Автор: Любовь Сергеевна Боркивец
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Арктический лицей"
Населённый пункт: Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ, Россия
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Механизм смыслового чтения: диалог с текстом»
Раздел: полное образование
Мастер-класс
«Стратегия смыслового чтения
на уроках русского языка и литературы.
Механизм смыслового чтения: диалог с текстом»
Цель : познакомить участников мастер-класса с формами, методами и
приёмами обучению смысловому чтению на уроках русского языка и
литературы.
Боркивец Любовь Сергеевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Арктический лицей» г.Новый Уренгой
Слайд
1
Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я учитель русского языка и литературы Боркивец Любовь Сергеевна.
Посвятив свою жизнь этой профессии,
выбрала путь постоянного поиска,
работы
над
собой,
путь
сомнений
и
беспокойства,
необыкновенной
требовательности к себе, путь упорного и каждодневного труда - эти слагаемые
позволяют добиваться успеха и удовлетворения от работы.
Мое педагогическое кредо - быть человеком, творящим и вытворяющим,
организованным и организующим, убежденным и убеждающим, участвующим и
участливым, горящим и зажигающим!
Мои педагогические аксиомы просты:
1.Главное не предмет, которому мы учим, а личность, которую формируем;
2.Учиться самой, чтобы иметь право учить других;
3.Никогда не останавливается на достигнутом;
4.Не над детьми, не вместо них, а вместе с ними.
Слайд
2
Тема мастер-класса «Стратегия смыслового чтения на уроках русского языка и
литературы. Механизм смыслового чтения: диалог с текстом »
Я думаю, что тема в целом хорошо вам знакома, потому что по требованиям
ФГОС прописаны конкретные позиции с разной степенью конкретизации, но тем
Слайд
3
не менее, вы знаете, что работа с информацией, в широком смысле слова,
развитие критического мышления являются базовыми требованиями в рамках
действующих стандартов.
Отмечая
сложность процесса чтения,
большинство
исследователей
выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона
предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова,
речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую
форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова,
Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и
смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р.
Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой
смысловой код (М. И. Оморокова).
Тексты вокруг нас. Они повсюду. Как бы сильно в настоящее время не были
развиты информационные потоки через видео- и аудиотехнику, считывание
глазами
буквенной
информации
остаётся
основным
средством
обучения
современности. Чтение как инструмент познания мира играет в жизни людей
огромную роль. При этом в условиях мощных потоков информации существует
огромное количество избыточных сведений, и наша задача заключается в том,
чтобы научиться отсеивать этот избыток и выбирать существенно – новые знания.
Сделать это можно путём организации чтения, развития способности извлекать
значимую, ценную информацию в существенно сжатые сроки.
Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться
является уровень сформированности навыков чтения.
Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь
работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь
преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь
высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть
способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на
другой. Навык смыслового чтения
включает в себя:
умение осмысливать цели чтения (для чего?);
умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким
образом?);
умение определять основную и второстепенную информацию;
умение воспринимать тексты различных стилей;
умение адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Слайд
4
Слайд
5
Вычитываем информацию текста:
Небольшая разница (притча)
Один восточный властелин увидел сон, будто у него выпали один за другим
все зубы. В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал
его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть.
Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев
властелина. Он велел бросить несчастного в тюрьму и призвать другого
толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив сообщить тебе
радостную весть! Ты проживёшь долгую жизнь и переживёшь всех своих
родных».
Властелин
был
обрадован
и
щедро
наградил
предсказателя.
Придворные удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой
предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» —
спрашивали они. На что последовал ответ: «Всё зависит от того, как сказать то,
что сказано».
1.
О чем этот текст? (Фактуальная информация)
2.
Какими мыслями хотел с нами поделиться автор? Почему он так
назвал свой рассказ? (Концептуальная информация)
3.
Что можете сказать о властелине, о толкователях, о придворных?
(Подтекстовая информация)
На что необходимо обратить внимание, чтобы были понятны последующие
события?
-
Безусловно, на сон властелина о выпавших зубах.
Почему можно смело утверждать, что сон плохой?
- Сильное волнение, которое испытывает властелин, и озабоченность, с
которой его выслушивает толкователь снов, уже создают атмосферу тревоги,
ожидания каких-то неприятностей и бед.
Но властелин не знает значения этого сна, почему же он так встревожен?
