Автор: Медведева Александра Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Беляевская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Беляево, Курская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие универсальных учебных действий на уроках русского языка"
Раздел: среднее образование
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ
РУССКОГО ЯЗЫКА
Современное общество очень динамично и постоянно меняется. Эти
изменения затрагивают и школу, которой так необходимо успеть уловить
динамику развития и попытаться не отстать от ритма времени. Сегодняшние
подходы к системе образования нацеливают нас на изменение взглядов на
систему преподавания, на место и роль обучающихся в школьном процессе.
Главное же изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, -
это
ускорение
темпов
развития.
Поэтому
очень
важно,
чтобы
ре бенок,
обучаясь в школе, овладел умением не только получать знания в готовом
виде, а научился добывать их самостоятельно. Вопрос даже не в степени
самостоятельности, а в том, что знания, полученные в рамках школьного
обучения, должны быть универсальными, не столько предметными, сколько
способствующими формированию универсальных учебных действий. Тогда
каждый
обучающийся
сможет
непрерывно
самосовершенствоваться,
развиваться. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения
ФГОС.
В
Концепции
развития
образования
в
Российской
Федерации
сформулированы
современные
представления
о
фундаментальном
образовании. Это такое образование, благодаря которому человек способен
самостоятельно работать, учиться и переучиваться. А для этого необходимо
изменить
способы
обучения,
внести
в
образовательный
процесс
элемент
новизны, творческого поиска. «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я
запомню. Вовлеки меня, и я научусь»,- гласит китайская мудрость. Эти слова
заставляют нас задуматься. А ведь и правда, дольше и прочнее помнится то,
что
узнал
сам.
Но
на
данный
момент
задача,
стоящая
перед
школьным
учителем
-
научить
ребенка
учиться,
то
есть
самостоятельно
добывать
знания. А это уже подготовка к жизни, умение ориентироваться в сложном
мире людей и техники, принимать решения, брать на себя ответственность,
так как УУД применимы не только в школьной практике. В первую очередь
процесс
формирования
УУД
имеет
целью
подготовку
сегодняшних
школьников к дальнейшей жизни в обществе как полноправных его членов,
попытку
сгладить
те
противоречия,
которые
возникают
при
переходе
на
следующую ступень жизненной лестницы.
В рамках реализации данных идей я предприняла попытку построить
учебный процесс так, чтобы в ходе обучения формировать у воспитанников
универсальные учебные действия, что будет означать способность каждого к
самореализации,
саморазвитию,
самосовершенствованию.
Таким
образом
будет реализована социальная компетенция, включающая самостоятельное
усвоение новых знаний, а также организацию этого процесса. При изучении
основных разделов русского языка учебный материал преподносится так,
чтобы ребенок сам оперировал основными учебными понятиями, но вместе с
тем формировались способности к самоорганизации, самообучению, чтобы в
каждом учебном занятии присутствовал элемент новизны, чтобы ребенок
умел
планировать
свою
работу,
находя
ответы
на
вопросы,
решая
познавательные задачи. Изучение учебного материала строится на основе
личностно-ориентированного
подхода.
Каждый
обучающийся
—
эго
исследователь
и
первооткрыватель,
организатор
и
участник,
лицо,
ответственное за принятие решения. Важное место в организации процесса
обучения
занимает
работа
в
микрогруппах
(у
нас
малая
наполняемость
классов), что способствует развитию у обучающихся умения высказывать
свое
предположение,
слышать
чужую
точку
зрения,
соотносить
ее
с
собственной
позицией,
выбирать
правильный
вариант
ответа.
Так
формируются
познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные
УУД.
«Формирование любых личностных новообразований: умений, способностей,
личностных
качеств,
—
возможно
лишь
в
деятельности»,—
писал
J1.С.Выготский.
Поэтому
развитие
УУД
возможно
только
при
активном
вовлечении обучающихся в творческий процесс поиска.
Самостоятельная работа - необходимый этап урока, благодаря которому
формируется умение самостоятельно отбирать нужный материал, обобщать
результаты,
проверять
их,
делать
выводы,
оценивать
себя.
В
ходе
самостоятельной работы ребенок приучается контролировать себя на всех ее
этапах,
планировать
собственную
деятельность,
критически
оценивать
результаты своего труда. Но здесь важна роль учителя, организующего виды
деятельности
обучающихся
на
уроке.
Только
детальное
продумывание,
тщательный
подбор
материала,
умелая
организация
деятельности
дадут
высокий результат. Любой урок должен быть интересным, познавательным,
деятельным, результативным.
Начиная с 8 класса, на уроках русского языка использую такой тип
урока, как учебная лекция. Затем последующие учебные занятия провожу в
виде уроков-семинаров, практикумов, деловых игр, а следующая ступень
усвоения материала - защита творческих проектов. Такая модульная тех-
нология
позволяет
развитию
учебно-познавательных
интересов,
индиви-
дуальных
творческих
способностей
каждого
обучающегося,
повышению
мотивации учебной деятельности, также здесь имеет место выбор уровня
сложности,
что
способствует
развитию
самооценки
детей.
На
практике
убедилась, что использование ИКТ в процессе обучения способствует по-
вышению
интереса
к
изучаемому
предмету,
активизации
деятельности
обучающихся, более осмысленному усвоению материала.
Такая
система
работы
позволяет
развивать
творческие
наклонности
детей, способствует формированию активной жизненной позиции. В немалой
степени это и подготовка к дальнейшему обучению в средних специальных
учебных
заведениях
и
вузах.
Таким
образом,
УУД
-
это
обобщенные
возможности ориентации не только в русском языке, но и в любой сфере
человеческого общества.