Напоминание

ПРОГРАММА ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ БАРЬЕРНЫЙ БЕГ (100 м с\б., 110 м. с\б. и 400 м с\б.)ВОЗРАСТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ 12-17 ЛЕТ


Автор: Минюкевич Михаил Владимирович
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: ОГБУ "Спортивная школа олимпийского резерва по лёгкой атлетике имени А. С. Ларина"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: учебная программа
Тема: ПРОГРАММА ПО ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ БАРЬЕРНЫЙ БЕГ (100 м с\б., 110 м. с\б. и 400 м с\б.)ВОЗРАСТ ЗАНИМАЮЩИХСЯ 12-17 ЛЕТ
Раздел: дополнительное образование





Назад




ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ПО ЛЁГКОЙ

АТЛЕТИКЕ ИМЕНИ ЛАРИНА А.С. Г.УЛЬЯНОВСКА»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ОГБУ «СШОР по легкой

атлетике имени А.С.Ларина»

директор __________Е.В.Янкаускас

18 марта 2024 г.

ПРОГРАММА

ПО ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

БАРЬЕРНЫЙ БЕГ (100 м с\б., 110 м. с\б. и 400 м с\б.)ВОЗРАСТ

ЗАНИМАЮЩИХСЯ 12-17 ЛЕТ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 5 ЛЕТ.

Автор: тренер-преподаватель высшей категории

Минюкевич Михаил Владимирович

г. Ульяновск

2024

-1-

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краткая характеристика барьерного бега, как вида легкой атлетики.

Барьерный бег, как вид легкой атлетики существует довольно давно. Так мужчины на-

чали осваивать этот вид легкоатлетической программы еще в конце 19-го века. Жен-

ские барьерные дистанции появились в 20-х годах нашего столетия. В целом дистанции

барьерного бега подразделяются на короткий и длинный барьерный спринт. (Есть еще

бег с препятствиями на 3000 и 2000 м., но я его касаться не буду.) К короткому ба-

рьерному спринту относятся дистанции 60 м и 110 м у мужчин и 60 м. и 100м. у жен-

щин. К длинному барьерному спринту относится дистанция 400 м как у мужчин так и у

женщин. В коротком спринте мужские и женские дистанции отличаются протяженно-

стью, расстоянием до первого барьера, так же между ними и высотой препятствия. Ди-

станция 400 м отличается лишь высотой барьеров. Бег 60 м с барьерами проводится

только в закрытых помещениях, то есть при проведении соревнований в зимнее время

и классической дистанцией не является.

Актуальность. Барьерный бег считается очень сложным, в техническом испол-

нении, видом легкой атлетики. И действительно, преодоление барьера длится порядка

0,18-0,25 с. За это время спортсмен совершает несколько движений, значительно отли-

чающихся от движений в обычном быстром беге. При чем спортсмен переходит к спе-

цифичным движениям после совершения традиционных беговых движений и затем

должен к ним вернуться, при этом полетная фаза при преодолении барьера должна

быть максимально приближена по своей характеристике к полетной фазе в обычном

быстром беге. И все это выполняется на максимальных скоростях. Малейшая не-

точность в любой фазе движения ведет к увеличению времени преодоления барьера, а

потеря даже 0,01 с. в барьерном спринте невосполнима.

Следующая по сложности задача это развитие скорости в барьерном беге. Дан-

ная проблема тесно переплетается с проблемой технической подготовки, и это будет

видно ниже. О скорости и методики ее развития в гладком беге в литературных источ-

никах достаточно информации, но в барьерном беге предлагаемые методики правомоч-

ны только до определенных пределов. Если в «гладком» спринте увеличение скорости

может идти за счет увеличения темпа движений и длины шага, но и здесь следует отме-

тить, что увеличение темпа бурно растет только на начальной стадии за счет повыше-

ния уровня скоростно-силовой подготовки. В последствии, достигнув определенных ве-

личин, рост темпа прекращается. (У лучших спринтеров Мира, за всю историю сосуще-

ствования легкой атлетики величина темпа не наблюдалась выше 6 шагов в секунду.) В

барьерном беге на начальном этапе скоростные показатели также растут за счет приро-

ста темпа движений и длины шага, но если в гладком беге рост скоростных показателей

может продолжаться за счет увеличения длины шага, (как видим, показатель темпа ве-

личина сугубо консервативная), то в коротком барьерном спринте это становится весь-

ма проблематично. Дело в том, что расстояние между барьерами строго определено, и

пробегать его можно тоже за строго определенное количество шагов. Следовательно,

при достижении определенной величины длины бегового шага, дальнейшее увеличение

этого компонента становится неправомочным. Но как мы знаем, конечный результат

пробегания спринтерского отрезка находится в прямой зависимости от скорости бега.

-2-

В барьерном же спринте, как было отмечено выше, при достижении опреде-

ленных величин скоростных компонентов, улучшение спортивного результата ста-

новится проблематичным. За счет чего же можно улучшить результат в данном по-

ложении? И опять выходит на первый план техническая подготовка. В данной ситу-

ации улучшить спортивный результат можно только за счет совершенствования тех-

нических компонентов преодоления барьера. Следовательно, значение технического

компонента в барьерном спринте приобретает приоритетное положение еще на под-

ходе к этапу спортивного совершенствования.

Как и в любом другом виде легкой атлетики, с течением времени менялись

взгляды на саму технику преодоления барьера, методику освоения и на саму систе-

му подготовки барьеристов. Но все происходившие изменения не нашли отклика в

методической литературе, освещающей положение дел в данном виде легкой атле-

тики на современном этапе, по причине ее отсутствия. Имеющаяся методическая

литература по барьерному бегу в виде монографий, учебников, методических посо-

бий издавалась в основном 20 и более лет тому назад. Вполне естественно, что дан-

ные источники не раскрывают современных взглядов на технику вида и на систему

подготовки спортсмена. Мало того, трактовка исполнения технических элементов

преодоления барьера в недостаточной мере связана с законами биомеханики. Во-

просы технического исполнения движений рассматриваются в отрыве от причинно-

сти, т. е. материал дается в плане как предположительно надо делать, а вот на во-

прос, почему именно так надо делать ответа, как правило, нет. Очень расплывчато

освещается вопрос о последовательности освоения элементами движений, а также

об основополагающих моментах всего технического движения. Не отслеживается

ни одной попытки каких-либо программ по подготовки барьеристов. Есть пример-

ные планы подготовки барьеристов, но они рассчитаны на подготовку спортсменов

высокой квалификации или на спортсменов уже прошедших первоначальный этап

подготовки и имеющих квалификацию первого взрослого разряда.

Выше изложенное говорит за то, что начинающему специалисту практически

негде пополнить свой теоретический багаж. Создавшаяся положение, конечно не

стимулирует приток тренеров и спортсменов заниматься барьерным бегом. В каче-

стве примера рассмотрим положение дел в барьерном беге в нашем регионе. С од-

ной стороны, уровень достижений барьеристов нашего региона достаточно высок.

Это и победы на уровне страны и достойные выступления на европейском уровне,

но все эти достижения связаны с именами только двух тренеров. Конечно, в данной

ситуации, говорить о преемственности, об увеличении количества занимающихся и

о каком-то качественном скачке в уровне спортивных результатов в данный момент

не приходится. Необходим более широкий приток специалистов, но их отпугивает и

кажущаяся сложность в технической подготовке спортсменов и практическое отсут-

ствие возможности пополнения теоретического багажа по проблемам подготовки

барьеристов.

По моему мнению в данной ситуации существует лишь один путь, это поде-

литься знаниями и опытом тренера -практика, что я и решили сделать, создавая дан-

ную программу, учитывая то, что за плечами и подготовка мастеров спорта и членов

сборной страны.

