Напоминание

Методика преподавания Сивцевой Елены Петровны в детском образцовом ансамбле «Көлүкэчээн»


Автор: Сивцева Елена Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ЦДТ "Радость" МО "Чурапчинский улус (район)"
Населённый пункт: с. Чурапча
Наименование материала: Методика преподавания Сивцевой Елены Петровны в детском образцовом ансамбле «Көлүкэчээн»
Тема: Методика преподавания Сивцевой Елены Петровны в детском образцовом ансамбле «Көлүкэчээн»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика преподавания Сивцевой Елены Петровны в детском образцовом ансамбле

«Көлүкэчээн»

Руководители «Көлүкэчээн» разработали свою оригинальную авторскую программу

«Развитие танцевальных способностей ребенка на основе национальной культуры». К

этому времени Елена Петровна и Николай Николаевич имели за плечами большой

опытЭто ценная разработка была создана исключительно с учетом всех характерных

особенностей питомцев: возраста, пола, личных человеческих и творческих качеств

каждого.

Аккумулятором новых идей, главным постановщиком вновь создаваемых

танцев, несомненно являлась Елена Петровна, у которой свой особенный подход к детям;

безграничная любовь и в то же время строгая требовательность.

Образовательная программа составлена из разделов развивающих ребенка всесторонне.

Включены движения доступные всем детям и подросткам учитывая возраст ребенка. Для

каждого возрастного состава данные движения усложняются. Творческое сотрудничество

с учащимися обеспечат всестороннее развитие ребенка

Занятия начинались с упражнений у станка. Элементы классического танца помогали

постановке корпуса, развитию мышц, пластичности движения. В старших классах вместо

классического танца вводились и

элементы народного танца, где Елена Петровна

добивалась четкости, ритмичности, синхронности движения. В конце станка растяжка у

станка. Дети все любили эти упражнения. Станок был не очень длинным, надоедливым. В

тоже

время

упражнения

у

станка

детей

учила

к

порядку,

сосредоточенности,

подготавливала детей к занятию.

После станка упражнения на середине зала. Елена Петровна здесь развивала у детей

координацию движения. Она это добилась своей фантазией. Показывала движение

меняющиеся каждый раз. И это вводилась с постепенным нарастанием. Сперва

упражнения ногами, на это упражнение включается движение руки, затем прибавляется

корпус, в конце наклон головы, взгляд. И получается танцевальное движение.

Переходят дети к партерным упражнениям. Эти упражнения развивали растяжку,

гибкость детей. Шпагат был обязательным элементом разминки. Помогая друг другу

качали пресс.

Заканчивалась разминка упражнением по диагонали. Где отрабатывается техника

исполнения танцевальных движений. Елена Петровна всегда требовала исполнить эти

танцевальные движения попадая в такт музыки, учила вступить в диагональ по очереди

исполнения попадая в такт музыки, и синхронное исполнение. Сама показывала где

должен быть корпус, голова, взгляд.

Разминка поставлена так, что эти упражнения развивают детей всесторонне:

классический экзерсиз развивает правильную постановку корпуса, пластику движений;

народный экзерсис – технику исполнения, четкости исполнения; партерные упражнения –

гибкость,

растяжку мышц, развитию пресса тела; упражнения по диагонали –

музыкальность, ритмичность, синхронность исполнения.

После этих упражнений приступает к постановке танца, репетиции танца.

У Елены Петровны своя методика преподавания. Во время занятий в младших классах

музыкальности

детей

добилась

с

помощью

музыкальных

игр

«Музыкальные

инструменты», «Паровоз», «Передай» и т.д.

В ансамбле царил дух товарищества, дружелюбия не только с детьми, но и с родителями,

с

классными

руководителями.

Елена

Петровна

тесно

работает

с

классными

руководителями.

