Авторы: Юдина Оксана Григорьевна, Оксана Григорьевна Юдина
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГАПОУ СО "ВСАМК им.А.А.Евстигнеева"
Населённый пункт: г. Верхняя Салда, Свердловская область
Наименование материала: Методическая разработка открытого занятия
Тема: Технический контроль качества продукции металлообработки
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Верхнесалдинский авиаметаллургический колледж имени А.А. Евстигнеева»
(ГАПОУ СО «ВСАМК им. А.А. Евстигнеева»)
Методическая разработка
Открытого занятия
тема: Технический контроль качества продукции металлообработки
Разработчик
Юдина Оксана Григорьевна
Преподаватель дисциплин
общепрофессионального цикла по
специальностям укрупненных групп
22.00.00. Технология материалов и
15.00.00. Машиностроение,
Высшая квалификационная категория
Верхняя Салда 2024
Рецензия
на методическую разработку открытого занятия
Юдиной Оксаны Григорьевны
преподавателя дисциплин общепрофессионального цикла по специальностям
укрупненных групп 22.00.00. Технология материалов и 15.00.00.
Машиностроение
по теме: Технический контроль качества продукции металлообработки
Методическая
разработка
на
тему
открытого
занятия
по
теме
«Технический контроль качества продукции металлообработки» может быть
использована в преподавании дисциплины ОП.01. Технические измерения,
междисциплинарного курса МДК.03.02. Контроль соответствия качества
деталей
требованиям
технической
документации
в
соответствии
с
требованиями ФГОС по специальностям и профессиям укрупненной группы
15.00.00. Машиностроение.
Методическая
разработка
содержит
детальный
план
проведения
практического занятия с приложением опорного конспекта для обучающихся
и презентации для преподавателя.
Актуальность темы определяется тем, что формируемые в процессе
практического занятия умения и навыки будут способствовать освоению
студентами профессиональных компетенций по специальности, применению
их в современных производственных условиях будущей профессиональной
деятельности.
Материал занятия логически структурирован в соответствии с темой.
Отражены все этапы занятия. Хорошо прослеживаются метапредметные
связи.
Рационально
подобран
иллюстративный
материал.
Материально-
техническая база соответствует современным производственным процессам.
В
ходе
занятия
использованы
различные
методы
обучения,
позволяющие наиболее полно раскрыть потенциал обучающихся.
Достоинством разработки является наличие опорного конспекта для
студентов с блоками практических заданий.
Рецензент: Савельева Мария Альбертовна
Председатель МЦК по УГС 22.00.00
Технологии материалов
Преподаватель дисциплин
общепрофессионального и специального
циклов по специальностям укрупненных
групп 22.00.00. Технология материалов и
15.00.00. Машиностроение
Высшая квалификационная категория
1 ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема учебного
занятия
Технический контроль качества продукции
металлообработки
Учебная
дисциплина/МДК
ОП.01. Технические измерения
МДК.03.02. Контроль соответствия качества
деталей требованиям технической документации
Курс
3-4
Специальность
Специальности и профессии укрупненной группы
15.00.00. Машиностроение
Регламент
проведения
45 мин
Тип учебного
занятия
Совершенствование профессиональных компетенций
Вид учебного
занятия
Практическая работа
Форма
организации
учебного занятия
Индивидуальная
Парная
Цель учебного
занятия:
Определить
соответствие
детали,
полученной
механической
обработкой,
требованиям чертежа
с
использованием
средств
измерения
с
цифровой
индикацией
Материально –
техническое
обеспечение
учебного занятия
- учебная аудитория с хорошим освещением;
- рабочее место преподавателя;
- ПК, проектор, экран;
- рабочие места студентов (парты и стулья);
- конспект урока для студентов (Приложение А);
- презентация преподавателя (Приложение Б);
- детали, полученные механической обработкой;
- штангенинструмент;
- микрометрический инструмент;
- перчатки;
- карточки проверки.
