Напоминание

Принципы формирования учебно-методической документации


Автор: Ибатуллина Алина Рафилевна
Должность: главный специалист по УМР / преподаватель
Учебное заведение: Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО "КНИТУ"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы формирования учебно-методической документации
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Ибатуллина Алина Рафилевна

Казанский

технологический

колледж

ФГБОУ

ВО

«Казанский

национальный

исследовательский

технологический

университет»

(КТК

ФГБОУ ВО «КНИТУ»), г. Казань, РФ

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ

Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день

становится очевидной необходимость в педагоге, который будет способен

создать необходимые условия для подготовки выпускника, соответствующего

высоким требованиям, предъявляемым к нему современным обществом и

жизнью в целом. Педагог должен обладать соответствующей базой научно-

исследовательской

и

научно-методической

работы,

которые

обеспечат

создание

качественного

учебно-методического

обеспечения,

организацию

познавательной

деятельности

обучающихся,

владение

приемами

научно

обоснованной организации умственного труда.

Основной целью и предметом исследования является соблюдение и

применение

принципов

при

формировании

учебно-методической

документации в Казанском технологическом колледже ФГБОУ ВО КНИТУ.

Соответственно были определены следующие задачи:

1)

рассмотреть

принципы

разработки

учебно-методической

документации;

2) проанализировать использование принципов разработки учебно-

методического обеспечения в колледже;

3) подготовить семинар для преподавателей общеобразовательного

цикла по организации и осуществления образовательных программ СПО.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты

исследовательской

работы

могут

быть

использованы

в

целях

совершенствования

учебно-методического

обеспечения

в

Казанском

технологическом колледже ФГБОУ ВО КНИТУ.

Учебно-методическая

документация

представляет

собой

определяющую

качество

профессионального

образования,

совокупность

средств

обучения

и

технологий

их

использования,

проектируемую

преподавателем с целью продвижения

обучающегося в образовательной и

учебно-профессиональной

деятельности.

Реализация

образовательного

процесса

на

основе

комплексного

осуществления

учебно-методического

обеспечения способствует высокой результативности обучения.

Учебно-методическое

обеспечение

представляет

собой

комплекс

документов,

которые

содержат

системное

описание

образовательного

процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве

дидактического средства, информационной модели образовательной системы,

определяющей

структуру

и

отражающей

элементы

образовательного

процесса.

Очевидно, что

для

достижения цели

создания

качественной

учебно-методической документации требуется много усилий преподавателя,

большой временной ресурс, который порой растягивается на годы, проведение

научной работы и самообразование.

Содержание учебно-методической разработки необходимо составлять

на основе основополагающих дидактических принципов, которые учитывают

объективные

закономерности

познания

и

обучения,

среди

которых

преемственность,

систематичность

и

последовательность,

наглядность,

сознательность

и

активность,

доступность

и

научность,

прочность

и

самостоятельность.

В Казанском технологическом колледже ФГБОУ ВО КНИТУ в основе

разработки учебно-методической документации лежат следующие принципы:

- ориентации на цели, которые значимы в сфере труда;

- комплексного освоения умений и знаний в рамках формирования

конкретной компетенции, обеспечивающие выполнение конкретной трудовой

функции;

-

обратной

связи

разработчиков

программ

с

требованиями

работодателей к умениям и знаниям работников;

- функциональности, предполагающее построение и структурирование

программы

подготовки

специалистов

среднего

звена

на

основе

набора

профессиональных

функций,

выделенных

в

результате

функционального

анализа профессиональной деятельности в образовательном стандарте;

-

модульного

построения,

который

предполагает,

что

модуль

программы

подготовки

специалистов

среднего

звена

понимается

как

целостный набор, подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта

(компетенций),

описанных

в

форме

требований,

которым

должен

соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий

определенной функции (вида) деятельности;

-

целостности

формирования

компетенций

в

рамках

подготовки

специалистов среднего звена;

-

ориентации

на

результат,

предполагающий

переориентацию

образовательных стандартов с вводных факторов и процесса на результаты

обучения;

-

единства

задач

формирования

общих

и

профессиональных

компетенций

специалиста

отражающих

один

из

важнейших

аспектов

интеграции

профессиональных

и

общепрофессиональных

дисциплин

в

содержании программы подготовки специалистов среднего звена.

С 1 сентября 2023 года обучающиеся 1 курса учатся по обновленным

учебным планам согласно Рекомендациям по реализации среднего общего

образования

в

пределах

освоения

образовательной

программы

среднего

профессионального образования.

Рекомендации даны с учетом:

-

приказа

Минпросвещения

России

от

24.08.2022

762

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности по образовательным программам среднего профессионального

образования»;

-

приказа

Минпросвещения

России

от

23.11.2022

1014

«Об

утверждении

федеральной

образовательной

программы

среднего

общего

образования».

Согласно данной рекомендации был подготовлен семинар «Реализация

общеобразовательного

цикла

в

пределах

освоения

образовательной

программы среднего профессионального образования» для преподавателей

общеобразовательных предметов, который включает: изменения в ФГОС СОО

и обязательное соблюдение их при формировании учебных планов. Данный

семинар помог разобраться преподавателям колледжа с новыми требованиями

при разработке учебно-методической документации для реализации учебного

процесса.



В раздел образования