Концепция программы. Оптимизировать понятие «техника преодоления ба-

рьера» путем определения ключевых или «причинных» моментов на ос-

-3-

нове законов биомеханики. Предложить методическую последовательность в освое-

нии техники преодоления барьера в совокупности с подготовительными и специаль-

ными упражнениями на учебно-тренировочном этапе. Совместить освоение техники

с предлагаемыми тренировочными нагрузками на этапе многолетней подготовки на

основе нормативов текущего и итогового контроля по общефизической и специ-

ально-физической подготовке.

Основы техники преодоления барьера.

Я специально не рассматриваю такие фазы барьерного бега, как старт,

стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование вследствие того, что они до-

статочно освещены в литературных источниках, и практически разногласий не вы-

зывают.

В литературных источниках преодоление барьера делится на следующие

фазы: отталкивание и атака барьера, переход барьера и сход. С такой трактовкой де-

ления на фазы я согласиться, не могу. Причин здесь несколько: 1- такой термин как

«отталкивание» здесь категорически неприемлем, т.к. он дает неверную ориенти-

ровку на атаку барьера, особенно у новичков, создавая представление как о выпол-

нении какого-то прыжка, а прыжка здесь ни в коем случае не должно быть. Нога

просто должна сниматься с опоры активным движением бедра. ( В последствии мы

вернемся к этому моменту.) 2- пропущен такой очень важный фактор, как подготов-

ка к атаке барьера, а этот фактор будет определять не только все дальнейшие движе-

ния, но и ритмовую структуру бега между барьерами. Поэтому я предлагаю следую-

щее деление на фазы: подготовка к атаке барьера: атака и переход барьера; сход с

барьера.

Прежде чем приступить к подробному рассмотрению каждой фазы, считаю

необходимым обратить внимание на то, что при рассмотрение элементов движения

буду базироваться на теории движения маятника или системы маятников, разрабо-

танной А.Н. Бернштейном. И действительно нога состоит из трех маятников: бедро;

голень; стопа, имеющие меду собой сочленения, состоящие из суставов, связок и

мышц, которые в свою очередь определяют возможные направления движений и их

амплитуду. Тоже самое можно сказать и о руке. Ноги, в дальнейшем, я условно де-

лим на «толчковую» и «маховую»

Подготовка к атаке барьера. Эту фазу я отношу к основополагающей или «при-

чинной». Дело в том, что от правильности ее выполнения зависит быстрота преодо-

ления барьера в целом, а также формируется ритмовая структура бега между барье-

рами. Так в чем же она заключается?

Преодолевая барьер, спортсмен совершает ряд своеобразных движений, ко-

торые называются «техникой преодоления барьера». Смысл формы и скорости вы-

полнения этих движений заключается в том, чтобы преодолеть барьер без потери

скорости бега по дистанции или свести эти потери к минимуму. Правильное выпол-

нение подготовки к атаке барьера позволит увеличить темп последующих движе-

ний, что при сходе с барьера будет способствовать сохранению скорости бега. Суть

подготовки к атаке и преодоления барьера выражается в более быстрой постановке

толчковой ноги за счет частичного сокращения длины последнего шага перед барье-

ром. Сокращение длины шага ведет к увеличению темпа бега, что создает, в свою

очередь, предпосылки к быстрому выполнению атаки.

-4-

В данном случае, возникающие реактивные силы, которые способствуют

более быстрому сведению бёдер, ускорят и атакующее движение маховой ногой.

Ускоренное движение маховой ногой в свою очередь позволит правильно снять ее

с опоры. ( Ниже это положение будет рассмотрено подробней.) Постановка ноги на

опору совершается активным, «загребающим» движением под себя. Стопа

ставится на переднюю, треть наружного свода стопы, а затем опускается на всю

стопу, как можно ближе к проекции общего центра массы. (Далее ОЦМ) Такая

постановка ноги позволит не допустить «натыкания» на опору, и как следствие,

уменьшит тормозной момент. Руки в данный момент работают, как и в обычном

беге.

Атака и переход барьера. Как говорилось выше, выполнив правильно под-

готовку к атаке барьера, спортсмен создает благоприятные предпосылки к активной

и быстрой его атаке. Атака барьера выполняется маховой ногой и начинается с мо-

мента снятия маховой ноги с опоры за счет активного и акцентированного движения

бедра маховой ноги вперед-вверх. При этом бедро обязательно представляет «актив-

ный» маятник, а голень и стопа «пассивный». Это означает, что движение осуще-

ствляется за счет активного движения бедра маховой ноги, а голень и стопа только

следуют за ним. В этом случае голень и стопа получат ускорение близко к верти-

кальному вектору. Пройдя горизонталь, бедро маховой ноги начнет торможение в

силу вступления в действие мышц антагонистов. В этот момент, под воздействием

инерционных сил голень согнется в коленном суставе, а пятка приблизится к ягоди-

це. В момент окончания движения бедра вверх голень начнет разгибаться в коленом

суставе и достигнет угла разгибания порядка 90 градусов. Руки в момент атаки ра-

ботаю следующим образом: одноименная маховой ноге рука, согнутая в локтевом

суставе, движется назад - в сторону, как и в обычном беге. Разноименная рука, так-

же согнутая в локтевом суставе, движется вперед - в сторону разноименной ноге,

одновременно поднимая локоть вверх - в сторону до уровня плечевого сустава.

Кисть останавливается, слегка пересекая медиальную плоскость туловища, ладон-

ной поверхностью вниз, на высоте подбородка. На этом атака барьера заканчивается

и начинается переход барьера.

Бедро маховой ноги начинает движение вниз, как бы на встречу разги-

бающейся голени, причем движение должно быть активным (активный маятник).

Как только бедро маховой ноги начинает движение вниз, как бы на встречу ему на-

чинает движение толчковая нога. Движение начинается также «от бедра» толчковой

ноги. Бедро и здесь несет функцию активного маятника, увлекая за собой голень и

стопу. Начиная движение, бедро толчковой ноги коленом и стопой поворачивается в

сторону (влево, вправо в зависимости какой ногой выполняется движение) под уг-

лом в 90 градусов по отношению к направлению движения бегуна и движется

вперед-вверх. Колено толчковой ноги здесь как бы стремится к подмышечной впа-

дине, стопа взята «на себя». Голень, увлекаемая бедром, двигаясь пассивно, сгибает-

ся в коленном суставе, стопа остается все время взята на себя. Во время этого дви-

жения одноименная рука начинает свое движение назад в сторону, ладонной по-

верхностью вниз, разгибаясь в локтевом суставе. В этом положении спортсмен про-

ходит над поперечной планкой барьера. Переход барьера считается законченным,

когда проекция ОЦМ пересечет поперечную планку барьера и затем начнется фаза

схода с барьера.

-5-

Сход с барьера. Во время схода с барьера бедро маховой ноги, двигаясь на

встречу разгибающейся голени, обеспечивает быстрое опускание и выпрямление

ноги в коленном суставе и постановку ее на опору загребающим движением на одну

прямую с проекцией ОЦМ; что исключает стопорящий момент. Считается очень хо-

рошим показателем, если маховая нога становится впереди барьера не далее одного

метра. В момент прихода маховой ноги на опору, заканчивается вынос толчковой

ноги вперед, при этом бедро толчковой ноги поднято выше горизонтали, голень со-

гнута в колене под углом 90 градусов или меньше, стопа взята на себя. В данном по-

ложении толчковая нога занимает позицию для выполнения первого шага между ба-

рьерами, причем опускаться она должна опять от бедра при пассивной позиции го-

лени. Руки занимаю позицию как в обычном быстром беге, и продолжают движе-

ния.

Рассматривая фазы преодоления барьера, не было ничего сказано о по-

ложении туловища в различных фазах. Дело в том, что на данном этапе освоения

техники желательно пользоваться барьерами ниже стандартной высоты, и я счита-

ем, что в данной ситуации положение туловища должно сохранятся таким, как и при

быстром беге и только переходя на стандартные, по высоте, барьеры в момент атаки

увеличивать наклон туловища вперед.

Характерные ошибки при преодолении барьера.

