Авторы: Овчинникова Ольга Валентиновна, Проскрякова Любовь Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ООШ № 18 с/п Детский сад"Центр коррекции и развития детей"
Населённый пункт: город Новокуйбышевск Самарская область
Наименование материала: Презентация
Тема: "Экспериментирование как метод обучения в детском саду в средней группе"
Раздел: дошкольное образование
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД
ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ В СРЕДНЕЙ
ГРУППЕ
Овчинникова Ольга Валентиновна
воспитатель
Проскрякова Любовь Александровна
воспитатель
структурное подразделение
«Детский сад «Центр коррекции и
развития детей»
ГБОУ ООШ №18 г.
Новокуйбышевска
Это все
эксперименты
Интересные
моменты!
Все, все, все хотим
узнать!
Нужно все
зарисовать!
Как наш опыт
получился,
Сколько времени он
длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И
почему?
Экспериментирование как метод обучения в детском саду в средней
группе
Главное достоинство метода
экспериментирования заключается в том, что он
дает детям реальные представления о различных
сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и со
средой обитания. В процессе эксперимента идет
обогащение памяти ребенка, активизируются
его мыслительные процессы, так как постоянно
возникает необходимость совершать операции
анализа и синтеза, сравнения и классификации,
обобщения и экстраполяции.
Экспериментирование как метод обучения в детском саду в средней
группе
Ребенок – исследователь мира, который его
окружает. Он открывается ему через опыт его
личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал,
тем больше он знает, и усвоил, тем большим
количеством элементов действительности он
располагает в своём опыте, тем значительнее и
продуктивнее при других равных условиях будет
его творческая, исследовательская деятельность»,-
писал классик отечественной психологической
науки Лев Семёнович Выгодский.
Экспериментирование как метод обучения в детском саду в средней
группе
В повседневной жизни дети часто проводят опыты и
эксперименты, неосознанно стараясь узнать свойства предметов.
И главная задача взрослого – направить эту деятельность в
нужное русло, чтобы даже разбивание на частицы какого-либо
предмета превратилось в увлекательную и развивающую игру, а
не просто в порчу игрушки.
Основными целями и задачами такой педагогической
технологии, как эксперимент является создание условий для
формирования целостной картины мира у детей средствами
физического эксперимента, развитие к окружающему миру
эмоционально-ценностного отношения, обогащение
познавательного и речевого развития детей, расширение
перспективы развития поисково-познавательной деятельности у
детей дошкольного возраста, формирование способности видеть
многообразие окружающего мира.
Экспериментирование как метод обучения в детском саду в средней
группе
Для того, чтобы эксперимент носил развивающий характер, он
должен представлять собой связь теории с практикой, быть
интересен и детям и взрослым, нужно учитывать психолого-
возрастные особенности дошкольников.
Как показывает практика - эксперимент почти всегда успешен,
если хорошо подготовлен, поэтому работать по этой технологии
может каждый, так как это интересно и детям и взрослым, но
важно, чтобы была атмосфера лаборатории (так дети начинают
чувствовать себя настоящими учеными). Главное помнить, что
самое лучшее открытие то, которое ребенок смог сделать
самостоятельно. В качестве положительной мотивации
деятельности дошкольников можно использовать различные
стимулы: внешние (новизна, необычность объекта), тайна,
сюрприз, мотив помощи, познавательный мотив (почему так),
ситуация выбора.
Экспериментирование как метод обучения в детском саду в
средней группе
Мы представляем опыт работы структурного
подразделения «Детский сад «Центр коррекции и
развития детей» по экспериментированию в рамках
деятельности вариативной части программы по
экологии «Любознательный малыш», на которой
ребята знакомятся со свойствами окружающих
предметов, материалов и веществ: воды («Маленькое
море на окне», «Торнадо в банке», «Радужное варенье»
и т.д.), воздуха («Облака своими руками», «Почему
небо голубое» и т.д.), снега («Разукрасим снег»,
«Цветные кубики т .д.), окружающих предметов
(«Танцующие червячки», «Волшебное яйцо»).
