Автор: Артемьева Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: детский сад "Конфетти"
Населённый пункт: город Бронницы МО
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие речевого потенциала посредством проектной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Развитие речевого и творческого потенциала детей
дошкольного
возраста средствами проектной деятельности.
Для обеспечения качественной составляющей воспитательно-
образовательного процесса необходимым условием становится
использование инновационных подходов к построению образовательной
деятельности, ориентированной на включение ребенка в образовательный
процесс. Сегодня в практику работы образовательных организаций
внедряется множество инновационных методов, направленных на
индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ. Одним из наиболее
результативных, является метод проектов. Основанный на личностно-
ориентированном подходе к обучению и воспитанию метод проектов
развивает речь и познавательный интерес к различным областям знаний и
сферам жизнедеятельности, способствует формированию у ребенка навыков
коммуникации и сотрудничества.
В нашей группе участие в проектах стало доброй традицией. И это не
случайно, так как именно этот метод помогает выстраивать доверительные
взаимоотношения между педагогами и родителями, находить точки
соприкосновения, взаимопонимания, доверия, двигаться в одном
направлении. Вместе продумываем каждый этап, вместе узнаём что-то новое,
вместе фантазируем, создаём, развиваемся.
Месяц назад мы реализовали проект под названием «Умная умница – светлая
пуговица». Да именно эта, на первый взгляд, незамысловатая вещица стала
нашей помощницей в деле развития речи, мелкой моторики, познания,
творческого потенциала, сотрудничества детей старшей комбинированной
группы.
Цель проекта: развитие речевых, познавательных и творческих способностей
детей средствами проектной деятельности.
В процессе проекта, ребята, да и мы – взрослые, расширили свой кругозор
через знакомство с историей возникновения пуговицы, её видами и
назначением, тем самым активно пополняя словарный запас детей.
Информация, игры и творческие задания, подбирались с учётом возрастных
особенностей детей. Учителем-логопедом специально к проекту были
написаны небольшие стихи, загадки, которые мы разучивали с детьми на
занятиях по развитию речи.
Пуговицы являются удивительно многогранным и занятным материалом для
создания разнообразных игр.
Игры с пуговицами развивают тактильное восприятие, усидчивость,
пространственное мышление, и, конечно - мелкую моторику. Мелкая
моторика очень важна, так как через неё развиваются: внимание, мышление,
координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная
память, и конечно же речь.
Много лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи и
интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие
ребенка. Было установлено, что центры головного мозга, которые отвечают
за движение пальцев и за речь, находятся близко друг к другу. Чем точнее и
слаженнее работа пальцев, тем лучше речь. Тренировка движений пальцев
рук способствует улучшению артикуляционных движений, готовит руку к
письму. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные
сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность
сосредоточиться, вырабатывается ловкость, умение управлять своими
движениями.
Поэтому большую часть проекта мы с детьми играли с пуговицами:
перебирали, сортировали, соотносили, собирали, складывали, угадывали,
подбирали и т.д.
Мы использовали пуговицу не только как игровой материал.
В рамках проекта, были задействованы все образовательные области. Наши
пуговицы активно участвовали на занятиях по развитию речи, по
изобразительной деятельности, развитию элементарных математических
представлений, в экспериментально-поисковой деятельности, на
фронтальных занятиях учителя-логопеда. Пуговицы помогали нам создавать
картины, решать примеры, закреплять буквы.
Отдельно хочу отметить наших родителей, которые с удовольствием
взаимодействовали с нами - педагогами и активно принимали участие в
проекте, а именно: в сборе материала для игр и занятий, создании мини-
музея, в котором демонстрировались самые различные пуговицы - разной
формы, разного цвета и размер, а также самого разнообразного материала. К
участию в конкурсе творческих работ родители тоже подошли творчески и
совместно со своими детьми выполнили поделки из пуговиц.
А итогом нашего проекта стал показ для детей кукольного спектакля «Как
друзья солнышку помогли» и награждение активных участников проекта , и
победителей конкурса творческих работ
Проект оказался интересным и полезным для всех его участников. И мы
пришли к заключению, что целенаправленная, систематическая, всеобщая и
планомерная работа напрямую готовит ребенка к дальнейшему успешному
обучению и развитию связной речи.