Елена Петровна из тех педагогов, которые преданы своему любимому делу. Елену

Петровну

отличают

такие

качества,

как

высокий

профессионализм,

мастерство,

удивительная работоспособность, стремление к совершенствованию и любовь к своим

ученикам.

Своими новыми постановками Елена Петровна возбудила у детей неподдельный интерес к

прекрасному, учила к красоте. Об этом в книге “Көлүкэчээн эйгэтэ” четко писала доктор

искусствоведения, профессор Ангелина Григорьевна Лукина. (стр.36, второй абзац) “

Балетмейстерами была выработана авторская методика обучения традиционному танцу.

Благодаря такому подходу во многих танцах ансамбля «Көлүкэчээн» авторами найдена

верная пластически-танцевальная характеристика. Естественность, мягкость, гармония

танца и музыки, легкость движений, яркость и зрелишность образов, чистота рисунка и

техника исполнения движений – все это создает зримые образы, близкие к традиционному

мировозрению якутов”.

Деятельность Елены Петровны, как художественного руководителя «Көлүкэчээн»

Педагогическую

деятельность

Елена

Петровна

начала

в

Чурапчинской

детской

музыкальной школе с 1981 до 1991гг. Совместно с преподавателем хорового класса

Матреной Егоровной Васильевой и преподавателем хореографического класса Надеждой

Федоровной Посельской, при музыкальной школе, организовали первый в Чурапчинском

улусе детский ансамбль песни и танца “Дьиэрэҥкэй”. Много сил, энергии, фантазии

вложили в становлении ансамбля, который заслужил звание ”Народный коллектив” !988г.

Глубокое знание основ хореографии, приобретенные в стенах ЯРКПУ, от педагога

Аксинии

Васильевны

Посельской,

который

закончила

1977г,

10-летний

опыт

преподавания основ хореографии в Музыкальной школе, опыт ведения занятий в

танцевальном ансамбле “Дьиэрэҥкэй” пригодились работе в ансамбле «Көлүкэчээн», где

работала с 1991г.

Инициатива, энергия, организаторский талант педагога проявились в Мугудайской

авторской школе Елена Михайловны и Владимира Петровича Ивановых «Баҕа санаа”.

Школа работала по авторской программе “Интеграция усилий села в воспитании

школьников и молодежи” Программа была разработана на идеях великого российского

педагога В.А.Сухомлинского, а за основу были взяты “Концепция национальной школы”

РС(Я) и основные принципы программы “Эркээйи». Именно на их основе дети получили

возможность раскрепощения и открытия своих внутренних возможностей. В школе была

открыта Кузница мастерства («Уран уус дьиэтэ»). Где в 5-ти клубах по интересам

работали по своим авторским программам. Воспитанники ансамбля занимались в этой

кузнице, выделенной для ансамбля в комнате, оборудованной со станком для занятий

хореографией, зеркалами вдоль стены.

В этой уникальной школе педагогический дар Елены Петровны раскрылся в полную

силу. Совместно с Николаем Николаевичем Терютиным ансамбль вышел на высокий

уровень. Они дополняли друг друга. Организаторский, педагогический талант Николая

Николаевича,

талант постановшика танцев с самобытным, неповторимым почерком

Елены Петровны помогли ансамблю раскрыться полностью.

Столько идей, воодушевления, энергии, в результате которых «Көлүкэчээн» вышел на

новый рубеж. Ежедневный, кропотливый, упорный труд, новые идеи и постановки, новая

методика организации работы позволили ансамблю «Көлүкэчээн» стать самобытным,

неповторимым. Они создали сплоченный по духу, разновозрастной детский коллектив с

охватом большинства учащихся школы “Баҕа санаа” причем с преобладающим числом

мальчиков. Постоянные мероприятия: гастроли, творческие отчеты, новогодние елки

только для кружковцев в «Уран уус оскуолата», разукрашенные самодельными

игрушками кружковцев воспитывали чувство единения, сотрудничества, и взаимопомощи.