- Да ведь зубы-то выпали не у кого-то, а у него, причем выпали один за
другим! Самое тревожное, что выпали все зубы!
Что ему предвещает такой сон?
А вот тут мы можем только предполагать, истолковывать сон, причем
толкование может быть самым разным: один скажет, что этот сон к войне, другой
— к утрате власти, третий — к смерти властелина и т.д.,
но в любом случае подтекст уже прочитан и описан.
Слайд
6
1.МЕХАНИЗМЫ ЧТЕНИЯ
«»Д
Важно насколько качественно звучат вопросы: как репродуктивные, так и
продуктивные (заставляют думать, сравнивать)
Слайд
7
Осмысленное чтение связано с пониманием.
У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза
слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о
чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения.
«Диалог с текстом» (инструментарий)
ведёт «идеальный читатель»
(сформированность восприятия)
Умение работать с видами информации
И.Р.Гальперин- лингвист
Фактуальная, концептуальная, подтекстовая
(встреча читательского сознания и текста)
Умение задавать вопросы
Умение составлять план, конспект
Умение видеть «сильные сигналы в
тексте»
(А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая)
Слайд
8
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа
текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно
работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими
внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой,
текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у
него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь
письменная.
Смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности.
Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и
полно
понимать
содержание
текста,
составлять
свою
систему
образов,
осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Существует множество способов организации познавательной деятельности,
способствующих развитию навыка смыслового чтения такие как: проблемно-
поисковый способ, дискуссия, обсуждение, моделирование, рисунок.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения (например,
«ознакомительное» или «поиск информации») тем, что при смысловом виде
чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового
момента, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения смыслом.
Одним
из
путей
развития
читательской
грамотности
является
стратегиальный подход к обучению смысловому чтению. Смысловое чтение –
вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания
текста.
В
концепции
универсальных
учебных
действий
(Асмолов
А.Г.,
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.) выделены действия смыслового
чтения, связанные с:
осмыслением
цели
и
выбором
вида
чтения
в
зависимости
от
коммуникативной задачи;
определением основной и второстепенной информации;
формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для
смыслового
понимания
недостаточно
просто
прочесть
текст,
необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его
части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к
себе и к школе;
в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная
регуляция деятельности;
в
познавательные
УУД
–
логическое
и
абстрактное
мышление,
оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем
словаря.
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как
различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия
графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-
смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Сущность стратегий смыслового чтения состоит в том, что стратегия имеет
отношение к выбору, функционирует автоматически на бессознательном уровне
и формируется в ходе развития познавательной деятельности. Обучение
стратегии чтения включает в себя приобретение навыков:
различения типов содержания сообщений – факты, мнения, суждения,
оценки;
распознавания иерархии смыслов в рамках текста – основная идея, тема и
ее составляющие;
собственное понимание – процесс рефлексивного восприятия культурного
смысла информации.
По мнению Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа
совместной
деятельности,
в
которой
очень
много
учащийся
работает
самостоятельно под руководством учителя.
Слайд
9
Универсальные учебные действия выступают в качестве основы достижения
образовательных результатов, поскольку способствуют развитию теоретического
мышления: обобщение, анализ, синтез, оценка, рефлексия и другие.
Предметные действия – это особый вид практической деятельности,
существующий внутри науки и обслуживающий ее.
Предметные действия – непосредственно связаны с целью учебной
деятельности, имеют определенное предметное содержание. В предметных
действиях проявляется отношение к действительности.
Предметные действия обеспечивают практическую деятельность - в данном
случае собственно чтение.
Содержание
образования
рассматривается
как
единство
знаний,
деятельности и развития учащихся.
Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:
система научных знаний,
пронизаннных мировоззренческими идеями.
Основными
элементами
научного
знания
методологического,
системообразующего и мировоззренческого характера, предназначенными для
обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты,
методы.
универсальные учебные действия, на формирование которых направлен
образовательный процесс.
Конкретизация,
дифференциация
и
индивидуализация
инвариантного
содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной
частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным
учебным материалом и специальными предметными действиями.
Слайд
10
Итак, что такое смысл? Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью.
Говоря
упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины,
здания и т.п.
Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.
Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели,
состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и
результат.
Смыслом применительно к тексту и, в частности, к минимальной единице
этого текста понимается целостное содержание какого-либо высказывания, не
сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само
определяющее эти значения.
