Напоминание

Технический контроль качества продукции металлообработки


Авторы: Юдина Оксана Григорьевна, Оксана Григорьевна Юдина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ВСАМК им.А.А.Евстигнеева"
Населённый пункт: г. Верхняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия
Тема: Технический контроль качества продукции металлообработки
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж имени А.А. Евстигнеева»

(ГАПОУ СО «ВСАМК им. А.А. Евстигнеева»)

Методическая разработка

Открытого занятия

тема: Технический контроль качества продукции металлообработки

Разработчик

Юдина Оксана Григорьевна

Преподаватель дисциплин

общепрофессионального цикла по

специальностям укрупненных групп

22.00.00. Технология материалов и

15.00.00. Машиностроение,

Высшая квалификационная категория

Верхняя Салда 2024

Рецензия

на методическую разработку открытого занятия

Юдиной Оксаны Григорьевны

преподавателя дисциплин общепрофессионального цикла по специальностям

укрупненных групп 22.00.00. Технология материалов и 15.00.00.

Машиностроение

по теме: Технический контроль качества продукции металлообработки

Методическая

разработка

на

тему

открытого

занятия

по

теме

«Технический контроль качества продукции металлообработки» может быть

использована в преподавании дисциплины ОП.01. Технические измерения,

междисциплинарного курса МДК.03.02. Контроль соответствия качества

деталей

требованиям

технической

документации

в

соответствии

с

требованиями ФГОС по специальностям и профессиям укрупненной группы

15.00.00. Машиностроение.

Методическая

разработка

содержит

детальный

план

проведения

практического занятия с приложением опорного конспекта для обучающихся

и презентации для преподавателя.

Актуальность темы определяется тем, что формируемые в процессе

практического занятия умения и навыки будут способствовать освоению

студентами профессиональных компетенций по специальности, применению

их в современных производственных условиях будущей профессиональной

деятельности.

Материал занятия логически структурирован в соответствии с темой.

Отражены все этапы занятия. Хорошо прослеживаются метапредметные

связи.

Рационально

подобран

иллюстративный

материал.

Материально-

техническая база соответствует современным производственным процессам.

В

ходе

занятия

использованы

различные

методы

обучения,

позволяющие наиболее полно раскрыть потенциал обучающихся.

Достоинством разработки является наличие опорного конспекта для

студентов с блоками практических заданий.

Рецензент: Савельева Мария Альбертовна

Председатель МЦК по УГС 22.00.00

Технологии материалов

Преподаватель дисциплин

общепрофессионального и специального

циклов по специальностям укрупненных

групп 22.00.00. Технология материалов и

15.00.00. Машиностроение

Высшая квалификационная категория

1 ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема учебного

занятия

Технический контроль качества продукции

металлообработки

Учебная

дисциплина/МДК

ОП.01. Технические измерения

МДК.03.02. Контроль соответствия качества

деталей требованиям технической документации

Курс

3-4

Специальность

Специальности и профессии укрупненной группы

15.00.00. Машиностроение

Регламент

проведения

45 мин

Тип учебного

занятия

Совершенствование профессиональных компетенций

Вид учебного

занятия

Практическая работа

Форма

организации

учебного занятия

Индивидуальная

Парная

Цель учебного

занятия:

Определить

соответствие

детали,

полученной

механической

обработкой,

требованиям чертежа

с

использованием

средств

измерения

с

цифровой

индикацией

Материально –

техническое

обеспечение

учебного занятия

- учебная аудитория с хорошим освещением;

- рабочее место преподавателя;

- ПК, проектор, экран;

- рабочие места студентов (парты и стулья);

- конспект урока для студентов (Приложение А);

- презентация преподавателя (Приложение Б);

- детали, полученные механической обработкой;

- штангенинструмент;

- микрометрический инструмент;

- перчатки;

- карточки проверки.

Методы обучения:

Практико-ориентированный, репродуктивный,

продуктивный

Метапредметные

связи:

ОП.02. Техническая графика (151902.03 Станочник

(металлообработка))

ОП.01.

