Напоминание

"Игры на развитие познавательного интереса у детей с ОВЗ"


Автор: Татьяна Семёновна Щёголева
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида № 19"
Населённый пункт: ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ, ХАБАРОВСК
Наименование материала: Программа дополнительного образования "Познай-ка"
Тема: "Игры на развитие познавательного интереса у детей с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ХАБАРОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ Г.ХАБАРОВСКА

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ 19»

Авторская программа

дополнительного образования

«ПОЗНАЙ - КА»

на 2021/2022 учебный год

Авторы:

Т.С. Щёголева,

воспитатель высшей кв. категории

Исполнители:

Е.К. Робакидзе

Т.С. Щёголева

г. Хабаровск

Содержание

1.Пояснительная записка:

1.1.

основные формы организации;

1.2.

актуальность;

1.3.

цели и задачи;

1.4.

принципы реализации программы;

1.5.

ожидаемый результат.

2.

2. Учебно - тематическое планирование:

2.1. структура построения занятия;

2.2. виды деятельности;

2.3. перспективный план работы кружка «Познай-ка»;

3. Методы проведения диагностики.

4. Список литературы.

5. Приложения

1.

Пояснительная записка.

Программа кружка «Познай-ка»:

- органически вписывается в основную образовательную МАДОУ №19

- предусматривает динамику в познавательном и психофизическом развитии детей

группы.

В процессе реализации программы внимание акцентируется на решении следующих

социально важных проблем:

- деятельность, как способ выражения себя;

- человек в общении с другими людьми;

- внешний и внутренний «портреты» ребенка.

1.1. Основные формы организации:

- по направленности - познавательное и психофизическое развитие;

- по педагогическим целям – коррекционная и развивающая;

- по возрастной категории - дошкольный возраст;

- по форме организации деятельности детей – групповая, подгрупповая;

- по продолжительности – 8 месяцев (с октября по май): 1 раз в неделю 20 - 25 минут

1 занятие (во время логопедического часа).

1.2.Актуальность.

В нашей группе воспитываются дети с ОВЗ, они нуждаются в целенаправленном

обучении не только по основной образовательной программе, но и по программе

дополнительного образования. Кружок «Познай-ка», как форма дополнительного

образования - это компенсирующие занятия для детей с ОВЗ.

Поэтому для организации обучения и воспитания наших детей особую роль

играют способы воздействия, направленные на активизацию их познавательных

интересов, психического и физического здоровья. Таким способом воздействия мы

считаем игры, которые занимают значительное место в процессе обучения и

воспитания детей дошкольного возраста. Особая роль дидактической игры в

обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс

обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный

опыт. Игра способна учить, не обучая, и воспитывать, не воспитывая.

При отборе дидактических игр, мы, прежде всего, преследовали коррекционные

цели, где задачи, содержание и методика проведения игр даны с учетом особенностей

развития, воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии.

1.3.Цели:

- развитие познавательных процессов: мышление, сенсорное восприятие.

- развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, крупной и мелкой

моторики.

Задачи:

Обучающие:

- учить детей выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой

инструкции взрослого;

- формировать социальные навыки (навыки совместных групповых действий,

желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми).

Развивающие:

- развивать познавательные процессы: мышление, сенсорное восприятие

( зрительное, слуховое, тактильное восприятие и внимание) детей через специально

подобранные дидактические игры;

- развивать двигательные навыки, совершенствовать тонкую ручную моторику через

специально подобранные упражнения;

- развивать зрительно-двигательную координацию;

- развивать речь, коммуникативные качества.

Воспитательные:

- воспитывать эмоциональную отзывчивость детей;

- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу посредством игры.

При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики:

возрастные особенности, физические возможности и индивидуально -

психологические особенности ребенка.

I.4.

Принципы реализации программы:

-

принцип

доступности

обучение

и

воспитание

ребенка

в

доступной,

привлекательной и соответствующей его возрасту форме;

- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его

психофизических

и

возрастных

особенностей.