Смысл актуализирует в системе значений слова ту его сторону, которая
определяется данной ситуацией, данным контекстом.
Необходимо понимать разницу между понятиями «смысл» и «значение».
Л.С. Выготский («Мышление и речь», 1934) отмечал что «если «значение» слова
является объективным отражением системы связей и отношений, то «смысл»–
это привнесение субъективных аспектов значения соответственно данному
моменту и ситуации».
Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в
тексте.
Первый этап – собственно
восприятие информации, содержащейся в
тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).
На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов,
высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для
разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста
(т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.
Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней
формы). Понять текст означает:
выбрать в словах контекстуально актуализированные значения
выявить поверхностный смысл на базе этих значений.
Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется
активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять
непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от
текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации.
Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации
читателя.
Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих
причин, связанных с личностью читателя:
эрудированность,
уровень образования,
интуиция,
чуткость к слову,
интонации,
умение эмоционально переживать,
духовная тонкость.
«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные
люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных
особенностей и жизненного опыта» (Л. Выготский).
Способность оценивать внутренний подтекст, которая может совершенно не
коррелировать со способностью к логическому мышлению.
«Эти обе системы – система логических операций при познавательной
деятельности и система оценки эмоционального значения или глубокого смысла
текста, – пишет А.Р. Лурия, – являются совсем различными психологическими
системами».
Понимание текста - это сложный процесс, состоящий из трех стадий:
выбор в словах контекстуально актуализированных значений;
выявление поверхностного смысла на базе этих значений;
интерпретация
–
постижение
внутреннего
смысла
с
учетом
контекстуальной мотивации.
Слайд
11
РАБОТА СО СЛОВОМ: контекст
Найдите в тексте:
Непонятные слова и выражения и выясните их значение;
Слова, употреблённые в переносном смысле;
Слова, употреблённые иронически;
Слова, подчёркивающие уверенность или неуверенность автора;
Слова,
употреблённые
в
непривычном
смысле
или
в
необычном
словосочетании.
Наивно полагают учителя других дисциплин: математики, историки, географы и
др., что работа с текстовой информацией
и ,вообще, анализ текста,– это
прерогатива учителя словесника, хотя на самом деле какие-то
сложные
семантические связи представлены и в тех же математических задачах,
в
учебных задачах в работе с контурными картами и т.д.- всё это важно уметь
анализировать.
Слайд
12
Фрагмент текста на внимание (из источника Гранник, Бондаренко)
Пример№1
В осмотрительности кошка полагается только на свои глаза. Она ждёт указаний
своего «радара», обязанности которого выполняют шерстинки на лапах, на лбу,
на ушах и особенно длинные тонкие усы, торчащие над верхней губой. Когда
кошка настораживается, усы развёртываются и образуют веер из колеблющихся
волосков. Эти волоски связаны со сверхчувствительной нервной сетью. Они
Слай
д
13
«схватываю»
все
подозрительные
вибрации,
в
частности
те,
которые
вызываются движением живого существа. Если у кошки удалить усы, её
поведение станет неуверенным.
В этом тексте допущена опечатка: выпало одно коротенькое слово. В
результате
одно
предложение
противоречит
смыслу
всего
текста.
Определите, что это за предложение и исправьте опечатку.
Пример №2.
Необычное растение – мать-и-мачеха.
Растение издавна так называется. Произошло название от одной особенности
листьев. Если взять в руку лист, то можно почувствовать, что его нижняя
сторона, опушённая волосками, мягкая, создаёт ощущение теплоты. Это –
«мать». Верхняя же сторона листа, наоборот, гладкая, жёсткая, холодная. Это –
«мачеха». Золотисто-жёлтые соцветия мать-и-мачехи появляются очень рано,
порой в середине сентября. Листья появляются лишь после цветения. Мать-и-
мачеха – лекарственное растение. О её лечебных свойствах знали ещё древние
римляне. Недаром латинское название мать-и-мачехи – туссиляго (происходит от
слова «туссис» - кашель). На её соцветиях можно встретить множество пчёл,
собирающих нектар и цветочную пыльцу. Она как бы открывает календарь
цветения остальных травянистых медоносных растений.
Вопрос 1. Почему растение получило такое название?
Вопрос 2. Какое заболевание можно лечить с помощью этого растения?