1. Подготовка к атаке барьера:

-раннее разгибание голени и как следствие постановка ноги с «натыканием» на

опору. Это может произойти вследствие задержки в опускании бедра в низ (пас-

сивное движение);

-чрезмерное сокращение длины шага;

-увеличение длины шага.

2.

Атака барьера и переход барьера:

-в момент начала атаки голень займет активную позицию и опередит движение

бедра маховой ноги сгибанием в коленном суставе назад вверх, в результате, при

движении бедра вверх голень получит ускорение не по вертикали, а в гори-

зонтальном направлении. Что приведет к раннему разгибанию голени в коленном

суставе, когда бедро еще не закончило движение вверх. В результате получим

окончание махового движения, прямой ногой, что значительно поднимет ОЦМ. а

значит, увеличит полетную фазу и затруднит опускание ноги за барьер.

-активная позиция голени толчковой ноги своим опережающим сгибанием в ко-

ленном суставе сделает невозможным движение бедра вперед-вверх, что отрица-

тельно повлияет на перенос ноги над барьером и принятие оптимальной позиции

для выполнения первого шага.

Методические рекомендации освоения и совершенствования техники пре-

одоления барьера.

Прежде чем осветить этот раздел программы, мы рекомендуем принять изна-

чально для всех, начинающих осваивать технику барьерного бега, определив левую

ногу как «маховая», а правую как «толчковая». Этот вариант универсален и приго-

ден для бега на всех барьерных дистанциях. Если при беге по прямой нет разницы

-6-

какая нога маховая, какая толчковая, то на дистанции 400м с\б имея толчковую

ногу правую, спортсмен будет иметь преимущество за счет возможности бежать

максимально приближено к внутренней бровке дорожки на вираже. Кроме того, бе-

гунам на 400 м. с\б после стабильного освоения техники преодоления барьера, ата-

куя его левой ногой, необходимо приступить к освоению преодоления барьера ата-

куя его правой ногой. Дело в том, что на начальной стадии, да и в последствии, где-

то до уровня КМС и МС, спортсмен не состоянии преодолеть всю дистанцию, ата-

куя барьер одной ногой. А увеличить на два шага пробегание отрезка между барье-

рами даже на части дистанции крайне не желательно из-за значительного падения

скорости. Есть еще одна необходимость уметь преодолевать барьеры с обеих ног. С

ростом силовых и скоростно-силовых показателей будет расти, и длина шага и мо-

жет возникнуть рациональная необходимость преодолевать отрезок между барьера-

ми в четное количество шагов, а это означает, что каждый последующий барьер

нужно преодолевать с другой ноги. Для бегуна в коротком барьерном спринте нет

необходимости учить преодолевать барьер с обеих ног, но в тоже время вреда это не

нанесет, а координационные способности спортсмена улучшит.

Подробно останавливаться на изначальной стадии обучения, в которой реко-

мендуется ознакомить с техникой преодоления барьера в целом, я необходимости

не вижу. Эта стадия очень хорошо описана в учебнике по легкой атлетике. Хотим

обратить внимание лишь на то, что после рассказа, показа кинограмм и других ви-

део материалов, исполнение преодоления барьера квалифицированными спортсме-

нами, нет необходимости давать преодолевать барьер или барьеры новичкам в беге.

Это может привести к падениям, получению травм и как следствие вызвать отрица-

тельные эмоции в виде возникновения страха к преодолению барьера. Это можно

сделать, преодолевая барьер с места или после ходьбы. К сожалению, не всегда есть

в наличии барьеры высотой ниже стандарта.

В разделе «Основы техники преодоления барьера» было предложено разде-

лить преодоление барьера на три фазы: подготовка к преодолению барье

ра; атака и

переход барьера: сход с барьера. В такой последовательности предлагается, и при-

ступать к освоению техники преодоления барьера.

1. Подготовка к атаке. В подготовке к атаке, как уже говорилось выше,

ключевым или определяющим моментом является акцентированная постановка

толчковой ноги на опору за счет сокращения длины бегового шага. (Здесь и в по-

следствии во всех движениях ногами голень исполняет пассивную роль.) Далее

предлагается набор подготовительных и специальных упражнений для овладения и

совершенствования данной фазой преодоления барьера. Упражнения расположены

в дидактической последовательности.

Подготовительные и специальные упражнения.

№ Упражнения

Методические рекомендации

1

И.П.- правая нога сзади, ходьба с высоким

подниманием бедра с акцентированным

опусканием бедра на 3-ем шаге.

По мере освоения темп ходьбы

увеличивается.

1

2

3

2

И.П.-левая нога сзади. Бег с высоким под-

ниманием бедра, с активным опусканием

его на 3-ем шаге.

Стопа ставится на переднюю

треть внешнего свода. По мере

усвоения возрастает длина от-

резка, на котором выполняется

упражнение, и темп движений.

3

Тоже упражнение, но выполняется в

обычном беге.

Сначала темп медленный. По

мере усвоения темп увеличи-

вать, но не доводить до мак-

симального.

4

Упражнение № 1 в сочетании с преодо-

лением барьера с правого бока.

Внимание на атаку и преодо-

ления барьера не обращать.

5

Упражнение № 1 в сочетании с преодо-

лением барьера через середину.

-11-11-11-11-

Атака и переход барьера. Эта фаза, пожалуй, самая сложная в освоении, хотя и вы-

текает из предыдущей. Здесь возрастает объём измененных беговых движений и все

они тесно взаимосвязаны. Поэтому доля отдельных движений, выполняемых в соче-

тании с другими движениями здесь должна быть значительно выше.

Подготовительные и специальные упражнения.

Упражнения

Методические рекомендации

1

И.П.-стоя на любой ноге, свободные

размахивания другой ногой вперед-

назад, затем поменять опорную

ногу.

Нога в коленном суставе не закрепоще-

на (не держать голень), голень свобод-

но движется в зависимости от на-

правления движения бедра. Амплитуда

широкая, темп низкий.

2

И.П.-стоя лицом к торцевой части

барьера, на расстоянии чуть меньше

длины ноги. Темповые переносы

прямой ноги вправо, влево через ба-

рьер, с опусканием ноги до касания

с дорожкой при этом «пружиня» на

Проносить пятку как можно ближе к

планке барьера. Носок маховой ноги

взят на себя. По мере освоения увели-

чивать высоту барьера и темп движе-

ний.

3

Тоже стоя на другой ноге.

-11-11.11.11-

4

Упражнение № 2, но согнутой но-

гой в коленном суставе под углом

90 и менее градусов.

По мере освоения темп увеличивать.

Стопа проходит низко над планкой ба-

рьера.

5

Имитация атаки барьера с последу-

ющей постановкой маховой ноги на

опору.

Высота опоры равна или выше высоты

барьера. В качестве опоры использо-

вать гимнастическую стенку, гимна-

стический конь, козел. Упражнение

выполняется с места, с подхода или

подбегания.

1

2

3

6

И.П.-стоя лицом к барьеру, маховая нога

сзади, опирается на носок. Быстрый, ак-

центированный мах бедром вверх с по-

следующим активным опусканием его

вниз до И.П.

Нога в коленном суставе рас-

слаблена на протяжении всего

движения. Бедро поднимается

«до упора».

7

Бег с высоким подниманием бедра с по-

следующей атакой барьера.

Темп низкий или средний. Ба-

рьер преодолевается сбоку,

только маховой ногой.

8

И.П.- стоя боком к торцевой стороне ба-

рьера. Бег с высоким подниманием бедра

на месте, на каждый третий шаг, совер-

шая перенос толчковой ноги.

По мере усвоения темп дви-

жений повышать

9

Упражнение № 7 в сочетании с подго-

товкой к атаке.

-11-11-11-11-

10

Бег с высоким подниманием бедра в со-

четании с преодолением барьера сбоку

только толчковой ногой.

По мере усвоения темп увели-

чивать. Контролировать дви-

жение голени.

