Автор: Галкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель дефектологической группы
Учебное заведение: МБОУ " Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: Астраханская область,с.Икряное
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи"
Раздел: дошкольное образование
«Социализация ребенка дошкольного возраста
в условиях взаимодействия детского сада и
семьи»
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании
необходимых благоприятных социальных условий для полноценного
развития ребенка. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и
приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и
развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один
из главных социальных институтов для социализации дошкольника,
должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья
и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг
друга и должны взаимодействовать во имя полноценного
развития ребенка
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни
каждого человека. Именно в этот период начинается
процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими
сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит
приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается
фундамент здоровья. Главным критерием социализации ребенка, должна
выступать степень развития самостоятельности, инициативности и
творчества личности.
Дошкольное детство — время первоначального становления личности,
формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Технология описания опыта
Работая над проблемой по социализации дошкольников, я сделала
вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности
необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с
привлечением к работе объектов социума.
Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание
благоприятных условийдля внедрения новых форм и методов повышения
эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с
семьей дошкольника.
Мною были определены следующие задачи:
• Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и
методов повышения эффективности воспитательного процесса.
• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и
методы взаимодействия детского сада и семьи.
• Способствовать активному включению родителей в воспитательно –
образовательный процесс детского сада.
Согласно задачам были определены параметры
сформированности социализации детей дошкольного возраста и
психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.
В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:
• неуважительное отношение к именам сверстников;
• неумение отстаивать свою точку зрения;
• незнание детьми своих прав;
• неумение вести себя в конфликтной ситуации;
• неумение давать оценку своим поступкам;
• неуважение к результатам труда людей;
• непонимание родителями любви как основы
семейных взаимоотношений.
Методика «Детский сад» целью, которой является проверка
психологической комфортности пребывания детей в группе детского
сада, показала:
Исходный уровень психологической комфортности
пребывания детей в группе детского сада методика «Детский сад»
Проанализировав Методику «Детский сад» (приложение№1, можно
сделать вывод, что дети и родители нуждаются в помощи. И выявление
наличие этих проблем, позволило мне взяться за последовательную,
поэтапную работу с детьми.
Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление
особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам
своей семьи, восприятие их и своей роли в семье, а также те
характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и
конфликтные чувства.
начало года конец года
Исходный уровень психологической комфортности
пребывания детей в группе детского сада методика «Рисунок семьи»
Мною был составлен перспективный план мероприятий, в котором
последовательно определили этапы работы с детьми.
Мы начали свою работу с НОД (непосредственной образовательной
деятельности) «Детский сад – наш дом». Цель: воспитывать уважение к
труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье,
здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о
профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры);
воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать
положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе
отношение детей друг к другу называть друг друга ласково, нежно,
развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием была проведена
предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии
по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара);
рассматривание иллюстраций; чтение
художественной литературы: «Бегемот, который боялся
прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим
вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад».
В процессе проведения образовательной деятельности воспитывали
уважение к труду взрослых, формировали положительное отношение
к детскому саду, объясняли детям, что друг к другу следует относиться по
доброму, называть друг друга ласково. Использовали: игровое
упражнение «Составь семью». Детям предлагались фигурки-макеты или
картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых
нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые
дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально
прожить ее. НОД «Дружная семейка», было продолжением предыдущего.
Во время формирующего этапа, я проводила работу и с родителями по
формированию высокой самооценки ребенка.
Основными формами работы детского сада и семьи я выбрала как
традиционные формы работы:
• консультации,
• анкетирование,
• родительские собрания,
• беседы.
Так и нетрадиционные формы:
• совместные досуги, праздники,
• участие родителей в выставках,
• организация дней открытых дверей.
Одной из форм работы с родителями на современном этапе является
проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие
формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания,
применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями
друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как
совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными
участниками. При их подготовке таких мероприятий родители
задействованы практически во всех этапах подготовки:
• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего
праздника;
• помощи в разработке сценария;
• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;
• помощи в оформлении помещения;
• пошиве праздничных костюмов;
• подготовке отдельных номеров;
• изготовлении сюрпризов и подарков и т. д.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,
детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет
уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Результативность опыта показала, что при повторном обследовании
детей по методике «Детский сад», автора Немова Р. С. и
методике «Рисунок семьи» и проделанной работы, в начале года дети
были, не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду,
были проблемы у родителей с детьми, дети вели себя агрессивно по
отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы
поведение детей изменилось. Дети стали больше доверять друг другу и
воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам.
Полученные данные после анализа методики, мы сравнили с предыдущими
и отобразили в диаграммах.
Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка
дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и
семьи оказала положительный эффект и родители стали самостоятельно
сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к
педагогам и специалистам.
Результаты исследования я отобразила следующим образом: В 2008-
2009 году 38% детей имели низкий уровень, 29% средний уровень, и 33%
высокий уровень, в 2009-2010году показатель низкого уровня снизился и
стал 22%, повысился средний уровень 32%, и высокий 43%,
спустя проделанной работы результаты исследования значительно
улучшились и так в 2010-2011 году низкий уровень составил 5%,средний
уровень вырос до 39%, а высокий составляет 62%.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы
по социализации детей показал, что главным критерием социализации
ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности,
инициативности и творчества личности. Детство это не только самая
счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее
интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские
годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были
важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной
проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само
общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех
сфер современного общества на первый план выдвигается социализации
личности человека, т. е. усвоение им с раннего возрастаценностей
общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные
ориентации человека и призваны определить его социализацию как
общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями
личности.