Вопрос 3. Подумайте и ответьте, почему растение зацветает ранней весной?
(ответ: апреля)
Текст научно-популярный. Такие задания можно конструировать самим или
пользоваться источниками. Текст научно-популярного стиля, значит какие –то
моменты
не
обсуждаются,
представленная
информация
имеет
свои
биологические, химические законы. Значит определённые связи внутри текста
легко обнаружить. Задания такого плана («опечатка») позволяют проверить
насколько правильно мы можем понять тексты такого рода.
Слайд
14
ВЕРОЯТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
Придумайте финал (финал должен быть несколько парадоксальным)
Пример№1
Как-то вечером Резерфорд – знаменитый английский физик зашёл в лабораторию
и застал там одного из своих многочисленных учеников. «Что вы делаете так
поздно?»- спросил Резерфорд. «Работаю», последовал ответ. «А что вы делаете
днём?»-спросил учёный. «Тоже работаю». «И рано утром работает?» «Да,
профессор , и утром работаю»,- ответил ученик. Резерфорд помрачнел и коротко
бросил: «…?…»
Исторический анектод (А когда же вы думаете?)
Финал должен быть несколько парадоксальным. Парадоксы заключены в тексте.
Слайд
15
Необязательно, чтобы они были сложные. Это одна из возможностей- насколько
воспринят текст.
Пример№2
Однажды Пушкин сидел в кабинете графа … и читал какую-то книгу. Сам граф
… лежал напротив, на диване, а на полу, около письменного стола, играли двое
его детей. – Саша, скажи что-нибудь экспромтом,– обратился граф к Пушкину.
Пушкин, ничуть не задумавшись, скороговоркой ответил: – Детина полоумный
лежит на диване. Граф обиделся. – Вы забываетесь, Александр Сергеевич, –
строго проговорил он. – Но вы, граф, кажется, не поняли меня … Я сказал: –
Дети
на
полу,
умный
лежит
на
диване.
Слайд
15
Слай
д 16
Вероятное прогнозирование
– это не красивая метафора, а конкретный
механизм, который очень важен, в том числе и при работе над изложением.
Когда вы можете сначала прочесть фрагмент (фразу), затем
предложить
непросто сыграть в «угадай-ку» , а придумать продолжение (финал). Финал
возможно предположить только в
рамках определённой логики, которая
предложена именно автором.
Задаемся вопросом и определяем, какой стиль текста перед нами:
-научный, научно-популярный, значит логика должна быть
достаточно
выстроена, и мы можем опираться на те характеристики, которые нам даны;
-художественный, ничего случайного в тексте нет; «сильные сигналы текста»
позволяют предположить не один вариант событий.
По аналогии, если мы много прочитали подобных текстов, выполнили
достаточно таких упражнений, то понимаем, что финал должен быть каким-то
парадоксальным.
Пример№3
Однажды Суворов вызвал одного офицера к себе в кабинет, закрыл дверь на
ключ и сказал, что есть у него заклятый враг. Офицер, бывший весьма
несдержанным на язык и наживший вследствие этого множество врагов, терялся
в догадках, кто это может быть. – Подойди к зеркалу и высуньте язык, – приказал
Суворов. Когда удивленный офицер сделал это, Суворов сказал:
Что сказал Суворов?
(Ответ: – Вот он и есть твой главный враг!)
Пример№4
Когда принц Прусский гостил в Петербурге, шел беспрерывный дождь. Государь
изъявил
сожаление:“По
крайней
мере,
принц
не
скажет,
что
ваше
величество……?”,–заметил
Нарышкин.
(Ответ : его сухо приняли)
Слай
д 17
Пример №5
В 1540 году в испанском городе Гимаране перед судьей предстала моль.
Подсудимая обвинялась в порче исключительно ценного гобелена, который
оценивался в 10 тысяч мараведи. После тщательного расследования моль была
признана виновной и приговорена к отсечению головы. Одновременно судья
объявил, что все племя моли навсегда изгоняется из королевства. Это решение
можно считать судебной ошибкой, ибо моль была осуждена невинно.
Действительными преступниками были…..?