Инженерная

графика (15.02.08

Технология

машиностроения)

ОП.05

Метрология,

стандартизация,

сертификация

(15.02.08 Технология машиностроения)

Требования

стандарта 15.02.08

Технология

машиностроения

иметь практический опыт:

проведения контроля соответствия качества

деталей требованиям технической документации;

уметь:

проверять соответствие измерительного

инструмента требованиям технологической

документации;

определять (выявлять) несоответствие

геометрических параметров заготовки требованиям

технологической документации;

выбирать средства измерения;

определять годность размеров, форм,

расположения

и шероховатости поверхностей деталей;

анализировать причины брака, разделять брак на

исправимый и неисправимый;

Общие и

профессиональны

е компетенции

стандарта 15.02.08

Технология

машиностроения

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость

своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый

интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность,

выбирать типовые методы и способы выполнения

профессиональных задач, оценивать их эффективность

и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование

информации, необходимой для эффективного

выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-

коммуникационные технологии в профессиональной

деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно

общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов

команды (подчиненных), результат выполнения

заданий.

ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества

деталей требованиям технической документации.

2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап

Время

Метод обучения

Осваива

емые

компетен

ции

Методическое

обеспечение

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающихся

Организационный

этап

3 мин

Методы создания

благоприятного

психологического

климата

ОК 1

ОК 6

Маркеры,

ручки,

настольные

таблички

Представляет себя;

Предлагает

студентам записать

свое имя

Пишут свое имя

Мотивационный

этап

5 мин

Методы развития

познавательного

интереса

ОК 1

ОК 6

Презентация,

опорный

конспект

Наводящими

вопросами,

выполнением

задания предлагает

определить цель

занятия

Формулируют

цель занятия

Актуализация

знаний

10

мин

Объяснительно-

иллюстративные

методы

ОК 1

ОК 4

ОК 5

ПК 3.2

Презентация,

опорный

конспект

Предлагает

выполнить

задания,

основанных на

ранее полученных

знаниях.

Проверяет

результаты

Выполняют

задания,

осуществляют

связь с

теоретическим

материалом

Практическое

задание

20

мин

Деятельностный

метод

Метод контроля

ОК

1,2,4,5,6,7

ПК 3.2

Деталь для

измерения,

измерительны

й инструмент,

оценочный

бланк

Представляет

задание, которое

необходимо

выполнить

самостоятельно

Самостоятельно

выполняют

задание

Принимает

Представляют

результаты

(корректирует)

результаты

Подведение

итогов, рефлексия

7 мин

Метод контроля

ОК 1

ОК 7

ПК 3.2

Презентация,

оценочный

бланк

Подводит итог,

проверяет усвоение

материала

Проверяют

себя

3 ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный этап – (3 мин)

Преподаватель:

Здравствуйте, меня зовут Оксана Григорьевна, и я рада

приветствовать представителей специальности Технология машиностроения.

Для корректного обращения предлагаю вам записать крупными буквами свое

имя на табличке и установить ее на стол перед собой.

Студенты: пишут

Преподаватель: Спасибо. Сейчас мы можем перейти к нашему занятию

2. Мотивационный этап – (5 мин)

Преподаватель: Обратите внимание на тему занятия: Технический контроль

качества продукции металлообработки – из настоящего в будущее.

Предполагаю, что каждый из вас освоил профессиональные компетенции на

занятиях

учебной

практики,

многие

совершенствуют

навыки

уже

в

производственных условиях. В своей практической деятельности вы наверняка

сталкивались с термином Качество выпускаемой продукции.

Давайте подумаем, что же оно означает?

Перед вами на партах лежат бланки опорного конспекта занятия. В таблице 1

приведены различные определения термина Качество. Пометьте условным

знаком (галочкой, крестиком, кружочком) то определение, которое считаете

верным. Зачитайте его

Студенты: 2-3 человека зачитывают

Преподаватель: Обратите внимание, что в определениях повторяются слова

соответствие требованиям. В каких документах указывают требования к

продукции металлообработки?

