Автор: Афанасенко Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида №1 пгт. Погар
Населённый пункт: пгт. Погар
Наименование материала: доклад
Тема: Игровая технология в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны
изменить» А.М. Горький.
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является
ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются
психические процессы.
Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования
навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и
уровня развития детей.
Её задачи:
Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт
собственной активности ребёнка.
Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Игровая
педагогическая
технология
—
организация
педагогического
процесса
в
форме различных
педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;
включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов
игровой деятельности.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского
сада и решением его основных задач.
Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:
дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая
выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.
Игра — это самая свободная форма погружения человека в реальную или (воображаемую) действительность
с
целью
ее
изучения,
проявления
собственного «Я»,
творчества,
активности,
самостоятельности,
самореализации.
Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке; помогает ребенку
изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.
Игровая технология включает в себя:
игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от
нереальных;
группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;
В
игре
активизируются
психологические
процессы
участников
игровой
деятельности:
внимание,
запоминание, интерес, восприятие и мышление.
В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному
слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём
работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.
У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.
Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое
развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.
Виды педагогических игр очень разнообразны.
Они могут различаться:
по виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;
по
характеру
педагогического
процесса
—
обучающие,
тренировочные,
контролирующие,
познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.
по характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу
игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её
хода.
по содержанию — музыкальные, математические, логические и т. д.
по игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т.
д.
Главный компонент игровой технологии — непосредственно систематическое общение педагога и детей.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
знания методики игровой деятельности
профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
учёта возрастных и индивидуальных возможностей.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую доброжелательности,
стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую
выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания
положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в
педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми
четырех – пяти лет для меня основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей
к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека,
интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не
чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки».
В своей деятельности я ежедневно применяю игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей,
на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме, и
артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры малой
подвижности, речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в
школе
Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная
деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой
деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и
использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры,
ее правилами.
Например: использую игровую ситуацию "” – Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ”
вовлекая детей в веселую игру – соревнование: " Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и
круг.
Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик —
нет”. Затем это закрепляем в рисовании квадрата и круга.
Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.
Технология развивающих игр Б.П. Никитина:
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии
исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.
Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков,
квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин
предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами,
квадратами, наборами «Угадайка», «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками,
конструкторами.
Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и
т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они
напрямую связаны с интеллектом.
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится
произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин»,» Дочки-матери», «Запомни картинку».
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления
ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным,
наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное — это мышление в действии. Оно развивается в
процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с
предметами и игрушками. Образное мышление — когда ребенок научился сравнивать, выделять самое
существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные
представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры.
Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-
следственные связи, делать умозаключения.
Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает
подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры,
направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают
удошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова,
готовят руку к овладению письмом.
Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной
работы детского сада и решением его основных задач.
Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным
поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого.
Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять
своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением
отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются
народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.
Используя в педагогическом процессе народные игры «Кошки – мышки», «Прятки», «Жмурки», своей
работай я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные
воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное
направление компонента образовательной программы детского сада.
Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом
новыми
впечатлениями, знаниями, умениями,
развивает
интерес
к
литературе,
театру,
формирует
диалогическую,
эмоционально-насыщенную
речь,
активизирует
словарь,
способствует
нравственно-
эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической
работе помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и
обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.
Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в
атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые
технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в
игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал
любой сложности.
Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь
организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и
навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между
людьми, так он и будет строить реальные отношения.