Напоминание

"Развитие познавательных процессов с использованием литотерапии" конспект занятия


Автор: Пучкова Инна Анатольевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МБДОУ 23
Населённый пункт: х.Железный
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие познавательных процессов с использованием литотерапии" конспект занятия
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад № 23 муниципального образования Усть-Лабинский район

Волшебные камешки»

(развитие познавательных процессов с

использованием литотерапии)

Подготовила :

педагог-психолог

Пучкова И.А.

Цель: сплочение детского коллектива.

Задачи:

-

создание

положительного

эмоционального

фона,

раскрепощение

коммуникативных навыков;

- развитие физиологического дыхание детей;

- продолжить развивать связную речь, тактильные ощущения, познавательные

процессы, творчества, спонтанность.

Ход образовательной деятельности:

Минутка вхождения в день (дети сидят на диванчике с педагогом)

Мне хочется подарить вам лучик солнечного тепла. Поймайте его в свои

ладошки и передайте другу с улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь

друг другу и мне. А я вам! А теперь посмотрите на меня. Чей взгляд самый

внимательный? Вижу вашу готовность! Молодцы!

Приветствие на сегодняшний день»

Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний

день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч

тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому

бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему

пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч

побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Упражнение «Знакомство с камешками»

У меня в руках волшебный мешочек. Что же в нем? ( дети по очереди опускаю

руку в мешочек и пытаются не вслух определить что в мешочке, как только

последний ребенок вытаскивает руку из мешочка дети высказывают свое

предположение)

Что это, ребята? (камушки) Правильно, а какие они? (стеклянные, гладкие,

хрупкие, твердые, холодные, шершавые, угловатые, крупные и мелкие).

Психолог: ребята как вы думаете где еще нам можно найти информацию о

камнях и их свойствах? (Ответы детей спросить у старших, в книгах ,

энциклопедиях, в интернете ).

Психолог Предлагаю вам посмотреть ролик«В мире камней»

Психолог Что больше всего вас заинтересовало в этом ролике?

(Ответы детей камни бывают разные, лечебные, самоцветы)

Психолог ( упражнения на создание положительного эмоционального фона)

Давайте сядем поудобней, чтобы видеть друг друга. Посмотрите, у меня в руках

камешек ( психолог достает камешек из мешочка), поиграем с этим камнем.

Этот камень не простой, волшебный. С его помощью можно сотворить чудо.

У меня в руке камень. Он тяжёлый (имитация взвешивания), холодный,

неприятный на ощупь (соответствующая мимика), шершавый, у него острые

края. Не очень приятно держать его в руке. Но я постараюсь согреть этот

камень, прежде чем передать его тебе,…(называет имя ребенка).

Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай, камень, мои

чувства другу. (камень передается соседу слева).

Что ощущаешь? Какой камень на вес? Правда, тяжёлый? А какой на ощупь?

Гладкий или шероховатый. Да, он шероховатый. А теперь скажи, пожалуйста:ты

держишь в руке холодный камень? (для сравнения дать в другую руку камень,

который не был в руках). Конечно, теплый. Почему? О чём я просила камень?

(Ответ). Сейчас мы с тобой совершим чудо - согреем камень твоим теплом.

Скажем вместе: «Возьми, камень, тепло моих рук, жар моего сердца. Передай,

камень, мои чувства другу». (Камень передается соседу слева, и так каждому

ребенку).

Эта

игра

позволяет

дифференцировать

собственные

ощущения,

анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и

взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас

может сотворить чудо (камень возвращается).

Я держу в руке камень. Он тяжёлый, шершавый, у него острые грани, но его

очень приятно держать в своих руках, потому что он теплый, ведь он передает

тепло ваших рук. Вот оно чудо: наши руки могут согреть даже камень.

- Видите, вот и свершилось чудо, мы поздоровались и одарили друг друга

улыбкой - А еще я заметила, что вам понравилось рассматривать камешек,

достаньте из мешочка несколько камешков, те который вам попадутся под руку

первыми.

