Напоминание

Социализация ребёнка посредством игровой деятельности


Автор: Алина Алексеевна Лобанова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Сэсэг" 27/2
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: статья
Тема: Социализация ребёнка посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Социализация ребенка посредством игровой деятельности

Лобанова Алина Алексеевна,

воспитатель МБДОУ «Сэсэг» № 27

г. Улан-Удэ

Аннотация: сущность социализации, ее особенности на этапе формирования

и развития личности ребенка старшего дошкольного возраста, игровая

деятельность

старших

дошкольников

как

эффективное

средство

их

социализации, а также условия социализации детей старшего дошкольного

возраста в игровой деятельности. Ключевые слова: социализация, дети

дошкольного возраста, социальноличностное развитие Социализация – это

усвоение человеком нравственных норм и ценностей, морали, правил

поведения в социуме (обществе). Социализация ребенка дошкольного

возраста представляет собой длительный и многоплановый процесс, который

очень важен для его гармоничного вхождения в общество. Игровая

деятельность является одним из определяющих направлений социализации

детей. В игровой деятельности осуществляется поэтапное встраивание

ребенка в общее для всех жизненное пространство, происходит усвоение

знаний об окружающем мире и способах его познания, норм общения,

ценностей

и

достижение

оптимального

уровня

информированности,

глубины, интериоризации знаний. Актуальность данной темы обусловлена

тем,

что

дошкольный

возраст

является

периодом

начала

процесса

социализации ребенка, первоначального становления его как личности,

формирования основ его самосознания и индивидуальности. От успешной

социализации

в

дошкольном

возрасте

зависит

дальнейшее

развитие

индивида, раскрытие его способностей, становление личности. Социализация

старших дошкольников является сложным структурным образованием,

отражающим потребность ребенка в общественно значимом изменении и

преобразовании себя и окружающей действительности, которые зависят от

совокупности определенных знаний о мире (информационно-когнитивный

компонент), от содержания установок, мотивов и связанных с ними

отношений,

интересов,

стремлений

(мотивационноэмоциональный

компонент)

и

актуализации

собственного

опыта

(деятельностный

компонент). На прохождение процесса социализации ребенка оказывают

влияние его индивидуальные особенности (тип личности, является ли она

интро- или экстровертированной, аутичной или неаутичной, а также ее

интеллект), психические состояния (астеническое или стеническое) и

типичные настроения, уровень и форма общения и взаимодействия с

окружающими. Но, несмотря на то, что социализация каждого конкретного

человека

имеет

индивидуальные

особенности

и

проявления,

она

осуществляется по определенным правилам, имеет свои механизмы. Обычно

механизмы

социализации

классифицируют

следующим

образом:

традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный

(через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры);

межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и

осознание). Игровая деятельность, как средство социализации дошкольника,

позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой

простор проявлению его индивидуальности как полноты самоосуществления,

свободы

поведения

и

деятельности

в

социальном

пространстве.

Многообразие

возможностей

игровой

деятельности

проявляется

в

активизации

познавательных

способностей,

коррекции

недостатков

личностного развития, формировании умения ориентироваться в социальной

действительности и интеллектуально осваивать всю систему человеческих

отношений. В старшем дошкольном возрасте обогащается сюжетно —

ролевая игра, наблюдается разнообразие тематики игр, ролей, игровых

действий, вводимых и реализуемых в игре правил. В данном возрасте

конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность. В

таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки,

познают физические свойства предметов, у них активно развивается

практическое мышление. У ребенка появляется и развивается способность

планировать

свои

действия,

совершенствуются

ручные

движения

и

умственные операции, воображение и представления.

Дети старшего

дошкольного

возраста

учатся

овладевать

собственными

эмоциями

и

приобретают опыт практического мышления в образном и предметном плане.