Во всем в этом проявился настоящий педагогический и творческий подход Елены

Петровны и Николая Николаевичв.

Первый значительный успех коллектива победа на республиканском фольклорном

фестивале «Куккун куоттарыма, сургун сутэримэ», а затем - решением коллегии

Министерства культуры Якутской АССР от 13.11.1992г. – коллективу «Көлүкэчээн» было

присвоено высокое звание «Народный самодеятельный коллектив».

Руководители «Көлүкэчээн» разработали свою оригинальную авторскую программу

«Развитие танцевальных способностей ребенка на основе национальной культуры». Это

ценная разработка была создана исключительно с учетом всех характерных особенностей

воспитанников: возраста, пола, личных человеческих и творческих качеств каждого.

У Елены Петровны свой особенный подход к детям; безграничная любовь и в то же

время строгая требовательность.

Самое большое достижение – 10 декабря 1998 года за высокий художественный уровень

и исполнительское мастерство, активную работу по художественному воспитанию детей

детскому

народному

ансамблю

«Көлүкэчээн»

было

присвоено

высокое

звание

«Образцовый детский коллектив Российской Федерации»

Половина успеха в танце – это костюм, который должен соответсвовать стилю, образу,

идее

постановки.

Елена

Петровна

безмерно

благодарна

обладателю

“Гран-при”

республиканского конкурса модельеров Амгалене Нуотаровне Барашковой - настоящему

мастеру своего дела. Ее особенный природный талант позволил создать удивительно

красивые, яркие, неповторимые костюмы.

Елена Петровна “Народный мастер” Чурапчинского улуса по шитью. Все сложные,

тонкие элементы одежды создавались золотыми руками Елены Петровны. Сама делала

выкройки по эскизу, руководила шитье костюмов. Всегда добивалась того, чтобы

костюмы были точной копией эскиза. Совместная работа с Амгаленой Нуотаровной

венчались успехом. Сверкали красивыми костюмами следующие танцы. ”Туосчут

Туйаара”, “Ат суурдээччилэр бырааһынньыктара” ,”Приветственный танец”, “Куну көрсө

арчыланыы”,

“Томторуктаах торбостор”,

“Куобахчааннар оонньуулара”, “Боотур

уустарын ытарҕалара”, “Танцуем рок-н-ролл”.

Якутский колледж культуры и искусств имени Макаровой ежегодно вручает своим

выпускникам,

добившимся

больших успехов в своей культурной деятельности по

разным направлениям знак “Күн өркөн”. В 2018 году отделение хореографии свой знак

“Күн өркөн - 2018”

вручила Елене Петровне, за достигнутые успехи в ансамбле

«Көлүкэчээн». Для Елены Петровны знак “Күн өркөн” очень дорог и считает ее

самой большой наградой за свою творческую деятельность.

Анализ специфики постановочной деятельности Елены Петровны

Главным постановщиком вновь создаваемых танцев являлась Елена Петровна, у которой

свой особенный подход к детям, безграничная любовь и в то же время строгая

требовательность.

Детская фантазия безгранична, и именно любя и доверяя своим ученикам Елена

Петровна создавала все новые и новые, неповторимые по содержанию и технике

своеобразные номера. Например, детский танец “Томторуктаах торбостор”.

Доктор искусствоведения, профессор Ангелина Григорьевна Лукина в книге

“Көлүкэчээн эйгэтэ” пишет свои видения о постановках танца “Көлүкэчээн”. “Коллектив

имеет неповторимый почерк, свое видение якутского танца. Образы созданные

“Көлүкэчээн”, близки традиционному мировозрению якутов, их духу. Репертуар ансамбля

содержателен, богат, разнообразен. Основатели ансамбля, балетмейстеры постановщики

Елена Петровна Сивцева и Николай Николаевич Терютин создали оригинальную

интерпретации якутских народных танцев. В которых запечатлены пластически-

танцевальные идеалы саха, связанные с их верованиями, обычаями, традициями, суровой