11

Преодоление барьера через середину.

Упражнение выполняется в со-

четании с бегом высоко подни-

мая бедро, с обычном бегом.

12

Преодоление барьеров с различным ко-

личеством шагов между барьерами. (3-5-

7-9)

Скорость бега постепенно уве-

личивать. Задание, по контролю

за движениями, не давать

больше одного.

13

Преодоление барьеров с около или со-

ревновательной скоростью.

Стандартную расстановку ста-

вить не рекомендуется.

14

Преодоление барьеров с низкого старта

В основном контролируется

ритмовая структура стартового

разгона.

Данные упражнения могут выполняться как в подготовительной, так и в

основной части занятия. В начальной стадии обучения простейшие упражнения

должны выполняться постоянно, на каждой тренировке, желательно в подгото-

вительной части.

Сход с барьера. Данная фаза преодоления барьера целиком и полностью за-

висит от правильности выполнения предыдущих фаз. Поэтому ошибки обна-

руженные при сходе барьера, по нашему мнению, нужно считать следствием или

проявлением ошибок, совершенных в предыдущих фазах. В литературных источни-

ках даются упражнения, якобы исправляющие ошибки на данном этапе, но это явно

надуманные упражнения. Здесь мы попытаемся это доказать рассматривая харак-

терные ошибки, происходящие на сходе с барьера.

1. Медленное опускание маховой ноги за барьер, спортсмен не ставит ногу на

опору, а падает на нее. Данная ошибка следствие активности голени при атаке из-за

чего происходит раннее ее разгибание, что препятствует опусканию бедра из верх-

ней точки. Голень, в момент выноса бедра вверх, догоняет его и двигаясь вверх сво-

ей массой воздействует на бедро, не давая ему опускаться.

-9-

2. Медленное опускание толчковой ноги на опору. В исходное положе-

ние нога приходит с разогнутой в коленном суставе голенью более чем на

90

гра

-

ду

сов.

Данная ошибка происходит из-за раннего разгибания голени в коленном

суставе в начальной стадии движения толчковой ноги, плюс ошибка № 1 препят-

ствует быстрому сведению бедер.

Как видим, в последней фазе спортсмен сам уже ничего не сможет исправить, если

ошибка была сделана в предшествующих фазах движения.

Подводя итоги вышеизложенному, можно заключить, что основопола-

гающими моментами, в преодолении барьера, являются подготовка к атаке и атака

барьера, даже движение толчковой ноги в переходе через барьер несет в себе содер-

жание следствия. Основными моментами в фазах подготовки к атаке и атака барье-

ра, требующими особой концентрации внимания, это пассивное движение голенью

и активное бедром. Поэтому при обучении технике преодоления барьера основное

внимание нужно уделять именно обучению пассивному движению голени и актив-

ному опусканию бедра в фазе подготовки к атаке.

Длительность действия программы.

Действие программы рассчитано на учебно-тренировочный этап, про-

должительность которого пять лет. Возраст занимающихся от 12 до 18 лет. В це-

лом тренировочный этап разделен по годам обучения, в соответствии с го-

дичными тренировочными циклами.

На первый год обучения зачисляются занимающиеся в возрасте 12-13 лет,

прошедшие начальную подготовку не менее одного года и успешно выполнившие

нормативы приемных испытаний.

На второй год обучения переводятся занимающиеся 13-14 лет, успешно вы-

полнившие нормативы переводных испытаний и выполнившие соответствующий

спортивный разряд.

На третий год обучения переводятся занимающиеся, достигшие 14-15 лет и

успешно выполнившие требования переводных испытаний, показавшие соот-

ветствующий разряд.

На четвертый год обучения переводятся занимающиеся 15-16 летнего возрас-

та выполнившие соответствующий разряд и успешно выполнившие нормативы

переводных испытаний.

На пятый год обучения переводятся занимающиеся 16-17 летнего возраста

выполнившие первый спортивный разряд или показавшие результат близкий перво-

му разряду.

В случае не выполнения требований программы на любом году обучения по

уважительной причине, занимающиеся могут быть оставлены на повторный курс

обучения решением педагогического совета. При этом возраст занимающихся не

должен превышать 18 лет.

Задачи на учебно-тренировочном этапе обучения.

Исходя из того, что цель программы подготовить занимающихся к сле-

дующему этапу тренировки, а именно к этапу спортивного совершенствования,

предлагаются следующие основные задачи:

-10-

1. Подготовить функциональные системы организма для усвоения высоких фи-

зических и психологических нагрузок.

2. Достичь уровня развития общефизической и специально-физической подго-

товленности достаточной для выполнения разряда кандидата в мастера спорта.

3. Овладеть техникой барьерного бега, доведя ее исполнение до автоматизма.

4. Научить спортсмена владеть и управлять своим эмоциональным состоянием в

условиях предстартовой подготовки и непосредственно на соревнованиях.

5. Воспитать в спортсмене потребность к здоровому образу жизни, постоянно рабо-

тая над профилактикой вредных привычек.

6. На основе многолетней спортивной тренировки укрепить здоровье зани-

мающихся.

Далее предлагаются задачи по годам обучения, но они будут носить примерный

характер потому, что планирование обязательно будет подвергаться коррекции и

соответственно уточняться и задачи.

Задачи по годам обучения.

1

год обучения.

Ознакомить и приступить к изучению техники барьерного бега. Раз-

вивать двигательную культуру или координацию движений. Формировать основные

физические способности: силу, ловкость. Гибкость выносливость, быстроту движе-

ний, скорость. Овладеть начальными теоретическими сведениями. Проводить рабо-

ту по профилактике вредных привычек.

2

год обучения.

Повышать уровень общефизической и специально-физической под-

готовленности. Продолжить изучение техники барьерного бега, выделяя в ней тех-

нику преодоления барьера. Продолжить работу по развитию координации движе-

ний. Вместе с занимающимися анализировать проделанную работу и достигнутые

результаты, на основании чего научить самоанализу деятельности. Продолжить ра-

боту по профилактике вредных привычек. Овладеть теоретическими сведениями со-

гласно плана.

3

год обучения.

Совершенствовать уровень общефизической и специально-физиче-

ской подготовленности. Повышать уровень функциональных способностей организ-

ма. Продолжить изучение техники барьерного бега. Повысить уровень координаци-

онных способностей. Продолжить работу по овладению умением управлять своим

эмоциональным состоянием. Вести профилактику по предупреждению вредных

привычек.

4

год обучения.

Совершенствовать уровень специально-физической подготов-

ленности применительно к избранному виду барьерного бега. Совершенствовать

технику избранного вида барьерного бега. Совершенствовать навыки по умению

управлять своим эмоциональным состоянием. Расширить соревновательную практи-

ку. Научить объективному анализу своей деятельности на тренировках и соревнова-

ниях.

5

год обучения.

Продолжить совершенствование уровня специальной физической

подготовленности применительно к избранному виду барьерного бега. Продолжить

совершенствование техники барьерного бега, концентрируя внимание на основопо-

лагающих моментах. Совершенствовать навыки владения эмоциональным состояни-

ем. Совершенствовать умение анализировать свою деятельность. Выполнить разряд

кандидат в мастера спорта.

-11-

Методические рекомендации по планированию тренировочного процесса.

Приступая к планированию тренировочной нагрузки в годичном цикле, в

первую очередь необходимо поделить его на периоды и определить длительность

каждого периода. Обычно длительность периода определяется количеством недель.

Разбив периоды на недели можно приступать к планированию недельных микро-

циклов по направленности, объему и интенсивности тренировочных средств.