Вопросы к детям:

- Нравятся ли вам выбранные камешки?

- Хотелось ли вам поменять их на другие? Если да, то с соседом или с

камешками из мешочка? Ответы детей

Психолог подводит детей к тому, что не всегда, то что мы получаем нам

может нравиться. И как вести себя в этой ситуации? (можно договориться и

обменяться с соседом, выбрать другой, но при этом ты не знаешь, что тебе

попадется и т. д.)

Психолог Ребята а вам бы хотелось еще что- нибудь узнать о камнях?

Ответы детей

Чтобы узнать о камнях много интересного, нам надо стать исследователями.

Что делают исследователи? (ответы детей). Исследователи осматривают,

ощупывают камни, а так же проводят опыты. Сегодня мы будем

исследователями. Мы будем исследовать камни.

Посмотрите, дети, у меня две миски. Какого цвета эта миска (эта миска

синего цвета). Что этот цвет вам напоминает? (Цвет морской воды). В нее

мы положим гладкие камешки. Такими гладкими их делает вода.

А эта миска какого цвета? (Эта миска зеленая). Что напоминает вам зеленый

цвет? (Цвет зеленой травы). В зеленую миску сложите неровные, шершавые

камешки. Такие камни можно найти на земле и под землей.

А где можно их встретить? А где вы у нас видели камни? (везде) С

камнями нужно обращаться осторожно.Что с ними нельзя делать? Почему?

(ответы детей)

Опыт 1.

Рассмотрите камни через лупу, какого цвета ваш камень

Опыт 2.

Потрогайте камень. Какой он на ощупь гладкий или шероховатый?

Опыт 3.

Что еще можно обнаружить на вашем камешке? сколы, трещинки, узоры, следы

древних животных или растений и т. п.

Поцарапайте камень ногтем. Если царапина осталась, то ваш камень мягкий, ,

если не осталось Затем камни можно поцарапать гвоздем, монеткой если следа

нет, то камень самый твердый.

Опыт 4.

Возьмите маленький камешек, прислоните его к щеке. Он теплый или

холодный? Подержите его в кулачке, а затем снова прислоните к щеке.

Изменились ли ваши ощущения? Стал ли камень теплее?

Сейчас мы с вами поиграем с камнями, но сначала разомнем наши пальчики.

Массажные упражнения

А

теперь

аккуратно

покатаем

камешек

между

ладошками.

Почувствуйте его форму, ощутите его прохладу или тепло. Покатайте его

от кончиков пальцев до основания ладони. Теперь положите камешек на

левую ладонь, а правой прокатите камешек по каждому пальчику.

Совершите вращательные движения камешком по ладони. Хорошо

помассируйте левую ладонь. Теперь смените руки. Сделаем массаж для

правой ладони. Почувствуйте, как камешек дает нас силу и спокойствие,

делает нас сильнее и здоровее.

«Завинчивание и откручивание».

Камешек прокручивается в

пальцах по часовой и против часовой стрелки так, чтобы он не касался

ладони. Упражнение требует определенного навыка и координации

мышечных

усилий,

способствует

формированию

усидчивости

и

повышает сосредоточенность.

«Растереть орех». Нужно держать камешек в центре левой ладони,

положить сверху правую ладонь и как бы пытаться раздавить шар

«Обезьяна хватает апельсин» Нужно сжимать камешек, который

располагается прямо в центре ладони.

«Уголёк на ладони» непрерывно и невысоко подбрасывайте-

перекатывайте камешек с одной ладони на другую, как будто он горячий

уголек

(при

этом

естественно массируются ладони,

тренируется ловкость ).

Дети переходят работать за столы, где лежат цветные коврики

На столах в тарелочках лежат камушки разные

Д/игра «Выложи контур дома»

- Знаете, дети, с камешками можно поиграть. Хотите я вас научу? У нас будет 2

команды: команда мальчиков и команда девочек. По моему сигналу выложите

контур дома камешками. Победит та команда, которая выполнит это задание

первой.

