Напоминание

Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей


Автор: Борисова Людмила Вениаминовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 176
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по

развитию творческих способностей детей

Проблема развития детского творчества является одной из актуальных

проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального

своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Введение этой

деятельности

в

образовательный

процесс

обусловлено

возросшими

культурными потребностями людей в современном мире и возможностями

детей. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим

педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и

мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для

всех сфер личности.

Основными задачами работы является:

1.

Объединение имеющихся ресурсов группы в центре художественно —

продуктивной активности.

2.

Обучение детей различным элементам дизайн — деятельности.

3.

Развивитие у детей воображения, кругозора, интеллекта, рационально –

логического мышления, умения видеть необычное в обычных предметах,

художественно-творческих способностей детей.

4.

Формирование практических умений (развитие руки, глазомера и т. д).

5.

Приобщение к дизайн – творчеству семьи воспитанников.

Работа, проводимая по формированию творческих способностей детей

средствами детского дизайна, строится в трех направлениях: с детьми,

родителями и педагогами.

Совместную дизайн-деятельность я провожу в форме «Дизайн студии».

Разработан перспективный план работы на основе Общеобразовательной

программы детского сада, программы «Конструирование и ручной труд» Л.В.

Куцаковой, рекомендациями И.А. Лыковой «Художественный труд в детском

саду», «Экопластика в детском творчестве» и в соответствии с методическими

рекомендациями по организации детской дизайн — деятельности Г.Н

Пантелеева и Л.А. Лялиной.

Для успешной работы с детьми в группе созданы благоприятные условия

для развития интереса детей и самореализации их и в различных видах

творческой деятельности. В уголке изобразительного творчества сосредоточен

весь необходимый материал для организации детского дизайна: различные

виды бумаги и картона, ткани, природный материал, различный бросовый

материал. Наполнение уголка ведется вместе с детьми. Некоторые материалы

размещены в открытых коробках и полимерных баночках, что – то в

закрытых (с разными крышками – вращающимися, захлопывающимися, с

липучками и т.д.). Это дает возможность решить сопутствующие задачи:

развитие мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве.

Работа

с

детьми

строится

с

учетом

как

общедидактических

принципов (систематичности, последовательности, доступности, активности,

развивающего и воспитывающего обучения), так и современных подходов к

обучению (комплексный подход к решению задач, интеграция содержания

разных

областей

знаний

и

деятельностей,

личностно-ориентированное

взаимодействие педагога с детьми). В «Дизайн студии» проводятся занятия

четырех типов

1.

Информационные занятия — на таких занятиях основной источник получения

информации – взрослый. Информационные занятия проводятся с целью

ознакомления детей с различными видами искусства; познавательные занятия-

практикумы, где дети усваивают новую информацию в процессе практической

работы с различными материалами под руководством воспитателя.

2.

Занятия-эксперименты, на которых дети имеют возможность в рамках одного

занятия получить представления о свойствах и качествах материалов,

обобщенных способов действий. Занятия такого типа организуются в целях

выявления особенностей и возможностей материалов, выявление обобщённых

способов действий до решения творческих задач.

3.

Самостоятельное детское экспериментирование познавательного характера и

формирование обобщённых способов создания продуктов побуждают

детей «встраивать» присвоенные ранее способы в новые смысловые контексты;

4.

Творческие занятия предусматривают совершенствование дошкольниками уже

имеющихся ручных умений и навыков, преобразование накопленных знаний

при решении творческой задачи в процессе проектирования, которые

подразделяются на 2 вида: дизайн-рукоделие, предполагающие изготовление

плоскостных и объёмных изделий выполненных детьми на одном занятии;

дизайн-проект — выполняется ребёнком индивидуально, в сотворчестве со

взрослым или группой детей под руководством педагога в течение

продолжительного времени.

На занятиях дети могут сами решать, участвовать им в общей работе или

нет. При организации дизайн — деятельности в форме творческой мастерской

практикую свободное размещение детей за общим столом, их общение с

другими детьми по ходу работы, перемещение по мере необходимости.

Непременным условием организации занятий по детскому дизайну является

атмосфера творчества.

Дети с большим удовольствием экспериментируют, соединяют различные

материалы. В итоге получаются настоящие детские шедевры. Работы детей

украшают интерьер группы, детского сада, дома. Ребята с удовольствием

рассматривают работы, делятся впечатлениями. Гордятся результатом своей

работы, уважительно относятся к работам сверстников.

Чтобы разбудить творческую активность каждого ребенка необходимо

мотивировать предстоящую деятельность. Ребенок должен понимать зачем, для

чего или кого он выполняет работу. Так, в нашей студии появляются сказочные

герои и герои мультфильмов, мы получаем открытки, телеграммы, посылки.

Есть у нас и определенные традиции. Мы с удовольствием поздравляем детей с

праздниками и дарим подарки, выполненные детьми.

В организацию работы по детскому дизайну активно включились и родители

воспитанников. В рамках взаимодействия с семьей организуется работа по

педагогическому просвещению родителей и формированию у них дизайнерских

знаний и умений: консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок», «Наши

руки не для скуки», видео — ролики «Где водятся волшебники…», «Творческая

мастерская», презентации «Оригами», «Квиллинг», «Народные игрушки», «Что

нам осень принесла», «Мастерская Деда Мороза».

Воспитанники и их родители – активные участники и призёры конкурсов

и

выставок

детского

художественного

творчества

Муниципального

и

Всероссийского уровней.

Интересная и многогранная работа по внедрению детского дизайна в практику

проводится среди педагогов. Открытые просмотры занятий, консультации,

просмотр презентаций, посещение выставок помогают педагогам не только

получить интересную информацию, но и получить практические навыки.



В раздел образования