Причем тренировочные средства нужно распределить так, чтобы их объем и интен-

сивность возрастали как в самом недельном микроцикле, так и на протяжении двух

или трех микроциклов с последующим снижением объема и интенсивности на про-

тяжении одного микроцикла. При этом направленность применения тренировочных

средств внутри микроцикла может не меняться. Такое распределение тренировоч-

ных средств позволит использовать физиологический закон «суперкомпенсации или

сверх восстановления». В соревновательный период нагрузка должна снижаться и

тренировочная работа, в основном, направлена на устранение технических погреш-

ностей, проработку тактических вариантов и на моделирование соревновательных

ситуаций. Планируя тренировочную нагрузку в недельном микроцикле, а также в

отдельной тренировке нельзя забывать о таком физиологическом законе, как «вол-

нообразное распределение нагрузки». Это позволит избежать таких неприятных яв-

лений как «переутомление», «перенапряжение» и т.п. состояний.

В планирование распределения тренировочной нагрузки и тренировочных

средств необходимо включать такое тренировочное средство, как реабилитацион-

ные и восстановительные мероприятия. Наряду с этими мероприятиями, два раза в

год нужно проводить углубленное медицинское обследование.

Как средство контроля за степенью усвояемости тренировочных нагрузок

планируется текущее и итоговое тестирование. Далее предлагаются нормативы та-

кого тестирования по годам обучения.

Необходимые условия для реализации программы

.

Реализация предлагаемой программы процесс не только длительный, но и

напряженный, требующий высокой степени самоотдачи и целеустремленности. Ко-

нечно, реализовать данную программу только волевыми усилиями невозможно. Как

и любая деятельность, так и деятельность по реализации предлагаемой программы

требует материально-технического обеспечения. Причем оно должно быть адекват-

но высоким требованиям программы.

Первое, что необходимо это наличие современных спортсооружений. В теп-

лое время года стадион, а для занятий в холодную погоду легкоатлетический манеж.

Кроме того места для занятий штангой и тренажерами.

Каждый занимающийся должен быть экипирован соответствующей спортив-

ной легкоатлетической формой, позволяющей тренироваться в любое время года и

способствующая сохранению здоровья. Для успешного освоения технических эле-

ментов барьерного бега, как средство моментальной информации необходимо иметь

в наличие видеотехнику. Барьеры должны быть представлены в количестве 20-30

штук, из них порядка 10 штук высотой ниже стандарта (50-60 см). Невысокие барье-

ры нужны на начальной стадии обучения

.

12

В качестве медико-биологической поддержки, в период выполнения больших

нагрузок и в предстартовой подготовке к основным соревнованиям должны прово-

диться реабилитационные и восстановительные мероприятия.

Объем участия в соревнованиях и их ранг определяется квалификацией

спортсмена, но к окончанию 4-го года обучения спортсмену необходимо 4-5 раз в

год принимать участие в соревнованиях российского уровня.

Прогнозируемый конечный результат.

Программа ставит своей целью, по окончанию ее реализации, подготовить

спортсмена для обучения на следующем этапе подготовки. В данном случае это

этап спортивного совершенствования. На основании требованиям, предъявляемых к

зачисляемым на этап спортивного совершенствования, по окончанию 5-го года обу-

чения спортсмен должен выполнить разряд кандидат в' мастера спорта, обладать

крепким здоровьем, иметь высокую степень развития функциональных систем.

Знать и уметь применять на практике полученные теоретические сведения, уметь

управлять своим эмоциональным состоянием.

Тренировочный этап это этап многолетней подготовки и для объективно

контроля за ходом движения к конечному результату мы предлагаем не только си-

стему контрольных тестирований по годам обучения, но и выполнения ряда требо-

ваний по окончанию каждого года обучения.

По окончанию ПЕРВОГО года обучения:

-овладеть простейшими теоретическими знаниями, успешно выполнить нормативы

переводных испытаний, показать результат соответствующий 3-2 юношескому раз-

ряду.

По окончанию ВТОРОГО года обучения:

-овладеть теоретическими знаниями, согласно учебному плану, выполнить нормати-

вы переводных испытаний, показать результат 1-2-го юношеского разряда.

По окончанию ТРЕТЬЕГО года обучения:

-овладеть теоретическими знаниями и уметь применять их в своей практической де-

ятельности. Выполнить нормативы переводных испытаний и показать 3-2 взрослый

разряд.

По окончанию ЧЕТВЕРТОГО года обучения:

- овладеть теоретическими сведениями и уметь применять их на практике. Занять

лидирующие положение в избранном виде барьерного бега в регионе. Выполнить

норматив 1-го взрослого разряда.

Требования, предъявляемые по окончанию 5-го года обучения, освещены

выше.

-13-

ГОДОВО ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ Для учебно-тренировочной

группы 1-го года обучения. Специализация: барьерный бег 100 и 110 м

п\п

СРЕДСТВА

Един.

Изм.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объём

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

38

38

34

34

24

24

34

38

24

24

15

327

2.

Беговые и прыжковые упр.

км

5,1

5,1

5,1

5,1

5,1

5,1

5,1

5,1

5,1

5,1

3,0

54

3.

Старты, эстафеты

км

1.8

1,8

1,8

1,8

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

2,7

1,5

24,9

4.

Спортивные игры

час

1,5

1,5

1.5

1,5

1,0

1,0

1,0

1.5

1,5

1.5

0,6

14

5.

Многоскоки

отт

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

100

4100

6.

Упр. с отягощениями

кол

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

100

4100

7.

Обще развивающие упражнен.

кол

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

800

16800

Спец.физическая подготовка

1.

Повторный бег до 150 м

км

-

-

-

4,0

4.0

4,0

-

-

4,8

4.8

1,0

22,6

2.

Повторный бег до 300 м

км

4,0

4,0

4,0

4.0

4,0 4,0

4.8

4,8

4,8

4.8

1,0

44,2

3.

Повторный бег свыше 300 м

км

4,0

4,0

4,0

-

-

-

4,8

4,8

-

-

-

17.6

4.

Прыжок в длину с кор. разбега

кол

120

120

120

120

130

130

130

130

130

130

70

1330

Техническая подготовка

1

Упражнения барьериста

кол

1200

1200

1200

1200

1200

1300

1300

1300

1300

1300

70

14300

2.

Б\ бег на совершен, техники

кол

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

100

4100

3.

Б\бег с нестанд. расстановкой

км

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

2,0

42,0

-14-

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

для учебно-тренировочной группы 2-го года обучения. Специализация : барьерный

бег 100 и 110 м

№ п\

п

СРЕДСТВА

Един.

изм.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объём

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

38

38

34

34

24

24

34

38

24

24

3

315

2.

Беговые и прыжковые упражнения

км

5,1

5,1

5,1

5,1

5.1

5,1

5,1

5,1

5.1

5,1

3

54

3.

Старты, эстафеты, ускорения

км

2,7

2,7

2,7

2,7

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

3,6

1,5

33,9

4.

Спортивные игры

час

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1.5

1,5

1,5

1,5

0,6

14

5.

Многоскоки

отт

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

200

4200

6.

Упражнения с отягощением

кол

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

200

4200

7.

Обще развивающие упражнения

кол

1600

1600

1600

1660

1600

1600

1600

1600

1600

1600

800

16800

Специальная физическая подготовка

1.

Повторный бег до 150 м

км

-

-

-

5,2

5,2

5,2

-

-

5,2

5,2

2,0

28

2.

Повторный бег до 300 м

км

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

2,0

54

3

Прыжки в длину с короткого разбега

кол

130

130

135

135

135

135

135

135

135

135

60

1400

4.

Прыжки в длину полного разбега

кол

-

-

-

-

40

40

-

-

40

40

-

160

Техническая подготовка

1,

Упражнения барьериста

кол

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

120

1200

1200

14400

2.

Б\бег на совершенствования техники

кол

400

400

400

400

400

400

400

400

400

400

200

4200

3.

Б\бег с нестандартной расстановкой

км

4,0

4,0

4.0

4,0

4,0

4,0

4,0

4.0

4,0

4,0

2,0

42

4.