Студенты: предполагают (ГОСТ, чертеж и т.п.)

Преподаватель:

Мы совместными усилиями подошли к цели занятия:

Определить

соответствие

детали,

полученной

механической

обработкой

требованиям чертежа. Давайте запишем ее в строки опорного конспекта.

Студенты: записывают

3. Актуализация знаний – (10 мин)

Преподаватель: Чтобы провести технический контроль детали «Палец»,

которая находится на ваших партах, необходимо поэтапно выполнить три

задачи.

Первая: получение первичной информации о состоянии объекта контроля,

контролируемых признаках и его показателях.

Контролируемые признаки в нашем случае – это линейные размеры. В каких

единицах их указывают на чертеже?

Студенты: отвечают (в мм)

Преподаватель: Существуют кратные и дольные единицы, например,

сантиметры и микрометры. В 1 сантиметре – 10 мм. В 12 см – ?

Студенты: отвечают и записывают (120 мм)

Преподаватель: В 1 микрометре – 0,001 мм. В 125 мкм – ?

Студенты: отвечают и записывают (0,125 мм)

Преподаватель: Второй этап – Определение отклонений от заданных

параметров путем сопоставления первичной информации с запланированными

критериями, нормами и требованиями. При измерении действительный размер

сравнивают с предельными. Давайте вспомним, как определять предельные

размеры: наибольший и наименьший. Откройте и заполните таблицу 3 опорного

конспекта

Студенты: заполняют вместе с преподавателем

Преподаватель: Третий этап предполагает подготовку информации для

принятия решения по несоответствующей продукции и корректирующим

действиям. На этом этапе нам необходимо зафиксировать соответствие каждого

действительного размера размеру, указанному на чертеже.

В первой строке таблицы 4 указан действительный размер 35,1 мм. Как вы

думаете, попадет ли он в допуск между наибольшим и наименьшим

предельными размерами?

Студенты: отвечают и заполняют вместе с преподавателем

Преподаватель: Хорошо. А будет ли соответствовать действительный размер

35,6 мм номинальному, если тот окажется наружным или внутренним?

Студенты: отвечают и заполняют вместе с преподавателем

Практическое задание – (20 мин)

Преподаватель: Мы успешно актуализировали те знания, которыми вы

обладаете и теперь переходим к выполнению практической работы. Чтобы не

поранить руки об острые кромки инструментов и детали я попрошу вас надеть

перчатки.

Студенты: надевают

Преподаватель: Для оценки соответствия мной были выбраны 5 линейных

размеров, которые указаны в оценочном бланке практического задания.

Для определения действительных значений вам предложено использовать

контрольно-измерительный инструмент: штангенциркуль, штангенглубиномер,

микрометр гладкий.

Пожалуйста, найдите инструмент по маркировке

Студенты: находят, демонстрируют преподавателю.

Преподаватель: Давайте вспомним приемы измерения и правила чтения

показаний. (спрашивает поочередно устройство, чтение показаний)

Студенты: отвечают.

Преподаватель: При измерении вы можете использовать как механические

приборы, так и современные приборы с цифровой индикацией (демонстрирует

настройку цифровой панели инструмента)

Студенты: повторяют

Преподаватель: Для выполнения работы предлагаю объединить усилия и

поработать в парах. Один из вас проводит измерение, второй фиксирует

действительный размер. Следующее измерение – наоборот. Оценку

соответствия давайте совместно. Три из пяти измерений необходимо провести

цифровым инструментом.

Обратите внимание на порядок выполнения работы

Если нет вопросов, приступаем

Студенты: выполняют

Преподаватель: Осуществляет текущий контроль

Подведение итогов, рефлексия – (7 мин)

Преподаватель: Поднимите руки те, кто справился с заданием

Студенты: поднимают

Преподаватель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, кого-то из вас определил

свою деталь, как неисправимый брак?