Молодцы, дети, ваши пальчики быстро смогли выложить камешки!

Игра

«Весёлый счёт»

Выложить столько камешков на столе, сколько:

- У человека носов?

- Сколько пальцев на одной руке? на двух?

- Сколько ушей у собаки?

- Сколько глаз у кошки?

- Сколько крыльев у птицы?

- Сколько ножек у стола? и т. д.

Упражнение

«Выложи по заданию»

Педагог предлагает разложить камешки, накладывая их на образец - карточку,

на которой нанесен рисунок.

Усложнение: Выкладывание камушков, ориентируясь на образец на свободном

пространстве. Запомнить узор на карточке и выложить по памяти.

Упражнение на развитие пространственной ориентации с камешками

Марблс

Задание:

- возьми зеленый камень и положите в правый верхний угол коврика;

- возьми красный камень и положите в левый нижний угол коврика;

- возьми оранжевый камень и положите в правый нижний угол коврика;

- возьми голубой камень и положите в левый верхний угол коврика;

- возьми фиолетовый камень и положите в центр цветного коврика.

Физкультурная минутка. Игра «Гора и камешки»

(Дети стоят, прижавшись друг к другу – это гора).

Голос педагога: «Жила – была большая – большая гора. Она считала себя самой

сильной, но ветер и вода говорили, что они сильнее. Шли годы.

Вода проливалась на гору дождями, а ветер уносил маленькие камешки и

песчинки с поверхности горы. Вот так покатился один камешек, потом другой,

третий, четвёртый… Начала гора уменьшаться. В конце концов стала совсем

незаметной. Так ветер и вода победили гору. (Дети по одному отбегают от горы)

Упражнения на снятие мышечного напряжения

Все упражнения повторяются 3-4 раза .

Поиграем

с

камешками

в

прятки?

(снятие

мышечного

напряжения ) Зажмите камешек в кулачок крепко-крепко, я проверю,

хорошо ли вы спрятали камешек, достаточно ли твердым стал ваш

кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом

камешек выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно

ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите камешек в другой

ладони.

Представьте, что вы превратились в камешки-столбики. Вытянитесь

в струнку, превратитесь в твердый-твердый камень, напрягите все мышцы

и замрите. А теперь превратитесь в растаявшее мороженое, все ваше тело

мягкое, податливое. Затем ребенок снова должен стать камешком .

Игры

и

развитие

связной

речи

«Банка

с

историями»

Заготовьте

камни

с

изображением различных предметов, поместите в красивую банку. Доставая

из

банки

камень

с

изображением,

участник

должен

рассказать

увлекательную придуманную или реальную историю, в которой фигурируют

вытянутый

предмет.

Эта игра позволяет развивать у детей воображение и фантазию. Также

благодаря этой игре мы развиваем связную, логичную речь.

«Картина из камней»

Как вы думаете, что можно сделать. (лежат рамка от картины, камешки и

другой бросовый материал). Да, конечно, используя этот материал, мы можем

создать разные картины из этих камней. Для этого нам нужно договориться о

том, что вы будете создавать и дать название вашей картине.

Данное упражнение способствует развитию творчества, спонтанности.

Групповая организация решает задачи сплочения детского коллектива, их

раскрепощению, развитию коммуникативных навыков. После работы идёт

обсуждение: название картины, как вы чувствовали себя, выполняя работу

вместе?

В обсуждение вовлекается каждый ребёнок. Каждый должен проговорить

свои

чувства

и

переживания.

Наше занятие подошло к концу. Мы хорошо с вами поработали. Давайте

вспомним, чем мы сегодня занимались?

Что было интересно?

Какое из заданий вам понравилось больше всех?

Рефлексия

Если вам понравилось, , то на смайлике выложите камешками улыбку, если вы

считаете, что было не интересно – печальную улыбку

Спасибо за работу! До свидания друзья!



В раздел образования