северной природой. В танцах привлекают богатство и чистота пластического рисунка,

оригинальность и своеобразие движений. Елена Петровна и Николай Николаевич внесли в

якутский танец много ранее неизвестных элементов, присущих старинным играм,

обычаям народа саха. Они обогатили якутскую народную хореографию оригинальными

сюжетами, темами, образами. При этом постановщики очень бережно относятся к

традиционной основе якутского танца,

стремясь сохранить его дух. Им удалось

гармонично сочетать традиционную основу и современные поиски в лексике и структуре

якутского танца.

Постановщики умело вплетают в канву якутского танца новые элементы. В их

интерпретации фольклорный материал максимально приближается к современным

требованиям сценической хореографии.”

Мне посчастливилось учиться у Елены Петровны и танцевать на его уникальных танцах

в ансамбле “Көлүкэчээн”. Я любила танцевать ее танцы, потому-что они все имели

сюжет, рассказывали о чем –то.

С детства мы знаем что заяц всех боится. Помню еще дразнили мальчиков “Куттаҕас

куобах”. В танец младшей группы “Куобахчааннар оонньуулара” Елена Петровно очень

умело это включила в свой танец. В начале танца зайчата беззаботно танцуем.Затем

чувствовали опасность и стали бояться даже друг от друга. Елена Петровна всегда сама

показывала и требовала от нас это состояние души: волнение, испуг. Вытаращенными от

испуга глазами, трясясь бегали туда-сюда, при этом пронзительно кричали от испуга.

Приходит дразнила заяц переодетый в шапку волка, зайчата с криком бежим на 2 угла.

“Волк” болдеет от удовольствия, что нас загнал в угол. Теперь он всемогущий “король”

Зайчатам стало любопытно. По одному встаем и смотрим “Что за волк к нам пожаловал?”

В это время обьясняла, что мимика должна измениться и показывать любопытство. Не

воздержавшись,

“волк” смеется показывая на испуганных зайчат.

Мы, зайчата,

возмущенно смотрим друг на друга и идем на “волка” с гневом топая ногами. Снимают

шапку “волка” в это время солист должен показывать испуг. Мальчики подхватывая

лжеволка выбрасывают около кулисы. Он сознает, что сделал неправильно и теперь

остался совсем один. Сидит и плачет. Одна зайчиха, “добрая душа”, пожалела зайца-

дразнилу и хочет силком притащит в толпу зайчат. Ему стыдно поэтому не соглашается.

На помощь приходят 2 зайчихи и толкают его сзади. Так они добились своего дразнила

присоединился в группе. Доброта победила зло.

Этот маленький 3 минутный танец, как сказка.Этот танец уникален тем, что

показывают

дети

разное

состояние

души:

беззаботную

игру,

волнение,

испуг,

любопытство, удивление, гнев, разочарование, сожаление,плач,

доброту. У каждого

состояния души свои движения. Мы, дети, с удовольствием танцевали этот танец- сказку.

Во время репетиции лицо Елена Петровны менялась, она вместе с нами показывала

душевное состояние, при этом даже менялась интонация с волнующим голосом говорила

“ыксаатыбыт”. Толстым голосом “кыыһырабыт” и т.д.

В своих постановках Елена Петровна улавливала безграничную детскую фантазию,

детскую шалость, игру на свежем воздухе.В каждом танце придумывает разные сюжеты.

Любя детей и доверяя своим ученикам Елена Петровна создает все новые и новые ,

неповторимые

по

содержанию

и

технике

своеобразные

номера.

Один

из

них

“Томторуктаах торбостор”. В этом танце показывает лето в деревне. Она мне

рассказывала, что у них были коровы и смотреть телят была обязанность детей.

