Напоминание

Отчет по самообразованию «Развитие инициативы детей посредством экспериментальной деятельности»


Автор: Родченкова Ольга Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №26"
Населённый пункт: г.Гатчина, Ленинградская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Отчет по самообразованию «Развитие инициативы детей посредством экспериментальной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ "Центр развития ребенка -

детский сад №26"

Воспитатель

Родченкова Ольга Александровна

Квалификационная категория - высшая

Стаж работы в должности - 11 лет

2021 - 2022 г.г.

Самообразование

Тема: «Развитие инициативы детей посредством

экспериментальной деятельности»

Цель: развитие познавательной активности детей дошкольного возраста

посредством опытно-экспериментальной деятельности с объектами и явлениями

окружающей действительности.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для экспериментальной деятельности;

углублять представления детей о живой и неживой природе;

расширять представления о физических свойствах окружающего мира

(воздуха, воды, почвы, магнитов, и т.д.);

формировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать,

делать выводы.

Развивающие:

развивать мышление, внимание, память, речь;

развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.

Воспитательные:

воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность;

вызывать у детей радость от открытий, полученных из опытов;

воспитывать умение работать в коллективе.

Предполагаемый результат:

Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской

деятельности

- Накоплен методический и дидактический материал по проектно-

исследовательской деятельности

- Разработаны схемы, таблицы, модели с алгоритмом проведения опытов

- Создан мини-музей природы

У детей:

- сформированы проектно- исследовательские умения и навыки:

Они могут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать

из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать,

самостоятельно анализировать полученные результаты;

- расширились знания об отдельных явлениях и объектах природы;

- сформировалось осознанное отношение к объектам природы, к себе и людям как

части природы.

п/п

Этапы

Срок

1.

Подбор и изучение методической

литературы

Сентябрь - октябрь

2021уч.г.

2.

Участие в мероприятиях посвященных

теме самообразования

Октябрь-май

2021-2022уч.г.

3.

Внедрение в практику

Октябрь-май

2021-2022уч.г.

4.

Представление опыта по теме

Май

2022уч.г.

Этапы самообразования

Литература по теме самообразования

1. Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы . Москва. Мозаика-Синтез

2015г.

2. Дубина О. В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации

поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005.

3. Дубина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников. М., 2005.

4. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление

ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л.

Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

6. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

7. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности

дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

8. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

9. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.

Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

10. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа

и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

11. Баранова Е. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и

дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил. (Детский сад: днем за

днем. В помощь воспитателям и родителям).

12. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., «Ребенок в

мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.

В. Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с. -(программа развития).

13. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты

для дошкольников» Под ред. О. В. Дыбиной. - М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с.

14. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой.

Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.:

Педагогическое общество России, 2005.-80с.

15. Прохорова Л. Н. - «Организация экспериментальной деятельности

дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с.

16. Поддьяков Н. Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников»

Ж. Вопросы психологии. 1985.№2

17. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей».

Дошкольное воспитание. 2005.№1

Участие в мероприятиях посвященных теме

самообразования - не участвовала

Участие в методической работе детского сада

Дата

Тема

Форма участия

.03.2022г.

«Организация опытно-

экспериментальной деятельности как

средство развития

естественнонаучных представлений у

старших дошкольников»

Доклад

Перспективный план работы

Этапы

Содержание работы

Сроки

выполнения

Результат

Организационно -

ознакомительны

й

Изучение методической

литературы

Мониторинг детей

Сентябрь, октябрь.

Составление картотеки

книг, статей из

журналов, составление

картотеки

экспериментов.

Разработка плана занятий с

детьми по теме

самообразования.

Октябрь

Перспективное

планирование

экспериментальной

деятельности.

Консультация для родителей.

Информационный стенд.

«Ребенок- исследователь в

детском саду».

«Организация детского

экспериментирования в

домашних условиях»

Октябрь

Ноябрь

Знакомство родителей

с планами работы в

области

экспериментирования,

с алгоритмами

простейших

экспериментов с

детьми в домашних

условиях.

Практический

Проведение

экспериментирования с

детьми в непосредственно

образовательной

деятельности.

Октябрь - май

Подготовка

презентации по

экспериментированию.

Консультация для родителей

на тему: «Развитие

творческих способностей

детей средствами

экспериментальной

деятельности»

«Развитие любознательности

детей через детское

экспериментирование»

В течение года.

Изготовление стола

для

экспериментирования

(в разработке) и его

постепенное

оснащение.

Мастер – класс от родителей.

Посадка лука, укропа, в

группе.

Апрель

По мере роста лука,

укропа, пертушки

воспитанники

наблюдают за ростом

семян, ухаживают за

посадками. По мере

роста лук, петрушку,

укроп можно в группе

употреблять в пищу во

время обеда.

Индивидуальная

консультация воспитателей

по теме

экспериментировании

В течении года

Памятки, картотека

игр и занятий по

экспериментированию

Заключительный

Мониторинг детей

Рефлексия

мониторинга до –

после: итог диаграмма.

Май

Выставка (ребенок –

родитель) «Кашпо для цветов

из бросового материала»

(Пластиковые бутылки)

Ребята делают кашпо

вместе с родителями,

параллельно

знакомясь со

свойствами

пластмассы.

