Автор: Алина Алексеевна Лобанова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сэсэг" 27/2
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Социализация ребёнка посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование
Социализация ребенка посредством игровой деятельности
Лобанова Алина Алексеевна,
воспитатель МБДОУ «Сэсэг» № 27
г. Улан-Удэ
Аннотация: сущность социализации, ее особенности на этапе формирования
и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая
деятельность
старших
дошкольников
как
эффективное
средство
их
социализации, а также условия социализации детей старшего дошкольного
возраста в игровой деятельности. Ключевые слова: социализация, дети
дошкольного возраста, социальноличностное развитие Социализация – это
усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил
поведения в социуме (обществе). Социализация ребенка дошкольного
возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который
очень важен для его гармоничного вхождения в общество. Игровая
деятельность является одним из определяющих направлений социализации
детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание
ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение
знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения,
ценностей
и
достижение
оптимального
уровня
информированности,
глубины, интериоризации знаний. Актуальность данной темы обусловлена
тем,
что
дошкольный
возраст
является
периодом
начала
процесса
социализации ребенка, первоначального становления его как личности,
формирования основ его самосознания и индивидуальности. От успешной
социализации
в
дошкольном
возрасте
зависит
дальнейшее
развитие
индивида, раскрытие его способностей, становление личности. Социализация
старших дошкольников является сложным структурным образованием,
отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и
преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от
совокупности определенных знаний о мире (информационно-когнитивный
компонент), от содержания установок, мотивов и связанных с ними
отношений,
интересов,
стремлений
(мотивационноэмоциональный
компонент)
и
актуализации
собственного
опыта
(деятельностный
компонент). На прохождение процесса социализации ребенка оказывают
влияние его индивидуальные особенности (тип личности, является ли она
интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее
интеллект), психические состояния (астеническое или стеническое) и
типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с
окружающими. Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного
человека
имеет
индивидуальные
особенности
и
проявления,
она
осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы. Обычно
механизмы
социализации
классифицируют
следующим
образом:
традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный
(через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры);
межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и
осознание). Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника,
позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой
простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления,
свободы
поведения
и
деятельности
в
социальном
пространстве.
Многообразие
возможностей
игровой
деятельности
проявляется
в
активизации
познавательных
способностей,
коррекции
недостатков
личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной
действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих
отношений. В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно —
ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых
действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В данном возрасте
конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. В
таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки,
познают физические свойства предметов, у них активно развивается
практическое мышление. У ребенка появляется и развивается способность
планировать
свои
действия,
совершенствуются
ручные
движения
и
умственные операции, воображение и представления.
Дети старшего
дошкольного
возраста
учатся
овладевать
собственными
эмоциями
и
приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане.
Игра
является
эмоционально
привлекательной
формой
творческой
самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании
ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей
действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия
предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим
дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в
том
числе
социальных
знаний.
В
процессе
социализации
на
детей
оказываются различные влияния со стороны родителей, родственников,
воспитателей. Выделены условия социализации детей старшего дошкольного
возраста в игровой деятельности: 1. Создание в группе детского сада
предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей. 2. Организация
воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского
сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой
деятельности. 3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими
игровую ситуацию и направленными на социализацию детей. Понятие
«развивающая среда» не имеет однозначного, единого определения и может
пониматься в широком и узком направлениях. В широком направлении
предметно-развивающая среда является социокультурным пространством,
способствующим развитию личности ребенка. В более узком направлении —
это предметно-игровая среда. Воспитатель, создавая адекватную возрасту и
особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую
деятельность, обогащает ее, и, соответственно, оказывает влияние на
социализацию. Игровая среда является проводником знаний о мире и влияет
на становление социального опыта ребенка старшего дошкольного возраста.
Следующее
условие
—
это
организация
воспитателем
эмоциональноблагоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание
им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.
Воспитатель детского сада является непосредственным участником в
социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от
адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать
атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада. Зная
индивидуальные
особенности
детей,
воспитатель
имеет
возможность
направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для
детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе.
Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом,
имеющим
желание
познавать
вместе
с
ними.
Данное
положение
предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на
доверительном взаимодействии ребенка с воспитателем, и влияет на его
социальное
становление.
Если
воспитатель
включается
в
игровую
деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой
аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу. В игре ребенок
воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому воспитателю
необходимо
развивать
воображение,
фантазию,
мысли,
суждения,
социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному обдумыванию
замысла игры. Только игровой деятельности детей может оказаться
недостаточно. Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и
приемами,
имеющими
игровую
ситуацию
и
ориентированными
на
социализацию
детей.
Данное
условие
является
непосредственно
направленной
деятельностью
воспитателя
и
его
участие
в
процессе
социализации детей. Для формирования гармоничной личности необходимо
содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в
главном социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты
социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка
к
дальнейшей
жизни
в
обществе
и
успешному
взаимодействию
с
окружающим его миром.
Список литературы:
1. Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в
игровой деятельности / А. Д. Попова. — Текст: непосредственный //
Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С.
2.Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл;
Эксмо, 2005. — 1136 с.
3.Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для
педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,
2011. — 67 с.
4. Эльконин Д. Б. Детская психология. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский
центр «Академия», 2007. — 384 с.