Автор: Родченкова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №26"
Населённый пункт: г.Гатчина, Ленинградская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Отчет по самообразованию «Развитие инициативы детей посредством экспериментальной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ "Центр развития ребенка -
детский сад №26"
Воспитатель
Родченкова Ольга Александровна
Квалификационная категория - высшая
Стаж работы в должности - 11 лет
2021 - 2022 г.г.
Самообразование
Тема: «Развитие инициативы детей посредством
экспериментальной деятельности»
Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста
посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами и явлениями
окружающей действительности.
Задачи:
Образовательные:
создать условия для экспериментальной деятельности;
углублять представления детей о живой и неживой природе;
расширять представления о физических свойствах окружающего мира
(воздуха, воды, почвы, магнитов, и т.д.);
формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,
делать выводы.
Развивающие:
развивать мышление, внимание, память, речь;
развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;
вызывать у детей радость от открытий, полученных из опытов;
воспитывать умение работать в коллективе.
Предполагаемый результат:
Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской
деятельности
- Накоплен методический и дидактический материал по проектно-
исследовательской деятельности
- Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов
- Создан мини-музей природы
У детей:
- сформированы проектно- исследовательские умения и навыки:
Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать
из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать,
самостоятельно анализировать полученные результаты;
- расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;
- сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как
части природы.
№
п/п
Этапы
Срок
1.
Подбор и изучение методической
литературы
Сентябрь - октябрь
2021уч.г.
2.
Участие в мероприятиях посвященных
теме самообразования
Октябрь-май
2021-2022уч.г.
3.
Внедрение в практику
Октябрь-май
2021-2022уч.г.
4.
Представление опыта по теме
Май
2022уч.г.
Этапы самообразования
Литература по теме самообразования
1. Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы . Москва. Мозаика-Синтез
2015г.
2. Дубина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации
поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005.
3. Дубина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников. М., 2005.
4. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление
ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92
5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л.
Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
6. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
7. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
8. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.
9. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа
и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
11. Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и
дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за
днем. В помощь воспитателям и родителям).
12. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в
мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.
В. Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с. -(программа развития).
13. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников» Под ред. О. В. Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.
14. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.
Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.:
Педагогическое общество России, 2005.-80с.
15. Прохорова Л. Н. - «Организация экспериментальной деятельности
дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.
16. Поддьяков Н. Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников»
Ж. Вопросы психологии. 1985.№2
17. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей».
Дошкольное воспитание. 2005.№1
Участие в мероприятиях посвященных теме
самообразования - не участвовала
Участие в методической работе детского сада
Дата
Тема
Форма участия
.03.2022г.
«Организация опытно-
экспериментальной деятельности как
средство развития
естественнонаучных представлений у
старших дошкольников»
Доклад
Перспективный план работы
Этапы
Содержание работы
Сроки
выполнения
Результат
Организационно -
ознакомительны
й
Изучение методической
литературы
Мониторинг детей
Сентябрь, октябрь.
Составление картотеки
книг, статей из
журналов, составление
картотеки
экспериментов.
Разработка плана занятий с
детьми по теме
самообразования.
Октябрь
Перспективное
планирование
экспериментальной
деятельности.
Консультация для родителей.
Информационный стенд.
«Ребенок- исследователь в
детском саду».
«Организация детского
экспериментирования в
домашних условиях»
Октябрь
Ноябрь
Знакомство родителей
с планами работы в
области
экспериментирования,
с алгоритмами
простейших
экспериментов с
детьми в домашних
условиях.
Практический
Проведение
экспериментирования с
детьми в непосредственно
образовательной
деятельности.
Октябрь - май
Подготовка
презентации по
экспериментированию.
Консультация для родителей
на тему: «Развитие
творческих способностей
детей средствами
экспериментальной
деятельности»
«Развитие любознательности
детей через детское
экспериментирование»
В течение года.
Изготовление стола
для
экспериментирования
(в разработке) и его
постепенное
оснащение.
Мастер – класс от родителей.
Посадка лука, укропа, в
группе.
Апрель
По мере роста лука,
укропа, пертушки
воспитанники
наблюдают за ростом
семян, ухаживают за
посадками. По мере
роста лук, петрушку,
укроп можно в группе
употреблять в пищу во
время обеда.
Индивидуальная
консультация воспитателей
по теме
экспериментировании
В течении года
Памятки, картотека
игр и занятий по
экспериментированию
Заключительный
Мониторинг детей
Рефлексия
мониторинга до –
после: итог диаграмма.
Май
Выставка (ребенок –
родитель) «Кашпо для цветов
из бросового материала»
(Пластиковые бутылки)
Ребята делают кашпо
вместе с родителями,
параллельно
знакомясь со
свойствами
пластмассы.