Беседа с воспитателями

МБДОУ

Выступление по теме

самообразования на

педагогическом

совете.

Перспективное планирование экспериментальной

деятельности на 2021-22 учебный год

Период

Образовательная

деятельность

Задачи

Сентябрь

Подготовительный этап

Изучение научно-педагогической

литературы по экспериментально-

исследовательской деятельности.

Разработка и составление перспективного

планирования.

Октябрь

1 Блок - «Вода и ее свойства»

«Такая разная вода»

«Что умеет вода?»

1.Уточнить знания детей о значении воды в

жизни человека.

2.Закрепить свойства воды – разные

агрегатные состояния воды.

3.Развивать навыки лабораторных опытов,

по схемам – закрепить умение работать с

прозрачной стеклянной посудой, соблюдая

правила техники безопасности с

незнакомыми растворами.

1. Дать первоначальные знания о свойствах

воды (вода может передавать усилие),

подвести к следующим открытиям: - вода

не имеет формы и заполняет свободное

пространство; - вода в закрытом соседей

имеет постоянный объем; - если к воде

прикладывают усилие (в закрытом сосуде),

то оно передаётся на стенки сосуда. Если

одну из этих стенок сделать подвижной,

она таким образом может приводиться в

движение.

2. Развивать навыки и умения проводить

простейшие опыты, работать с

экспериментальным инструментарием.

Ноябрь

«Измеряем уровень воды»

«Вода может вращать колеса»

Выявить процесс испарения воды,

зависимость скорости испарения от

условий (открытая и закрытая поверхность

воды).

Дать представление о том, что вода может

приводить в движение другие предметы.

Декабрь

2 Блок – «Воздух и его свойства»

«Воздух можно увидеть и

почувствовать»

«Где теплее?», «Летаем на

воздушном шаре», «Упрямый

воздух», «Что быстрее?»

1.Уточнить и расширить знание детей о

воздухе, познакомить детей со способами

обнаружения воздуха.

2.Развивать наблюдательность,

любознательность, познавательную

активность.

1.Дать представление о том, что воздух

легче воды; он может вытеснить воду и что

теплый воздух легче холодного и

поднимается вверх.

2.Развивать умение делать выводы.

3.Воспитывать интерес к

исследовательской деятельности.

Январь

«Воздух может двигать

предметы»

1

Продолжать формировать представление

о воздухе, его свойствах;

2.Формировать умение самостоятельно

делать выводы в процессе

экспериментирования;

3.Расширять словарный запас детей.

Февраль

3 Блок – «Почва»

«Сравнение свойств сухой и

влажной почвы»

«Что есть в почве?»

Познакомить со способом определения и

сравнения сухой и влажной почвы,

сформировать умения фиксировать

результаты исследований.

Формирование представлений о

зависимости факторов неживой природы от

живой.

Март

«Стихийные явления»

«Извержение вулкана»

Познакомить детей с такими явлениями

как, извержение вулкана, наводнение,

землетрясение и т. д.

1. Дать дошкольникам элементарные

представления о природном явлении —

вулкан.

2. Наглядно показать взаимодействие

щелочи с кислотой (реакцию

нейтрализации).

Апрель

4 Блок – «Природные явления»

«Выращивание кристаллов

1.Развивать познавательный интерес,

умения сравнивать, делать выводы;

соли»

«Теплопроводность

материалов»

2. Расширять знания детей о соли и ее

свойствах;

3.Узнать, что такое кристаллы; 4.

Познакомиться со способами выращивания

кристаллов.

Дать детям представления о том, что

предметы, сделанные из разных

материалов, нагреваются по-разному.

Май

«Откуда радуга берется?».

«Как увидеть радугу?»,

«Мыльные пузыри».

«Все обо всем»

1.Познакомить детей с солнечной энергией

и особенностями ее проявления.

2. Развивать поисковую активность через

экспериментирование и практическую

деятельность.

3.Воспитывать интерес к познанию

закономерностей, существующих в

неживой природе.

Итоговое занятие. Обобщить знания и

навыки экспериментирования

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих

наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на

занятиях.

2. Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных

материалов.

Заключение

На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что

детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное

достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт

детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его

взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе

эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его

мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать

операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и

экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения

задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в

действии и построение доступных выводов.

Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим

средством интеллектуального развития дошкольников, оказывает положительное

влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей,

на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной

активности.

Результаты проведенной работы показали, что применение

экспериментирования оказало влияние на:

повышение уровня развития любознательности; исследовательские умения

и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать

проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и

связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать

средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять

эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие

(обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление

умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение

задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить

доказательную речь);

личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности,

умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения,

согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе;

повышение компетентности родителей в организации работы по развитию

познавательной активности старших дошкольников в процессе

экспериментирования дома.

Таким образом, прослеживается положительная динамика развития

познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми

проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и

экспериментированию дома; повышение компетентности родителей в

организации этой деятельности.

Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления

детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе

экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить

присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем,

первооткрывателем. В 2018-2019 учебном году планируется продолжить работу

по тем самообразования.



В раздел образования