Напоминание

Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактический игры


Автор: Биджиева Мариям Магометовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 10 "Вишенка"
Населённый пункт: г.Новороссийск,Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактический игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Биджиева Мариям Магометовна,

воспитатель

МАДОУ №10, г. Новороссийск

Краснодарский край, Россия

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

Аннотация.

В представленной статье мы рассматриваем проблему

развития познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью

использования дидактических игр. Мы разделяем точку зрения ряда ученых,

считающих, что познавательная активность ребенка является краеугольным

камнем в процессе становления его как гармонично развитой личности.

Ключевые

слова:

познавательная

активность,

дошкольники,

подготовительная группа, дидактические игры.

Как известно, дошкольный возраст детей завершается в подготовительной

к школе группе. Главными достижения данного возраста является усвоение

мира вещей как предметов человеческой культуры; усвоение форм позитивной

коммуникации

с

окружающими

его

людьми;

понимание

половой

принадлежности, формирование позиции школьника. К концу дошкольного

возраста у ребенка развивается высокая степень познавательного и личностного

роста, а это, в свою очередь, помогает ему в последующем успешно учиться в

школе. Поэтому мы рассматриваем развитие познавательной активности

дошкольника и развитие познавательной активности именно посредством

дидактической игры, так как она несколько отличается от «обычной» игры:

имеет свои дидактические задачи и т.д.

В ФГОС ДО в «1.4. Основных принципах дошкольного образования»

указано: «…7) формирование познавательных интересов и познавательных

действий ребенка в различных видах деятельности» [4, с. 3].

В-первую очередь кратко проанализируем, что же такое «познавательная

активность». С

давних

времен

педагоги

обращали

внимание

на

развитие

познавательной

активности

детей.

Исследовали

данный

вопрос

такие

зарубежные ученые, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г.

Песталоцци

и

А.

Дистерверг. Они

рассматривали

формирование

познавательной

активности

через развитие познавательного интереса.

Отечественные ученые Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия и другие в своих трудах

исследуют факторы, способствующие познанию детьми окружающего их мира.

Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и

другие ученые рассматривая проблемы развития познавательной активности,

отмечают, что познавательная активность имеет огромное значение в процессе

познания. Они обосновали, что

познавательная

активность

и

деятельность

человека неразрывно связаны между собой. Из этого следует, что один из

главнейших факторов формирования личности ребенка – его познавательная

активность,

степенью развития

которой

определяется

продуктивность

самостоятельной работы ребенка.

Исследуя вопрос развития познавательной активности детей, в данной

статье приведем определение, Г.И. Щукиной: «Познавательная активность – это

характеристика личности, которая включает желание личности познавать и

является ответом на умственную деятельность. Это свойство личности, где

потребности и интересы выражают содержательную характеристику, а воля

является формой» [5].

Важно, чтобы у детей был не просто интерес к занимательным и новым

вещам, а была установка к решению задач, поиску

своего собственного

решения, что является слагаемым его творческой познавательной активности.

Далее

рассмотрим

дидактическую

игру

как

средство

развития

познавательной активности дошкольника. Игровой метод является ценным для

стимулирования интереса детей к обучению и высокого уровня познавательной

активности. К.Д. Ушинский

считал игру серьезным занятием, в котором

ребенок

усваивает и

преобразует действительность [3]. Бесспорно, что для

ребенка игра интересна, так как она понятнее ему и частично является его

«личным творением», в которой он ощущает себя зреющим человеком,

испытывающим свои

силы и может самостоятельно

распоряжаться

своими

«созданиями». Известно, что отличие дидактической игры от других игр в том,

что в ней и познавательные, и учебные задачи тесно связаны с игровыми, что

предполагает организацию педагогом дидактической игры с «присутствием» в

ней элементов занимательности, отгадывания, поиска решения и т.д.

Мы рассматриваем дидактическую игру для развития познавательной

активности

дошкольников

подготовительной

группы

и

потому,

что

в

дидактической игре, как в коллективной и целенаправленной деятельности, где

каждый участник и команда работают вместе для решения главной задачи,

ориентируют свое поведение на выигрыш, и активно заняты познавательной

деятельностью.

