Напоминание

Методическая разработка


Автор: Решетова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Панфиловская СОШ
Населённый пункт: Муромский район Владимирская область
Наименование материала: «Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников».
Тема: Методическая разработка
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Взаимодействие ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию

дошкольников».

Из опыта работы воспитателя Решетовой Татьяна Владимировна.

Актуальность : Патриотическое воспитание дошкольников является одной из важных задач

детского сада, ведь детство самая благоприятная пора для привития чувств любви к Родине

В

настоящее

время

задачи патриотического

воспитания

ориентированы

на

семью .Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в

детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни

Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и

его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. «Все и хорошее и

плохое человек получает в семье». Эта мудрость известна всем. Ведь ребенок рождается не

злым или добрым, не нравственным и не безнравственным. Воспитание этих качеств зависит от

отношения к ребенку взрослых, от того, как они его воспитывают.

Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального,

бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению семейных

связей.Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.

Слайд 3-К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому

воспитанию детей относятся отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь

детского

сада.

Самое

большое

счастье

для

родителей

вырастить

здоровых

и

высоконравственных детей.

Работа с семьей является сложной задачей.

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на

ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это

делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Воспитывать ребенка патриотом просто, но

только тем родителям, которые сами проявляют патриотические чувства. Дети быстро

перенимают убеждения родителей и почти всегда разделяют их. Во всех случаях необходима

квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Слайд5- Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад

устанавливает тесную связь с семьёй.

Перед собой поставили следующую цель: вовлечение семьи в единое образовательное

пространство

через

создание

эффективных

условий

взаимодействия

ДОУ

и

семьи,

ориентированного на патриотическое воспитание дошкольников.

Вся работа по патриотическому воспитанию проходит в тесном контакте с семьей. Наш

детский сад в своей работе с семьей опирается на родителей не только как на помощников, а

как на равноправных участников формирования детской личности.

Родители активные участники: участвуют в оформлении фотовыставок , в конкурсах

рисунков, поделок.

Для этого мы в детском саду используем различные формы и методы.

Формы работы с родителями:

1.Родительские собрания:

«Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника».

«Нравственно — патриотическое воспитание ребенка».

Для обогащения родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста

был подготовлен материал в родительский уголок.

2. Наглядно- информационные формы организации общения педагогов с родителями :

-наглядная информация на стендах, папках-передвижках;

Благодаря возможностям интернета оформление папок-передвижек стало интересным и

увлекательным процессом.

3.Это

консультации,

педагогические

беседы

(индивидуальные,

подгруповые,груповые) «Растим

дошкольников патриотами

своей

Родины»,

«Нравственное воспитание

дошкольника в семье и детском саду», «Как научить ребенка

любить и беречь природу», «Зачем нужны семейные традиции?», информационные листы,

памятки и рекомендации «Как вырастить вежливого ребенка», «Поговори со мною мама»,

«Азбука патриотизма», «Как вырастить маленького патриота» т. д.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,

востребованным, полезным. Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество,

которое разделяют и взрослые, и дети.

4. Мы сделали подборки к праздникам:

В настоящее время мы определили основной состав праздничных мероприятий, которые

ежегодно проводятся в нашей группе. Это:

*народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игры и забавы, Осенняя

ярмарка ; Рождество, Благовещенье.

Так же очень важно знакомить детей с народным

декоративно-прикладным искусством. Русское народное декоративно-прикладное искусство

тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной

музыкой. Это помогает детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за

свою страну, богатую славными традициями.

Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя

выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

- Выставки рисунков, поделок: «Мы любим наших мам!», «Осенние фантазии», «Скоро, скоро

Новый год», «Мы будущие защитника Отечества!»; «Весна - весняночка».уже в этом учебном

году за осенние поделки наши дети получили муниципальные грамоты.

*государственно-гражданские праздники – День отца, День народного единства , Новый год,

День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города (села);День Флага.

(родители участвовали в изготовлении костюмов, поделок, разучивали стихи и песни ),

Папы принимали участие в празднике «23 февраля», «День отца» показали свою ловкость,

смелость, находчивость.

На примере таких праздников ребёнок играя , испытывает чувство гордости за своего

папу и хочет быть таким же ловким, смелым, храбрым и т.д.