Данный

принцип

обеспечивает

развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными

возможностями, особенностями его развития;

- принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек,

массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;

- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения

детей;

1.5. Ожидаемые результаты:

- идёт развитие познавательных процессов: мышление, сенсорное восприятие.

- дети учатся выполнять движения и действия по подражанию, показу и речевой

инструкции взрослого;

- у детей формируются навыки совместных групповых действий, желание

сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми;

- у детей развивается зрительно-двигательная координация;

- наблюдается снижение эмоциональной тревожности;

- развиваются коммуникативные навыки и речь.

2. Учебно-тематическое планирование.

2.1. Структура построения занятия:

Каждое занятие включает в себя три игры:

1. Игры на координацию речи с движениями (см. Приложение 1).

2.

Игры на развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук,

мелкой моторики, снятие эмоционального напряжения (см. Приложение 2):

1. Октябрь - игры с песком.

2. Ноябрь - игры с водой и пеной.

3. Декабрь - игры с массажером «Су-джок».

4. Январь - игры с бумагой.

5. Февраль – игры на развитие тактильно - двигательного восприятия.

6. Март - игры с крупой, фасолью.

7. Апрель – игры с прищепками.

8. Май – игры с природным материалом.

3. Игры и упражнения, направленные на (Приложение 3):

1. Сенсорное развитие (первая неделя).

2. Развитие мышления (вторая неделя).

3. Развитие соотносящих движений пальцев рук (третья неделя).

4. Развитие слухового восприятия: октябрь, ноябрь, декабрь, январь (четвёртая

неделя).

5. Развитие и переключение внимания: февраль, март, прель (четвёртая неделя).

2.2. Виды деятельности:

- Игровая деятельность.

- Познавательно-речевая деятельность .

- Самостоятельная деятельность.

2.3. Перспективный план работы кружка «Познай-ка»

месяц

содержание работы

октябрь

1.

1. «Овощи», «Осенние листья» (приложение 1)

2. «Сад, огород» (песочная терапия)

3. «Цветные кубики» (приложение 3)

2.

1. «За грибами», «По грибы» (приложение 1)

2. «Делаем фигуры из песка» (песочная терапия)

3. «По грибы» (приложение 3)

3.

1. «Будем есть оладушки» (приложение 1)

2. «Пекарня» (песочная терапия)

3. «Посадим грибы, ёлочки» (приложение 3)

4.

1. «Дождик бегает по крыше», «Дождик» (приложение 1)

2. «Узоры на песке» (песочная терапия)

3. «На чем играл Зайка?» (приложение 3)

ноябрь

1.

1. «Рельсы, рельсы…» (приложение 1)

2. «Взбиваем пену» (приложение 2)

3. «Бегите ко мне» (с флажками) (приложение 3)

2.

1. «Мы делили апельсин» (приложение 1)

2. «Кукольный дождик» (приложение 2)

3. «Неразлучные друзья» (картотека игр на группе)

3.

1. «Зарядка для пальчиков» (приложение 1)

2. «Выжми мочалку» (приложение 2)

3. «Цветная горка»

(приложение 3)

4.

1. «Разотру ладошки сильно» (приложение 1)

2. «Кораблик» (приложение 2)

3. «Звени, колокольчик» (приложение 3)

декабрь

1.

1. «Кулачки - ладошки», «Пальчики у нас попляшут»

(приложение 1)

2. «Будь здоров!», «Мы колечки надеваем» (Су-джок,

приложение 2)

3. «Времена года. Зима» (приложение 3)

2.

1. «Коза», «Барашки»

2. «Волшебный шарик» (Су-джок, приложение 2)

3. «На какую фигуру похожа?» (картотека игр на группе)

3.

1. «Зайка серенький сидит» (приложение 1)

2. «Приключения Ёжика»(Су-джок ,приложение 2)

3. «Пирамидки» (приложение 3)

4.

