Автор: Екатерина Владимировна Шелудякова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 422"
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: "Знакомство с бытом и предметами утвари русского народа"
Раздел: дошкольное образование
Занятие «Знакомство с бытом и предметами
утвари русского народа»
для детей старшего
дошкольного возраста.
Непосредственно-образовательная деятельность «Знакомство с бытом и
предметами утвари русского народа»
Цель: Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
Занятие знакомит детей с бытом русской избы и традициями русского
народа. Формирует представление об облике русской деревни, обобщая и
систематизируя знания детей о предметах старинного быта. Закрепляет
знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре.
Задачи:
Познакомить детей с избой - жилищем крестьянской семьи, с предметами
старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).
Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками,
частушками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.). Развить связную
монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых
подходов и народных игр.
Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной
музыке. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным
традициям, обычаям гостеприимства,
Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях,
фольклоре.
Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов.
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа,
к народным традициям.
Словарная работа: ухват, прялка, коромысло, чугун, самовар.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с
изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в
жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для
изготовления домашней утвари. Разучивание пословиц, поговорок, загадок,
небылиц, хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: "Русская изба" с предметами быта (печь, лавки, стол,
забор, старинная посуда, прялка и др., блюдечко с яблочком,
мультимедийная установка, слайды с изображением деревни, записи русских
народных песен, атласная ленточка для игры "Вышел Ваня. ", русский
народный костюм для хозяйки.
Ход занятия:
Воспитатель, одета в русский народный костюм - хозяйки избы, встречает
детей.
Воспитатель:
-Представьте себе, что мы с вами оказались в русской избе. А я хозяйка
этого дома.
И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. В руках у меня хлеб
да соль. Хлеб лежит на полотенце, вышитом по краям. Это рушник.
«Милости просим, гости дорогие. «Хлеб да соль», с поклоном приглашаю
вас.
-Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве буде».
-Что означает, как вы думаете? Будьте здоровы, здравствуйте.
-Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите,
присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле
печи, а непрошенных возле порога.
Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите.
Да про всё мне расскажите!
Воспитатель: Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего
нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, пёчётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и
разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Воспитатель: Но это ещё не всё, что «делала» русская печь много-много
лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником
света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с
хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом.
Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой
избе была печь - матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала
жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки,
ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. Если
переезжали в другой дом, угли из старой печки забирали с собой и помещали
их в новую печь.
В старину любили русские люди почаёвничать, чай из самовара попить.
Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками
сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.
Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние
работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы
потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами
горела на столе свечка - ведь электричества ещё не было, девушки пряли и
пели песни. Давайте послушаем.
(Звучит русская народная песня). Пряха.
Воспитатель: А может вы, ребята, какие-нибудь пословицы или
поговорки о пряхах знаете?
Дети:
-У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
-Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
-Хорошо прядёшься - весело поёшься.
Воспитатель: Есть у меня чудесное блюдечко с наливным яблочком,
покатим яблочко по блюдечку, всю Россию увидим. "Катись, катись яблочко
по блюдечку, покажи нам Русь-матушку".
(Воспитатель обращает внимание на большой экран, на котором на
слайдах показаны различные фрагменты деревенского быта).
По каждому слайду ведётся небольшая беседа: "Что изображено? Для чего
вещь служила?" "Используются эти предметы в наше время? (Если нет, то
чем заменены)и др.
Воспитатель:
- Ребята, побывали мы с вами в старинной деревне. Вы заметили, что не
было раньше ни кинотеатров, ни телевизоров, ни музеев. Как же люди
свободное время поводили, чем занимались? Много работали наши предки,
уставали, а отдохнуть им помогала весёлые частушки.
Кто сказал - частушки вроде,
В наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде,
Если любят их в народе!
Эх, как выйду я плясать,
Ножками задрыгаю -
Печь, кастрюли и ухват
По полу запрыгают.
Эх, раз, полтора,
Бежит печка со двора,
А за нею – чашки
От грязнули Машки.
Как у нашего Егора
Пузо стало, как пригорок –
Целый день он на печи
Уплетает калачи.
Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтоб вы нам похлопали!
Воспитатель:
- Ох, и рассмешили, ох, и развеселили.
Посмотрите внимательно и в нашей русской избе есть предметы быта,
которые служили русскому народу.
Молодцы ребятки, а сейчас я проверю, внимательно ли вы слушали и
сможете ли отгадать загадки:
Тогда слушайте:
Стоит жилище - деревянные бочища,
Внутри печь да дрова это русская. (изба).
Зимой нет, теплей,
Летом нет, холодней (печь).
Черный конь,
Прыгает в огонь (кочерга).
Не бык, а бодает.
Не ест, а еду хватает,
Что схватит - отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра,
На плечах дугой повисло.
Держит ведра. (коромысло).
Он как круглая кастрюля
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк
Кашу сварит. (чугунок).
Выпускает жаркий пар
Древний чайник. (самовар).
Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят. (лапти).
Воспитатель:
Видно внимательно слушали. Молодцы.
Воспитатель:
-Ну, что, ребятки, понравилось вам у меня в гостях?
-А что вам больше всего запомнилось?
(Ответы детей)
-Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили
угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот
в корзиночку сложила. Сами покушаете и друзей угостите.