Авторы: Канцырева Юлия Сергеевна И, Горбунова Наталия Владимировна
Должность: Воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 71
Населённый пункт: город Кострома
Наименование материала: статья
Тема: "Древняя игра в современном детском саду"
Раздел: дошкольное образование
"Очарование танграма состоит
в простоте материала и в кажу-
щейся его непригодности для со-
здания
фигурок,
обладающих
эстетической
привлекательно-
стью»
М. Гарднер
"Древняя игра в современном детском саду"
В современном мире, где в каждом виде деятельности есть место для
конструирования, любой ребенок, и, даже взрослый может почувствовать себя
инженером-конструктором. Будь то лёгкая промышленность или тяжёлая – везде
применяется конструкторская деятельность, начиная от закройки одежды или обуви,
заканчивая сборкой космической ракеты. Ребёнок, конструируя и создавая что-либо,
примеряет на себя роль той или иной профессии, что немаловажно для ранней про-
фориентации. Так же на конструирование возлагаются и другие функции и цели.
В своём опыте мы с коллегой часто применяем головоломку "Танграм",
которая идеально подходит для конструирования. Состоит она из семи "Танов" –
плоских фигур, которое необходимо сложить определенным образом, не накладывая
их друг на друга, а прикладывая сторонами так, чтобы получилась более сложная
фигура. Еще обязательным условием является использование всех частей голово-
ломки. Начинать сборку любой схемы следует с определения местоположения
самой большой фигуры. Все это обговаривается с детьми перед началом занятия.
Существует много сказаний о том, как появился "Танграм". Одно из них
связано с битвой Бога Грома и Великого дракона, при котором первый – разбил небо
на 7 частей, упавших на землю. Чёрные куски поглотили свет и все существующее
вокруг. После Великий дракон из "кусков неба" стал воссоздавать весь мир, напол-
няя его фигурами животных, птиц, людей, растений и т.д. В современной игре, не
смотря на малое количество "кусочков", существует большое множество схем – бо-
лее 7 000 (люди, птицы, звери, предметы быта и обихода, буквы и цифры, транс-
порт…), что позволяет приобщить её практически к любой теме недели.
Танграм способствует развитию у детей умения играть по правилам и вы-
полнять инструкции, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, пони-
мания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей. На за-
нятии конструированием с применением головоломки "Танграм" дети развивают та-
кие способности, как: развитие мелкой моторики, знакомство с текстурой предме-
тов на практике (возможно изготовление из картона, цветной бумаги, фоамиранта,
пластика, дерева, линолеума, фетра, и других плотных тканей); развитие фантазии и
воображения (дети могут выполнять фигуры по замыслу и по описанию); выработка
технических навыков в процессе задумки; стимуляция образного и логического
мышления. А так же "Танграм" может применяться в математике (изучение геомет-
рических фигур, какая фигура больше-меньше, назови предмет такой же формы, со-
ставь фигуру из других – большой треугольник из 2х средних, или параллелограмм
из треугольников, и прочие игры); в развитии речи (по описанию героя составить
схему, или по схеме своего персонажа составить описательный рассказ). В более
младшем возрасте ребёнок работает с контурными схемами, где прорисована каждая
деталь в натуральную величину (мы используем квадрат 8х8). В старшем дошколь-
ном возрасте используются очертания предметов (силуэт), где дошкольник должен
сам расположить фигуры правильно, в более лёгком варианте можно применить
способ наложения фигур на схему.
В результате упражнений и заданий к этой игре ребёнок научится анализи-
ровать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится ви-
зуально разбивать целый объект на части (используя контур фигуры) и наоборот со-
ставлять из элементов заданную модель.
По второй из многих легенд более 4 000 лет назад у одного человека из рук
выпала фарфоровая плитка и распалась на семь частей. И как бы он не пытался со-
брать её обратно – ничего не выходило, а каждый раз получалось новое изображе-
ние. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии такой квад-
рат стали называть "Доской мудрости". Когда детям предоставляется возможность
собрать фигуру по собственному замыслу, они очень радостно приступают к заня-
тию – ведь полёт детской фантазии безграничен. Особо понравившиеся работы дети
выполняют в технике аппликации и их схемы остаются в картотеке для следующих
занятий.
Комбинируя на плоскости элементы разрезанного на семь частей квадрата,
дошкольник может создавать множество новых фигур, как геометрических, так и
жанровых - очертания предметов, животных, людей, и многих других, как по образ-
цу или схеме, так и по собственному замыслу. Эта головоломка развивает про-
странственное и логическое мышление, умственные и творческие способности,
внимательность, смекалку и сообразительность, а также мелкую моторику, усидчи-
вость и упорство в достижении своей цели, ведь не все схемы могут получиться с
первого раза – над некоторыми из них нужно поработать. Игры-головоломки – это
очень интересно и увлекательно!
Публикацию составили:
Канцырева Юлия Сергеевна – воспитатель
Горбунова Наталия Владимировна – воспитатель
МБДОУ г. Костромы Детский сад 71