Автор: Спиридонова Лариса Петровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия 13"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование УУД на уроках химии"
Раздел: среднее образование
Формирование УУД на уроках химии.
Стремительное
развитие
науки
и
техники,
новые
информационные
технологии коренным образом преобразовывают жизнь людей в современном
обществе. В современных условиях темпы обновления знаний настолько велики,
что
на
протяжении
всей
жизни
человеку
приходится
неоднократно
переучиваться,
овладевать
новыми
профессиями.
Непрерывное
образование
становится
реальностью
и
необходимостью,
приоритетным
направлением
образования
становится
обеспечение
развивающего
потенциала
новых
образовательных
стандартов.
Основой
образовательного
и
воспитательного
процесса
является
развитие
личности,
которое
осуществляется
через
формирование универсальных учебных действий. Химия как учебный предмет
вносит
существенный
вклад
в
воспитание
и
развитие
обучающихся;
она
призвана вооружить школьников основами химических знаний, необходимых для
повседневной жизни, заложить фундамент для дальнейшего совершенствования
химических знаний, а также способствовать развитию безопасного поведения в
окружающей
среде
и
бережного
к
ней
отношения.
Термин
«универсальные
учебные
действия»
означает
умение
учиться,
т.е.
способность
субъекта
к
саморазвитию
и
самосовершенствованию
путем
сознательного
и
активного
приобретения
нового
социального
опыта.
В
собственно
психологическом
значении
–
это
совокупность
обобщенных
способов
действий
учащегося,
обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и
умений, включая организацию этого процесса.
Функциями УУД являются обеспечение возможностей обучающегося
самостоятельно
осуществлять
деятельность
учения;
создание
условий
для
гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к
непрерывному
образованию;
контролирование
и
оценивание
процессов
и
результатов
деятельности.
Поиск
и
использование
необходимых
средств
достижения;
обеспечение
успешного
усвоения
знаний,
умений
и
навыков
и
формирование
компетентностей
в
любой
предметной
области,
в
том
числе
«Естествознание».
Выделяют
четыре
блока
в
составе
основных
видов
универсальных учебных действий:
1 ) личностные -
позволяют
сделать
учение
осмысленным,
увязывая
их
с
реальными жизненными целями и ситуациями;
2 ) регулятивные -
обеспечивают
возможность
управления
познавательной
и
учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля,
коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
3 ) познавательные -
включают
действия
исследования,
поиска,
отбора
и
структурирования
необходимой
информации,
моделирование
изучаемого
содержания;
4 ) коммуникативные -
обеспечивают
возможности
сотрудничества:
умение
слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия
друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои
мысли,
оказывать
поддержку
друг
другу
и
эффективно
сотрудничать
как
с
учителем, так и со сверстниками.
На уроках химии формирование УУД возможно через систему разных
заданий:
- личностные
действия формируются
при
выполнении
заданий,
в
которых
ученик отражает личное видение проблемы или раскрывает своё отношение к
изучаемому материалу. Так, например, в 8 классе изучение химии можно начать с
домашнего
задания
составить
5
предложений,
раскрывающих
применение
химических знаний в работе мамы (папы), применение химии на кухне, в ванной,
во время ремонта. При этом предложить попросить совета родителей. Это не
только
покажет
прочность
химических
знаний
родителей
и
сыграет
на
упрочнение их авторитета для ученика, но и раскроет важность этих знаний в
быту,
в
будущей
жизни.
У
ученика
формируется
понимание
необходимости
прочных знаний по химии. В последующем предлагаются задания на подготовку
сообщений на темы: «Химия в быту», «Химия в профессии моих родителей»,
«Йод, его роль для моего здоровья», «Химия в медицине».
- познавательные
действия формируются
в
разных
заданиях,
например:
закончить уравнение реакции. При выполнении данного задания ученики для
нахождения продуктов реакции должны:
1) определить класс веществ левой части - реагентов по их химическому составу,
т.е. установить логическую взаимосвязь состав – классификация веществ;
2)
определить
тип
предполагаемой
реакции,
мысленно
воспроизвести
схему
взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции;
3) определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих
в состав исходных веществ;
4) уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т.е. соотнести
количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в
формулах веществ. Учащимся приходится одновременно выполнять логические
построения,
осуществлять
взаимосвязи
графических
(символьных)
единиц
и
текстовой
структуры,
связывать
понятия
атом,
индекс,
формула
и
числовые
величины. Решение подобных заданий учащимися на уроках является важным
шагом
к
успешному
усвоению
общего
способа
решения
уравнений.
