Автор: Елена Александровна Калинина
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ №3
Населённый пункт: г.Усть-Катав Челябинская область
Наименование материала: проект
Тема: Здоровьесберегающие технологии в процессе музыкального воспитания в детском саду
Раздел: дошкольное образование
Музыкальный руководитель
МКДОУ №3
Калинина Е. А.
Здоровьесберегающие технологии в
процессе музыкального воспитания в
детском саду
Цель :
Разработать и проводить музыкальные занятия, включая
в их планирование здоровьесберегающие технологии,
обеспечивающие каждому ребенку укрепление психического и
физического здоровья, выявление и развитие музыкальных и
творческих способностей, формирование привычки к здоровому
образу жизни.
Задачи:
Совершенствовать координацию движений, ловкости;
Обогатить двигательный опыт детей, формировать красивую
осанку, учить выразительным, пластичным движениям в игре,
танце, хороводе и упражнении.
Развивать творческие способности: учить оценивать собственное
движение и товарища, придумывать «свой» игровой образ,
персонаж и «свою» пляску, комбинируя различные элементы
физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных
движений.
Способствовать установлению комфортного психологического
климата в детском коллективе.
Способствовать активизации двигательной активности
средствами музыкальной деятельности детей в течение дня,
формирование навыков выразительного движения.
Тип проекта: творческий
Участники проекта: музыкальный руководитель,
все возрастные группы, воспитатели.
Продолжительность проекта: короткосрочный
Гипотеза:
Развитие
музыкальных
способностей дошкольников и
укрепление их
здоровья
будет более успешным при систематичном
использовании на
музыкальных занятиях здоровьесберегающих
технологий в игровой форме.
Этапы реализации
проекта:
1 этап Организационный
•
Изучение литературы по данной проблеме
•
Накопление методического материала
•
Самообразование
•
Знакомство с новыми
здоровьесберегающими технологиями, оценка возможности их
применения в
музыкальном воспитании.
Определение основных источников информации и необходимых ресурсов для работы -
2 этап Практический
•
Создание методических разработок для реализации
проекта
Музыкальные занятия с использованием здоровьесберегающих технологий
Развлечения и досуги с использованием этих
технологий
для детей и их
родителей
Музыкально - валеологические занятия
Музыкотерапия
в повседневной жизни дошкольников
Музыкально - физкультурные развлечения
Самообразование:
Музыкальные занятия, развлечения, консультации - в течение
всего периода
3 этап Обобщающий
Исследование результатов практической деятельности
Создание методических рекомендаций и пособий Анализ, обобщение полученных
результатов, разработка методических рекомендаций - в течение всего периода
Содержание и структура
проекта
Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного
использования форм организации
музыкальной деятельности
и
оздоровительной
работы всего педагогического коллектива ДОУ.
В
музыкальном
зале проходят все виды
музыкальных занятий, развлечения,
досуги, праздничные утренники.
Музыкальный зал хорошо освещен, имеет 2 выхода, регулярно убирается и
проветривается. Для работы по
музыкальному
воспитанию есть
все
необходимое:
музыкальные инструменты: пианино;
библиотека методической и
музыкальной литературы;
аудио - и видиотека;
подборки
музыкально - дидактических игр и пособий;
ноутбук для показа презентаций и фильмов;
для музицирования собрана коллекция детских
музыкальных инструментов
(в том числе
и самодельных)
для народного оркестра;
музыкальные игрушки;
атрибуты и декорации для игр и театрализации.
Музыкальные занятия с использованием
здоровьесберегающих технологий.
Основная форма
музыкальной
деятельности в ДОУ
–
музыкальные занятия, в ходе которых осуществляется
систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и
формирование
музыкальных
и творческих способностей каждого
ребенка. Виды
занятий
–
индивидуальные, по подгруппам и
фронтальные. По содержанию
–
типовые, доминантные,
тематические, комплексные, интегрированные.