(Ответ: личинки моли )
Слайд
18
ДИАЛОГ С ТЕКСТОМ
СТРАТЕГИИ: «ДОТЕКСТОВАЯ, ТЕКСТОВАЯ, ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ»
Используем такой механизм как «сканирование» ПРОСМОТРОВОЕ ЧТЕНИЕ:
берём тексты,
ещё не вчитываясь,
пролистываем, обращаем внимание на
личность автора, библиографию,
название произведения, эпиграф, сноски,
(лексическая работа) выстраивание ассоциативного ряда по названию, рисунки к
произведению и т.д.
Диалог с текстом начинается:
Со знакомства с заглавием (разновидности заголовка, названий);
Вероятное прогнозирование (антиципация) от лат. «обращение вперёд»;
Реципация (мысленный возврат к прочитанному);
Главное и второстепенное в тексте;
Умение задавать вопросы к тексту;
Умение пересказывать, составлять план, конспект.
Слайд
19
Предтекстовый этап
Упражнения с заголовком текста
РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ
Диалог с текстом происходит в результате активного вычитывания
текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию
автора, осознать свое отношение к этой позиции. Диалог начинается уже при
знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным
поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте.
Ученики могут высказывать свои мнения и предположения (даже самые
абсурдные), не стесняясь, не боясь ошибиться. На данном этапе идет простой
набор всех идей и предложений. А все ошибки, неточности будут исправляться
уже в ходе урока. Именно это позволяет учащимся самим увидеть свои недочеты,
Слайд
19
Слай
д
20
научится строить логические цепочки от "старого к новому" видеть взаимосвязь
уже изученного и нового; антиципация учит использовать накопленный опыт для
решения новых задач.
1.Названия, выражающие главную мысль
2.Названия, сформулированные в виде вопроса
3.Непонятные, интригующие
4.Названия, передающие эмоциональное состояние
5.Названия, выражающие отношения автора к своим персонажам
6. Названия, содержащие иносказание, метафору
7. Названия, обозначающие место, время действия или имя персонажа
8. Названия, неподдающиеся объяснению
Наибольшую
сложность
представляют
названия,
содержащие
метафору,
иносказание. Прежде всего важно отработать умение работать с «зонами
непонятности». Нужно добиваться такого результата, чтобы дети не боялись
задавать вопросы, даже самые абсурдные. Но к сожалению, даже не все взрослые
читатели имеют навык постановки вопросов.
1.Важно понять насколько название соответствует содержанию
2. Не соотвтствует содержанию
3.Название указывает на жанр
4.Название включает выразительную деталь
Упражнения с заголовком
1.
Прочитайте заголовок и скажите, о чём (о ком), по вашему мнению, будет
идти речь в тексте.
2.
Что отражает заголовок: тему или основную мысль текста?
3.
Внимательно прочтите заголовок и выделите в нём доминирующее слово
(смысловую доминанту).
4.
По какому слову заглавия можно установить, что речь идёт о, …?
5.
Какое словосочетание наводит на мысль о том, что …?
6.
По каким ключевым словам, словосочетаниям вы определили, что эта
информация о …?
Слайд
21
Пример №1.
1.1.Название рассказа Е.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» - простое
односотавное предложение - есть предопределение судьбы главной героини:
«Светка Сергеева - рыжая» и от этого у неё все жизненные проблемы (как у всех
рыжих).
1.2.
Название очерка Тита Мартышина «Кто лебедя убьёт…» - простое
предложение с открытым финал, звучит как предупреждение.
1.3.Рассказ Льва Квина «Кто убил лебедей?» (название выражает вопрос,
побуждающий к действию: поиску преступников).
1.4.Рассказ
А.П.Чехова
«Хамелеон»
позволяет
предположить
какие-то
отрицательные действия в поведении героя (иносказание).
1.5. Рассказ Л.Романовой «Мы приговариваем тебя к смерти»
Этот рассказ про Нюфу и Саню Мороза заставляет нас задуматься о том, насколько
наша жизнь хрупка. И в любой момент обидчик может стать жертвой. Не стоит играть
чужими жизнями и устраивать такие розыгрыши, ведь все может трагично закончится.
После того как текст прочитан мы возвращаемся к началу
( приём
реципации). И выясняем, что в результате собранных слагаемы при работе с
текстом получаем некое целостное впечатление, которое уже может быть не
равно первоначальному восприятию текста. И мы получаем совершенно другой
читательский опыт.