Методы обучения:
Практико-ориентированный, репродуктивный,
продуктивный
Метапредметные
связи:
ОП.02. Техническая графика (151902.03 Станочник
(металлообработка))
ОП.01.
Инженерная
графика (15.02.08
Технология
машиностроения)
ОП.05
Метрология,
стандартизация,
сертификация
(15.02.08 Технология машиностроения)
Требования
стандарта 15.02.08
Технология
машиностроения
иметь практический опыт:
проведения контроля соответствия качества
деталей требованиям технической документации;
уметь:
проверять соответствие измерительного
инструмента требованиям технологической
документации;
определять (выявлять) несоответствие
геометрических параметров заготовки требованиям
технологической документации;
выбирать средства измерения;
определять годность размеров, форм,
расположения
и шероховатости поверхностей деталей;
анализировать причины брака, разделять брак на
исправимый и неисправимый;
Общие и
профессиональны
е компетенции
стандарта 15.02.08
Технология
машиностроения
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость
своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность,
выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность
и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование
информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач,
профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-
коммуникационные технологии в профессиональной
деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов
команды (подчиненных), результат выполнения
заданий.
ПК 3.2. Проводить контроль соответствия качества
деталей требованиям технической документации.
2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этап
Время
Метод обучения
Осваива
емые
компетен
ции
Методическое
обеспечение
Деятельность
преподавателя
Деятельность
обучающихся
Организационный
этап
3 мин
Методы создания
благоприятного
психологического
климата
ОК 1
ОК 6
Маркеры,
ручки,
настольные
таблички
Представляет себя;
Предлагает
студентам записать
свое имя
Пишут свое имя
Мотивационный
этап
5 мин
Методы развития
познавательного
интереса
ОК 1
ОК 6
Презентация,
опорный
конспект
Наводящими
вопросами,
выполнением
задания предлагает
определить цель
занятия
Формулируют
цель занятия
Актуализация
знаний
10
мин
Объяснительно-
иллюстративные
методы
ОК 1
ОК 4
ОК 5
ПК 3.2
Презентация,
опорный
конспект
Предлагает
выполнить
задания,
основанных на
ранее полученных
знаниях.
Проверяет
результаты
Выполняют
задания,
осуществляют
связь с
теоретическим
материалом
Практическое
задание
20
мин
Деятельностный
метод
Метод контроля
ОК
1,2,4,5,6,7
ПК 3.2
Деталь для
измерения,
измерительны
й инструмент,
оценочный
бланк
Представляет
задание, которое
необходимо
выполнить
самостоятельно
Самостоятельно
выполняют
задание
Принимает
Представляют
результаты
(корректирует)
результаты
Подведение
итогов, рефлексия
7 мин
Метод контроля
ОК 1
ОК 7
ПК 3.2
Презентация,
оценочный
бланк
Подводит итог,
проверяет усвоение
материала
Проверяют
себя
3 ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный этап – (3 мин)
Преподаватель:
Здравствуйте, меня зовут Оксана Григорьевна, и я рада
приветствовать представителей специальности Технология машиностроения.
Для корректного обращения предлагаю вам записать крупными буквами свое
имя на табличке и установить ее на стол перед собой.
Студенты: пишут
Преподаватель: Спасибо. Сейчас мы можем перейти к нашему занятию
2. Мотивационный этап – (5 мин)
Преподаватель: Обратите внимание на тему занятия: Технический контроль
качества продукции металлообработки – из настоящего в будущее.
Предполагаю, что каждый из вас освоил профессиональные компетенции на
занятиях
учебной
практики,
многие
совершенствуют
навыки
уже
в
производственных условиях. В своей практической деятельности вы наверняка
сталкивались с термином Качество выпускаемой продукции.
Давайте подумаем, что же оно означает?
Перед вами на партах лежат бланки опорного конспекта занятия. В таблице 1
приведены различные определения термина Качество. Пометьте условным
знаком (галочкой, крестиком, кружочком) то определение, которое считаете
верным. Зачитайте его
Студенты: 2-3 человека зачитывают
Преподаватель: Обратите внимание, что в определениях повторяются слова
соответствие требованиям. В каких документах указывают требования к
продукции металлообработки?
