Напоминание

"Древняя игра в современном детском саду"


Авторы: Канцырева Юлия Сергеевна И, Горбунова Наталия Владимировна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 71
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Древняя игра в современном детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




"Очарование танграма состоит

в простоте материала и в кажу-

щейся его непригодности для со-

здания

фигурок,

обладающих

эстетической

привлекательно-

стью»

М. Гарднер

"Древняя игра в современном детском саду"

В современном мире, где в каждом виде деятельности есть место для

конструирования, любой ребенок, и, даже взрослый может почувствовать себя

инженером-конструктором. Будь то лёгкая промышленность или тяжёлая – везде

применяется конструкторская деятельность, начиная от закройки одежды или обуви,

заканчивая сборкой космической ракеты. Ребёнок, конструируя и создавая что-либо,

примеряет на себя роль той или иной профессии, что немаловажно для ранней про-

фориентации. Так же на конструирование возлагаются и другие функции и цели.

В своём опыте мы с коллегой часто применяем головоломку "Танграм",

которая идеально подходит для конструирования. Состоит она из семи "Танов" –

плоских фигур, которое необходимо сложить определенным образом, не накладывая

их друг на друга, а прикладывая сторонами так, чтобы получилась более сложная

фигура. Еще обязательным условием является использование всех частей голово-

ломки. Начинать сборку любой схемы следует с определения местоположения

самой большой фигуры. Все это обговаривается с детьми перед началом занятия.

Существует много сказаний о том, как появился "Танграм". Одно из них

связано с битвой Бога Грома и Великого дракона, при котором первый – разбил небо

на 7 частей, упавших на землю. Чёрные куски поглотили свет и все существующее

вокруг. После Великий дракон из "кусков неба" стал воссоздавать весь мир, напол-

няя его фигурами животных, птиц, людей, растений и т.д. В современной игре, не

смотря на малое количество "кусочков", существует большое множество схем – бо-

лее 7 000 (люди, птицы, звери, предметы быта и обихода, буквы и цифры, транс-

порт…), что позволяет приобщить её практически к любой теме недели.

Танграм способствует развитию у детей умения играть по правилам и вы-

полнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, пони-

мания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. На за-

нятии конструированием с применением головоломки "Танграм" дети развивают та-

кие способности, как: развитие мелкой моторики, знакомство с текстурой предме-

тов на практике (возможно изготовление из картона, цветной бумаги, фоамиранта,

пластика, дерева, линолеума, фетра, и других плотных тканей); развитие фантазии и

воображения (дети могут выполнять фигуры по замыслу и по описанию); выработка

технических навыков в процессе задумки; стимуляция образного и логического

мышления. А так же "Танграм" может применяться в математике (изучение геомет-

рических фигур, какая фигура больше-меньше, назови предмет такой же формы, со-

ставь фигуру из других – большой треугольник из 2х средних, или параллелограмм

из треугольников, и прочие игры); в развитии речи (по описанию героя составить

схему, или по схеме своего персонажа составить описательный рассказ). В более

младшем возрасте ребёнок работает с контурными схемами, где прорисована каждая

деталь в натуральную величину (мы используем квадрат 8х8). В старшем дошколь-

ном возрасте используются очертания предметов (силуэт), где дошкольник должен

сам расположить фигуры правильно, в более лёгком варианте можно применить

способ наложения фигур на схему.

В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок научится анализи-

ровать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится ви-

зуально разбивать целый объект на части (используя контур фигуры) и наоборот со-

ставлять из элементов заданную модель.

По второй из многих легенд более 4 000 лет назад у одного человека из рук

выпала фарфоровая плитка и распалась на семь частей. И как бы он не пытался со-

брать её обратно – ничего не выходило, а каждый раз получалось новое изображе-

ние. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии такой квад-

рат стали называть "Доской мудрости". Когда детям предоставляется возможность

собрать фигуру по собственному замыслу, они очень радостно приступают к заня-

тию – ведь полёт детской фантазии безграничен. Особо понравившиеся работы дети

выполняют в технике аппликации и их схемы остаются в картотеке для следующих

занятий.

Комбинируя на плоскости элементы разрезанного на семь частей квадрата,

дошкольник может создавать множество новых фигур, как геометрических, так и

жанровых - очертания предметов, животных, людей, и многих других, как по образ-

цу или схеме, так и по собственному замыслу. Эта головоломка развивает про-

странственное и логическое мышление, умственные и творческие способности,

внимательность, смекалку и сообразительность, а также мелкую моторику, усидчи-

вость и упорство в достижении своей цели, ведь не все схемы могут получиться с

первого раза – над некоторыми из них нужно поработать. Игры-головоломки – это

очень интересно и увлекательно!

Публикацию составили:

Канцырева Юлия Сергеевна – воспитатель

Горбунова Наталия Владимировна – воспитатель

МБДОУ г. Костромы Детский сад 71



В раздел образования