Напоминание

"Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи"


Автор: Галкина Ольга Викторовна
Должность: воспитатель дефектологической группы
Учебное заведение: МБОУ " Икрянинская НОШ"
Населённый пункт: Астраханская область,с.Икряное
Наименование материала: статья
Тема: "Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Социализация ребенка дошкольного возраста

в условиях взаимодействия детского сада и

семьи»

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании

необходимых благоприятных социальных условий для полноценного

развития ребенка. Для того, чтобы эти условия полноценно выполнялись и

приносили ощутимый результат, ДОУ необходимо поддерживать и

развивать взаимосвязь с родителями, семьей ребенка. Семья, как один

из главных социальных институтов для социализации дошкольника,

должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья

и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг

друга и должны взаимодействовать во имя полноценного

развития ребенка

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни

каждого человека. Именно в этот период начинается

процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими

сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит

приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается

фундамент здоровья. Главным критерием социализации ребенка, должна

выступать степень развития самостоятельности, инициативности и

творчества личности.

Дошкольное детство — время первоначального становления личности,

формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Технология описания опыта

Работая над проблемой по социализации дошкольников, я сделала

вывод, что для решения проблемы обеспечения социализации личности

необходимо целенаправленное взаимодействие ДОУ и семьи с

привлечением к работе объектов социума.

Для решения этой проблемы была выбрана цель: создание

благоприятных условийдля внедрения новых форм и методов повышения

эффективности воспитательного процесса, через взаимодействие с

семьей дошкольника.

Мною были определены следующие задачи:

• Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и

методов повышения эффективности воспитательного процесса.

• Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и

методы взаимодействия детского сада и семьи.

• Способствовать активному включению родителей в воспитательно –

образовательный процесс детского сада.

Согласно задачам были определены параметры

сформированности социализации детей дошкольного возраста и

психологическая комфортность пребывания детей в группе детского сада.

В начале работы был выявлен круг проблем, таких как:

• неуважительное отношение к именам сверстников;

• неумение отстаивать свою точку зрения;

• незнание детьми своих прав;

• неумение вести себя в конфликтной ситуации;

• неумение давать оценку своим поступкам;

• неуважение к результатам труда людей;

• непонимание родителями любви как основы

семейных взаимоотношений.

Методика «Детский сад» целью, которой является проверка

психологической комфортности пребывания детей в группе детского

сада, показала:

Исходный уровень психологической комфортности

пребывания детей в группе детского сада методика «Детский сад»

Проанализировав Методику «Детский сад» (приложение№1, можно

сделать вывод, что дети и родители нуждаются в помощи. И выявление

наличие этих проблем, позволило мне взяться за последовательную,

поэтапную работу с детьми.

Методика «Рисунок семьи» целью, которой является: выявление

особенностей внутрисемейных отношений; отношение ребенка к членам

своей семьи, восприятие их и своей роли в семье, а также те

характеристики отношений, которые вызывают в нем тревожные и

конфликтные чувства.

начало года конец года

Исходный уровень психологической комфортности

пребывания детей в группе детского сада методика «Рисунок семьи»

Мною был составлен перспективный план мероприятий, в котором

последовательно определили этапы работы с детьми.

Мы начали свою работу с НОД (непосредственной образовательной

деятельности) «Детский сад – наш дом». Цель: воспитывать уважение к

труду взрослых, показать, что детский сад похож на семью; как и в семье,

здесь есть взрослые, которые заботятся о детях; обобщить знания детей о

профессиях сотрудников детского сада (повара, медицинской сестры);

воспитывать уважение к труду взрослых; продолжать формировать

положительное отношение к детскому саду; воспитывать у детей доброе

отношение детей друг к другу называть друг друга ласково, нежно,

развивать положительные эмоции у детей. Перед занятием была проведена

предварительная работа, которая включала в себя: тематические экскурсии

по детскому саду (знакомство с трудом медсестры, прачки, повара);

рассматривание иллюстраций; чтение

художественной литературы: «Бегемот, который боялся

прививок», «Детям о профессиях»; играли с детьми в игры «Готовим

вкусный обед», «Больница», «Семья», «Детский сад».

