Автор: Катерисова Людмила Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ ДО ЦТ "На Вадковском"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Авторская песня,как средство формирования творческой личности подрастающего поколения
Раздел: дополнительное образование
АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ , КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
В России уже более полувека существует такое уникальное явление,
как бардовская песня, гармонично сочетающая в себе гуманистические идеи
и высокий художественный уровень. Подобное явление не представляет
большого коммерческого интереса для шоубизнеса, но в силу сложившихся
обстоятельств обладает несомненной способностью формировать творческое
мировоззрение.
В настоящее время в обществе наблюдается кризис
ценностных ориентиров. Особенно остро эта проблема проявляется в
молодежной среде, так как в связи с дефицитом жизненных ориентиров
именно молодежь в первую очередь становится жертвой таких социальных
пороков, как преступность, наркомания, алкоголизм и многое другое, чем
страдает наше общество. Мировоззренческий и художественный потенциал
авторской песни может быть использован как воспитательное средство.
Гитара играла и играет большую роль в музыкальной культуре.
Гитарная песня - это своеобразное зеркало души, позволяющее в атмосфере
духовного диалога исполнителя со слушателем увидеть и ощутить красоту
музыки. Музыка - искусство, обладающее большой силой эмоционального
воздействия на человека, и поэтому она может играть огромную роль в
воспитании молодёжи. Богатство песенного фонда позволяет активно
развивать
эстетические
чувства
подрастающего
поколения,
его
нравственность и интеллект, поскольку в песнях отражаются многие явления
жизни. Это отражение имеет совершенную музыкальную и литературную
форму.
Творчество молодёжи – это своеобразная сфера её духовной жизни, её
самовыражение и самоутверждение, ярко раскрывающее индивидуальную
самобытность каждого. Как следствие, становится естественным стремление
играть на гитаре и исполнять песни под собственный аккомпанемент.
Умеющие
играть
на
этом
великолепном
музыкальном
инструменте
приобретают дополнительную возможность раскрыть, объяснить многие
жизненные ситуации, которые имеют для молодого человека личностный
смысл.
Аторская
песня
способствует
удовлетворению
следующих
потребностей ее участников:
1.
Досуговых
потребностей
подростков,
обусловленных
стремлением
к
содержательной
организации
свободного
времени.
2.
Коммуникативных потребностей подростков в общении со
сверстниками, взрослыми, педагогами.
3.
Творческих
потребностей, обусловленных желанием развить
индивидуальные способности и стремлением подростков к
самореализации в избранном виде деятельности.
4.
Компенсаторных
потребностей
подростков,
вызванных
желанием за счет дополнительных знаний решить личные
проблемы, лежащие в сфере общения.
Работа по программе студии «ОРФЕЙ» предполагает посещение
концертов профессиональных исполнителей, слётов и фестивалей авторской
песни, а также походы на природу с гитарой, проведение вечеров и
праздников. Большую роль в работе по дополнительной образовательной
программе «ОРФЕЙ » играет тесное сотрудничество с известными бардами и
исполнителями авторской песни ,такими ,как Сергей Смирнов,Вадим Егоров,
Ирина Левинзон,Александр Евстигнеев,дети разных возрастов
имеют
прекрасную возможность живого общения с бардами и гостями из других
городов, увлечённых авторской
песней, могут принимать участие в
концертах в рамках заседаний студии и участвовать в
тематических
экскурсиях и других мероприятиях г.Москвы
Традиционно творческое объединение «ОРФЕЙ » принимает участие в
городском фестивале непрофессионального гитарного исполнения среди
студентов, в детско-юношеских и взрослых фестивалях авторской песни.
Участие
в
мероприятиях
разного
уровня,
поездки
по
городам
Подмосковья ,по округам г.Москвы , знакомство с другими творческими
молодёжными коллективами способствуют безболезненной социальной
адаптации, расширяют кругозор общения, учат детей взаимопониманию и
взаимоподдержке. Некоторые выпускники т/о «ОРФЕЙ» связывают свою
дальнейшую жизнь с музыкой профессионально и поступают в музыкальный
колледж искусств, Гиттис и др. муз.учреждения
или же создают
самостоятельные творческие коллективы.
Можно предположить, что обучение исполнению авторской песни
способствует не только формированию творческой активности личности, но
и
ее гражданской
позиции,
а,
следовательно,
в
конечном
итоге –
формированию личности общественно полезной.