Автор: Зарубина Инна Альбертовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №137"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Методическая разработка.
Тема: " Крепкая Россия - крепкая семья "
Раздел: дошкольное образование
«Крепкая семья -крепкая Россия.»- «Моя Россия».
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить».
А. Дистервег
Кейс - технология – это интерактивная технология для краткосрочного
обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не
столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и
умений.
Главное её предназначение — развивать способность анализировать
различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с
информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на
их выработку, на сотворчество участников дискуссии.
Главной целью применения этой технологии является:
- научить детей анализировать информацию;
- выявлять ключевые проблемы;
- выбирать альтернативные пути решения, оценивать их;
- находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.
Важнейшее условие доверительных отношений с детьми — стремление
воспитателя к диалогу. Ведь дети хотят видеть в воспитателе отзывчивого,
знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их
глазами.
Задачей этой технологии является максимальное вовлечение каждого
участника в самостоятельную работу по решению поставленной
проблемы или задачи.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить методическую, научную литературу по кейс - технологиям
в работе с детьми;
2. Познакомиться с методикой проведения бесед с
использованием кейс - технологий;
3. Апробировать возможность внедрения кейс - технологий в работе с
детьми;
4. Определить целесообразность внедрения кейс - технологий на базе
нашего дошкольного учреждения.
Кейс (от англ. сase) — это описание конкретной ситуации или случая в
какой-либо сфере.
Как правило, кейс содержит не просто описание, но и некую проблему или
противоречие.
Кейс-технология (от англ. «case» — случай)-
интерактивная технология обучения, направленная на формирование у
обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и
решения реальной или смоделированной проблемы.
Кейс – это реальный случай, который можно перевести из статуса «жизненной ситуации» в
статус задачи, и затем решать.
Цель применения этой технологии - научить детей
анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, - выбирать альтернативные пути
решения, оценивать их, находить оптимальный вариант.
Работа по этой технологии, предполагает два этапа:
Подготовительный и этап проведения.
Первый этап — это этап подготовки кейса. Здесь формулируется задание, то есть,
записывается сама учебная ситуация, или берется реальная ситуация и немного упрощается.
Затем определяются вопросы, на которые, после анализа всех материалов, надо будет дать
ответ.
После того, как кейс написан, педагогу требуется продумать и спланировать свою
деятельность.
Второй этап - работа с кейсом, это его решение. Решение кейсов рекомендуется проводить в
следующем порядке:
1. Знакомство с ситуацией, её особенностями.
2. Выделение основной проблемы (проблем).
3. Решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности
действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.
4. Презентация решения.
Требования к кейсу: - соответствовать четко поставленной цели создания; - иллюстрировать
типичные ситуации реальной жизни; - быть актуальным; - развивать аналитическое мышление;
- иметь соответствующий уровень трудности; - провоцировать дискуссию; - иметь несколько
решений.
Источники кейсов: - жизненные ситуации; - типовые ситуации; - художественная и
публицистическая литература; - статистические материалы; - интернет-ресурсы.
В правильно поставленном вопросе должна быть мотивация на решение проблемы.
Решение кейса (предлагают варианты или последовательности действий, анализируют, делают
выводы).
Таким образом кейс - технология в работе с детьми дает возможность приблизиться к
практике, встать на позицию ребенка реально принимающего решения, учиться на ошибках
других.
«Моя Россия».
Цель: вызывать желание участвовать в коллективном процессе. Самостоятельно продумывать
кейс ситуацию. Уметь формулировать и обосновывать свою точку зрения.
Программные задачи:
формировать у дошкольников представления о России как о родной стране;
воспитывать у детей любовь к родному краю, воспитывать любовь и уважение к природе,
понимание ее самоценности;
формировать у детей умение анализировать ситуацию находить пути ее решения. Оценивать
их.
развивать наглядно – образное мышление, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения,
развивать кругозор, мышление, связанную речь.
воспитывать заботливое отношение к природе.
сформировать представление о том, что такое малая родина;
воспитывать чувство гражданственности и любви к родному краю, Родине.
Комментарий ситуации.
Решение кейсов:
1.этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями.
2.этап – выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий,
которые могут реально воздействовать
3
.