Вспоминая свое детство создала красивый сюжетный танец. Девочки рано встали, еще

полностью не проснулись. Оживились, когда услышали пение кукушки. Я в детстве от

Елены Петровны узнала, что когда что то хочешь услышать, глаза показывают совсем

другое выражение (любопытство и удивление вместо взятые) и мимика лица меняется.

Все это точно копировали от Елены Петровны. Солистка приносит «томторук». Девочки

любуются ими.

Но солистка решила немножко пошалить. Хочет ударить девочек

«томторуком» девочки с возгласом убегают прочь. Наконец-то отдает девочкам, и они

танцуют, любуясь. Приходят телята – мальчики. Хотят убежать, но девочки собирают в

круг «күөйэн» накидывают (өссө туох диэххэ себуй) “томторук”. И гоняют в алаас на

“мэччирэн”. В это время девочки организуют соревнование: чей теленок бодается хорошо,

чей теленок саамый сильный. Мне очень понравилось мелодия звука копыт. Елена

Петровна очень умело использовала этот кусочек. Нам обьясняла, когда телята впервые

выходят на волю они тоже радуются и бегут туда-сюда. Резко останавливаясь задние ноги

выбрасывают назад и бегут в другую сторону.Елена Петровна это видение четко, ясно

показывала в танце, под звук копыт. Еще я считаю одной находкой постановщика:

девочки встают в одну линию держась за плечо, показывая “куруе” телята с возгласом

“мээх” “өҥөйөллөр”. Это движение делает танец еще ярче. В конце с возгласом “һай”

подпрыгивая за телятами гоняют в загон. Кульминацией танца является сжатый прыжок

мальчиков по 6 позиции в середине полукруга. Девочки сидят на корточках, спиной на

полукруг и концовка забор двумя палками. Девочки смотрят сверху, телята снизу. Так, в

маленьком 4 минутном танце, мы, дети, проживаем один летний день с телятами, с

играми на свежем воздухе. Вот поэтому дети любят танцевать танец “Томторуктаах

торбостор”

Постановки Елены Петровны, для младшей группы, по структуре движения просные,

доступные для маленьких детей. В детские танцы всегда носяь игровой характер. Большое

внимание уделяет к мимике, жесту.

Когда перешли в старшую группу мне посчастливилось танцевать знаменитый на всю

республику танец “Праздник наездников” (Дьеьегей ункуутэ). Елена Петровна и Николай

Николаевич первыми поставили танец посвященный богу якутов, лошади. В его честь

устраивается национальный праздник – “Дьөһөгөй ыһыаҕа” На ысыахе проводится

национальный вид спорта – скачки. Скачки являются одним из любимых игр якутов со

своими традициями. Об этом танец.

Летний вечер. Празднично одетые юноши и девушки собираются на поляне, где должны

состояться скачки. Парни привязывают коней в изгороди. Девушки преподносят им

“кымньыы” (“плети”), выражают свои пожелания. “Пусть победит самый резвый, самый

быстрый”. Скачки начинаются,

наездники устремляются к финишу.

Победителя

приветствует весь собравшийся народ.

В этом танце вся динамика сюжета сосредоточена в парнях – наездниках. Они языком

танца демонстрируют все своеобразие движений скачущих коней, стремящихся опередить

друг друга. В танце включены якутские национальные игры : “Чохчоохой”, “Атах

тэпсии”, “Ат суурдуутэ”.

Танец “Праздник наездников” – это один из первых удачных постановок ансамбля.

Среди тех, кто первыми показали для зрителей этот танец был и выпускник ансамбля,

заслуженный работник культуры РС(Я) Станислав Филиппович Катаков, который создал

этно-фольклорный ансамбль “Сандал” где танец “Дьөһөгөй” засверкал новыми красками.

Все новые и новые постановки Станислава Катакова вывели якутский танец на новый,

высокий уровень.

Так начатое Еленой Петровной и Николаем Николаевичом дела продолжалось в своих

учениках.



В раздел образования