Автор: Ибатуллина Алина Рафилевна
Должность: главный специалист по УМР / преподаватель
Учебное заведение: Казанский технологический колледж ФГБОУ ВО "КНИТУ"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Принципы формирования учебно-методической документации
Раздел: среднее профессиональное
Ибатуллина Алина Рафилевна
Казанский
технологический
колледж
ФГБОУ
ВО
«Казанский
национальный
исследовательский
технологический
университет»
(КТК
ФГБОУ ВО «КНИТУ»), г. Казань, РФ
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ
ДОКУМЕНТАЦИИ
Актуальность темы заключается в том, что на сегодняшний день
становится очевидной необходимость в педагоге, который будет способен
создать необходимые условия для подготовки выпускника, соответствующего
высоким требованиям, предъявляемым к нему современным обществом и
жизнью в целом. Педагог должен обладать соответствующей базой научно-
исследовательской
и
научно-методической
работы,
которые
обеспечат
создание
качественного
учебно-методического
обеспечения,
организацию
познавательной
деятельности
обучающихся,
владение
приемами
научно
обоснованной организации умственного труда.
Основной целью и предметом исследования является соблюдение и
применение
принципов
при
формировании
учебно-методической
документации в Казанском технологическом колледже ФГБОУ ВО КНИТУ.
Соответственно были определены следующие задачи:
1)
рассмотреть
принципы
разработки
учебно-методической
документации;
2) проанализировать использование принципов разработки учебно-
методического обеспечения в колледже;
3) подготовить семинар для преподавателей общеобразовательного
цикла по организации и осуществления образовательных программ СПО.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты
исследовательской
работы
могут
быть
использованы
в
целях
совершенствования
учебно-методического
обеспечения
в
Казанском
технологическом колледже ФГБОУ ВО КНИТУ.
Учебно-методическая
документация
представляет
собой
определяющую
качество
профессионального
образования,
совокупность
средств
обучения
и
технологий
их
использования,
проектируемую
преподавателем с целью продвижения
обучающегося в образовательной и
учебно-профессиональной
деятельности.
Реализация
образовательного
процесса
на
основе
комплексного
осуществления
учебно-методического
обеспечения способствует высокой результативности обучения.
Учебно-методическое
обеспечение
представляет
собой
комплекс
документов,
которые
содержат
системное
описание
образовательного
процесса, подлежащего реализации на практике. Оно выступает в качестве
дидактического средства, информационной модели образовательной системы,
определяющей
структуру
и
отражающей
элементы
образовательного
процесса.
Очевидно, что
для
достижения цели
–
создания
качественной
учебно-методической документации требуется много усилий преподавателя,
большой временной ресурс, который порой растягивается на годы, проведение
научной работы и самообразование.
Содержание учебно-методической разработки необходимо составлять
на основе основополагающих дидактических принципов, которые учитывают
объективные
закономерности
познания
и
обучения,
среди
которых
преемственность,
систематичность
и
последовательность,
наглядность,
сознательность
и
активность,
доступность
и
научность,
прочность
и
самостоятельность.
В Казанском технологическом колледже ФГБОУ ВО КНИТУ в основе
разработки учебно-методической документации лежат следующие принципы:
- ориентации на цели, которые значимы в сфере труда;
- комплексного освоения умений и знаний в рамках формирования
конкретной компетенции, обеспечивающие выполнение конкретной трудовой
функции;
-
обратной
связи
разработчиков
программ
с
требованиями
работодателей к умениям и знаниям работников;
- функциональности, предполагающее построение и структурирование
программы
подготовки
специалистов
среднего
звена
на
основе
набора
профессиональных
функций,
выделенных
в
результате
функционального
анализа профессиональной деятельности в образовательном стандарте;
-
модульного
построения,
который
предполагает,
что
модуль
программы
подготовки
специалистов
среднего
звена
понимается
как
целостный набор, подлежащих освоению умений, знаний, отношений и опыта
(компетенций),
описанных
в
форме
требований,
которым
должен
соответствовать обучающийся по завершению модуля, и соответствующий
определенной функции (вида) деятельности;
-
целостности
формирования
компетенций
в
рамках
подготовки
специалистов среднего звена;
-
ориентации
на
результат,
предполагающий
переориентацию
образовательных стандартов с вводных факторов и процесса на результаты
обучения;
-
единства
задач
формирования
общих
и
профессиональных
компетенций
специалиста
отражающих
один
из
важнейших
аспектов
интеграции
профессиональных
и
общепрофессиональных
дисциплин
в
содержании программы подготовки специалистов среднего звена.
С 1 сентября 2023 года обучающиеся 1 курса учатся по обновленным
учебным планам согласно Рекомендациям по реализации среднего общего
образования
в
пределах
освоения
образовательной
программы
среднего
профессионального образования.
Рекомендации даны с учетом:
-
приказа
Минпросвещения
России
от
24.08.2022
№
762
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности по образовательным программам среднего профессионального
образования»;
-
приказа
Минпросвещения
России
от
23.11.2022
№
1014
«Об
утверждении
федеральной
образовательной
программы
среднего
общего
образования».
Согласно данной рекомендации был подготовлен семинар «Реализация
общеобразовательного
цикла
в
пределах
освоения
образовательной
программы среднего профессионального образования» для преподавателей
общеобразовательных предметов, который включает: изменения в ФГОС СОО
и обязательное соблюдение их при формировании учебных планов. Данный
семинар помог разобраться преподавателям колледжа с новыми требованиями
при разработке учебно-методической документации для реализации учебного
процесса.