Авторы: Долгова Анна Николаевна, Непытаева Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 95 "Радуга"
Населённый пункт: город Северодвинск, Архангельская область
Наименование материала: занятие с родителями
Тема: "Патриотическое воспитание. Всё начинается с детства"
Раздел: дошкольное образование
Занятие с родителями «Патриотическое воспитание. Всё начинается с детства»
Разработчики: воспитатели МБДОУ №95 «Радуга» г. Северодвинска
Долгова А.Н., Непытаева Т.В.
Задачи:
-повысить родительскую компетентность в вопросах воспитания и образования детей;
-обратить
внимание
родителей
на
проблему
патриотического
воспитания
детей
в
современном обществе.
Ход:
Родители рассаживаются вокруг двух столов на стулья.
Педагоги приветствует родителей.
1.Педагог 1: «В современном обществе очень часто используют понятие нравственно-
патриотическое воспитание. Давайте, попробуем с вами сегодня разобраться, что такое
нравственно-патриотическое
воспитание
и
как
современным
родителям
вырастить
патриота.»
Педагог
2:
«Понятия
нравственность
и
патриотизм
тесно
связаны
между
собой.
Нравственность
предполагает
формирование
у
человека,
в
том
числе,
и
патриотических
чувств
и
убеждений.
Давайте,
для
начала
определим,
что
такое
патриотизм.»
Родители предлагают разные понятия, педагог 1 записывает на доске маркером
высказывания родителей.
Педагог 1: «Уважаемые родители, вы все верно сказали. Давайте, сейчас подведем
итог:
патриотизм
(от
греч.
–
соотечественник
и
отечество)
–
нравственный
и
политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к
Родине
и
готовность
пожертвовать
своими
интересами
ради
неё.
Патриотизм
предполагает… (педагог 2 вывешивает на лоске лист с составляющими патриотизма и
еще раз быстро зачитывает их):
-гордость достижениями и культурой своей Родины;
-желание сохранять характер Родины и ее культурные особенности;
-идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к
стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами своего народа;
-стремление защищать интересы Родины и своего народа;
-любовь к своей Родине, стране, народу, привязанность к месту своего рождения, к
месту жительства.
Педагог
2:
«Таким
образом,
наглядно
видно,
что
конечной
формой
развития
патриотизма
у
человека
являются
его
глубокие
убеждения,
основы
которых
закладываются еще в детстве через формирование чувств и представлений. Как вы
думаете, а зачем нужно воспитывать патриота?. (ответы родителей). Вы правы, без
любви к Родине невозможно осознать себя человеком. Человек без корней, как дерево,
не
существует.
А
наши
корни
–
это
близкие,
родные,
место,
где
мы
родились,
осознание себя частью народа, нации. Привыкая к чужим героям, чужой культуре,
речи, мы утрачиваем свою индивидуальность.»
2. Педагог 1: «Патриотические представления детей похожи на пирамидку, упустишь
какой-то
элемент,
и
сложить
пирамидку
уже
не
получится.
Давайте
мы
с
вами
разберемся, в какой последовательности идут друг за другом элементы – кольца
пирамидки патриотического воспитания дошкольников, с чего следует начать и чем
завершить.»
Педагог 2 вывешивает на магнитной доске следующие элементы: семья, дом; детский
сад;
улица,
город;
область,
район;
страна,
символика.
И
предлагает
родителям
выложить эти элементы по порядку: от того, что является основой, к более сложным
элементам.
Педагог 2: «Хочу обратить ваше внимание, что при переходе к следующему элементу,
предыдущий не забывается. Его содержание расширяется и систематизируется. Итак, в
нашей получившейся пирамидке видно, что основой является семья и ближайшее
окружение. Родители, и в первую очередь – мама, первые воспитатели ребенка, они
пример и образец для подражания. Не зря говорят, что ребенок – зеркало семьи.»
3 . Педагог
1:
«В
давние
времена,
наши
предки
уделяли
огромное
значение
патриотическому и, в первую очередь, семейному воспитанию. Их отношение к семье
и Родине нашло свое отражение в пословицах и поговорках. Предлагаем вам сложить
пословицы и поговорки о семье и Родине из их половинок.»
Родители
делятся
на
две
группы
и
складывают
пословицы
и
поговорки,
называют получившиеся пословицы и поговорки. Одна группа складывает пословицы
и поговорки о семье, а другая – о Родине.
В гостях хорошо, а дома – лучше.
Семья, как печка, когда холодно, все к ней собираются.
В семье разлад, так и дому не рад.
В семье согласно, так и дело идет прекрасно.
Когда семья вместе, так и душа на месте.
Семья – ключ к счастью.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дерево держится корнями, а человек – семьей.
Кто где родился, там и пригодился.
За морем веселье, да чужое, а у нас горе, да свое.
На родной стороне и камушек знаком.
Одна у человека мать, одна и Родина.
Человек без Родины, что птица без гнезда.
В родном краю – сокол, а в чужом – ворона.
Где сосна взросла, там она и красна.
В своем доме и стены помогают.
4. Педагог 2: «Мы с вами убедились, что о значении семьи в воспитании ребенка, в том
числе, патриотическом, задумывались еще наши предки. Предлагаем вам подумать, а
как же современная семья, современные родители могут повлиять на патриотическое
воспитание ребенка, с помощью чего. (ответы родителей). Верно, это в первую очередь
родная речь (грамотная и чистая речь родителей, чтение рассказов и сказок, в том
числе, северных писателей (С. Писахов, Б. Шергин и др.); чтение и проговаривание
потешек),
музыка
(пение
и
слушание
народных
песен,
звучания
народных
инструментов),
знакомство
с
родной
природой
(особенности
растительного
и
животного
мира,
бережное
отношение
к
природе,
желание
родителей
помочь
–
покормить птиц зимой и т.д.); знакомство с символикой и достопримечательностями
своего города, родного края, страны (экскурсии и поездки, посещение музеев, театров
и т.д.); знакомство с историей и традициями (наличие традиций в семье, знакомство
геологическим древом своей семьи), личный пример родителей и близких взрослых, и,
конечно, основная, ведущая детская деятельность в дошкольном возрасте – игра.»
Педагог 1: «Уважаемые родители! Предлагаем вам немножко размяться и поиграть в
народную игру, которая называется «Тетерка».
Правила: одна пара образует ручеек, остальные, взявшись за руки, продвигаются
вперед, напевая слова:
Кри-кри, там тетерка зла,
Кри-кри, за собой детей вела.
Кри-кри, что за маханька,
Кри-кри, косолапенька.
Кри-кри, ворота отворяй!
Кри-кри, целоваться давай!
На последних словах пара, образовывающая ручеек, опускает руки. И обнимает
тех, кто попадает в их руки.
Родители вместе с педагогами играют в игру.
Педагог 2 подводит итог: «Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия
детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими,
театральными, телевизионными, музыкальными проектами, оказала разрушительное
влияние на психику детей, их нравственность, духовный мир. В одночасье куда-то
исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые, дорогие сердцу образы из
мира
детства.
Им
не
смену
пришли
бесчисленные
герои
зарубежных
сериалов,
навязывая детям чужие западные ценности. Но не следует забывать о тысячелетней
истории России, богатых традициях, огромном духовном потенциале.»
Педагог
1:
«Необходимо
воспитывать
детское
самосознание
через
знакомство
с
русской культурой, приобщать фольклору, знакомить с национальными игрушками,
праздниками,
творениями
художников,
архитекторов,
композиторов,
значимыми
событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые
являются частью культуры и истории страны.»