Б\бег со стандартной расстановкой

км

-

-

-

-

4,0

4,0

-

-

4.0

4,0

-

16

-15-

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ

для учебно-тренировочной группы 3-го года обучения. Специализация: барьерный

бег 100 и 110 м

№ п\п

СРЕДСТВА

Един.

изм.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объем

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

50

70

30

30

30

30

50

70

40

30

20

450

Спец. физическая подготовка

1

Бег на отрезках до 100 м

км

-

0,8

2,2

2,5

3.0

3,0

1,0

1,8

3,0

3,3

1,5

22,1

2

Бег на отрезках от 100 до 300 м

км

6,4

7,3

4,0

3,6

3,4

3,4

6,8

7,5

6,0

5,0

2,5

55,9

3

Бег с отягощением

км

0,6

1,3

2,0

1,5

0.8

-

2,0

2,5

2,5

-

1,0

14.2

4

Упражнения со штангой

т

5

8

10

10

4

2

8

10

10

2

2

71

5

Многоскоки

отт

2000

2300

3000

3000

2000

2000

2500

3000

3500

2500

1000

26800

6

Прыжки через препятствия

кол

300

450

500

500

300

250

300

400

500

400

200

4100

7

Прыжки в глубину

кол

-

-

-

50

50

-

-

50

50

50

-

250

Техническая подготовка

1.

Специальные упражнения барьериста

час

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,0

15,5

2.

Стартовые упражнения

кол

-

20

60

60

40

30

30

40

50

50

10

390

3.

Старты

км

-

0,4

1,2

1,8

1,2

0,9

0,6

1,2

1,5

1,5

0,2

10,5

4.

Б\бег с нестандартной расстановкой

кол

300

500

500

300

200

150

400

500

400

200

100

3350

5.

Б\бег со стандартной расстановкой

кол

-

-

120

250

300

3-50

100

100

200

300

100

1820

-16-

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ. Для учебно-трениро-

вочной группы 4-го года обучения. Специализация: барьерный бег 100 и 110м

№ п\

п

СРЕДСТВА

Един.

изм.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объем

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

60

70

50

30

30

30

60

70

40

50

20

490

Спец. физическая подготовка

1

Бег на отрезках до 100 м

км

-

1.6

2,6

3,0

3,6

3,6

1,0

2,1

3,6

4.0

1.8

26,9

2

Бег на отрезках от 100 до 300 м

км

7,7

8,7

4.8

4,3

4,3

4,3

8,1

8,5

4,3

4.5

3.0

62,5

3

Бег с хода

км

-

-

0,4

0.8

0,8

1.0

-

-

1,0

1,2

-

5.2

4

Бег с отягощением

км

1,0

1,5

2,4

2.0

1,0

-

3,0

4,0

3,0

1,0

-

18,9

5

Упражнения со штангой

т

8

12

10

20

8

8

16

20

12

8

5

133

6

Многоскоки

отт

2400

3000

3600

3600

2400

2400

3000

3000

3000

2000

1000

35400

6

Прыжки через препятствия

кол

-

200

300

400

300

300

300

500

600

400

200

3500

Техническая подготовка

1.

Спец.упражнения барьериста

час

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1.5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,0

15,5

2.

Старты и стартовые упражнения

кол

-

20

40

60

60

40

-

20

60

40

-

360

3.

Б\бег с нестандартной расстанов-

кой

кол

400

600

600

400

300

200

400

600

200

200

100

4000

4.

Б\бег со стандартной растановкой

кол

-

100

250

300

400

300

100

200

300

200

100

22500

-17-

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ для учебнотренировоч-

ной группы 5-го года обучения. Специализация: барьерный бег 100 и 110 м

п\п

СРЕДСТВА

Един.

изм.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объём

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

60

70

50

30

30

30

60

70

40

50

20

490

Спец. физическая подготовка

1

Бег на отрезках до 100 м

км

-

2,1

3,1

3,5

4,1

4,1

1,5

2,6

4,1

4,5

2,3

31,9

2

Бег на отрезках от 100 до 300 м

км

7,7

8.7

4,8

4,3

4,3

4,3

8,1

8,5

4,3

4,5

3,0

62,5

3

Бег с хода

км

-

-

0,4

0,8

0,8

1,0

-

-

1,0

1,2

-

5,2

4

Бег с отягощением

км

1,5

2,0

2,9

2,5

1,5

-

3,5

4,5

3,5

1,5

-

23,4

5

Упражнения со штангой

т

8

12

10

20

8

8

16

20

12

8

5

133

6

Многоскоки

отт

2400

3000

3600

3600

2400

2400

3000

3000

3000

2000

1000

35400

7

Прыжки через препятствия

кол

-

300

400

500

400

400

400

600

700

500

300

4500

Техническая подготовка

1.

Спец.упражнения барьериста

час

1,5

1.5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,0

15,5

2.

Старты и стартовые упражнения

кол

-

20

40

60

60

40

-

20

60

40

-

360

3.

Б\бег с нестандартной расстанов-

кой

кол

400

600

600

400

300

200

400

600

200

200

100

4000

4.

Б\бег со стандартной расстановкой кол

-

200

350

400

500

400

200

300

400

300

200

23500

18

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ для учебно-тре-

нировочной группы 1-го года обучения. Специализация: барьерный бег 400м

п'п

СРЕДСТВА

Един.

изм.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объём

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

38

38

34

34

34

34

38

42

42

38

24

396

2.

Беговые и прыжковые упражнения

км

5,1

5,1

6,8

6,8

6,8

6,8

8,5

6,8

6,8

6,8

5,0

71

3.

Старты и эстафеты

км

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,6

1,6

1,6

0,8

14

4.

Спортивные и подвижные игры

час

1,5.

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1.5

14

5.

Упражнения с отягощением

кол

400

400

400

400

400

600

600

600

600

600

300

5300

Спец. физическая подготовка

1.

Многоскоки и скачки

отт

400

400

400

400

600

600

600

600

600

600

300

5500

2.

Ускорения до 80 м

км

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

2,4

1.2

25,2

3.

Повторный бег до 150 м

км

-

-

-

5,2

5,2

5,2

-

-

5,2

5,2

5,2

28,5

4.

Повторный бег свыше 300 м

км

5,2

5,2

5,2

5,2

-

-

5,2

5,2

5.2

5,2

2,0

43,6

5.

Прыжки в длину

кол

130

130

130

130

135

135

135

135

135

135

65

1390

6.

Повторный бег свыше 300 м

км

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

5,2

2,0

54

Техническая подготовка

1.

Специальные упр. барьериста

кол

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

600

12600

2.

Б\бег на совершенствования техники

кол

400

400

400

400

400

400

600

600

600

600

300

5100

3.

Б\бег с нестандартной расстановкой

км

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

-

40

4.

Б\бег со стандартной расстановкой

км

4,0

4,0

4.0

-

12

-19-

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ для учебно-тре-

нировочной группы 2-го года обучения. Специализация: барьерный бег 400 м

No

Един.

МЕСЯЦЫ

Годов.

п\п

СРЕДСТВА

изм.

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

объём

Обще физическая подготовка

1

Кроссовый и медленный бег

км

38

38

34

34

34

34

38

42

42

38

24

396

7.

Беговые и прыжковые упражнения

км

5,1

5,1

6,8

6,8

6.8

6,8

8,5

6,8

6,8

6,8

5,0

71

3

Старты и эстафеты

км

1,2

1,2

1,2

1,6

1,6

1,6

1.2

1,2

1,6

1,6

0,8

9.0

4

Спортивные и подвижные игры

час

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1.5

1,5

1,5

1,5

1,0

16

5.

Обще развивающие упражнения

кол

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

800

16800

6

Упражнения с отягощением

кол

400

600

600

600

400

400

600

600

400

400

200

5200

Специальная физическая подготовка

1

Многоскоки и скачки

отт

400

600

600

600

400

400

600

600

400

400

200

5200

?.

