Автор: Кромская Алла Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №20 "Родничок" комбинированного вида"
Населённый пункт: Московская область, п.Шаховская
Наименование материала: конспект ООД в старшей логопедической группе
Тема: "На весенней лужайке"
Раздел: дошкольное образование
Цели занятия.
Коррекционно – образовательные:
- активизировать словарный запас детей по теме «Насекомые»;
- упражнять детей в подборе слов-антонимов;
- продолжить работу по образованию притяжательных прилагательных;
- учить составлению предложений с предлогами пространственного
значения;
- совершенствовать навык ведения подготовительного диалога;
- закреплять и развивать умение составлять описательный рассказ по
плану-схеме;
Коррекционно – развивающие:
- развивать внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику, память;
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Демонстрационный материал: игрушка «Пчелка», сюжетная картина с
изображением весенней лужайки, бумажные фигурки насекомых, план-схема
для составления описательного рассказа насекомого, предметная картинка и
картинка со схематическим изображением стрекозы, тапочки, «Комар» и
«Пчела», мяч, большая бумажная ромашка.
Раздаточный материал: коробочки со счетными палочками.
Ход занятия.
I.
Организационный момент.
Логопед и дети входят в группу.
- Дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними
(здороваются).
II. Подбор слов-антонимов.
- Встаньте около меня в кружок (берет мяч). Давайте поиграем в игру
«Скажи наоборот» (логопед бросает ребенку мяч, тот возвращает мяч
обратно – всё это производится одновременно со словесным подбором
слов-антонимов):
Комар злой, а бабочка, наоборот, - добрая.
Шмель большой, а божья коровка… маленькая.
Пчела полезная, а муха… вредная.
Оса живет на улице, а таракан… дома.
Кузнечик прыгает, а муравей… ползает.
Жук жужжит, а паук… молчит.
Стрекоза летает быстро, а комар… медленно.
III.
Актуализация знаний:
1)
– Дети , как можно одним словом назвать осу, кузнечика, жука…?
(насекомые)
- Почему зимой на улице нельзя увидеть насекомых (потому что
холодно, они спят)
- Когда же появляются насекомые на улице? (весной)
- Почему весной? (становится тепло, и насекомые вылезают из
своих
укрытий).
2)
– Наступила весна, и самые смелые насекомые выбрались из своих
зимних домиков на волю
- Одно такое насекомое прилетело к нам сегодня. Угадайте, кто это:
Не птица, а с крыльями,
Над цветком летает,
Медок собирает (пчела).
Логопед показывает игрушку «Пчёлка»
- Пчелка приглашает вас на прогулку, на весеннюю лужайку. Давайте
отправимся с ней (дети садятся за столы).
IV.
Образование притяжательных прилагательных.
На мольберте висит сюжетная картина с изображением весенней
лужайки и прикрепленными к ней фигурками насекомых (на
липучках), наполовину закрытые белыми бумажками.
- Вот мы с вами и пришли на лужайку. Как много тут разных
насекомых!
Но они хотят, чтобы вы угадали, кто где спрятался.
- Чье это брюшко и лапки? (паучье, комариное, шмелиное, осиное,
пчелиное, муравьиное, бабочкино, стрекозье).
Одновременно с названием слова логопед снимает с фигурок
насекомых бумажки, закрывающие часть тела.
V.
Отработка пространственных предлогов в предложениях.
1)- Расскажите, кто сидит на ветке? (На ветке сиди комар)
- Кто ползет к паутине? (К паутине ползет паук)
- Кто спускается с муравейника? (С муравейника спускается
муравей)
- Кто залетает в осиное гнездо? (В осиное гнездо залетает оса)
- Кто вылетает из улья? (Из улья вылетает пчела)
- Кто летит от улья? (От улья летит бабочка)
- Кто спрятался под ульем? (Под ульем спрятался шмель)
- Кто пролетает между ульем и домом? (Между ульем и домом
пролетает
стрекоза).
2)- Пчелка говорит, что насекомые очень любят игру «Что
изменилось?». Вы закроете глаза, а два из них поменяются местами
9дети закрывают глаза, а логопед меняет две фигурки насекомых
местами. Затем дети открывают глаза, и один из них называет, что
изменилось).
Например:
- Теперь стрекоза летит от улья, а бабочка пролетает между домом и
ульем.
VI. Согласование числительных с существительными в роде, числе,
падеже.
- Посмотрите, на лужайке много божьих коровок. А ну-ка, посчитайте
их (дети считают самостоятельно). Сколько их? (здесь пять божьих
коровок). Давайте проверим. Считаем хором (одна божья коровка –
две божьи коровки – три божьи коровки – четыре божьи коровки –
пять божьих коровок).
- Мы немного устали. Встанем и отдохнем.
Физкультурная пауза:
Прилетала к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек
И веселый мотылек.
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
VII.
Подбор эпитетов к существительному:
- Ребята, посмотрите на нашу пчелку. Какая она усталая. Как вы
думаете, почему она устала? (Потому что она собирала мед)
- А зачем ей мед? (она отнесет его в улей, и будет питаться медом
всю зиму)
- С утра до ночи пчелка летает над цветками и собирает мед
- Значит, пчела, какая? (хлопотливая, заботливая, запасливая,
трудолюбивая…).
VIII.
Драматизация стихотворения.
- О нелёгком труде пчелы мы расскажем стихотворение, которое
называется «Скучать некогда» (на ковер выходят 3 ребенка, логопед
одевает на них шапочки «Комар» и «Пчела», кладет на пол
бумажную ромашку). Дети в ролях рассказывают стихотворение:
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело,
не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
просто некогда скучать!
IX.
Составление описательного рассказа насекомого по плану-схеме.
- Ребята, пчелка предлагает вам угадать одно из насекомых с этой
лужайки.
Нужно рассказать о насекомом по этому плану-схеме (логопед снимает
«Лужайку», под ней висит план-схема) и картинка (один из детей
выходит к плану-схеме и, держа перед собой предметную картинку с
изображением стрекозы, описывает её, не называя. Затем дети
угадывают).
- Правильно, это стрекоза!
X. Выкладывание фигурки стрекозы из счетных палочек.
Логопед снимает с мольберта план-схему, под ней картинка со
схематическим изображением стрекозы.
- Дети, достаньте из коробочек счетные палочки и выложите из них
стрекозу.
Смотрите на образец (дети выполняют задание). Молодцы!
XI.
Итог.
На доску снова вывешивается картина «Весенняя лужайка».
- Ну что ж, ребята, нам пора покинуть весёлую лужайку и вернуться
домой.
Вы очень понравились нашей пчелке. Попрощайтесь с ней (дети
прощаются).