1. «Зайчик в норке», «Зайка и барабан» (приложение 1)

2. «Мальчик-пальчик»(Су-джок ,приложение 2)

3. «Шагаем и танцуем»

(приложение 3)

январь

1.

1. «Ёлочные игрушки» (приложение 1)

2. «Снежная дорожка» (приложение 2)

3. «Найди своё место» (приложение 3)

2.

1. «Барабан» (приложение 1)

2. «Снеговик» (приложение 2)

3. «Часть - целое» (картотека игр на группе)

3.

1. «Кукла» (приложение 1)

2. «Снег кружится» (приложение 2)

3. «Покатай матрёшек» (приложение 3)

4.

1. «Зайка и зеркало», «Зайки» (приложение 1)

2. «Снежные сугробы» (приложение 2)

3. «Весёлый Петрушка» (приложение 3)

февраль

1.

1. «Цепочка» (приложение 1)

2. «Холодно, тепло, горячо» (приложение 2)

3. «Подарим куклам бусы» (приложение 3)

2.

1. «Моя семья» (приложение 1)

2. «Чудесный мешочек» (приложение 2)

3. «Кто где живёт?» (приложение 3)

3.

1. «Музыканты» (приложение 1)

2. «Найди кукле (мишке, зайке) игрушку» (приложение 2)

3. «Гуси» (приложение 3)

4.

1. «В гости» (приложение 1)

2. «Ощупай и слепи» (приложение 2)

3. Развитие и переключение внимания

март

1.

1. «Месим тесто», «Печём блины для мамы» (приложение 1)

2. «Рисуем куртины» (крупа)

3. «Хлоп-хлоп» (приложение 3)

2.

1. «Этот пальчик бабушка» (приложение 1)

2. «Петушок и бобовоё зёрнышко» (фасоль)

3. «Подбери карандаши» (картотека игр на группе)

3.

1. «Мы в печи варили щи» (приложение 1)

2. «Варим кашу» (игры с крупой)

3. «Зайчики» (приложение 3)

4.

1. «Речка и рыбка», «Вдоль по реченьке» (приложение 1)

2. «Украсим рыбку» (фасоль, горох)

3. Развитие и переключение внимания

апрель

1.

1. «Птички» (приложение 1)

2. «Крылья и хвосты» (прищепки)

3. «Светофор» (приложение 3)

2.

1. «Вот как пальчики шагают» (приложение 1)

2. «Стираем, выжимаем, развешиваем» (прищепки)

3. «Уютный домик» (картотека игр на группе)

3.

1. «Это ручка правая», «Правая и левая» (приложение 1)

2. «Светит солнышко в окошко» (прищепки)

3. «Поезд» (приложение 3)

4.

1. «Гуси, гуси» (приложение 1)

2. «Строим заборчики» (прищепки)

3. Развитие и переключение внимания

май

1.

1. «Пошли мальчики гулять» (приложение 1)

2. «Уронила белка шишку» (шишки)

3. «Что бывает такого цвета» (приложение 3)

2.

1. «Гармошка» (приложение 1)

2. «Стрекоза и муравей» (из листьев)

3. «Где чей малыш?» (картотека игр на группе)

3.

Диагностика

4.

Диагностика

3.Диагностические карты: методы проведения диагностики:

3.1. Для психомоторного обследования детей использована «Методика исследования

психомоторных функций» Г.А. Волковой, рекомендованная автором для обследования

психомоторики детей дошкольного возраста (Приложение 3)

3.2. Для обследования детей развития познавательных процессов мониторинг

проводим согласно индивидуальных маршрутов, составленных педагогами группы.

Успешная реализация данной программы предусматривает

условия создания

соответствующей развивающей среды, включающая наличие необходимых учебных

пособий, игр и игровых материалов, условий для наблюдения и экспериментирования,

а также спокойная доброжелательная атмосфера, в которой могут развиваться

познавательные процессы, а также условия, способствующие развитию речевой

деятельности.

