Напоминание

Проблемы взаимодействия современной семьи и детского сада как социальной среды воспитания ребёнка


Автор: Ластовская Ольга Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ ШР №14 "Аленка"
Населённый пункт: г. Шелехов
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы взаимодействия современной семьи и детского сада как социальной среды воспитания ребёнка
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

И ДЕТСКОГО САДА КАК СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ

ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

ЛАСТОВСКАЯ Ольга Витальевна,

воспитатель МКДОУ ШР №14 «Аленка», г.Шелехов

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Лев Толстой

В условиях современного мира, темпа жизни и огромного потока информации многие

семьи испытывают трудности в установлении, а главное в сохранении теплых,

доверительных

семейных

отношений.

Современные социально-экономические условия привели с одной стороны к большим

возможностям семей с детьми (получение доступа к дистанционному образованию,

путешествия по всему миру, улучшение бытовых условий и т.д.), а с другой привели к

ослаблению воспитательной функции семьи, что негативно влияет как на саму семью, так

и

на

общество

в

целом.

Ориентация на семейные ценности является важнейшей частью процесса воспитания

дошкольника,

передачи

традиций

от

поколения

к

поколению.

В работе педагога детского сада с родителями воспитанников много подводных камней.

Важнейшей задачей педагога ДОУ является выявление неблагополучных семей для

дальнейшей с ними работы, с вовлечением различных специалистов, а так же

профилактики

возможного

негативного

семейного

воздействия

на

ребенка.

Определить семейное неблагополучие не всегда просто, особенно в условиях, если семья

имеет

высокий

материальный

уровень.

Традиции семьи это в первую очередь теплая душевная атмосфера, уклад жизни, а так

же привычки каждого члена семьи, позволяющие ребенку познавать и усваивать

социальные

нормы

семьи,

как

модели

общества.

Но иногда возникают факторы социального риска семьи (неполная, многодетная,

малообеспеченная семья) которые не означают обязательного риска социального

неблагополучия,

но требуют пристального внимания со стороны педагогов детского сада. Особую тревогу

вызывают семьи, имеющие сложные отношения с алкогольной и наркотической

зависимостью,

семьи,

где

родители

имеют

судимость,

а

так

же

разделяющие

нетрадиционные

субкультуры.

Для

выявления

факторов

риска

в

ДОУ

проводится

ряд

мероприятий.

Через наблюдение, беседы, анкетирование с родителями выясняются социально-бытовые

условия проживания ребенка, состав семьи, уровень образования родителей, возраст,

профессия, особенности материального положения. Собранная информация позволяет

спроектировать

стратегию

взаимодействия

с

семьей.

Видя ребенка ежедневно, наблюдая за его поведением, внешним видом, эмоциональным

состоянием можно выявить первые признаки неблагополучия и вовремя оказать помощь и

поддержку

ребенку

и

членам

семьи.

Особое внимание педагогов привлекают дети, в отношении которых в семье может

наблюдаться проявление жестокости и насилия. Такие дети, как правило, запуганы

взрослыми часто скрывают факты насилия в отношении них, стремятся скрыть причину

травм, становятся замкнутыми. Важнейшей задачей педагогов является вовремя увидеть

признаки

неблагополучия

в

семье.

Такими

признаками

могут

быть:

1. Ребенок приходит в детский сад неухоженным, неопрятным, нет запасного белья, одет

не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви (рваная, грязная, без пуговиц, не

по

размеру). На замечания воспитателей по поводу внешнего вида ребенка никак не

реагируют.

2. Характер семейных взаимоотношений наносит вред психическому и физическому

здоровью ребенка. Ребенок регулярно рассказывает про скандалы, драки, пьяные

компании.

3. Ребенок приходит из дома со следами побоев, при опросе родители не могут объяснить

происхождение

синяков

и

ссадин.

4.

Родители

могут

«забыть»

забрать

ребенка

из

детского

сада.

5. Оба родителя или один злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом

виде.

6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, тети или других родственников, без веских

на

то

оснований,

родители

в

детском

саду

не

появляются.

7. Родители не работают, не имеют постоянного источника дохода, не состоят на учете

по

безработице.

Подобные

факты

должны

настораживать

педагогов.

С целью оказания помощи социально неблагополучным семьям, работая в тесном

взаимодействии со всеми специалистами системы профилактики ДОУ, проводится работа

по предотвращению отрицательного воздействия семейного воспитания на ребенка.

Значимость взаимосвязи педагогов и родителей состоит в том, чтобы установить

партнерские, доверительные отношения с семьей каждого воспитанника, объединив

усилия педагогов и родителей для благополучного проживания периода детства

воспитанниками.

Стараться

достичь

грамотного

вовлечения

семьи

в

единый

воспитательный

процесс.

Сближение, открытый контакт, заинтересованное взаимодействие и взаимоучастие

родителей, детей и педагогов необходимо для формирования четких морально-

нравственных качеств и социализации ребенка в обществе.

Литература:

1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с

родителями.

Москва:

ТЦ

Сфера,

2017.

2. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского

сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. – №4.

3.

Анисимов,

В.П.

Счастье

быть

родителем:

педагогическая

литература[Текст]

/В.П.Анисимов.

М.:

АРКТИ,

-

2007.

176с.



В раздел образования