Автор: Лысенко Елена Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Дьяченковский детский сад "Звездочка"
Населённый пункт: Воронежская область Богучарский район село Дьяченково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Проект "Каждой пичужке - наша кормушка"
Раздел: дошкольное образование
Проект в подготовительной разновозрастной группе
«Каждой пичужке - наша кормушка»
Актуальность проекта:
Дети от природы наделены яркими способностями. К сожалению, мы не
всегда уделяем внимание развитию творческих способностей у наших детей.
В связи с этим, возникла проблема освоения новых технологий. Вместе с
детьми обсуждали – чем вызван отлет птиц, почему улетают, ведь перелёт
труден и опасен. Как живется птицам, зимующим в России? Где зимуют, чем
питаются? А в этом году зима снежная и морозная, корм найти труднее,
значит, птицы недоедают и мерзнут. Можем ли мы помочь зимующим
птицам? Воспитатель попыталась выяснить у детей, видели ли они, как люди
готовят «птичьи столовые», развешивают их в лесу, в парке, в сквере и просто
на участке. Для кого они предназначены и какими должны быть? Воспитатель
предложила посмотреть слайд с кормушками, обратила внимание на
разнообразие форм кормушек и выбор материала для их постройки, на то, что
кормушка должна быть практичной, удобной и безопасной для птиц при её
расположении. Дети проявили интерес к процессу постройки кормушки и к
самому конкурсу. Рассказали, что попросят помощи у старших, чтобы
построить кормушку.
Цель проекта:
Развитие у дошкольников чувства эмпатии ко всему живому через
продуктивную деятельность: убедить взрослых членов семьи принять
участие в изготовлении кормушек для птиц, принять посильное участие
в работе над кормушкой, выборе места расположения кормушки на
участке ДОУ.
Создание оптимальных условий для развития творческой активности и
положительного эмоционального состояния у ребенка через
организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой
деятельности.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Обучение умению ставить цель, планировать работу, подбирать
соответствующие замыслу материалы, инструменты.
2. Развитие конструктивных способностей у детей, умения использовать
наиболее рациональные способы достижения результата, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Формирование и развитие детской фантазии, творческого воображения.
3. Поощрение оригинальных идей.
4. Воспитание чувства отзывчивости и ответственности, гуманного
отношения к птицам, желания помочь маленьким и слабым существам,
попавшим в тяжелую жизненную ситуацию.
5. Воспитание у детей умению радоваться своему успеху и успеху друзей.
6. Вызвать у детей желание убедить взрослых членов семьи в необходимости
оказания помощи зимующим птицам, принять непосредственное
практическое участие в изготовлении кормушек.
Для родителей:
1. Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом
опыта детей приобретенного в детском саду.
2. Повышение самооценки детей в глазах родителей при принятии решений.
Для воспитателя:
1. Развитие социально-профессиональной компетентности и личностного
потенциала воспитателя.
Участники проекта:
воспитатель подготовительной разновозрастной группы;
дети подготовительной разновозрастной группы;
родители и другие члены семьи.
Ресурсное обеспечение проекта:
семья;
участок детского сада;
помещение группы.
Алгоритм реализации проекта:
*наблюдение за жизнью птиц в зимнее время года, подкормка;
* наблюдение за погодой, обсуждение проблем животных и птиц;
* чтение художественной литературы;
* рассказы из личного опыта воспитателя, детей о помощи животным,
попавшим в трудную ситуацию;
* «письма» членам семьи детей от имени зимующих птиц с просьбой о
помощи;
* рассматривание и развешивание на участке ДОУ изготовленных
родителями и детьми кормушек для птиц, фотографирование работ;
* ежедневное, совместно с детьми, пополнение кормушек кормом для птиц;
* обсуждение с детьми результатов наблюдений за птицами у кормушек:
какие виды птиц прилетают, какие корма любят, как ведут себя;
* рассматривание слайдов с фотографиями кормушек и птиц;
* обсуждение и фиксация детьми при помощи условных обозначений этапов
проектной деятельности;
* проведение детского праздника «Прилетайте птицы» с награждением
победителей и участников конкурса «Каждой пичужке – наша кормушка».
Длительность проекта:
1 месяц – ноябрь.
Ожидаемые результаты проекта:
Воспитанник имеющий представление о зимующих птицах, умеющий
совместно с родителями изготовить кормушку; знающий, каким
кормом, и как подкармливать; умеющий наблюдать, анализировать
собственную деятельность.
Родитель активный участник проекта и способный воспитать у детей
любовь и бережное отношение к птицам.
Сформировались навыки заботливого отношения к птицам. Возникла
готовность участвовать в практических делах по оказанию помощи, как
птицам, так и другим животным.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный.