Таким образом, благодаря работе кружка «Познай-ка», дети нашей группы

приобретут навыки и умения необходимые для овладения знаниями по основной

адаптированной образовательной программе дошкольного образования.

Список используемой литературы.

1.

Калинина Т. В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет [Текст] / Т.В.

Калинина, С.В. Николаева О.В. Павлова, И. Г. Смирнова. – Волгоград : Учитель,

2012. – 151 с. .

2.

Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию

дошкольников с задержкой психического развития/Под редак. Е.М.

Мастюковой,, М.: «Аркти», 2004.

3.

Лопухина И.С. Логопедия. Речь, ритм, движение [Текст] / И.С. Лопухина. –

СПб.: КОРОНА-Век, 2012. – 128 с.

4.

Микляева Н.В. Авторские методики и программы ДОУ: технология разработки

и описания [Текст] / Н.В. Микляева. – М.: ТЦ “Сфера”, 2011.

5.

Османова Г.А. Новые игры с пальчиками. Для развития мелкой моторики:

Картотека пальчиковых игр [Текст] / Г.А. Османова – СПб.: КАРО, 2010. – 160 с.

6.

Рузина М. С, Афонькина С. Д. Страна пальчиковых игр. — СПб., 1997

7.

Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников [Текст] /

Л.П. Савина. – М.: ООО “Издательство АСТ”, 2004. - 44 с.

8.

Семенович А.В. и др. Комплексная нейропсихологическая коррекция и

абилитация отклоняющегося развития [Текст] / А.В. Семенович. - М., 2001.

9.

Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников:

практическое пособие [Текст] / А.Л. Сиротюк. - М.: АРКТИ, 2008

10.Соколова Ю.А. С 59 Внимание / Ил. Е. Мельниковой. - М.: Изд-во Эксмо,

2005. - 192 с, ил.

11.Стребелева Е.А. «Коррекционно – развивающее обучение в процессе

дидактической игры».- Изд-во «Владос»., 2004

12.Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры [Текст] / Е.Ф. Черенкова. – М.:

ООО “ИД РИПОЛ классик”, ООО Издательство “ДОМ. XXI век”, 2008 – 186 с.

Мониторинг

«Методика исследования психомоторных функций» Г.А. Волковой

Методика № 4. Исследование произвольной моторики пальцев рук

Цель: Определение качества и степени дифференцированности движений тонкой

моторики пальцев рук.

4.1. Пальцы сжать в кулак — разжать.

4.2. Попеременно соединять все пальцы руки с большим, сначала правой руки, затем

левой, затем обеих рук одновременно («Здравствуй, пальчик»).

4.3. Держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6

раз).

4.4. Сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз).

4.5. На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы (5—6 раз).

4.6. На обеих руках одновременно показать второй и пятый пальцы (5—6 раз).

Оценка. Высокий уровень – 3 балла (плавное, четкое выполнение проб), средний

уровень – 2 балла (проявляется напряженность, скованность движений), низкий

уровень - 1 балл (нарушение темпа выполнения движений, скованность,

напряженность либо слабость), критический уровень – 0 баллов (невыполнение

движений).

Итоговая оценка результатов эксперимента:

Результаты выполнения всех заданий методик суммируются, определяется степень

выполнения по формуле: Общая сумма баллов: на количество заданий = средний

балл, по среднему баллу определяется уровень развития психомоторики.

Высокий уровень – от 2,5 до 3,0 баллов

Средний уровень – от 1,5 до 2,4 баллов

Низкий уровень – от 1,0 до 1,4 баллов.

Критический уровень – от 0 до 0,9 баллов.

Также можно высчитать средний балл по группе, по каждому заданию: общая сумма

баллов всех детей: на количество детей = средний балл.



В раздел образования