Ускорения до 80 м

км

1.2

1,2

2,4

2,4

2,4

2.4

1.2

2,4

2,4

2,4

1,2

21,6

3

Повторный бег до 150 м

км

-

-

-

5,2

5,2

5,2

-

-

5,2

5,2

2,5

28,5

4

Повторный бег до 300 м

км

5,2

5,2

5,2

-

-

-

5,2

5,2

-

-

-

26,0

5

Повторный бег свыше 300 м

км

5,2

5,2

5,2

-

-

-

5,2

5,2

-

-

-

26,0

Техническая подготовка

1

Специальные упражнения барьериста

кол

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

1200

600

12600

2

Б\бег на совершенствование техники

кол

400

600

600

600

400

400

600

600

400

400

200

5200

3

Б\бег с нестандартной расстановкой

км

4,0

4,0

40

4,0

4,0

4,0

4,0

-

-

-

-

28

4

Б\бег со стандартной расстановкой

км

-

-

-

-

-

-

-

4,8

4,8

4,8

2,4

16,8

-20-

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ для учебно-тренировоч-

ной группы 3-го года обучения. Специализация: барьерный бег 400 м

№ п\

п

СРЕДСТВА

Един.

изм.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объйм

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

60

75

50

50

50

50

70

80

55

50

30

620

2.

Беговые и прыжковые упражнения

км

5,5

5,5

7,0

7,0

7,0

7,0

7,0

6,0

6,0

6,0

3.0

67

3.

Упражнения со штангой

т

6-7

8-9

9-10

9-10

6-7

5-6

8-9

10-11

10-11

3

2

76-85

4.

Спортивные игры

час

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

44

5.

Обще развивающие упражнения

кол

1800

1800

1800

1800

1800

1800

1800

1800

1800

1800

900

18900

Спец. физическая подготовка

1.

Бег с отягощением

км

1,0

1,5

2,0

1,5

1.0

-

2,0

2,5

2,5

-

-

14

2.

Многоскоки

отт

2000

2500

3000

3000

2000

2000

2000

3000

3500

2500

1000

27000

3.

Прыжки через препятствия

кол

500

600

600

600

400

350

300

400

500

400

200

4850

4.

Бег на отрезках до 100 м

км

-

1,0

3,5

4,0

4,0

3,0

2,0

2,0

3,0

4.0

1,5

28.0

5.

Бег на отрезках от 100 до 300 м

км

4,0

5,0

6,0

6,5

8,0

7,0

4,0

4,0

5,5

5,5

2,0

56,5

6.

Бег на отрезках свыше 300 м

км

6,0

6,5

5,0

4,0

2,0

2,0

7,0

8,0

4,0

-

-

44,5

Техническая подготовка

1.

Специальные упражнения барьериста

час

1.5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,0

16,0

2.

Старты и стартовые упражнения

кол

-

10

40

40

40

40

-

-

40

30

10

250

3.

Б\бег с нестандартной расстановкой

кол

300

400

400

300

300

300

200

200

200

200

100

2900

4.

Б\бег со стандартной расстановкой

кол

-

80

80

100

100

80

150

200

200

200

80

1270

-21-

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ для учебно-

тренировочной группы 4-года обучения. Специализация : барьерный бег

400 м

№ п\

п

СРЕДСТВА

Един.

изм.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объём

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

70

80

50

50

50

50

75

80

60

50

30

645

2.

Беговые и прыжковые упражнения

км

5,5

5,5

7,0

7,0

7,0

7,0

6,0

6,0

6,0

6,0

3,0

66,0

3.

Упражнения со штангой

т

7

9

10

10

7

6

9

11

11

4

3

87

4.

Спортивные игры

час

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

42

5.

Обще развивающие упражнения

кол

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

800

16800

Специальная физическая подготовка

1.

Бег с отягощением

км

2

3

3

2

1,5

-

2.5

3

2,5

-

-

19,5

2.

Многоскоки

отт

2500

3000

3500

3500

2500

2500

3000

3500

4000

2500

1500

32000

3.

Прыжки через препятствия

отт

600

700

700

700

500

500

400

500

600

700

300

6200

4.

Бег на отрезках до 100 м

км

-

1

4

4,5

3,5

2,5

-

1,5

4

4,5

2

27,5

5.

Бег на отрезках от 100 до 300 м

км

5

5,5

6,5

7

8

6,5

5

4

6

5,5

2

61

6.

Бег на отрезках свыше 300 м

км

6,5

7

6

5

3

3

7.5

8,5

5

-

51,5

Техническая подготовка

1.

Специальные упражнения барьериста

час

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

10

2.

Старты и стартовые упражнения

кол

-

15

45

45

45

45

-

20

40

30

10

295

3.

Б\бег с нестандартной расстановкой

кол

500

600

600

600

400

400

600

200

100

-

-

4000

4.

Б\бег со стандартной расстановкой

кол

100

200

100

100

100

100

200

400

50

30

100

2200

км

3,5

7,0

3,5

3,5

3,5

3,5

7,0

14

17,5

10,5

3,5

77,0

-22-

ГОДОВОЙ ПЛАН УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОЙ НАГРУЗКИ для учебно-тре-

нировочной группы 5-года обучения. Специализация : барьерный бег 400 м

№ п\

п

СРЕДСТВА

Един.

МЕСЯЦЫ

Годов.

объём

изм.

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6

7

Обще физическая подготовка

1.

Кроссовый и медленный бег

км

70

80

50

50

50

50

75

80

60

50

30

645

2

Беговые и прыжковые упражнения

км

5,5

5,5

7,0

/,0

7,0

/,0

6,0

6,0

6,0

6,0

3,0

66,0

3

Упражнения со штангой

т

10

12

13

15

17

11

14

16

16

9

8

136,0

4

Спортивные игры

час

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

2

42

5.

Обще развивающие упражнения

кол

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

1600

800

16800

Специальная физическая подготовка

1

Бег с отягощением

км

2

3

3

2

1.5

-

2,5

3

2,5

-

-

19,5

2

Многоскоки

отт

2500

3000

3500

3500

2500

2500

3000

3500

4000

2500

1500

32000

3

Прыжки через препятствия

отт

600

700

700

700

500

500

400

500

600

700

300

6200

4.

Бег на отрезках до 100 м

км

-

1

4

4,5

3.5

2,5

-

1,5

4

4,5

2

27,5

5.

Бег на отрезках от 100 до 300 м

км

5,5

6,0

7,0

7,5

8,5

7,0

5,5

4,5

6,5

6,0

2,5

66,5

6

Бег на отрезках свыше 300 м

км

6,5

7

6

5

3

3

7,5

8,5

5

-

-

51,5

Техническая подготовка

1

Специальные упражнения барьериста

час

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

-

10

2.

Старты и стартовые упражнения

кол

-

15

45

45

45

45

-

20

40

30

10

295

3

Б\бег с нестандартной расстановкой

кол

500

600

600

600

400

400

600

200

100

-

-

4000

4.

Б\бег со стандартной расстановкой

кол

110

210

120

120

110

110

210

410

70

50

110

1630

км

4,0

7,5

4,0

4,0

4,0

4,0

7,5

14,5

18,0

11,0

4,0

82,5

-23-

ТАБЛИЦЫ

нормативов текущего контроля и переводных испытаний для учебно-трениро-

вочных групп 1-го года обучения. Специализация: барьерный бег 100 м и 110

м. Возраст занимающихся 12-13 лет.

Нормативы текущего контроля.

Сроки. Упражнения

Единицы

изм.

Январь-март

девушки

юноши

Бег 60 м

с

9,4-9,9

9,0-9,4

Бег 150 м

с

24,5-25,0

23,7-24,2 '

Прыжок в длину с места

см

185-175

195-185

Тройной прыжок с места

см

560-540

580-560

Бег 60м с\б

с

13,0-13,4

11,2-11,7

Бег 300 м

с

54,0-55,0

44,0-45,0

Нормативы переводных испытаний.

Упражнения. Оценки

Един.

измер.

