Автор: Борисова Людмила Вениаминовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 176
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей
Раздел: дошкольное образование
Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по
развитию творческих способностей детей
Проблема развития детского творчества является одной из актуальных
проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального
своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Введение этой
деятельности
в
образовательный
процесс
обусловлено
возросшими
культурными потребностями людей в современном мире и возможностями
детей. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим
педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и
мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для
всех сфер личности.
Основными задачами работы является:
1.
Объединение имеющихся ресурсов группы в центре художественно —
продуктивной активности.
2.
Обучение детей различным элементам дизайн — деятельности.
3.
Развивитие у детей воображения, кругозора, интеллекта, рационально –
логического мышления, умения видеть необычное в обычных предметах,
художественно-творческих способностей детей.
4.
Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).
5.
Приобщение к дизайн – творчеству семьи воспитанников.
Работа, проводимая по формированию творческих способностей детей
средствами детского дизайна, строится в трех направлениях: с детьми,
родителями и педагогами.
Совместную дизайн-деятельность я провожу в форме «Дизайн студии».
Разработан перспективный план работы на основе Общеобразовательной
программы детского сада, программы «Конструирование и ручной труд» Л.В.
Куцаковой, рекомендациями И.А. Лыковой «Художественный труд в детском
саду», «Экопластика в детском творчестве» и в соответствии с методическими
рекомендациями по организации детской дизайн — деятельности Г.Н
Пантелеева и Л.А. Лялиной.
Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия
для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах
творческой деятельности. В уголке изобразительного творчества сосредоточен
весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные
виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый
материал. Наполнение уголка ведется вместе с детьми. Некоторые материалы
размещены в открытых коробках и полимерных баночках, что – то в
закрытых (с разными крышками – вращающимися, захлопывающимися, с
липучками и т.д.). Это дает возможность решить сопутствующие задачи:
развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.
Работа
с
детьми
строится
с
учетом
как
общедидактических
принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности,
развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к
обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания
разных
областей
знаний
и
деятельностей,
личностно-ориентированное
взаимодействие педагога с детьми). В «Дизайн студии» проводятся занятия
четырех типов
1.
Информационные занятия — на таких занятиях основной источник получения
информации – взрослый. Информационные занятия проводятся с целью
ознакомления детей с различными видами искусства; познавательные занятия-
практикумы, где дети усваивают новую информацию в процессе практической
работы с различными материалами под руководством воспитателя.
2.
Занятия-эксперименты, на которых дети имеют возможность в рамках одного
занятия получить представления о свойствах и качествах материалов,
обобщенных способов действий. Занятия такого типа организуются в целях
выявления особенностей и возможностей материалов, выявление обобщённых
способов действий до решения творческих задач.
3.
Самостоятельное детское экспериментирование познавательного характера и
формирование обобщённых способов создания продуктов побуждают
детей «встраивать» присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты;
4.
Творческие занятия предусматривают совершенствование дошкольниками уже
имеющихся ручных умений и навыков, преобразование накопленных знаний
при решении творческой задачи в процессе проектирования, которые
подразделяются на 2 вида: дизайн-рукоделие, предполагающие изготовление
плоскостных и объёмных изделий выполненных детьми на одном занятии;
дизайн-проект — выполняется ребёнком индивидуально, в сотворчестве со
взрослым или группой детей под руководством педагога в течение
продолжительного времени.
На занятиях дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или
нет. При организации дизайн — деятельности в форме творческой мастерской
практикую свободное размещение детей за общим столом, их общение с
другими детьми по ходу работы, перемещение по мере необходимости.
Непременным условием организации занятий по детскому дизайну является
атмосфера творчества.
Дети с большим удовольствием экспериментируют, соединяют различные
материалы. В итоге получаются настоящие детские шедевры. Работы детей
украшают интерьер группы, детского сада, дома. Ребята с удовольствием
рассматривают работы, делятся впечатлениями. Гордятся результатом своей
работы, уважительно относятся к работам сверстников.
Чтобы разбудить творческую активность каждого ребенка необходимо
мотивировать предстоящую деятельность. Ребенок должен понимать зачем, для
чего или кого он выполняет работу. Так, в нашей студии появляются сказочные
герои и герои мультфильмов, мы получаем открытки, телеграммы, посылки.
Есть у нас и определенные традиции. Мы с удовольствием поздравляем детей с
праздниками и дарим подарки, выполненные детьми.
В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители
воспитанников. В рамках взаимодействия с семьей организуется работа по
педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских
знаний и умений: консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши
руки не для скуки», видео — ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая
мастерская», презентации «Оригами», «Квиллинг», «Народные игрушки», «Что
нам осень принесла», «Мастерская Деда Мороза».
Воспитанники и их родители – активные участники и призёры конкурсов
и
выставок
детского
художественного
творчества
Муниципального
и
Всероссийского уровней.
Интересная и многогранная работа по внедрению детского дизайна в практику
проводится среди педагогов. Открытые просмотры занятий, консультации,
просмотр презентаций, посещение выставок помогают педагогам не только
получить интересную информацию, но и получить практические навыки.