Студенты: предполагают (ГОСТ, чертеж и т.п.)
Преподаватель:
Мы совместными усилиями подошли к цели занятия:
Определить
соответствие
детали,
полученной
механической
обработкой
требованиям чертежа. Давайте запишем ее в строки опорного конспекта.
Студенты: записывают
3. Актуализация знаний – (10 мин)
Преподаватель: Чтобы провести технический контроль детали «Палец»,
которая находится на ваших партах, необходимо поэтапно выполнить три
задачи.
Первая: получение первичной информации о состоянии объекта контроля,
контролируемых признаках и его показателях.
Контролируемые признаки в нашем случае – это линейные размеры. В каких
единицах их указывают на чертеже?
Студенты: отвечают (в мм)
Преподаватель: Существуют кратные и дольные единицы, например,
сантиметры и микрометры. В 1 сантиметре – 10 мм. В 12 см – ?
Студенты: отвечают и записывают (120 мм)
Преподаватель: В 1 микрометре – 0,001 мм. В 125 мкм – ?
Студенты: отвечают и записывают (0,125 мм)
Преподаватель: Второй этап – Определение отклонений от заданных
параметров путем сопоставления первичной информации с запланированными
критериями, нормами и требованиями. При измерении действительный размер
сравнивают с предельными. Давайте вспомним, как определять предельные
размеры: наибольший и наименьший. Откройте и заполните таблицу 3 опорного
конспекта
Студенты: заполняют вместе с преподавателем
Преподаватель: Третий этап предполагает подготовку информации для
принятия решения по несоответствующей продукции и корректирующим
действиям. На этом этапе нам необходимо зафиксировать соответствие каждого
действительного размера размеру, указанному на чертеже.
В первой строке таблицы 4 указан действительный размер 35,1 мм. Как вы
думаете, попадет ли он в допуск между наибольшим и наименьшим
предельными размерами?
Студенты: отвечают и заполняют вместе с преподавателем
Преподаватель: Хорошо. А будет ли соответствовать действительный размер
35,6 мм номинальному, если тот окажется наружным или внутренним?
Студенты: отвечают и заполняют вместе с преподавателем
Практическое задание – (20 мин)
Преподаватель: Мы успешно актуализировали те знания, которыми вы
обладаете и теперь переходим к выполнению практической работы. Чтобы не
поранить руки об острые кромки инструментов и детали я попрошу вас надеть
перчатки.
Студенты: надевают
Преподаватель: Для оценки соответствия мной были выбраны 5 линейных
размеров, которые указаны в оценочном бланке практического задания.
Для определения действительных значений вам предложено использовать
контрольно-измерительный инструмент: штангенциркуль, штангенглубиномер,
микрометр гладкий.
Пожалуйста, найдите инструмент по маркировке
Студенты: находят, демонстрируют преподавателю.
Преподаватель: Давайте вспомним приемы измерения и правила чтения
показаний. (спрашивает поочередно устройство, чтение показаний)
Студенты: отвечают.
Преподаватель: При измерении вы можете использовать как механические
приборы, так и современные приборы с цифровой индикацией (демонстрирует
настройку цифровой панели инструмента)
Студенты: повторяют
Преподаватель: Для выполнения работы предлагаю объединить усилия и
поработать в парах. Один из вас проводит измерение, второй фиксирует
действительный размер. Следующее измерение – наоборот. Оценку
соответствия давайте совместно. Три из пяти измерений необходимо провести
цифровым инструментом.
Обратите внимание на порядок выполнения работы
Если нет вопросов, приступаем
Студенты: выполняют
Преподаватель: Осуществляет текущий контроль
Подведение итогов, рефлексия – (7 мин)
Преподаватель: Поднимите руки те, кто справился с заданием
Студенты: поднимают
Преподаватель: Молодцы! Скажите, пожалуйста, кого-то из вас определил
свою деталь, как неисправимый брак?