- Определение темы проекта, цели и задач
- Подбор необходимых литературы и наглядных пособий.
- Создание необходимых условий для реализации проекта.
- Перспективное планирование проекта.
- Выбор форм и основных мероприятий с детьми и родителями
II этап – основной (практический).
- Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных
методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих
птицах.
- Рекомендации Родителям:
совместные прогулки с детьми; совместно с ребенком сделать кормушки.
- Заучить стихотворение о зимних птицах.
- Рассмотреть с детьми зимних птиц на иллюстрациях, книгах, журналах.
III этап – заключительный.
- Оформление результата проекта в виде альбома с фотографиями.
- Организация и участие родителей в конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
- Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Форма защиты проекта:
* фотосъемка проекта;
* фотосъемка кормушек и их создателей;
* оформление дипломов победителей и участников конкурса;
* определение номинаций конкурса;
* награждение победителей и участников конкурса.
Планирование работы по разным видам деятельности
Дата
проведения
Художественное
творчество
Рисование. Тема: «Синички»
Цель: Развивать интерес и положительное
отношение к нетрадиционной технике
рисования – ладошками.
1 неделя
ноября
Лепка. Тема: «Птички на кормушке»
Цель: Учить лепить птиц из целого куска по
мотивам народной глиняной игрушки.
Аппликация. Тема: «Снегири на ветке»
Цель: Учить передавать особенности строения,
окраски снегиря путем силуэтного врезания.
2 неделя
ноября
3 неделя
ноября
Музыка
Аудиозапись «Голоса птиц»
«Все птички прилетели к нам» В.Кирильчук
Музыкально-дидактическая игра «Птички и
птенчики» муз.и слова Е.Тилечеевой.
Музыкально-танцевальная игра «Прилетели
птички-птички невелички»
В течение
месяца
Чтение
художественной
литературы
Л.Воронцова «Птичьи кормушки»
В.Сухомлинский «Как птичка меня будит», «О
чем плачет синичка»
О.Григорьева «Синичка»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
З.Сергеева «Птицы зимой», «Птички и кот»
И.Тургенев «Воробей»
М.Горький «Воробьишко», просмотр
мультфильма
Н.Рубцов «Воробей», «Ворона».
Заучивание наизусть стихотворения: А.Яшин
«Покормите птиц зимой».
Чтение и обсуждение пословиц и поговорок о
зимующих птицах.
Отгадывание загадок по теме.
В течение
месяца
Познание
Формирование
целостности
картины мира
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: Рассказать детям о зимующих птицах,
объяснить причину их перелётов.
Беседы:
«Как живут наши пернатые зимой»
«Кто заботится о птицах»
«Пользу или вред приносят птицы»
«Чем кормить птиц»
«Как дети и их родители могут помочь птицам»
Наблюдения:
Наблюдение за птицами на кормушке.
Наблюдение за синичками.
Наблюдение за воробьями.
Наблюдение за вороной.
Наблюдение за голубями.
Наблюдение за птичьими следами на снегу.
1 неделя
ноября
В течение
проекта
Игровая
Дидактические игры:
В течение
деятельность
- «Прилетели птицы-голуби, синицы».
- «Один-много».
- «Назови ласково».
- «Четвёртый лишний».
- «Счёт птиц».
- «Кто что ест».
- «Узнай по описанию».
Разрезные картинки.
Домино - «Птицы».
Сюжетно-ролевая игра: «Птичий двор»
Театрализованная игра: «Где обедал воробей»
Подвижные игры:
- «Снегири»
- «Воробушки и автомобиль»
- «Зимующие и перелётные птицы»
- «Собачка и воробей»
- «Вороны»
- «Воробушки и кот»
проекта
Работа с
родителями
Консультации:
«Как и из чего можно сделать кормушки»
«Формирование у дошкольников бережного
отношения к природе»
«Воспитание у детей любви к природе»
Совместно с детьми изготовить кормушку для
птиц.
Рассмотреть вместе с детьми птиц на прогулке,
на картинках, иллюстрациях.
Просмотр мультфильмов.
Беседы с детьми по теме.
Заучить с детьми стихотворение А.Яшина
«Покормите птиц зимой»
В течение
всего
проекта
Использованная литература:
1. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России».
2. Г.В.Лаптева «Развивающие прогулки для детей».
3. И.В.Кравченко «Прогулки в детском саду»
4. Т.А.Шорыгина «Птицы. Какие они?».
5. В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»
6. Николаева С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М.,
2002.
7. Николаева С.Н. Эколог в детском саду. М., 2003
8. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.
9. Маханева М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего
школьного возраста. М., 2004.