-
коммуникативных
действия формируются при работе в парах и группах.
Подбираю задания на проверку усвоения терминов по изучаемой теме, например:
проверку
знаний
латинских
названий
элементов
провожу
между
учениками,
сидящими за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и
оценивают ответы, ставят друг другу отметки, оспаривают, при необходимости,
отметку партнёра. Часто предлагаю ребятам при изучении нового материала или
его повторении работу по группам, например: в 8 классах при обобщении темы
«Основные классы неорганических соединений», я предлагаю ребятам в ходе
урока решить такую задачу: «Раздобыв у дедушки (бабушки) в сарае немного
белого порошка, ученик принёс его в школу и спросил у учителя: «Что это за
вещество?».
Проведя
несколько
опытов
с
неизвестным
веществом,
учитель
записал его состав: ω(Ca) = 40%, ω(C) = 12%, ω(О) = 48%. Помогите юному
химику определить вещество». В ходе решения данной задачи учащиеся должны
определить
формулу
соединения
и
описать
его
свойства. Ребята
работают
в
группах, после решения задачи представляют решение всем и рассказывают о
данном веществе. При изучении темы «Чистые вещества и смеси», я предлагаю
ребятам практическую задачу, где в качестве решения они должны предложить и
выполнить эксперимент. Задача: «Однажды Дядя Федор, кот Матроскин и пес
Шарик отправились на рыбалку на озеро. Пришли на озеро, наловили рыбу и
собрались сварить уху. Разожгли костер и Шарик собрался посолить уху, но
неожиданно соль выпала из его лап прямо на песок. Друзья очень расстроились,
что
теперь
не
смогут
поесть
уху,
но
Дядя
Федор
сказал,
что
соль
можно
почистить.» Каким образом можно очистить соль от песка? Предложите план
действий. Выполните эксперимент и очистите соль от песка. Подобные задания
развивают умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно
выполнять
совместную
деятельность,
распределять
роли,
взаимно
конт ролировать
действия
друг
друга
и
уметь
д о г о в а р и в а т ь с я .
- регулятивные
действия формируются
в
контроле,
самопроверке
и
взаимопроверке тестов. Например, небольшой тест графический или буквенный,
проверку которого ученики проводят самостоятельно или в парах, обмениваясь
листочками с ответами. Критерии правильного ответа – шаблон проговаривается
вслух всем классом.
Творческая деятельность также играет большую роль в формировании
УУД. При изучении темы: «Углерод» в 9 классе, я даю ребятам творческое
задание: «Я - алмаз. Представьте себе, что вы самый красивый и драгоценный
камень – алмаз. Вас все обожают и любят, но вы тверды во всем, и вам не
понятно откуда взялся ваш брат, ведь он некрасивый, темный и такой мягкий, что
при любом давлении на него он стирается. Имя его неприметное, графит. Откуда
взялся такой брат? Почему алмаз и графит самые близкие родственники? Почему
вы
такие
разные?»
Дайте
ответы
на
эти
вопросы,
представив
их
в
виде
кристаллической решетки (из пластилина, в виде рисунков) и представив их
сказкой
(рассказом,
изложением
и
т.д.).
При
выполнении
этого
задания
формируются
определенные
универсальные
действия:
самостоятельное
выделение
и
сформулирование
познавательной
цели,
поиск
и
выделение
необходимой информации, анализ полученных знаний, создание алгоритма своей
деятельности
при
решении
данного
творческого
задания.
Развитие
универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических
новообразований и способностей учащихся, которые в свою очередь определяют
условия
высокой
успешности
учебной
деятельности
и
освоения
учебных
дисциплин, в том числе, химии.
Основным методом мониторинга УУД учителя является системное
наблюдение и фиксация результатов. В настоящее время пока еще остается много
вопросов,
связанных
с
технологией
формирования
УУД, но
ясно
одно
-формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован
традиционно. Следовательно, меняется роль учителя и ученика. Теперь учитель -
тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, что не только
надо
дать
знания
ребенку,
но
и
использовать
возможности
современного
образовательного
пространства
для
развития
личностных,
регулятивных,
коммуникативных, познавательных учебных действий, определяющих развитие
психологических
способностей
личности.
Учебный
предмет
не
самоцель,
а
средство развития личности.