Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду


Автор: Елена Александровна Калинина
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ №3
Населённый пункт: г.Усть-Катав Челябинская область
Наименование материала: проект
Тема: Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальный руководитель

МКДОУ №3

Калинина Е. А.

Здоровьесберегающие технологии в

процессе музыкального воспитания в

детском саду

Цель :

Разработать и проводить музыкальные занятия, включая

в их планирование здоровьесберегающие технологии,

обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и

физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и

творческих способностей, формирование привычки к здоровому

образу жизни.

Задачи:

Совершенствовать координацию движений, ловкости;

Обогатить двигательный опыт детей, формировать красивую

осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре,

танце, хороводе и упражнении.

Развивать творческие способности: учить оценивать собственное

движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ,

персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы

физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных

движений.

Способствовать установлению комфортного психологического

климата в детском коллективе.

Способствовать активизации двигательной активности

средствами музыкальной деятельности детей в течение дня,

формирование навыков выразительного движения.

Тип проекта: творческий

Участники проекта: музыкальный руководитель,

все возрастные группы, воспитатели.

Продолжительность проекта: короткосрочный

Гипотеза:

Развитие

музыкальных

способностей дошкольников и

укрепление их

здоровья

будет более успешным при систематичном

использовании на

музыкальных занятиях здоровьесберегающих

технологий в игровой форме.

Этапы реализации

проекта:

1 этап Организационный

Изучение литературы по данной проблеме

Накопление методического материала

Самообразование

Знакомство с новыми

здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их

применения в

музыкальном воспитании.

Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы -

2 этап Практический

Создание методических разработок для реализации

проекта

Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий

Развлечения и досуги с использованием этих

технологий

для детей и их

родителей

Музыкально - валеологические занятия

Музыкотерапия

в повседневной жизни дошкольников

Музыкально - физкультурные развлечения

Самообразование:

Музыкальные занятия, развлечения, консультации - в течение

всего периода

3 этап Обобщающий

Исследование результатов практической деятельности

Создание методических рекомендаций и пособий Анализ, обобщение полученных

результатов, разработка методических рекомендаций - в течение всего периода

Содержание и структура

проекта

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного

использования форм организации

музыкальной деятельности

и

оздоровительной

работы всего педагогического коллектива ДОУ.

В

музыкальном

зале проходят все виды

музыкальных занятий, развлечения,

досуги, праздничные утренники.

Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и

проветривается. Для работы по

музыкальному

воспитанию есть

все

необходимое:

музыкальные инструменты: пианино;

библиотека методической и

музыкальной литературы;

аудио - и видиотека;

подборки

музыкально - дидактических игр и пособий;

ноутбук для показа презентаций и фильмов;

для музицирования собрана коллекция детских

музыкальных инструментов

(в том числе

и самодельных)

для народного оркестра;

музыкальные игрушки;

атрибуты и декорации для игр и театрализации.

Музыкальные занятия с использованием

здоровьесберегающих технологий.

Основная форма

музыкальной

деятельности в ДОУ

музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется

систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и

формирование

музыкальных

и творческих способностей каждого

ребенка. Виды

занятий

индивидуальные, по подгруппам и

фронтальные. По содержанию

типовые, доминантные,

тематические, комплексные, интегрированные.

Применение

здоровьесберегающих технологий

может

варьироваться на каждом

музыкальном занятии, в зависимости от

сюжета, задач, использования тех или иных видов

музыкальной

деятельности.

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Технология сохранения и стимулирования здоровья:

ритмопластика

физкультминутки

подвижные игры

релаксация пальчиковая гимнастика

дыхательная гимнастика

Технологии обучения здоровому образу жизни:

коммуникативные игры-танцы

самомассаж

Коррекционные технологии:

музыкотерапия

фонетическая ритмика

Виды деятельности

Музыкально-оздоровительные занятия, в разных видах деятельности.

Музыкально-ритмические движения.

Занятия фонетической ритмикой.

Совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей.

Совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье (досуги,

развлечения, праздники)

Валеологические песенки-распевки:

С них начинаются все

музыкальные занятия. Несложные добрые тексты

том числе программы "Здравствуй!" М. Лазарева)

и мелодия, состоящая из

звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к

восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат

на

занятии, подготавливают голос к пению.

Дыхательная гимнастика:

Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы,

играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает

дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое

дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные

деформации грудной клетки и позвоночника.

Артикуляционная гимнастика:

Основная часть артикуляционной гимнастики –

выработка качественных, полноценных движений

органов артикуляции, подготовка к правильному

произнесению фонем. Упражнения способствуют

тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию

в пространстве, учат имитации движений животных.

В результате этой работы повышаются показатели

уровня развития речи детей, певческих навыков,

улучшаются

музыкальная память, внимание.

Артикуляционная гимнастика:

Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных

движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в

пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются

показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются

музыкальная

память, внимание.

Оздоровительные

и фонопедические упражнения:

Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению,

профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

В работе используются

оздоровительные

упражнения для горла, интонационно-

фонетические

(корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох)

и

голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.

Игровой массаж:

Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию

крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную

нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних

дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность

вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных

путей снижается.

Пальчиковые игры:

Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно

воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные

качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к

рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и

речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе

устного русского народного творчества.

Речевые игры:

Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными

средствами

музыки. Речевое музицирование необходимо, так как

музыкальных

слух

развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются

музыкальные

инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.

Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут

сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое

музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых

игр на

музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие

эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.

Музыкотерапия:

Слушание правильно подобранной

музыки

повышает иммунитет детей, снимает

напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает

спокойное дыхание.

Музыкотерапия

проводится педагогами ДОУ в течение всего дня -

детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под

соответствующую

музыку, используют ее в качестве фона для

занятий, свободной

деятельности.

Открытое занятие НОД

«Использование здоровьесберегающих

технологий в музыкальной деятельности»

Положительные результаты в оздоровлении дошкольников

возможны только при совместной работе всего коллектива

сотрудников и родителей, понимании важности, значимости

всех форм оздоровительной работы с детьми.

РЕЗУЛЬТАТЫ

МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

РАБОТЫ

Повышение

уровня

развития

музыкаль-

ных и

творческих

способностей

детей

Стабиль-

ность

эмоциональ-

ного

благополу-

чия каждого

ребенка

Снижение

уровня

заболева-

емости

Стабиль-

ность

физического

и

умственного

развития во

всех сезонах

года, не

зависимо от

погоды

Повышение

уровня

речевого

развития

Музыкальные занятия с использованием

технологий

здоровьесбережения

эффективны при учете

индивидуальных и возрастных особенностей

каждого ребенка, его интересов.

Успех

занятий

невозможен без совместной

деятельности

музыкального

руководителя и

воспитателя, который активно помогает,

организует самостоятельное

музицирование в группе.



В раздел образования