Напоминание

Игровая технология в ДОУ


Автор: Афанасенко Екатерина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад комбинированного вида №1 пгт. Погар
Населённый пункт: пгт. Погар
Наименование материала: доклад
Тема: Игровая технология в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад «Игровые технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны

изменить» А.М. Горький.

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра в этом возрасте является

ведущей деятельностью в этот период. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются

психические процессы.

Главная цель игровой технологии — создание полноценной мотивационной основы для формирования

навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и

уровня развития детей.

Её задачи:

Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт

собственной активности ребёнка.

Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая

педагогическая

технология

организация

педагогического

процесса

в

форме различных

педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр;

включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов

игровой деятельности.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского

сада и решением его основных задач.

Игровая технология должна быть направлена на решение таких задач:

дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве ее средства;

в деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма организованной образовательной деятельности, создается игровой мотивацией, которая

выступает как средство побуждения, стимулированию детей к обучению.

Игра — это самая свободная форма погружения человека в реальную или (воображаемую) действительность

с

целью

ее

изучения,

проявления

собственного «Я»,

творчества,

активности,

самостоятельности,

самореализации.

Игра несет на себе функции: снимает напряжение и способствует эмоциональной разрядке; помогает ребенку

изменить отношение к себе и к другим, изменить способы общения, психическое самочувствие.

Игровая технология включает в себя:

игры и упражнения, формирующее умение выделять характерные признаки предметов;

группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от

нереальных;

группы игр воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и т.д.;

В

игре

активизируются

психологические

процессы

участников

игровой

деятельности:

внимание,

запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма занятия противостоит пассивному

слушанию и чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок свободно выполнит такой объём

работы, какой ему совершенно недоступен в обычной ситуации.

У детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра.

Психологи рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое

развитие ребенка, как деятельность ведущую, в процессе которой возникают психические новообразования.

Виды педагогических игр очень разнообразны.

Они могут различаться:

по виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

по

характеру

педагогического

процесса

обучающие,

тренировочные,

контролирующие,

познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

по характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу

игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её

хода.

по содержанию — музыкальные, математические, логические и т. д.

по игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, и т.

д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственно систематическое общение педагога и детей.

Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:

знания методики игровой деятельности

профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр

учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я много использую доброжелательности,

стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую

выдумку и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания

положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.

Сначала игровые технологии я использовала как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в

педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Работая с детьми

четырех – пяти лет для меня основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей

к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека,

интересного партнера в игре. Использую фронтальные игровые ситуации, чтобы ни один ребенок не

чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа «Хороводные», «Догонялки».

В своей деятельности я ежедневно применяю игровые моменты на занятиях, в свободной деятельности детей,

на прогулках, во время разных игр: это и пальчиковая гимнастика в стихотворной и игровой форме, и

артикуляционная гимнастика, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, игры малой

подвижности, речевые игры и задания хорошо развивают речь ребенка и готовят к успешному обучению в

школе

Игровые моменты должны присутствовать во всех видах деятельности детей: труд и игра, учебная

деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой

деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и

использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры,

ее правилами.

Например: использую игровую ситуацию "” – Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот? ”

вовлекая детей в веселую игру – соревнование: " Такими фигурками может быть шарик и кубик, квадратик и

круг.

Дети делают выводы, что острые углы мешают катиться кубику и квадратику: "Шарик катится, а кубик —

нет”. Затем это закрепляем в рисовании квадрата и круга.

Такие игровые технологии, направленные на развитие восприятия.

Технология развивающих игр Б.П. Никитина:

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии

исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков,

квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т.д. В своих книгах Никитин

предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, планами и картами,

квадратами, наборами «Угадайка», «точечками», «часами», термометром, кирпичиками, кубиками,

конструкторами.

Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками и т.д. и

т.п. Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр, и они

напрямую связаны с интеллектом.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится

произвольной. В этом детям помогут игры типа «Магазин»,» Дочки-матери», «Запомни картинку».

Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. Как мы знаем, что развитие мышления

ребенка происходит при овладении тремя основными формами мышления: наглядно-действенным,

наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное — это мышление в действии. Оно развивается в

процессе использования игровых приемов и методов обучения в ходе осуществления действий, игр с

предметами и игрушками. Образное мышление — когда ребенок научился сравнивать, выделять самое

существенное в предметах и может осуществлять свои действия, ориентируясь не на ситуацию, а на образные

представления. На развитие образного и логического мышления направлены многие дидактические игры.

Логическое мышление формируется в процессе обучения ребенка умению рассуждать, находить причинно-

следственные связи, делать умозаключения.

Естественно, что комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает

подготовить ребенка к школе. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры,

направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают

удошкольника элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова,

готовят руку к овладению письмом.

Таким образом, игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной

работы детского сада и решением его основных задач.

Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным

поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном

внимании и сопереживании взрослого.

Если с детьми занимаются игровой терапией систематически, то они приобретают способность управлять

своим поведением. В их игровой деятельности начинают преобладать сюжетно-ролевые игры с отображением

отношений людей. В качестве одного из эффективных видов игротерапевтических средств используются

народные игры с куклами, потешками, хороводами, играми-шутками.

Используя в педагогическом процессе народные игры «Кошки – мышки», «Прятки», «Жмурки», своей

работай я не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные

воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное

направление компонента образовательной программы детского сада.

Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает мне обогащать детей в целом

новыми

впечатлениями, знаниями, умениями,

развивает

интерес

к

литературе,

театру,

формирует

диалогическую,

эмоционально-насыщенную

речь,

активизирует

словарь,

способствует

нравственно-

эстетическому воспитанию каждого ребенка.

Подводя итоги сказанного, хочу сделать вывод, что применение игровых технологий в моей педагогической

работе помогает влиять на качество образовательного процесса, на повышение эффективности воспитания и

обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в

атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые

технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в

игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал

любой сложности.

Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте, я стараюсь

организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и

навыки, которые он пронесёт через всю жизнь. И от того, как я его научу передавать взаимоотношения между

людьми, так он и будет строить реальные отношения.



В раздел образования