В процессе проведения образовательной деятельности воспитывали

уважение к труду взрослых, формировали положительное отношение

к детскому саду, объясняли детям, что друг к другу следует относиться по

доброму, называть друг друга ласково. Использовали: игровое

упражнение «Составь семью». Детям предлагались фигурки-макеты или

картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей из которых

нужно было составить семейное фото; проигрывание ситуаций, которые

дают возможность детям не просто рассказать о ней, но и эмоционально

прожить ее. НОД «Дружная семейка», было продолжением предыдущего.

Во время формирующего этапа, я проводила работу и с родителями по

формированию высокой самооценки ребенка.

Основными формами работы детского сада и семьи я выбрала как

традиционные формы работы:

• консультации,

• анкетирование,

• родительские собрания,

• беседы.

Так и нетрадиционные формы:

• совместные досуги, праздники,

• участие родителей в выставках,

• организация дней открытых дверей.

Одной из форм работы с родителями на современном этапе является

проведение различных конкурсов, вечеров вопросов и ответов и др. Такие

формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания,

применить их на практике, узнать о чем-либо новом, обменяться знаниями

друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как

совместный досуг детей и родителей, где все выступают полноправными

участниками. При их подготовке таких мероприятий родители

задействованы практически во всех этапах подготовки:

• обмене идеями, практическими советами по поводу предстоящего

праздника;

• помощи в разработке сценария;

• разучивании стихов, песен, танцев, работе над ролью;

• помощи в оформлении помещения;

• пошиве праздничных костюмов;

• подготовке отдельных номеров;

• изготовлении сюрпризов и подарков и т. д.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей,

детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет

уверенность в успехе совместной работы, решает многие проблем

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Результативность опыта показала, что при повторном обследовании

детей по методике «Детский сад», автора Немова Р. С. и

методике «Рисунок семьи» и проделанной работы, в начале года дети

были, не полностью адаптированы к социальной среде, детскому саду,

были проблемы у родителей с детьми, дети вели себя агрессивно по

отношению к сверстникам и родителям, а после проделанной работы

поведение детей изменилось. Дети стали больше доверять друг другу и

воспитателю, относиться с доброжелательностью к своим сверстникам.

Полученные данные после анализа методики, мы сравнили с предыдущими

и отобразили в диаграммах.

Таким образом, работа, направленная на социализацию ребенка

дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и

семьи оказала положительный эффект и родители стали самостоятельно

сотрудничать с детским садом, появилось доброжелательное отношение к

педагогам и специалистам.

Результаты исследования я отобразила следующим образом: В 2008-

2009 году 38% детей имели низкий уровень, 29% средний уровень, и 33%

высокий уровень, в 2009-2010году показатель низкого уровня снизился и

стал 22%, повысился средний уровень 32%, и высокий 43%,

спустя проделанной работы результаты исследования значительно

улучшились и так в 2010-2011 году низкий уровень составил 5%,средний

уровень вырос до 39%, а высокий составляет 62%.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что опыт работы

по социализации детей показал, что главным критерием социализации

ребенка, должна выступать степень развития самостоятельности,

инициативности и творчества личности. Детство это не только самая

счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее

интенсивного формирования личности и то, что не сложилось в детские

годы, уже не восполнить взрослому человеку.

Формирование и развитие подрастающего поколения всегда были

важнейшей проблемой общества. Значимость и актуальность данной

проблемы в современных условиях возрастают в связи с тем, что само

общество находится на переходном этапе развития. В обновлении всех

сфер современного общества на первый план выдвигается социализации

личности человека, т. е. усвоение им с раннего возрастаценностей

общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Ценностные

ориентации человека и призваны определить его социализацию как

общественную мотивацию поведения, связанную с потребностями

личности.



В раздел образования