Игра

является

эмоционально

привлекательной

формой

творческой

самореализации ребенка, выражающейся в индивидуальном проживании

ролей, обеспечивающих доступный путь накопления знаний об окружающей

действительности и норм социального взаимодействия. В силу разнообразия

предметного содержания игровая деятельность предоставляет старшим

дошкольникам приобрести широкий спектр знаний об окружающем мире, в

том

числе

социальных

знаний.

В

процессе

социализации

на

детей

оказываются различные влияния со стороны родителей, родственников,

воспитателей. Выделены условия социализации детей старшего дошкольного

возраста в игровой деятельности: 1. Создание в группе детского сада

предметно-игровой среды, соответствующей возрасту детей. 2. Организация

воспитателем эмоционально-благоприятной атмосферы в группе детского

сада и осознание им важности вопроса социализации ребенка в игровой

деятельности. 3. Интегрирование игр с методами и приемами, содержащими

игровую ситуацию и направленными на социализацию детей. Понятие

«развивающая среда» не имеет однозначного, единого определения и может

пониматься в широком и узком направлениях. В широком направлении

предметно-развивающая среда является социокультурным пространством,

способствующим развитию личности ребенка. В более узком направлении —

это предметно-игровая среда. Воспитатель, создавая адекватную возрасту и

особенностям детей предметно-игровую среду, стимулирует их игровую

деятельность, обогащает ее, и, соответственно, оказывает влияние на

социализацию. Игровая среда является проводником знаний о мире и влияет

на становление социального опыта ребенка старшего дошкольного возраста.

Следующее

условие

это

организация

воспитателем

эмоциональноблагоприятной атмосферы в группе детского сада и осознание

им важности вопроса социализации ребенка в игровой деятельности.

Воспитатель детского сада является непосредственным участником в

социализации ребенка, и успешный результат данного процесса зависит от

адекватной социализирующей позиции воспитателя, его способности создать

атмосферу заботы, доброты, внимания в группе детского сада. Зная

индивидуальные

особенности

детей,

воспитатель

имеет

возможность

направлять их социальное становление, соответственно, он выступает для

детей образцом, знающим каким образом необходимо вести себя в обществе.

Воспитатель кажется в глазах детей опытным, взрослым, но при этом,

имеющим

желание

познавать

вместе

с

ними.

Данное

положение

предполагает сотрудничество с детьми, что положительно сказывается на

доверительном взаимодействии ребенка с воспитателем, и влияет на его

социальное

становление.

Если

воспитатель

включается

в

игровую

деятельность детей, то ему необходимо проявлять себя с большой

аккуратностью, чтобы не разрушить детскую инициативу. В игре ребенок

воспроизводит впечатления от окружающего мира, поэтому воспитателю

необходимо

развивать

воображение,

фантазию,

мысли,

суждения,

социальный опыт детей и побуждать их к самостоятельному обдумыванию

замысла игры. Только игровой деятельности детей может оказаться

недостаточно. Следовательно, необходимо сочетать ее с методами и

приемами,

имеющими

игровую

ситуацию

и

ориентированными

на

социализацию

детей.

Данное

условие

является

непосредственно

направленной

деятельностью

воспитателя

и

его

участие

в

процессе

социализации детей. Для формирования гармоничной личности необходимо

содействовать социализации ребенка не только в группе детского сада, но и в

главном социальном институте — семье. Семья и детский сад, как институты

социализации способствуют социально-психологической адаптации ребенка

к

дальнейшей

жизни

в

обществе

и

успешному

взаимодействию

с

окружающим его миром.

Список литературы:

1. Попова, А. Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в

игровой деятельности / А. Д. Попова. — Текст: непосредственный //

Молодой ученый. — 2015. — № 1 (81). — С.

2.Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл;

Эксмо, 2005. — 1136 с.

3.Пятница Т. В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для

педагогов дошкольного учреждения. — Мозырь: ООО ИД «Белый ветер»,

2011. — 67 с.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский

центр «Академия», 2007. — 384 с.



В раздел образования