Поэтому

дидактическая

игра

используется

нами

в

педагогической

деятельности

как

способ

активизации

познавательной

деятельности дошкольников и стимулирования живого интереса к дальнейшему

познанию окружающей действительности. Игра позволяет нам преподносить

изучаемый детям материал в более интересной форме, а также вызывает у

дошкольников чувство удовлетворения от процесса познания, способствует

созданию у них положительного рабочего настроения, значительно облегчает

процесс усвоения детьми знаний.

В процессе дидактической игры дошкольники должны знать свои роли в

игре и следовать правилам, которые, в свою очередь, должны соответствовать

цели занятия и уровню каждого ребенка. Это позволяет детям проявлять свою

самостоятельность, усидчивость и мыслительную активность, а также помогает

каждому

дошкольнику

чувствовать

удовлетворение

и

радость от успеха.

Правила дидактической игры, как известно, созданы для того, чтобы не только

управлять

игровым

процессом,

но

и

помочь

любому ребенку достижению

общих целей

и развитию личности. Педагогу целесообразно объяснить тему и

правила конкретной игры, а также предоставить детям руководство по ее

проведению.

Также

правила

игры

воспитывают

умение

дошкольников

управлять

своим поведением

и

следовать

правилам

группы, т.е. развивают

умения вести себя в социуме в соответствии с принятыми нормами поведения.

После проведения каждой игры обязательно следует подводить итоги,

которые, без сомнения, играют

существенную

роль

в

оценке

деятельности

каждого ребенка. Например, можно посчитать количество заработанных очков,

определить, кто из дошкольников лучше всех справился с заданием игры, и т. д.

При подведении итогов игры, как и во время ее проведения, мы помним о

важности индивидуального и дифференцированного подходов: отмечаем

успехи каждого из детей (пусть, на наш взгляд, незначительные), подбадриваем

– мотивируем на успех, отстающих и т.д., т.е. выстраиваем индивидуальную

траекторию развития познавательной активности конкретного ребенка [1].

Перечислим дидактические игры, которые мы используем в своей

профессионально-педагогической деятельности

с

детьми

дошкольного

возраста подготовительной группы с целью развития их познавательной

активности: «Подарки Буратино», «Украсим новогоднюю елку», «Помогите

Незнайке найти ответ», «Кто быстрее?», «Угадай слово», «Скажи по-другому»,

«Скажи наоборот», «Угадай, какое растение» и другие.

Существенную

помощь

в

развитии

познавательной

активности

дошкольников нашей подготовительной группы оказали дидактические игры,

предложенные Топычкановой Н.Ф. [2]. Например: «Дидактическая игра

«Если бы…» (для детей 5 – 7 лет). Дидактическая задача: развивать формы

мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.

Игровая задача: продолжи предложение.

Игровые

действия: предложите

детям

пофантазировать

на

самые

разнообразные темы: «Если бы я был президентом…» (каким, зачем? Что делал

бы?), «Если бы вдруг исчезло солнце…» (Что в этом хорошего и плохого?) и

т.д.

Правило игры: Педагог говорит фразу, а дети продолжают.

Результат: продолженные

предложения

детьми

имеют

логически

связную речь» [2].

Мы считаем, что необходим дальнейший поиск оптимальных путей,

методов, приемов, способов, способствующих активизации познавательной

деятельности детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биджиева В.И. Использование дифференцированного подхода как

условие речевого развития дошкольников / Масс-медиа в социокультурном

диалоге

гуманитарных

культур

/Материалы

Всероссийской

научно-

практической конференции, посвященной 80-летию Карачаево-Черкесского

государственного университета имени У.Д. Алиева. – Карачаевск, КЧГУ, 2019.

– С. 63-66.

2. Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных

действий у детей дошкольного возраста. / сост. Топычканова Наталья

Федоровна.

Камышлов:

ГБПОУ

СО

«Камышловский

педагогический

колледж»

3. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: избранное [Текст]: / К.Д.

Ушинский; сост. и автор С.Ф. Егоров. – М.: Карапуз, 2000 г. – 256 с.

4. ФГОС ДО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17

октября 2013 г. N 1155) С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8

ноября 2022 г.

5.

Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2003.

– 208 с.



В раздел образования