Напоминание

Развитие предметных компетенций на уроках химии с помощью эксперимента.


Автор: Данилова Надежда Георгиевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ гимназия № 61
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие предметных компетенций на уроках химии с помощью эксперимента.
Раздел: полное образование





Назад




Развитие предметных компетенций на уроках химии с помощью эксперимента.

Попробую рассмотреть эту тему в свете учебно-исследовательской деятельности

обучающихся, поскольку такой вид деятельности является актуальным на данный момент.

Все мы прекрасно понимаем, что традиционная репродуктивная система знаний в своей

полной мере не работает, необходимо ее комбинировать с новыми инновационными

подходами в обучении, которыми и являются исследовательские действия обучающихся

на уроках.

Итак, мы с вами можем рассмотреть учебно-исследовательскую деятельность и

эксперимент на уроках химии непосредственно в таком контексте.

Традиционно на уроках химии эксперимент делится на :

Демонстрационный

Лабораторные опыты

Практические работы.

Цель: Попытаться найти точки соприкосновения, если они есть. Можно ли реализовать

исследовательскую деятельность на уроках химии в процессе Демонстрационных опытов,

Лабораторных опытов и практических работ? Насколько это реально и эффективно?

При анализе литературы я пришла к выводу, что однозначно разграничить эти

понятия нельзя. Они настолько дополняют друг друга, что существование этих понятий

порознь, просто невозможно.

В проектной деятельности – обязательное представление о конечном результате;

При этом существует определенный алгоритм действий, двигаясь по которому,

обучающийся приходит к определенному результату, то есть продукту.

Продуктом не обязательно должен быть продукт материальный. В качестве продукта

можно рассматривать получение обучающимися нового знания, которое он получит в

результате такой деятельности.

Если сравнивать проектную и проектно-исследовательскую деятельность, то во втором

случае обучающемуся необходимо самостоятельно выстроить алгоритм, с помощью

которого он будет решать эту задачу.

(Фахрутдинова Р.А., Фахрутдинов Р.Р. Организация исследовательской деятельности

одаренных школьников. )

Хочу обратить внимание, что ни проектная, ни проектно-исследовательская, ни

исследовательская деятельность обучающихся не ставит целью получение какой-либо

научной новизны. Деятельность основной своей целью имеет – получение обучающимися

новых знаний, умений, навыков, прежде всего.

Начнем с Демонстраций. Д. – удачный инструмент. Весьма хорошо разработан, на эту

тему можно найти много литературы. Умело поставленный Д.Э. сродни искусству и

всегда может, прежде всего, мотивировать обучающихся на решение задачи.

Демонстрация может быть способом проверки теоретических сведений, полученных на

уроке. С помощью Д. можно хорошо и умело создать Проблемную задачу,

подкрепленную проблемной ситуацией.

Давайте, в качестве ситуационной задачи рассмотрим простейшую демонстрационную

задачу.

Каталитическое разложение пероксида водорода.

На прошлом уроке изучили способы получения кислорода, поэтому обучающиеся легко

могут ответить на проблемные вопросы, если внимательно следили за изложением

материала.

В результате решения этой задачи, развиваются некоторые навыки исследовательского

поведения. Это можно сказать минипроект, который выполняется в течение одного урока.

Лабораторные опыты.

Практические работы.

Синтезы не рассматриваем, как инструмент формирования исследовательских

компетенций, так как они выполняются строго по прописи. Иначе…. О приобретении

новых знаний говорить не стоит, так все действия подчинены жесткому алгоритму.

Другое дело Экспериментальные задачи, Задачи изучения свойств веществ. Вот пример

такого задания.

Для решения такой задачи необходимо выработать такой алгоритм определения каждого

вещества, чтобы не зайти в тупик и определить каждое. Результат такой деятельности:

-получение навыков безопасной работы с веществами

-получение навыков сопоставления фактов по результатам наблюдения.

-формирование исследовательского поведения.

Лабораторные опыты.

Это опыты, призванные обучать, то есть выполнить эксперимент, который подтвердит

теоретические знания, которые обучающийся получает на уроке. Это сугубо обучающий

опыт делается точно по инструкции, по определенному алгоритму.

Отметим навыки, полученные при выполнении лабораторных опытов:

Обращение с лабораторным оборудованием и реактивами

Выполнение ТБ

Подтверждение гипотезы, которые были озвучены на уроке

Таким образом, исследовательская деятельность на уроках позволяет обучающимся

самостоятельно искать и анализировать информацию, формулировать гипотезы,

проводить эксперименты и делать выводы. Это помогает развивать у них навыки

критического мышления, умение работать с информацией, анализировать и синтезировать

знания.

Кроме того, исследовательская деятельность способствует развитию

коммуникативных навыков, так как обучающиеся должны уметь работать в команде,

обсуждать и обосновывать свои идеи, слушать и учитывать мнение других.

Включение учебно-исследовательской деятельности в образовательный процесс

является важным шагом в развитии современного образования. Это позволяет

обучающимся не только получать знания, но и развивать навыки, которые будут полезны

в их будущей профессиональной деятельности.



В раздел образования