Студенты: отвечают

Преподаватель: Как вы думаете, достигли мы цели занятия? Определить

соответствие детали, полученной механической обработкой, требованиям

чертежа с использованием средств измерения с цифровой индикацией?

Студенты: отвечают

Преподаватель: Перечислите положительные стороны работы с цифровым

инструментом? Отрицательные? Какой инструмент вам хотелось бы увидеть на

рабочем месте? Для чего проводят технический контроль качества?

Студенты: отвечают

Преподаватель: Считаю, что вы достойно справились с заданием, собрали всю

необходимую информацию для принятия дальнейших решений по

несоответствующей продукции. Сейчас можно снять перчатки, убрать рабочее

место, сложить весь инструмент и оценочные бланки.

Спасибо за занятие!

Приложение А

Тема занятия

Технический контроль качества продукции металлообработки

Обучающийся: _____________________________________________________________

Ф.И.О.

Таблица 1 – определение термина «Качество продукции»

Термин

Определение

1

Качество

продукции

Соответствие требованиям заказчиков и потребителей

2

Качество

продукции

Совокупность свойств продукции, обусловливающих её

пригодность удовлетворять определённые потребности в

соответствии с её назначением (ГОСТ 15467-79)

3

Качество

продукции

Соответствие требованиям стандартов и нормативно-

технической документации

4

Качество

продукции

Качество — это степень соответствия совокупности

присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ISO 9000-

2005)

Цель занятия: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Конспект занятия

Этапы технического контроля продукции:

1.

Получение

первичной

информации

о

состоянии

объекта

контроля,

контролируемых признаках и его показателях

Таблица 2 – преобразование единиц физической величины

Дольные и кратные значения ФВ

Значения ФВ величины (система

ЕСКД)

1 см = 10 мм

12 см = …… мм

1 мкм = 0, 001 мм

125 мкм = ……мм

2. Определение отклонений от заданных параметров

путем сопоставления

первичной информации с запланированными критериями, нормами и требованиями

Таблица 3 – определение предельных отклонений и размеров

Размер

Основные параметры

35

0,2

+

0,1

Верхнее отклонение: …….. мм

Нижнее отклонение: ………. мм

Наибольший предельный размер: ……

мм

Наименьший предельный размер: ……

мм

3. Подготовка информации для принятия решения по несоответствующей

продукции и корректирующим действиям с продукцией

Таблица 4 – определение годности действительных размеров

Размер, указанный на

чертеже, мм

Действительный

размер, мм

Отметка о соответствии

(годен/брак исправим/брак

неисправим)

35

0,2

+

0,1

35,1

……………………………

Наружный

35

0,2

+

0,1

35,6

……………………………

Внутренний

35

0,2

+

0,1

35,6

……………………………

Заключительный этап

Применение цифровых контрольно-измерительных приборов

Преимущества

Недостатки

Продолжить предложение:

Цель технического контроля:

Выявить _________________________________________________________

Предупредить ____________________________________________________

Практическое задание

Чертеж детали «Палец»

Оценочный бланк практического задания

Ф.И.О.

____________________

__

____________________

__

18±0,2

Измерительный

инструмент

МК 25-50

(МКЦ-50-

0,001)

ШЦ-I-125-0,1

(ШЦЦ 150)

ШГ 160

(ШГЦ 250)

ШЦ-I-125-0,1

(ШЦЦ 150)

ШГ 160

(ШГЦ 250)

Действительный

размер, мм

…………

…………

…………

…………

…………

Отметка о

соответствии

действительного

размера

………………

…………………

….

…………………

….

…………………

….

…………………

….

Вывод о соответствии

детали

……………………………………………………………………………………

*Отметка о соответствии действительного размера заданному фиксируется следующим образом:

Соответствует

Дефект устранимый

Дефект неустранимый

*Отметка о соответствии детали требованиям чертежа фиксируется следующим образом:

Брак исправимый

Брак неисправимый

Приложение Б



В раздел образования