Автор: Шуршилина Елена Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск- ДС № 20
Населённый пункт: г.о.Чапаевск, Самарская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Дидактическая игра по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста "Загадочный огород".
Раздел: дошкольное образование
Дидактическая игра по развитию речи
для детей младшего дошкольного возраста
«Загадочный огород».
Цель: формировать у детей умения составлять загадки по алгоритму.
Последовательность работы по обучению детей составлению загадок:
1.
Накопление
знаний
о
свойствах,
качествах
объектов,
их
строении,
назначении. На этом этапе дети учатся сравнивать объекты в играх: «Что в
них общего?», «Чем похожи?». Закрепляются умения группировать предметы
по сходству на основе определенного признака в играх «Подбери похожий
предмет». Дети подбирают предметы, похожие по цвету, форме, размеру,
качеству.
2.
Отгадывание
загадок
в
игре
«Да
-
нет».
Ведущий
игры
задумывает
предмет, а участники задают ему вопросы, используя схемы. Вопрос должен
быть поставлен в такой форме, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет».
Таким образом, дети отгадывают задуманный предмет.
3.
Составление
загадок
способом
прямого
описания
характерных
особенностей овоща без его называния с использованием схем (цвет, фигура,
величина, и т. д.).
Ребенок перечисляет признаки предмета, не называя его, а
дети узнают его по описанию. В таких загадках дети учатся образовывать
сложные прилагательные.
4. Составление загадок по модели: «Какой?» - «Что бывает таким же?» (по
А.А. Нестеренко)
Ребенок выбирает предмет и называет существенные признаки, используя
схемы.
Затем
он
называет
предметы,
обладающие
этими
признаками.
Используются связки: «как», «будто», «но не», «но без».
Желтая, как лимон;
Круглая, как мяч;
Сладкая, как мед.
Что это?» (Репа).
Правила для ребенка при составлении загадки:
1. Выбери предмет.
2. Выбери способ, модель составления загадки.
3. Подбери признаки, действия и сравни с другим похожим предметом.
4.Зарисуй загадку схематично.
5. Выразительно загадай загадку.
Правила для ребёнка при отгадывании загадки:
1. Дослушай загадку до конца, так как в ней важно каждое слово.
2. Постарайся запомнить все признаки предмета, упоминаемые в загадке.
3. Проверь про себя отгадку, учитывая все найденные в загадке признаки.
4. Скажи отгадку громко.