Беседа с воспитателями
МБДОУ
Выступление по теме
самообразования на
педагогическом
совете.
Перспективное планирование экспериментальной
деятельности на 2021-22 учебный год
Период
Образовательная
деятельность
Задачи
Сентябрь
Подготовительный этап
Изучение научно-педагогической
литературы по экспериментально-
исследовательской деятельности.
Разработка и составление перспективного
планирования.
Октябрь
1 Блок - «Вода и ее свойства»
«Такая разная вода»
«Что умеет вода?»
1.Уточнить знания детей о значении воды в
жизни человека.
2.Закрепить свойства воды – разные
агрегатные состояния воды.
3.Развивать навыки лабораторных опытов,
по схемам – закрепить умение работать с
прозрачной стеклянной посудой, соблюдая
правила техники безопасности с
незнакомыми растворами.
1. Дать первоначальные знания о свойствах
воды (вода может передавать усилие),
подвести к следующим открытиям: - вода
не имеет формы и заполняет свободное
пространство; - вода в закрытом соседей
имеет постоянный объем; - если к воде
прикладывают усилие (в закрытом сосуде),
то оно передаётся на стенки сосуда. Если
одну из этих стенок сделать подвижной,
она таким образом может приводиться в
движение.
2. Развивать навыки и умения проводить
простейшие опыты, работать с
экспериментальным инструментарием.
Ноябрь
«Измеряем уровень воды»
«Вода может вращать колеса»
Выявить процесс испарения воды,
зависимость скорости испарения от
условий (открытая и закрытая поверхность
воды).
Дать представление о том, что вода может
приводить в движение другие предметы.
Декабрь
2 Блок – «Воздух и его свойства»
«Воздух можно увидеть и
почувствовать»
«Где теплее?», «Летаем на
воздушном шаре», «Упрямый
воздух», «Что быстрее?»
1.Уточнить и расширить знание детей о
воздухе, познакомить детей со способами
обнаружения воздуха.
2.Развивать наблюдательность,
любознательность, познавательную
активность.
1.Дать представление о том, что воздух
легче воды; он может вытеснить воду и что
теплый воздух легче холодного и
поднимается вверх.
2.Развивать умение делать выводы.
3.Воспитывать интерес к
исследовательской деятельности.
Январь
«Воздух может двигать
предметы»
1
Продолжать формировать представление
о воздухе, его свойствах;
2.Формировать умение самостоятельно
делать выводы в процессе
экспериментирования;
3.Расширять словарный запас детей.
Февраль
3 Блок – «Почва»
«Сравнение свойств сухой и
влажной почвы»
«Что есть в почве?»
Познакомить со способом определения и
сравнения сухой и влажной почвы,
сформировать умения фиксировать
результаты исследований.
Формирование представлений о
зависимости факторов неживой природы от
живой.
Март
«Стихийные явления»
«Извержение вулкана»
Познакомить детей с такими явлениями
как, извержение вулкана, наводнение,
землетрясение и т. д.
1. Дать дошкольникам элементарные
представления о природном явлении —
вулкан.
2. Наглядно показать взаимодействие
щелочи с кислотой (реакцию
нейтрализации).
Апрель
4 Блок – «Природные явления»
«Выращивание кристаллов
1.Развивать познавательный интерес,
умения сравнивать, делать выводы;
соли»
«Теплопроводность
материалов»
2. Расширять знания детей о соли и ее
свойствах;
3.Узнать, что такое кристаллы; 4.
Познакомиться со способами выращивания
кристаллов.
Дать детям представления о том, что
предметы, сделанные из разных
материалов, нагреваются по-разному.
Май
«Откуда радуга берется?».
«Как увидеть радугу?»,
«Мыльные пузыри».
«Все обо всем»
1.Познакомить детей с солнечной энергией
и особенностями ее проявления.
2. Развивать поисковую активность через
экспериментирование и практическую
деятельность.
3.Воспитывать интерес к познанию
закономерностей, существующих в
неживой природе.
Итоговое занятие. Обобщить знания и
навыки экспериментирования
Работа с родителями:
1. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих
наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на
занятиях.
2. Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных
материалов.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что
детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное
достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт
детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его
взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе
эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его
мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать
операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и
экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения
задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в
действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим
средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное
влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей,
на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной
активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение
экспериментирования оказало влияние на:
повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения
и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать
проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и
связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать
средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять
эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие
(обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление
умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение
задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить
доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,
умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,
согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию
познавательной активности старших дошкольников в процессе
экспериментирования дома.
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития
познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми
проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и
экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в
организации этой деятельности.
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления
детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе
экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить
присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем,
первооткрывателем. В 2018-2019 учебном году планируется продолжить работу
по тем самообразования.