этап – анализ последствий принятия того или иного решения
4.этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности
действий),
указание
на
возможное
возникновение
проблем,
механизмы
их
предотвращения и решения.
Проблема.
Во время прогулки я обратила внимание что площадка, на которой гуляли дети вдруг стала не
красивая. С одной стороны кусты были переломаны, а от других остались голые ветки. Да и
такие красивые цветы были помяты или сорваны.
Я объяснила детям что цветы украшают нашу площадку листья на деревьях и кустах делают
наш воздух чище. Для птиц и насекомые — это их дом. Деревья создают тень в жаркий зной,
но некоторые дети так и не перестали срывать листья и ломать ветки
Решение проблемы.
Тогда я собрала детей в беседке и начала свой разговор.
Я рассказала детям что у каждого на земле человека есть Родина.
«Как вы думаете, что такое Родина?»- спорила я
И дети ответили: «Родина – это место, где человек родился, вырос, учился. Его мама, папа,
дом родной, речка, березка, солнышко – все это наша Родина.»
«Да это был правильный ответ. Россия – наша Родина. Родина – это то, что объединяет всех
людей, живущих в одной стране.»
«А можно сказать, что наша страна Россия – это наш дом?»
Дети ответили, что конечно можно назвать нашим домом.
«А ещё для кого наша Россия является домом?»
«Домом для людей, животных и растений». - ответили дети.
И я решила рассказать им не большую сказку.
А.В.Сухомлинский «Сказка неотделима от красоты ... благодаря сказке. Благодаря сказке
ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И откликается на события и явления
окружающего мира выражает свое отношение к добру и злу»
Жил на красивой лесной полянке медвежонок. Эта полянка была его домом его малой родиной.
На этой полянке было много замечательных цветов деревьев грибов. Но как-то расшалился он
стал топтать цветы ломать кусты. Мама сказала медвежонку что если он так будет себя вести,
то природа на него обидеться и уйдет к другим деткам барсучкам ежикам медвежатам. Но он
не слушал маму. Этого не может быть подумал он.
Наступила ночь, и малыш уснул крепким сном, но слова мамы не выходили у нег из головы
как это цветочки и деревья уйдут... И приснился ему сон. Что встал рано утром он побежал к
ручью, а его нет он пересох. А в ручейке жила его подружка уточка. С кем же я буду играть
расстроился
МЕДВЕЖОНОК
он. Побежал он к знакомой пчелке, которая жила в цветочке и
цветочка нет, и пчелка у летела... И его знакомая полянка стала не красивая. Да и от зноя не
где было скрыться кустики то он ломал, и они засохли. Очень огорчился медвежонок.
И как же он обрадовался, что это был только сон.
Медвежонок понял, что надо беречь природу. Ведь все что нас окружает делает наш мир
прекрасней.
Я решила с детьми обсудить эту сказку. И тот сон, который приснился медвежонку.
Спросила правильно ли поступал он когда ломал кусты и топтал цветы?
Конечно, дети поняли, как плохо поступал медвежонок.
И предложили посадить цветы на нашем участке. А потом посоветовавшись с родителями
решили посадить и деревья. И
родители, и дети с удовольствием приняли участие в этой акции.
На примере этой сказки дети поняли, что природу надо беречь. Ухаживать за ней.
И ребята поняли, что, мы жители России, которая является нашим общим домом. Что надо
любить нашу Землю, беречь и охранять природу!
Анализ ситуации на прогулке:
поведение детей в конкретной жизненной ситуации.
анализ своего поведения детьми.
понимание детьми ситуации. (до проведения беседы с воспитателем (сказка).
Поведение
на
прогулке
До
проведения
беседы
(сказки)
После проведения
беседы.
Поведение
детей
в
конкретной
жизненной
ситуации
1
4
Анализ
своего
поведения
детьми
3
5
Понимание
детьми
ситуации
до
проведения
беседы
воспитателем
(
сказка
).
4
5
РЕЗУЛЬТАТЫ ДО И ПОСЛЕ БЕСЕДЫ С ДЕТЬМИ.
8
14
1
4
3
5
4
5
8
14
1
2
3
4
0
2
4
6
8
10
12
14
16
Столбец A
Столбец B