочет быть таким же ловким, смелым, храбрым и т.д.
*международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты
детей;
Мамы тоже были непосредственными участниками праздника. они водили хоров и
играли в игры вместе со своими детьми.
*бытовые и семейные праздники - дни рождения, “Выпуск в школу” и др.
Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как
прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.
Привлечение к созданию предметно-развивающей среды
Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Предметно-развивающая
среда в группе меняется и преображается в зависимости смены времени года. Оформляя осень,
изготовили много красивых осенних листьев, зимушку украшали объемными и вырезанными
снежинками, узорами.
Совместно с детьми и родителями обновляем и пополняем центр патриотического
воспитания.
Родители
и
дети
принимают
участие
в
продуктивно-исследовательской
деятельности.
Центр патриотического
воспитания обогащается
альбомами,
папками,
дидактическими играми пособиями и символикой.
В нашей группе был создан и реализован проект «Знаю, помню, горжусь, который был
посвящен 78-летию победы. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому,
что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их
имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
С помощью родителей в своей группе сделали альбомы: «Ордена и медали ВОВ», «Герои
с.Панфилова- бессмертный полк». Листая страницы этого альбома «Бессмертный полк» мы
знакомимся с героями ВОВ-членами семьи. Для макета родители предоставили нам экспонаты
боевой техники (игрушки: танки, солдатики), учили стихи о войне. В группе провели конкурс
рисунков на тему «Война глазами детей». Сделана папка-передвижка «герои-ВОВ». Акция «
Окна победы», «свеча памяти»
А также, с помощью родителей, был создан стенд, посвященный Дню Победы «Никто не
забыт». Туда мы поместили фотографии, письма, благодарности, истории солдат и тружеников
тыла – прадедушек и прабабушек наших ребят. Каждую историю мы изучили, рассмотрели
каждую фотографию и прочитали каждое письмо. Дети были горды за своих прадедушек и
прабабушек, ведь они подарили им мир и счастливое детство. Обязательно ко Дню Победы,
каждый год, готовится концерт, зрителями которого являются родители, бабушки и дедушки.
И, не только зрителями, но и участниками. Дети пели песни о войне и победе, читали стихи и
кружили в танцах под мелодии военных лет. А после праздника, все вместе, с родителями,
организуется поход к обелиску Воинской Славы, для возложения цветов героям войны.
Очень трогательно прошел конкурс чтецов на тему «Этих дней не смолкнет слава». Дети
с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины. Посетили с
родителями библиотеку ,где получили много информации о ВОВ.
Наши дети принимали участие в Районном конкурсе « Война глазами детей» и «Моя
Родина Россия», где читали стихи и получили грамоты Варя О., Ксюша В, Соня П. . Большую
помощь оказали нам родители учили стихи, песни , приобрели значки-георгиевские ленты к
празднику- великой Победы нашей страны над фашизмом
Нами был реализован проект «Путешествие в космос», где родители приняли активное
участие в изготовлении поделок, макетов планет, поучаствовали в развлекательном досуге, где
в месте с детьми проходили интересные препятствия с помощью которых отправлялись по
планетам.
Семьи Ч., К., П. принимали участие в муниципальном и в обласном конкурсе «
Отцовство долг и дар», награждены грамотами 1,2,3 место
Организация и проведение таких мероприятий, являются основными направлениями на
взаимодействие ДОУ и семьи по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников . Для
патриотического воспитания детей, способствующего развитию личности гражданина и
воспитания долга защитника Отечества.
Делаем выводы, что формирование патриотических чувств у детей невозможно без
установления тесной связи с семьей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду,
как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками
педагога в сложном деле воспитания патриотов.
Заключение В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и
терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у
всех считаются важными.
И мы не должны останавливаться на достигнутом, а искать новые пути сотрудничества с
родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек –
таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут,
будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители
станут союзниками и единомышленниками,
заинтересованно будут решать проблемы
нравственно – патриотического воспитания детей.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и
привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою
нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями,
научит любоваться природой, бережно относиться к ней.