Слайд
22
РАБОТА С ЭПИГРАФОМ
1.Вспомните произведения, содержащие эпиграфы
2.Попробуйте объяснить их смысл
3.Подберите эпиграфы к известным вам книгам
Эпиграф настраивает читателя на дальнейшее восприятие текста, заостряет
внимание на проблеме, поставленной автором. В романе Пушкина «Евгений
Онегин» эпиграфы предваряют не только весь текст, но и каждую главу, поэтому
следует рассматривать каждый из эпиграфов, так как они, по мнению учащихся,
помогают выделить основные черты героя.
Эпиграф совершенно не обязан выражать какую-то авторскую морально-
нравственную тенденцию. Случай с произведением А.С.Пушкина «Капитанская
дочка» очевиден, потому что здесь в качестве эпиграфа выбрана пословица. Мы
понимаем,
что
задана
некая
нравственная
установка,
которая
будет
реализовываться в ходе произведения. Но встречаются тексты, где в авторских
текстах эпиграфы
вступают в некое смысловое противоречие с основным
содержанием. Автор может закладывать какое-то полемическое значение.
Происходит встреча двух смысловых полемик.
Упражнения: коллекционировать различные виды эпиграфов. Они выполняют
неоднозначные функции в разных произведениях.
Слайд
23
Упражнения на определение темы текста:
1.
Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена
тема.
2.
Прочтите часть текста назовите тему.(Предлагаются тексты различных
жанров)
3.
Распределите заглавия по указанным темам.
4.
Установите, какая проблема обсуждается в тексте.
5.
Ознакомьтесь со схемой и/или иллюстрацией к тексту и озаглавьте его.
6.
По иллюстрации (чертежу, схеме) и ряду ключевых слов сделайте
несколько предположений по содержанию текста или задайте несколько
вопросов.
7.
О каких проблемах …
8.
Что объединяет данные тексты?
Слайд
24
Разберём пример.
1.
Не читая текст, укажите структурный компонент, в котором выражена
тема.
2.
Установите, какая проблема связывает тексты. Что объединяет данные
тексты?
Слайд
25
3.
По
иллюстрации
и
ряду
ключевых
слов
сделайте
несколько
предположений по содержанию текста или задайте несколько вопросов.
Слайд
26
После текстовый этап
Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста:
1.
Скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте.
2.
Определите, нужно ли вам более детально ознакомиться с текстом для
использования полученной информации в решении поставленных задач,
проблем.
Слайд
27
Слайд
28
Слайд
29
Слайд
30
Слайд
31
Слайд
32
Слайд
33
Слайд
34
Просмотровое чтение
Цель - получение общего представления об информации в тексте.
Основные совершаемые действия:
знакомство с заголовками и подзаголовками, отдельными фрагментами
текста;
выделение ключевых слов и понятий
, смысловых опорных пунктов;
оценка с точки зрения достоверности информации, выделение важных
абзацев, основной и второстепенной информации.
Скорость просмотрового чтения не должна быть ниже 500 слов в минуту.
Полнота понимания текста определяется возможностью ответить на
вопросы:
« Представляет ли данный текст интерес для читающего?»
«Какие части текста могут оказаться в этом отношении наиболее
информативными и должны в дальнейшем стать предметом переработки и
осмысления с привлечением других видов чтения?»
Слайд
35
Слайд
36
Слайд
Алгоритм обучения ориентировочному чтению
37
1.
Внимательно прочитайте заголовок текста, постарайтесь вникнуть в его
смысл, определить главную мысль текста.
2.
Прочитайте первое предложение текста. Сопоставьте его содержание с
заголовком.
3.
Прочитайте
первый
абзац.
Сопоставьте
его
содержание
со
своим
представлением о главной мысли текста.
4.
Просмотрите все остальные абзацы, сопоставляя их содержание с
представлением главной мысли текста и обращая особое внимание на
содержание первых предложений абзацев.
Сформулируйте вопрос: «О чём повествуется в тексте?»
Слайд
38
Обзорное (промотровое) чтение
Цель - определение сути сообщения через решение задач:
1.
выделение главной мысли текста;
2.
интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей
оценки и определением соответствия текста задачам читателя.
Умения в данном подвиде чтения
•
определять смысловую структуру текста и отбирать главные мысли в
тексте;
•
интерпретировать на основе самой общей оценки текста;
•
определять соответствие текста задачам читающего;
•
отличать основную информацию от второстепенной;
•
находить различие в двух или более текстах, сравнивать содержание
текстов;
•
соотносить
информацию,
заключённую
в
тексте,
с
информацией,
полученной из других источников, или с личным опытом ;
•
находить аргументы, подтверждающие высказывания.
