Напоминание

"Создание условий для гармоничного развития ребенка"


Автор: Винокурова Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ г. Ивантеевка Городского округа Пушкинский Московской области «Гимназия N 6”
Населённый пункт: г. Ивантеевка
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для гармоничного развития ребенка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Создание условий для гармоничного развития ребенка»

Правильно организованная образовательная среда способствует гармоничному

развитию ребенка. Она дает возможность дошкольнику использовать свои способности,

стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.

Активность ребенка в условиях предметно-пространственной среды стимулируется

свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей,

стремления к самоутверждению. Занимается по собственному желанию, под воздействием

привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли

стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она

обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних

способностей.

Все оборудование и материалы распределены в пространстве группы, не перегружая

её. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка.

Аудиовизуальный уголок оснащен музыкальным центром. Есть возможность

прослушать музыкальные произведения, провести музыкальную паузу или зарядку,

релаксацию под звуки природы. Данные приемы способствуют формированию мотивации

к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в

своих силах.

В интеллектуально-сенсорном центре собраны игры, направленные на развитие

сенсорного восприятия, мелкой моторики. Играя, дети производят разнообразные

действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-

дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Игры

меняются, расширяя чувственный опыт ребят, стимулируя тонкие движения руки.

Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для

развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё

подобранно для развития у детей аналитического восприятия.

Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр

художественного творчества, музыкального развития и театральной деятельности, уголок

ряженья и книги.

Разнообразие

средств

в

центре

художественного

творчества

открывают

ребёнку

возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина,

оживлять

красками

скучные

белые

картинки.

Дети

получают

удовольствие

от

взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра

является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия,

воображения, самостоятельности, активности.

Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических

способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают

детские

музыкальные

инструменты,

звучащие

музыкальные

игрушки,

шумовые

инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Концерты для кукол,

украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие. Особый восторг

вызывает у детей логоритмические упражнения. А самое главное ‒ у детей необычайно

повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.

Детям нравятся театрализованные игры. Они видят окружающий мир через образы,

краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе

с ними, плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на

помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков,

снижается закомплексованность, скованность.

Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами

театра.

Театрализованная

игра

помогает

удовлетворить

потребности

ребёнка

в

положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Ребята сами

разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой. Недалеко

расположен уголок ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь

возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого

знакомого и незнакомого одновременно.

Книжный центр - один из любимых центров. Книжный уголок вызывает интерес к

книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.

Большой игровой центр с играми-забавами, яркими игрушками и атрибутами для

сюжетно-ролевых игр создает приятную, спокойную обстановку в группе.

Экологический центр расположен рядом с окном. В нем находятся комнатные

растения, за которыми дети наблюдают и ухаживают. В центре собраны иллюстрации с

изображением природы и животных, а также природный материал. Так постепенно у

детей формируется

потребность в самостоятельном изучении природы, развивается

интерес к растениям и животным.

В центре физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование,

которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной

двигательной активности. Накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее

интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного

сна, активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и

положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом,

созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.

Организованная образовательная среда создает благоприятный психологический

климат в группе и способствует всестороннему развитию ребенка.



В раздел образования