*международные праздники – День матери, Международный женский день, День Защиты

детей;

Мамы тоже были непосредственными участниками праздника. они водили хоров и

играли в игры вместе со своими детьми.

*бытовые и семейные праздники - дни рождения, “Выпуск в школу” и др.

Мы советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как

прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями.

Привлечение к созданию предметно-развивающей среды

Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Предметно-развивающая

среда в группе меняется и преображается в зависимости смены времени года. Оформляя осень,

изготовили много красивых осенних листьев, зимушку украшали объемными и вырезанными

снежинками, узорами.

Совместно с детьми и родителями обновляем и пополняем центр патриотического

воспитания.

Родители

и

дети

принимают

участие

в

продуктивно-исследовательской

деятельности.

Центр патриотического

воспитания обогащается

альбомами,

папками,

дидактическими играми пособиями и символикой.

В нашей группе был создан и реализован проект «Знаю, помню, горжусь, который был

посвящен 78-летию победы. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому,

что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их

имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

С помощью родителей в своей группе сделали альбомы: «Ордена и медали ВОВ», «Герои

с.Панфилова- бессмертный полк». Листая страницы этого альбома «Бессмертный полк» мы

знакомимся с героями ВОВ-членами семьи. Для макета родители предоставили нам экспонаты

боевой техники (игрушки: танки, солдатики), учили стихи о войне. В группе провели конкурс

рисунков на тему «Война глазами детей». Сделана папка-передвижка «герои-ВОВ». Акция «

Окна победы», «свеча памяти»

А также, с помощью родителей, был создан стенд, посвященный Дню Победы «Никто не

забыт». Туда мы поместили фотографии, письма, благодарности, истории солдат и тружеников

тыла – прадедушек и прабабушек наших ребят. Каждую историю мы изучили, рассмотрели

каждую фотографию и прочитали каждое письмо. Дети были горды за своих прадедушек и

прабабушек, ведь они подарили им мир и счастливое детство. Обязательно ко Дню Победы,

каждый год, готовится концерт, зрителями которого являются родители, бабушки и дедушки.

И, не только зрителями, но и участниками. Дети пели песни о войне и победе, читали стихи и

кружили в танцах под мелодии военных лет. А после праздника, все вместе, с родителями,

организуется поход к обелиску Воинской Славы, для возложения цветов героям войны.

Очень трогательно прошел конкурс чтецов на тему «Этих дней не смолкнет слава». Дети

с особым чувством читали стихи о солдатах, воевавших за освобождение Родины. Посетили с

родителями библиотеку ,где получили много информации о ВОВ.

Наши дети принимали участие в Районном конкурсе « Война глазами детей» и «Моя

Родина Россия», где читали стихи и получили грамоты Варя О., Ксюша В, Соня П. . Большую

помощь оказали нам родители учили стихи, песни , приобрели значки-георгиевские ленты к

празднику- великой Победы нашей страны над фашизмом

Нами был реализован проект «Путешествие в космос», где родители приняли активное

участие в изготовлении поделок, макетов планет, поучаствовали в развлекательном досуге, где

в месте с детьми проходили интересные препятствия с помощью которых отправлялись по

планетам.

Семьи Ч., К., П. принимали участие в муниципальном и в обласном конкурсе «

Отцовство долг и дар», награждены грамотами 1,2,3 место

Организация и проведение таких мероприятий, являются основными направлениями на

взаимодействие ДОУ и семьи по нравственнопатриотическому воспитанию дошкольников . Для

патриотического воспитания детей, способствующего развитию личности гражданина и

воспитания долга защитника Отечества.

Делаем выводы, что формирование патриотических чувств у детей невозможно без

установления тесной связи с семьей. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду,

как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей, быть помощниками

педагога в сложном деле воспитания патриотов.

Заключение В настоящее время эта работа очень актуальна, требует большого такта и

терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не у

всех считаются важными.

И мы не должны останавливаться на достигнутом, а искать новые пути сотрудничества с

родителями, ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек –

таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут,

будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители

станут союзниками и единомышленниками,

заинтересованно будут решать проблемы

нравственно – патриотического воспитания детей.

Мы очень надеемся, что проводимая нами работа поможет детям испытывать любовь и

привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою

нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями,

научит любоваться природой, бережно относиться к ней.



В раздел образования