девушки

юноши

5

4

3

5

4

3

Бег 60 м

с

9,2

9,4

9,6

8,8

9,0

9,2

Бег 150 м

с

24,2

24,4

24,7

23,2

23,5

23,7

Прыжок в длину с места

см

190

185

180

200

195

190

Тройной прыжок с места

см

580

570

560

600

590

580

Бег 60 м с\б

с

12,4

12,8

13,4

10,6

11,0

11,5

Бег 300 м

с

53,0

53,5

54,2

43,4

44,0

44,5

-24-

ТАБЛИЦЫ

нормативов текущего контроля и переводных испытаний для учебно-тре-

нировочных групп 2-го года обучения. Специализация: БАРЬЕРНЫЙ

БЕГ. Возраст занимающихся 13-14 лет.

Нормативы текущего контроля.

Сроки. Упражнения

Един. из-

мер.

Январь - март

девушки

юноши

Бег 60 м.

с

9,1-9,3

8,6-9,0

Бег 150м

с

23,8-24,1

23,0-23,5

Прыжок в длину с места

см

200-190

210-200

Тройной прыжок с места

см

590-580

620-600

Бег 60 м с\б

с

12,1-12,7

11,0-11,4

Бег 300 м

с

49,8-51,5

42,5-43,5

Нормативы переводных испытаний.

Упражнения. Оценки

Един.

измер

девушки

юноши

5

4

3

5

4

3

Бег 60 м

с

8,8

9,0

9,2

8,4

8,6

8,8

Бег 150 м

с

23,4

23,6

23,8

22,6

22,8

23,0

Прыжок в длину с места

см

210

205

200

215

210

205

Бег 60 м с\б

с

11,7

12,0

12,4

10,3

10,6

10,8

Тройной прыжок с места

см

615

600

590

630

620

610

Бег 100 м с\б

с

20,4

21,0

21,7

Бег 110м с\б

с

19,0

19,5

20,0

Бег 300 м с\б

с

55,5

56,5

57,2

48,5

49,0

51,5

-25-

ТАБЛИЦЫ

нормативов текущего контроля и переводных испытаний для учебно-

тренировочных групп 3-го года обучения. Специализация: БАРЬЕР-

НЫЙ БЕГ. Возраст занимающихся 14-15 лет.

Нормативы текущего контроля.

Сроки. Упражнения.

Един.

измер

Январь - март

девушки

юноши

Бег 60 м

с

8,6-8,8

8,2-8,6

Бег 150 м

с

23,0-23,4

22,2-22,4

Прыжок в длину с места

см

215-205

225-215

Тройной прыжок с места

см

630-615

660-640

Бег 60 м с\б

с

10,8-11,2

10,3-10,6

Бег 300 м

с

47,0-48,0

41,-42,5

Нормативы переводных испытаний.

Упражнения. Оценки.

Един.

измер

девушки

юноши

5

4

3

5

4

3

Бег 60 м

с

8,3

8,4

8,5

7,9

8,0

8,2

Бег 150 м

с

22,4

22,6

22,7

21,5

21,7

21,8

Тройной прыжок с места

см

640

630

620

700

690

670

Прыжок в длину с места

см

225

220

215

235

230

225

Бег 60 м с\б

с

10,6

10,8

11,0

9,7

9,9

10,1

Бег 100 м с\б

с

18,3

18,6

18,9

Бег 110мс\б

с

18,0

18,3

18,7

Бег 300 м с\б

с

51,0

52,0

52,6

44,5

45,0

45,5

-26-

ТАБЛИЦЫ

нормативов текущего контроля и переводных испытаний для учебно-тре-

нировочных групп 4-го года обучения. Специализация: БАРЬЕРНЫЙ БЕГ.

Возраст занимающихся 15-16 лет.

Нормативы текущего контроля.

Сроки. Упражнения

Един.

измер

Январь - март

девушки

юноши

Бег 60 м

с

7,9-8,2

7,5-7,8

Бег 150м

с

22,0-22,4

20,8-21,2

Прыжок в длину с места

см

230-220

245-235

Тройной прыжок с места

см

670-640

710-695

Бег 60 м с\б

с

9,6-9,9

9,1-9,5

Бег 400 м

с

1.01,0-1.02,4

53,0-54,5

Нормативы переводных испытаний.

Упражнения. Оценки.

Един.

измер

девушки

юноши

5

4

3

5

4

3

Бег 60 м

с

7,8

8,1

8,3

7,3

7,4

7,5

Бег 150м

с

21,6

21,9

22,2

20,3

20,6

20,8

Прыжок в длину с места

см

235

230

225

260

255

245

Тройной прыжок с места

см

680

670

665

740

730

725

Бег 60 м с\б

с

9,4

9,5

9,8

8,8

9,0

9,2

Бег 100 м с\б

с

16,0

16,2

16,4

Бег 110мс\б

с

16,0

16,2

16,4

Бег 400 м с\б

с

1.07,0

1.07,9

1.09,0

58,0

58,5

59,0

-27-

ТАБЛИЦЫ

нормативов текущего контроля и переводных испытаний для учебно-

тренировочных групп 5-го года обучения. Специализация: БАРЬЕР-

НЫЙ БЕГ. Возраст занимающихся 16-17 лет.

Сроки. Упражнения

Един.

измер

Январь - март

девушки

юноши

Бег 60 м

с

7,8-8,0

7,2-7,4

Бег 150 м

с

20,5-20,9

19,2-19,6

Прыжок в длину с места

см

240-230

275-265

Тройной прыжок с места

см

700-670

810-780

Бег 60 м с\б

с

9,0-9,4

8,4-8,6

Бег 400 м

с

59,0-1.01,5

50,5-52,0

Нормативы переводных испытаний.

Упражнения. Оценки.

Един.

измер

девушки

юноши

5

4

3

5

4

3

Бег 60 м

с

7,7

7,9

8,1

7,0

7,1

7,3

Бег 150 м

с

20,1

20,3

20,6

18,8

19,0

19,2

Прыжок в длину с места

см

250

240

235

280

270

265

Тройной прыжок с места

см

710

705

695

815

810

800

Бег 60 м с\б

с

8.8

8,9

9,1

8,2

8,3

8,5

Бег 100 м с\б

с

14,9

15,0

15,2

Бег110мс\б

с

15,1

15,3

15,4

Бег 400 м с\б

с

1.04,0

1.04,9

1.05,8

55,5

56,0

56,8

-28-

ЛИТЕРАТУРА

1. Л.Г. Жилкина, Т.И. Кабачкова, О.И. Степаненкова. «Оптимизация системы трени-

ровки юных спортсменов». Москва 1979 г.

2. Основы качественного биомеханического анализа. М. ФиС 1979 г.

3. А.П. Лаптев, А. А. Минх. Гигиена физической культуры и спорта. Учебник для

ИФК-М. ФиС 1974 г.

4. А. Ц Пуни. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте. М. ФиС 1969

г.

5. Д. Харре. Учение о тренировке. М. ФиС 1971 г.

6. Б.Ф. Щенников. Барьерный бег для женщин. М. ФиС 1970 г.

7. В.В. Балахничев. Бег на 110 м. с барьерами. М. ФиС 1987 г,

8. В.Ф. Таранов, В.П. Черкашин, В.Д. Фискалов, В.В. Чемов. Становление и совер-

шенствование спортивного мастерства в барьерном беге. ВГИФК Волгоград

1986 г.

9. Легкая атлетика за зарубежом. Под ред. Е.Н. Кайтмазовой. М. ФиС 1974 г. '

10. Учебник тренера по легкой атлетике. Под ред. Л.С. Хоменкова.-Изд. 2-е пе-

реработ. и доп. М. ФиС 1982 г.

11. Н.Г. Озолин, В.М. Воронин. Легкая атлетика. Учебник для ИФК. М. ФиС 1989 г.

12. Б.Ф. Щенников. Барьерный бег для женщин. М. ФиС 1982 г.



В раздел образования