Слайд
39
1.Задания, обучающие рациональным приёмам извлечения информации.
2. Задания, используемые с целью контроля понимания содержания
текста.
Для этого могут быть выполнены следующие
универсальные учебные действия:
1.
Быстро просматривать текст.
2.
Выделять главные мысли текста.
3.
Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.
4.
Объяснять порядок частей (инструкций),содержащихся в тексте.
5.
Ставить перед собой цель чтения.
6.
Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
7.
Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
8.
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения.
9.
Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
10.Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
11.
Подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность получаемых сведений.
12.Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников.
13.Оценивать текст с точки зрения дальнейшей перспективы использования.
Слайд
40
Алгоритм обучения обзорному чтению
1.Задания, обучающие рациональным приёмам извлечения информации.
2. Задания, используемые с целью контроля понимания содержания
текста.
Для этого могут быть выполнены следующие
универсальные учебные действия:
1.
Быстро просматривать текст.
2.
Выделять главные мысли текста.
3.
Формулировать тезис, выражающий общий смысл текста.
4.
Объяснять порядок частей (инструкций),содержащихся в тексте.
5.
Ставить перед собой цель чтения.
6.
Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов.
7.
Выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
8.
Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения.
9.
Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
10.Определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
11.
Подвергать
сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность получаемых сведений.
12.Связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других
источников.
13.Оценивать текст с точки зрения дальнейшей перспективы использования.
Слайд
41
Аналитическое ( изучающее) чтение
Включает все действия по выявлению, интерпретации и созданию новых
смыслов:
отбор важных и второстепенных фактов;
ответы на вопросы и постановку вопросов;
все виды свёртывания информации;
выделение основных и дополнительных мыслей;
комментарии и объяснения;
рефлексию — оценку прочитанного и создание собственных смыслов;
выражение мнений и позиции в различных жанрах письменных работ (эссе,
рецензия, отзыв, статья, доклад, презентация).
При аналитическом чтении
необходим навык
постановки вопросов по ходу
чтения.
О чем это говорит?
Какие вопросы здесь возникают?
Как эта мысль раскрывается дальше?
Подтвердилась ли ваша догадка? И т.п.
Слайд
42
Пример
Предположим, вам поручено подготовить доклад «Правда и вымысел, конфликт
«рыцарства» и самовластья в исторических балладах «Василий Шибанов» и
«Михайло Репнин» А.К. Толстого».
Вы находите нужную литературу, затем приступаете к чтению.
Сначала
вы
используете
приёмы
ориентировочного
чтения:
просматриваете выбранные издания и файлы.
Далее идёт работа с уже отобранными источниками — поиск конкретных
фактов, имен; здесь используются приёмы поискового чтения.
Теперь должны быть использованы приёмы аналитического чтения
(выделение ключевых слов, составление плана, конспекта, тезисов, схем, таблиц,
списка использованной литературы; подбор цитат).
Слайд
43
В процессе работы над учебно-научными текстами можно отрабатывать это
умение, начав с чтения параграфа учебника с карандашом в руках:
сформулировать тему параграфа в форме вопроса,
при чтении делить текст на смысловые фрагменты и на листе бумаги
(параллельно, по ходу чтения) записывать вопросы к каждому фрагменту;
письменная переработка (составление плана, тезисов,лсм);
применять различные графические приемы визуализации.
Крайне важно направлять действия учащихся (через различные задания,
шаблоны) так, чтобы вопросы плана, формулировки тех или иных положений,
название узлов параграфов давались «своими словами» – это важнейший
показатель понимания текста.
Слайд
44
Показатель сформированности умений аналитического чтения
- это
уровень критического восприятия освоенной информации:
Согласен я или не согласен с автором? Почему?
Если в статье изложено несколько позиций, то какая из них представляется
мне более убедительной?
Составление (синтез) своего ответа на вопрос после оценки информации.
Слайд
45
Показатель сформированности умений аналитического чтения
- это
уровень критического восприятия освоенной информации:
Согласен я или не согласен с автором? Почему?
Если в статье изложено несколько позиций, то какая из них представляется
мне более убедительной?
Составление (синтез) своего ответа на вопрос после оценки информации.
Слайд
46
Читать – это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский