Напоминание

Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения


Автор: Ольга Игоревна Нагаева
Должность: ЗелАО ГБОУ Школа №1194
Учебное заведение: ЗелАО ГБОУ Школа №1194
Населённый пункт: Зеленоград
Наименование материала: статья
Тема: Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения
Раздел: начальное образование





Назад




РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. Целью настоящего исследования является необходимость обоснования

доводов эффективности формирования критического мышления младших школьников

посредством

применения

разработанной

системы

специальных

приёмов

на

уроках

литературного чтения. В настоящей работе рассмотрена такая педагогическая категория, как

критическое мышление, определена важность формирования и развития критического

мышления, проанализированы существующие подходы к созданию критического мышления,

разработан и внедрен комплекс приёмов для использования на уроках литературного чтения

в младших классах.

Ключевые слова: литературное чтение, критическое мышление, младшие школьники,

диагностика, формирование, приемы.

В настоящее время большое значение в обществе имеет компетентная и активная

личность. Разносторонне развитый человек представляет собой особый интерес с ментальной

точки зрения не только в решении повседневных вопросов, но и в узконаправленных сферах

общественных, экономических, политических процессов. Образование на сегодняшний день

нацелено на достижение конечного результата, в основном, на развитие личности благодаря

формированию жизненно необходимых ориентаций. Получение хороших теоритических

знаний, реализованных в той или иной практической деятельности, является залогом

успешной реализации личности.

Можно с уверенностью сказать, что внедрение новых образовательных технологий

личностно ориентированного обучения на уроках чтения, по нашему мнению, является

предпосылкой развития активной познавательной деятельности учащихся. Дети, особенно в

младшем школьном возрасте, очень откликаются на внедрение данных технологий. Данная

деятельность нестандартная, интересная, творческая, она пробуждает у детей интерес к

знаниям и способствует эмоциональному, духовному и интеллектуальному развитию

школьников. И лишь все перечисленное в своей совокупности будет способствовать

полноценному развитию ребенка, как на начальных этапах процесса обучения, так и в

дальнейшем по мере усложнения программного материала.

Можно отметить, что одной из технологий, которая помогает обучающемуся не

только усвоить определенный объем знаний, но и способствует развитию его личностных

качеств, считается технология формирования критического мышления [3; с. 254]. Иными

словами,

необходимо

разработать

технологию

развития

мышления,

которая

бы

способствовала формированию у детей умения находить общее решение по обсуждаемым

вопросам, основываясь на способности выражать и доказывать собственную точку зрения и

выслушивать

собеседника.

Для

этого

недостаточно

просто

владеть

информацией,

необходимо ее критически осмыслить, принять и оценить.

Среди ученых, которые занимались изучением проблемы развития критического

мышления личности, и в том числе у младших школьников, можно выделить следующих:

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский и др.

В их работах отражены различные аспекты данной проблемы.

Важность организации и совершенствования критического мышления младших

школьников

нашло

соответствующее

отражение

в

федеральных

государственных

образовательных

стандартах

начального

образования.

Четкая

нормативно-правовая

регламентация в указанной сфере способствует единому пониманию основ, принципов,

терминологии в части формирования и развития критического мышления, существенным

образом облегчает труд педагога в рассматриваемом случае.

При этом, исследователи отмечают существующую проблему достаточно невысокого

уровня развития критического мышления младших школьников [4; 7].

В качестве важных аспектов, влияющих на развитие критического мышления детей,

выделяются следующие: умение самостоятельно осмысливать учебный материал, выполнять

определенные нестандартные задачи, делать самостоятельно выводы, уметь искать у себя

ошибки, при этом замечать ошибки своих ровесников [5; с. 109].

Процесс формирования критического мышления младших школьников может быть

более эффективным, если организовать учебную деятельность со школьниками при помощи

использования специального комплекса приёмов на уроках литературного чтения

Можно выделить определенные требования, которые должны быть учтены при

выборе конкретных средств развития критического мышления младших школьников: 1.

Соответствие возрастным особенностям детей. 2. Развитие компонентов критического

мышления («осознание», «готовность исправлять ошибки», «гибкость») и способности к

умозаключениям по аналогии, к установлению логических связи и взаимосвязи между

понятиями. [3; с. 204]. Важно также ориентировать школьников на различные виды работы с

информацией, помогать им увидеть возможности использования разных приемов при работе

с любой информацией, анализе жизненных ситуаций и поиске решения в любом вопросе [7;

с. 76]

Проведение

уроков

литературного

чтения

с

использованием

разнообразных,

интересных детям приемов будет способствовать повышению уровня развития критического

мышления младших школьников. Важно, что они помогают учащимся раскрыться на уроках,

отстаивать своё мнение, развивают интерес.

Список использованной литературы

1.

Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учеб. Для студентов пед.

вузов

/О.Ю. Богданова,

С.А. Леонов,

В.Ф. Чертов;

Под ред.

О.Ю. Богдановой.

–М.,

Академия, 2012. – 397 с.

2.

Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. –СПб: Издательство

«Альянс «Дельта», 2013. – 134 с.

3.

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-

метод. пособие. – М.: Мирос, 2012. – 176 с.

4.

Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках

литературы // Литература: науч.-метод. газ. для учителей словесности. – 2015. – 29 с.

5.

Грудзинская Е. Ю. Педагогическая технология «Развитие критического мышления

через чтение и письмо» в подготовке специалистов: Вестник ННГУ / Е. Ю. Грудзинская. –

Выпуск 1(6). – 2015. – С. 181-188.

6.

Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб:

Издательство «Альянс «Дельта», 2016. – с. 284.

7.

Развитие критического мышления учащихся начальных классов посредством чтения и

письма/авт.-сост.: З.В. Короткевич, Е.В. Маскевич. – 2-е изд. – Мозырь: Содействие, 2016. –

с. 287.

2



В раздел образования