Студенты: отвечают
Преподаватель: Как вы думаете, достигли мы цели занятия? Определить
соответствие детали, полученной механической обработкой, требованиям
чертежа с использованием средств измерения с цифровой индикацией?
Студенты: отвечают
Преподаватель: Перечислите положительные стороны работы с цифровым
инструментом? Отрицательные? Какой инструмент вам хотелось бы увидеть на
рабочем месте? Для чего проводят технический контроль качества?
Студенты: отвечают
Преподаватель: Считаю, что вы достойно справились с заданием, собрали всю
необходимую информацию для принятия дальнейших решений по
несоответствующей продукции. Сейчас можно снять перчатки, убрать рабочее
место, сложить весь инструмент и оценочные бланки.
Спасибо за занятие!
Приложение А
Тема занятия
Технический контроль качества продукции металлообработки
Обучающийся: _____________________________________________________________
Ф.И.О.
Таблица 1 – определение термина «Качество продукции»
№
Термин
Определение
1
Качество
продукции
Соответствие требованиям заказчиков и потребителей
2
Качество
продукции
Совокупность свойств продукции, обусловливающих её
пригодность удовлетворять определённые потребности в
соответствии с её назначением (ГОСТ 15467-79)
3
Качество
продукции
Соответствие требованиям стандартов и нормативно-
технической документации
4
Качество
продукции
Качество — это степень соответствия совокупности
присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ISO 9000-
2005)
Цель занятия: _____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Конспект занятия
Этапы технического контроля продукции:
1.
Получение
первичной
информации
о
состоянии
объекта
контроля,
контролируемых признаках и его показателях
Таблица 2 – преобразование единиц физической величины
Дольные и кратные значения ФВ
Значения ФВ величины (система
ЕСКД)
1 см = 10 мм
12 см = …… мм
1 мкм = 0, 001 мм
125 мкм = ……мм
2. Определение отклонений от заданных параметров
путем сопоставления
первичной информации с запланированными критериями, нормами и требованиями
Таблица 3 – определение предельных отклонений и размеров
Размер
Основные параметры
∅
35
−
0,2
+
0,1
Верхнее отклонение: …….. мм
Нижнее отклонение: ………. мм
Наибольший предельный размер: ……
мм
Наименьший предельный размер: ……
мм
3. Подготовка информации для принятия решения по несоответствующей
продукции и корректирующим действиям с продукцией
Таблица 4 – определение годности действительных размеров
Размер, указанный на
чертеже, мм
Действительный
размер, мм
Отметка о соответствии
(годен/брак исправим/брак
неисправим)
∅
35
−
0,2
+
0,1
35,1
……………………………
Наружный
∅
35
−
0,2
+
0,1
35,6
……………………………
Внутренний
∅
35
−
0,2
+
0,1
35,6
……………………………
Заключительный этап
Применение цифровых контрольно-измерительных приборов
Преимущества
Недостатки
Продолжить предложение:
Цель технического контроля:
Выявить _________________________________________________________
Предупредить ____________________________________________________
Практическое задание
Чертеж детали «Палец»
Оценочный бланк практического задания
Ф.И.О.
____________________
__
____________________
__
18±0,2
Измерительный
инструмент
МК 25-50
(МКЦ-50-
0,001)
ШЦ-I-125-0,1
(ШЦЦ 150)
ШГ 160
(ШГЦ 250)
ШЦ-I-125-0,1
(ШЦЦ 150)
ШГ 160
(ШГЦ 250)
Действительный
размер, мм
…………
…………
…………
…………
…………
Отметка о
соответствии
действительного
размера
………………
…
…………………
….
…………………
….
…………………
….
…………………
….
Вывод о соответствии
детали
……………………………………………………………………………………
*Отметка о соответствии действительного размера заданному фиксируется следующим образом:
Соответствует
Дефект устранимый
Дефект неустранимый
*Отметка о соответствии детали требованиям чертежа фиксируется следующим образом:
Брак исправимый
Брак неисправимый
Приложение Б