Автор: Соснина Наталья Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ СФМЛ
Населённый пункт: г. Северск
Наименование материала: Четные и нечетные функции
Тема: разработка урока
Раздел: полное образование
Муниципальное автономное учреждение
«Северский физико-математический лицей»
Урок составила Соснина Наталья Николаевна , учитель математики
Урок 1
Четные и нечетные функции
Цели урока:
Обучающая: ввести понятия четной и нечетной функции, закрепить эти понятия в
ходе выполнения упражнений.
Развивающая: продолжить формирование навыков при исследовании функции на
четность и нечетность.
Воспитательная: воспитание внимательности, аккуратности при построении
графиков.
ПЛАН УРОКА:
№п/п
Этап урока
Время
Задачи этапа
1
Прверка домашнего
задания
3 мин
Проверка правильности
выполнения домашнего задания
2
Изучение нового
материала
15 мин
Ввести понятия:
- функция у =f (x) четная, нечетная;
- исследование функции на
четность;
- симметричное множество;
- алгоритм исследования функции
на четность.
3.
Закрепление
изученного материала
25 мин
Сформировать умения:
- исследовать функцию на четность
и нечетность;
- переходить от словесной модели
к аналитической.
4
Домашнее задание
1 мин
Инструктаж по домашнему
заданию
ХОД УРОКА
І .
Изучение нового материала.
1. Сравнение значений функции у = f(х)
¿
1
8
х
4
−
х
2
при х = 3 и х = -3.
2.
Определение 1 четной функции. (слайд 4)
3.
Решить устно №11.6 (а,в) (слад5)
4. Сравнение значений функции у = f(х)
¿
х
3
−
4 х
при х = 5 и х = -5.
5.
Определение 2 нечетной функции. (слайд 6)
6.
Решить устно №11.6 (б,г) (слад7)
1.
Доказать, что функция является нечетной: а) у =
х
2
(
2 х
−
х
3
)
;
б) у = 3х(х + 2); в) у = х (5 –
х
2
¿
.
7. Для любой функции вида у =
х
n
, где n – натуральное число, можно сделать
вывод: если n – нечетное число, то функции у =
х
n
- нечетная;
если n – четное число, то функции у =
х
n
- четная; (слайд 9)
8. Существуют и функции, не являющиеся ни четными, ни нечетными.
Например, каждая из функций у = 2х + 3; у = х
4
+ х ; у = 3х + 1 ; у =
√
х
;
у = (х – 1 )
2
не является ни четной, ни нечетной. (слайд 10).
9. Если числовое множество Х вместе с каждым своим элементом х содержит и
противоположный элемент -х, то Х называется симметричным множеством.
Например, (-2;2) ;
[
−
5 ; 5
]
;
(
−
∞ ;
+
∞
)
- симметричные множества
[0;+∞) ; [-5;5);
(
−
2 ; 3
)
- несимметричные множества. (слайд 11).
10. Записать в тетрадях: « Если функции у = f(х) четная или нечетная, то ее
область определения D(f) – симметричное множество» (слайд 12).
11. Алгоритм исследования функции у = f(х) на четность ( слайд 13).
ІІ
. Закрепление изученного материала.
1
. Исследовать на четность функцию: а) у =
х
5
-
3
х
3
; б) у =
√
х
−
3
. (слайд 14)
2.
№11.4(в,г) ; № 11.6 ; № 11.20(в,г) на доске и в тетрадях;
№ 11.21 (а,г) с комментированием
ІІІ
. Итог урока.
Сформулировать определение четной и нечетной функции.
Домашнее задание: изучить материал учебника на с. 88-91; записать решение
примера 3(в) и примера 4(г); решить № 11.3(в,г) ; №11.20(б,а); №11.21 а,г)
Урок 2
Четные и нечетные функции
Цели урока:
Обучающая: учить строить и читать графики функций.
Развивающая: закрепить навыки и умения учащихся при исследовании функции на
четность и нечетность.
ПЛАН УРОКА:
№п/п
Этап урока
Время
Задачи этапа
1
Проверка домашнего
задания
3 мин
Проверка правильности
выполнения домашнего задания
2
Актуализация опорных
знаний
5 мин
Повторение основных определений
и выполнение устных примеров
3.
Самостоятельная
работа
10 мин
Промежуточный контроль знаний
по теме: « Четные и нечетные
функции»
4
Изучение нового
материала
15 мин
Ввести понятия:
- геометрический смысл свойства
четности и нечетности функции
5
Закрепление
изученного материала
14 мин
Сформировать умения:
- исследовать функцию на четность
и нечетность по графику;
- учить строить и читать графики.
4
Домашнее задание
1 мин
Инструктаж по домашнему
заданию
ХОД УРОКА
І .
Актуализация опорных знаний и умений.
2.
Определение четной и нечетной функции;
3.
Симметричное множество;
4.
Алгоритм исследования функции.
ІІ
. Самостоятельная работа
5.
Исследовать на четность функцию:
а) у = 2х
2
+
1
х
; б) у =
√
х
х
2
−
4
; в) у =
х
−
3
х
2
−
6 х
+
5
; г) у =
√
|
х
|
+ 3 .
ІІІ .
Изучение нового материала.
6.
Обсудить геометрический смысл свойства четности и свойства
нечетности функции (слайд 16)
7.
На рисунке построена ветвь графика функции у = f(х). Постройте весь
график этой функции, если а) у = f(х) – четная; б) у = f(х) – нечетная ;
в) у = f(х) – четная (слайд 17)
у у у
0 х 0 х 0 х
а) у = f(х) – четная б) у = f(х) – нечетная в) у = f(х) – четная
ІV. Закрепление изученного материала.
1.
Решить № 11.17 (слайд 18)
Функция f(x) =
{
3
+
х , если х
<
0
3
−
х , если х ≥ 0
у
Строим график 3 График функции симметричен относительно
оси Оу, значит функция четная .
-3 3
у
2.
Решить №11.19 (слайд 19)
Функция f(x) =
{
х
2
, если х
<
0 ;
−
х
2
, если х ≥ 0.
Строим график функции 0 х
График функции симметричен относительно начала координат, значит функция
нечетная.
3.
Повторение ранее изученного материала
(задача ГИА) слайд 20
4. Рефлексия: ответь на вопросы: что нового я узнал? Чему научился?
V. Домашнее задание: № 11.18; № 11.25; № 11.27 Повторение:стр.7 №20(б)