Применение
здоровьесберегающих технологий
может
варьироваться на каждом
музыкальном занятии, в зависимости от
сюжета, задач, использования тех или иных видов
музыкальной
деятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ
Технология сохранения и стимулирования здоровья:
ритмопластика
физкультминутки
подвижные игры
релаксация пальчиковая гимнастика
дыхательная гимнастика
Технологии обучения здоровому образу жизни:
коммуникативные игры-танцы
самомассаж
Коррекционные технологии:
музыкотерапия
фонетическая ритмика
Виды деятельности
Музыкально-оздоровительные занятия, в разных видах деятельности.
Музыкально-ритмические движения.
Занятия фонетической ритмикой.
Совместная музыкальная деятельность воспитателя и детей.
Совместная музыкальная деятельность родителей и детей в семье (досуги,
развлечения, праздники)
Валеологические песенки-распевки:
С них начинаются все
музыкальные занятия. Несложные добрые тексты
(в
том числе программы "Здравствуй!" М. Лазарева)
и мелодия, состоящая из
звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к
восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональные климат
на
занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика:
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы,
играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
способствуют восстановлению центральной нервной системы; улучшает
дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое
дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные
деформации грудной клетки и позвоночника.
Артикуляционная гимнастика:
Основная часть артикуляционной гимнастики –
выработка качественных, полноценных движений
органов артикуляции, подготовка к правильному
произнесению фонем. Упражнения способствуют
тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию
в пространстве, учат имитации движений животных.
В результате этой работы повышаются показатели
уровня развития речи детей, певческих навыков,
улучшаются
музыкальная память, внимание.
Артикуляционная гимнастика:
Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных
движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.
Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в
пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы повышаются
показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются
музыкальная
память, внимание.
Оздоровительные
и фонопедические упражнения:
Проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению,
профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.
В работе используются
оздоровительные
упражнения для горла, интонационно-
фонетические
(корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох)
и
голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Игровой массаж:
Выполнение массажных манипуляций расширяет капилляры кожи, улучшая циркуляцию
крови и лимфы, активно влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную
нервную систему. Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних
дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность
вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных
путей снижается.
Пальчиковые игры:
Игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно
воздействуя на все внутренние органы. Они развивают речь ребенка, двигательные
качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к
рисованию, письму, соединяют пальцевую пластинку с выразительным мелодическим и
речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе
устного русского народного творчества.
Речевые игры:
Позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными
средствами
музыки. Речевое музицирование необходимо, так как
музыкальных
слух
развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются
музыкальные
инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства.
Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут
сопровождать, украшать и даже заменять слова. Пластика вносит в речевое
музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых
игр на
музыкальных занятиях, театрального кружка эффективно влияет на развитие
эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Музыкотерапия:
Слушание правильно подобранной
музыки
повышает иммунитет детей, снимает
напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает
спокойное дыхание.
Музыкотерапия
проводится педагогами ДОУ в течение всего дня -
детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под
соответствующую
музыку, используют ее в качестве фона для
занятий, свободной
деятельности.
Открытое занятие НОД
«Использование здоровьесберегающих
технологий в музыкальной деятельности»
Положительные результаты в оздоровлении дошкольников
возможны только при совместной работе всего коллектива
сотрудников и родителей, понимании важности, значимости
всех форм оздоровительной работы с детьми.
РЕЗУЛЬТАТЫ
МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Повышение
уровня
развития
музыкаль-
ных и
творческих
способностей
детей
Стабиль-
ность
эмоциональ-
ного
благополу-
чия каждого
ребенка
Снижение
уровня
заболева-
емости
Стабиль-
ность
физического
и
умственного
развития во
всех сезонах
года, не
зависимо от
погоды
Повышение
уровня
речевого
развития
Музыкальные занятия с использованием
технологий
здоровьесбережения
эффективны при учете
индивидуальных и возрастных особенностей
каждого ребенка, его интересов.
Успех
занятий
невозможен без совместной
деятельности
музыкального
руководителя и
воспитателя, который активно помогает,
организует самостоятельное
музицирование в группе.