Автор: Винокурова Ирина Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ г. Ивантеевка Городского округа Пушкинский Московской области «Гимназия N 6”
Населённый пункт: г. Ивантеевка
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для гармоничного развития ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Создание условий для гармоничного развития ребенка»
Правильно организованная образовательная среда способствует гармоничному
развитию ребенка. Она дает возможность дошкольнику использовать свои способности,
стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.
Активность ребенка в условиях предметно-пространственной среды стимулируется
свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов, возможностей,
стремления к самоутверждению. Занимается по собственному желанию, под воздействием
привлекших его внимание игровых материалов. Развивающая среда выступает в роли
стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она
обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних
способностей.
Все оборудование и материалы распределены в пространстве группы, не перегружая
её. Каждый уголок группы учит, воспитывает и развивает ребенка.
Аудиовизуальный уголок оснащен музыкальным центром. Есть возможность
прослушать музыкальные произведения, провести музыкальную паузу или зарядку,
релаксацию под звуки природы. Данные приемы способствуют формированию мотивации
к деятельности, позволяют ребенку почувствовать себя нужным, вселяют уверенность в
своих силах.
В интеллектуально-сенсорном центре собраны игры, направленные на развитие
сенсорного восприятия, мелкой моторики. Играя, дети производят разнообразные
действия: рассматривают, сравнивают по цвету, ощупывают. В центре есть предметно-
дидактический материал на пуговицах, с кнопками, молниями, игры с прищепками. Игры
меняются, расширяя чувственный опыт ребят, стимулируя тонкие движения руки.
Мозаика, шнуровки, волчки, пуговицы разного размера и цвета, крупы, семена – для
развития мелкой моторики рук. Вкладыши, пирамидки, кубики с картинками всё
подобранно для развития у детей аналитического восприятия.
Центр художественно-эстетического развития включает в себя мини-центр
художественного творчества, музыкального развития и театральной деятельности, уголок
ряженья и книги.
Разнообразие
средств
в
центре
художественного
творчества
открывают
ребёнку
возможность творить, фантазировать, давать жизнь маленькому кусочку пластилина,
оживлять
красками
скучные
белые
картинки.
Дети
получают
удовольствие
от
взаимодействия с разными материалами, обогащают свой тактильный опыт. Целью центра
является формирование творческих способностей детей, эстетического восприятия,
воображения, самостоятельности, активности.
Развитию музыкальной памяти, формированию музыкально-ритмических
способностей, умению подыгрывать, эмоционально реагировать на музыку помогают
детские
музыкальные
инструменты,
звучащие
музыкальные
игрушки,
шумовые
инструменты. Они собраны в центре музыкального развития. Концерты для кукол,
украшение мелодий, отбивание ритма доставляют ребятам удовольствие. Особый восторг
вызывает у детей логоритмические упражнения. А самое главное ‒ у детей необычайно
повышается интерес к самостоятельной, музыкальной, творческой деятельности.
Детям нравятся театрализованные игры. Они видят окружающий мир через образы,
краски и звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе
с ними, плачут над неудачами любимых героев, а главное ‒ всегда готовы прийти к ним на
помощь. В таких играх активизируется речь, вырабатывается чёткое произношение звуков,
снижается закомплексованность, скованность.
Центр театральной деятельности создан для знакомства детей с разными видами
театра.
Театрализованная
игра
помогает
удовлетворить
потребности
ребёнка
в
положительных эмоциях, новых впечатлениях, позволяет самовыражаться. Ребята сами
разыгрывают несложные сказки, сопровождая движения простой песенкой. Недалеко
расположен уголок ряженья, где развешаны жилетки, юбочки, фартуки и косынки. Здесь
возможно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого
знакомого и незнакомого одновременно.
Книжный центр - один из любимых центров. Книжный уголок вызывает интерес к
книгам, рассматриванию иллюстраций, помогает формировать потребность в чтении.
Большой игровой центр с играми-забавами, яркими игрушками и атрибутами для
сюжетно-ролевых игр создает приятную, спокойную обстановку в группе.
Экологический центр расположен рядом с окном. В нем находятся комнатные
растения, за которыми дети наблюдают и ухаживают. В центре собраны иллюстрации с
изображением природы и животных, а также природный материал. Так постепенно у
детей формируется
потребность в самостоятельном изучении природы, развивается
интерес к растениям и животным.
В центре физического развития подобраны атрибуты, материалы и оборудование,
которые влияют на формирование двигательных навыков, привлекают детей к совместной
двигательной активности. Накопленный двигательный опыт обеспечивает дальнейшее
интеллектуальное развитие. Массажные дорожки, коврики, используемые после дневного
сна, активизируют биологически активные точки стопы. Радостное настроение и
положительный эмоциональный настрой на остаток дня обеспечен. Таким образом,
созданный центр физического развития решает оздоровительные, воспитательные задачи.
Организованная образовательная среда создает благоприятный психологический
климат в группе и способствует всестороннему развитию ребенка.