Эксперимент: "Молочный
фейерверк"
Для этого эксперимента нам понадобится:
-тарелки
- молоко
- ватные палочки
-жидкое мыло
-баночки с пищевыми красителями
Эксперимент: "Молочный
фейерверк"
Мы налили в тарелки молоко. Капнули разных
цветов пищ.краситель в молоко. Окунули ватные
палочки в жидкое мыло и начали макать в тарелку.
Дети наблюдают как молоко само двигается, а цвета
перемешиваются, образуя в тарелке фейерверк.
Эксперимент: « Веселая радуга»
Для этого эксперимента нам понадобится:
-10 столовых ложек сахара
-5 стеклянных стаканов
- пищевая краска разных цветов – 4 цвета
- вода
- шприц
- столовая ложка
Эксперимент: «Весёлая радуга»
В стаканы наливаем по 3 столовых ложки
воды и перемешиваем
. Затем в
каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем.
В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара,
во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л. В чистый стакан при помощи
шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го,
где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить
по краю стенки стакана. В стакане образуется 4 разноцветных слоя. Они не
перемешиваются. В итоге, у нас получилась такая «веселая радуга в стакане».
Эксперимент: «Живые спички»
Для этого эксперимента нам понадобится:
-вода
-емкость
-спички
-жидкое мыло
Эксперимент: « Живые спички»
Бросим несколько спичек в чашку с водой, соберем их
посередине вместе. Затем капнем в середину собранных спичек
жидкое мыло. Спички разбегутся во все стороны. Это
объясняется тем, что на поверхности жидкость как бы покрыта
тонкой и эластичной пленкой. Капля мыла, растворяясь в
середине собранных спичек, уменьшает эластичность этой
пленки в этом месте, получается ток жидкости от центра
ёмкости к краям, и спички расходятся в стороны.
Эксперимент: «Яйцо с солью»
Для этого эксперимента нам понадобится:
-Яйцо
-Вода
-Поваренная соль
-Высокий стакан
Эксперимент: «Яйцо с солью»
«Эксперимент с солью»
Половину стакана наполняем водой.
Добавляем в стакан много соли (около 6
столовых ложек). Мешаем.Аккуратно
опускаем яйцо. Мы видим, что яйцо плавает
на поверхности. В другой стакан нальем
пресную воду и также опустим аккуратно
яйцо. Замечаем, что в этом стакане яйцо
начинает погружаться вниз. Это
обусловлено тем, что плотность воды с
солью выше, чем плотность пресной воды.
«Эксперимент: « Надувание шаров с
помощью соды и уксуса»
Для этого эксперимента нам понадобится:
-бутылка
-воздушный шарик
-пищевая сода
-уксус
«Эксперимент: « Надувание шаров с
помощью соды и уксуса»
«Эксперимент: « Надувание шаров с
помощью соды и уксуса»
Насыпаем немного соды в шарик (не более 3-4
чайных ложек). Для удобства можно использовать
воронку или обычную ложку. В бутылку заливаем
небольшое количество уксуса и осторожно
надеваем шарик на горлышко бутылки таким
образом, чтобы сода не просыпалась в бутылку.
После подготовительного процесса приподнимите
шарик так, чтобы сода высыпалась в бутылку.
Уксус начнет булькать и пенится, это выделяется
углекислый газ, который в итоге и надует наш
шарик. Несколько секунд и шарик надут, только
придерживайте его, а то улетит!
На своих занятиях мы проводим такие игры, которые
позволяют детям расширять представление о физических
свойствах окружающего мира, об использовании человеком
факторов природной среды (солнце, земля, воздух, вода,
растения и животные), о значимости окружающего мира (воды
и воздуха) в жизни человека; знакомиться с различными
свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость,
плавучесть, растворимость.), со свойствами земли (песка и
глины); развивать представления об основных физических
явлениях (отражение, преломление света, магнитное
притяжение
),
о некоторых факторах среды (свет, температура
воздуха ,вода ( и ее переход в различные состояния: жидкое,
твердое, газообразное их отличие друг от друга); воздух (его
давление и сила); формировать правила техники безопасности
при проведении физических экспериментов; развивать
эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру
.