Автор: Кукушкина Виктория Витальевна
Должность: педагог дополнительного образования высшей категории
Учебное заведение: МАУДО "Центр детского творчества" Промышленного района города Оренбурга
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Педагогическая статья
Тема: "Анализ результатов педагогической деятельности"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества» Промышленного района
Педагогическая статья для журнала
«Анализ результатов педагогической деятельности»
Составитель: Кукушкина В.В.,
педагог дополнительного образования
Оренбург, 2024
Аннотация
Ст
а
т
ья
«Анализ результатов педагогической деятельности»
пос
в
ящ
ен
а подведению итогов педагогической деятельности сроком с 2020
по 2024 года.
Статья раскрывает цели и задачи работы педагога
дополнительного образования с дошкольниками по программам: «Раз –
ступенька, два – ступенька», «По ступенькам математики», «Играем и
считаем» .
В статье описаны методы и приёмы, используемые на занятиях с
математическим содержанием.
Большое
внимание
уделяется
использованию
на
занятиях
с
дошкольниками
предметных
моделей,
предметно
–
схематических
изображений, графических моделей и карт – лент.
В статье раскрывается взаимосвязь повышения уровня образования с
использованием на занятиях интерактивных учебных презентаций.
Особое место в статье занимает описание использования игровой
технологии В.В. Воскобовича «Игровизор».
В данной статье проводится анализ работы педагога за 2020 – 2024
учебные года в процентном соотношении.
Данная
статья
предназначена
для
педагогов
дополнительного
образования, чтобы оказать помощь при проведении анализа работы педагога
дополнительного образования.
Данная статья может быть использована в таких образовательных
областях как «Познание», «Коммуникация».
Ключевые слова:
анализ педагогической деятельности, карты –
схемы, таблицы, «Игровизор», игровые технологии, методы и приёмы,
познавательная
активность,
дистанционное
обучение,
интерактивные
презентации.
2
Профессиональная деятельность реализуется мною в соответствии с
дополнительными
общеобразовательными
общеразвивающими
программами: «Раз – ступенька, два - ступенька», «По ступенькам
математики», «Играем и считаем».
Основной целью своей работы считаю формирование познавательной
активности детей дошкольного возраста в процессе развивающего обучения.
Одной из главных задач, которые ставлю перед собой, является выбор
наиболее эффективных методов и приёмов организации работы с детьми,
которые позволяли бы в полной мере использовать индивидуальные
возможности каждого ребенка. Основные из них:
Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий,
просмотр интерактивных учебных презентаций. Приёмы: показ способов
действий, показ образца.
Словесные методы: Чтение художественной литературы, загадывание
загадок, беседа, рассказ педагога сюжетных историй, объяснение, словесное
сопровождение слайдов презентации. Приёмы: вопросы, побуждающие к
мыслительной
деятельности,
указание,
пояснение,
объяснение,
педагогическая оценка. Игровые методы: дидактическая игра, воображаемая
ситуация. Приёмы: сюрпризный момент, выполнение педагогом или детьми
игровых действий, загадывание и отгадывание загадок, введение элементов
соревнования,
создание
игровой
ситуации.
Практические
методы:
упражнение, элементарные опыты, экспериментирование, моделирование.
Детям дошкольного возраста часто бывает сложно усвоить материал
занятия или выполнить какое – либо задание. В этом случае эффективно
использовать моделирование. В основе моделирования лежит принцип
замещения (реальный предмет замещается другим предметом, условным
знаком).
В
работе
с
дошкольниками
используются
предметные
модели,
предметно – схематические, графические модели, карты – схемы.
Например, при выполнении задания: «Измени 1, 2 или 3 признака
геометрической фигуры» дети часто испытывают затруднения, путают
признаки или заменяют не все. С применением схематичных изображений:
цвет, форма, величина, дети выполняют это задание более успешно,
самостоятельно выбирая разные варианты. Схематические изображения
помогают детям при составлении математических задач, решении и
составлении примеров на сложение и вычитание.
В своей работе с детьми ориентируюсь на новые подходы к проблемам
образования,
на
инновационные
методики
и
новинки
методической
литературы. Так как,
работая с дошкольниками, их постоянно надо
мотивировать, поэтому всё время нахожусь в поиске чего – то необычного и
интересного.
Во время пандемии, всё образование перешло на дистанционное
обучение, это дало толчок для использования на занятиях с дошкольниками
новых современных технологий. Приходилось многому учиться, осваивать
3
новые возможности интернета. В результате, научилась создавать учебные
интерактивные презентации к занятиям. По программе «Раз – ступенька, два
– ступенька» разработан полный комплект презентаций по всем темам
программы. Конечно, использование на занятиях интересных, красочных,
связанных с интересным сюжетом интерактивных презентаций сильно
повлияло
на
качество
проводимых
занятий
и
уровень
усвоения
дошкольниками программного материала.
Высокий
результат
в
работе
с
дошкольниками
показывает
использование
на
занятиях
игровой
технологии
интеллектуально-
творческого
развития
детей
«Игровизор»
Вячеслава
Вадимовича
Воскобовича.
К достоинствам «Игровизора» можно отнести:
Широкий возрастной диапазон участников игр.
С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, и
ученики начальной и средней школы. Это возможно потому, что к простому
физическому
манипулированию
присоединяется
система
постоянно
усложняющихся развивающих вопросов и познавательных заданий.
Многофункциональность развивающих игр Воскобовича.
С помощью игр можно решать большое количество образовательных
задач:
Незаметно для себя ребёнок осваивает цифры или фигуры;
Узнает и запоминает цвет или форму;
Учится считать, ориентироваться в пространстве;
Тренирует мелкую моторику рук;
Совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Вариативность игровых заданий и упражнений.
К каждой игре разработано большое количество разнообразных
игровых
заданий
и
упражнений,
направленных
на
решение
одной
образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией
игры.
Ребёнок, выполняя задания на «Игровизоре», может оценить результат
и легко исправить ошибку. И самое главное, ребёнком достигается сто
процентный положительный результат, что способствует формированию
уверенности в себе, интереса к предмету и стремлению детей выполнять
разнообразные задания. Дети старшего дошкольного возраста и младшего,
среднего школьного возраста могут сами придумывать задания к Игровизору.
По итогам работы по программам с 2020 по 2024 учебные года, 100%
детей освоили содержание программ с результатами высокого и среднего
уровней.
За 2020-2024 учебные года дополнительную общеобразовательную
общеразвивающую
программу
«Раз
–
ступенька,
два
-
ступенька»
дошкольники освоили на высоком уровне - 39,8%, на среднем уровне – 58%,
4
на низком уровне – 2,2%.
Программу «Играем и считаем» дошкольники освоили на высоком
уровне - 52,3%, на среднем уровне – 44%, на низком уровне – 3,7%.
Программу «По ступенькам математики» дошкольники освоили на
высоком уровне - 54,7%, на среднем уровне – 44,1%, на низком уровне –
1,2%.
Для оценки усвоения детьми знаний и умений три раза в год
проводится мониторинг качества усвоения знаний дошкольниками. В
середине и в конце года дети старшего дошкольного возраста выполняют
самостоятельную работу по всем разделам математики. Сравнительный
анализ данных мониторинга свидетельствует о том, что в группе проводится
систематическая работа по обогащению детей знаниями, умениями и
навыками.
5