Автор: Биджиева Мариям Магометовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ 10 "Вишенка"
Населённый пункт: г.Новороссийск,Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие познавательной активности дошкольников посредством дидактический игры
Раздел: дошкольное образование
Биджиева Мариям Магометовна,
воспитатель
МАДОУ №10, г. Новороссийск
Краснодарский край, Россия
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ
Аннотация.
В представленной статье мы рассматриваем проблему
развития познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью
использования дидактических игр. Мы разделяем точку зрения ряда ученых,
считающих, что познавательная активность ребенка является краеугольным
камнем в процессе становления его как гармонично развитой личности.
Ключевые
слова:
познавательная
активность,
дошкольники,
подготовительная группа, дидактические игры.
Как известно, дошкольный возраст детей завершается в подготовительной
к школе группе. Главными достижения данного возраста является усвоение
мира вещей как предметов человеческой культуры; усвоение форм позитивной
коммуникации
с
окружающими
его
людьми;
понимание
половой
принадлежности, формирование позиции школьника. К концу дошкольного
возраста у ребенка развивается высокая степень познавательного и личностного
роста, а это, в свою очередь, помогает ему в последующем успешно учиться в
школе. Поэтому мы рассматриваем развитие познавательной активности
дошкольника и развитие познавательной активности именно посредством
дидактической игры, так как она несколько отличается от «обычной» игры:
имеет свои дидактические задачи и т.д.
В ФГОС ДО в «1.4. Основных принципах дошкольного образования»
указано: «…7) формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности» [4, с. 3].
В-первую очередь кратко проанализируем, что же такое «познавательная
активность». С
давних
времен
педагоги
обращали
внимание
на
развитие
познавательной
активности
детей.
Исследовали
данный
вопрос
такие
зарубежные ученые, как Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г.
Песталоцци
и
А.
Дистерверг. Они
рассматривали
формирование
познавательной
активности
через развитие познавательного интереса.
Отечественные ученые Б. Г. Ананьев, А. Р. Лурия и другие в своих трудах
исследуют факторы, способствующие познанию детьми окружающего их мира.
Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и
другие ученые рассматривая проблемы развития познавательной активности,
отмечают, что познавательная активность имеет огромное значение в процессе
познания. Они обосновали, что
познавательная
активность
и
деятельность
человека неразрывно связаны между собой. Из этого следует, что один из
главнейших факторов формирования личности ребенка – его познавательная
активность,
степенью развития
которой
определяется
продуктивность
самостоятельной работы ребенка.
Исследуя вопрос развития познавательной активности детей, в данной
статье приведем определение, Г.И. Щукиной: «Познавательная активность – это
характеристика личности, которая включает желание личности познавать и
является ответом на умственную деятельность. Это свойство личности, где
потребности и интересы выражают содержательную характеристику, а воля
является формой» [5].
Важно, чтобы у детей был не просто интерес к занимательным и новым
вещам, а была установка к решению задач, поиску
своего собственного
решения, что является слагаемым его творческой познавательной активности.
Далее
–
рассмотрим
дидактическую
игру
как
средство
развития
познавательной активности дошкольника. Игровой метод является ценным для
стимулирования интереса детей к обучению и высокого уровня познавательной
активности. К.Д. Ушинский
считал игру серьезным занятием, в котором
ребенок
усваивает и
преобразует действительность [3]. Бесспорно, что для
ребенка игра интересна, так как она понятнее ему и частично является его
«личным творением», в которой он ощущает себя зреющим человеком,
испытывающим свои
силы и может самостоятельно
распоряжаться
своими
«созданиями». Известно, что отличие дидактической игры от других игр в том,
что в ней и познавательные, и учебные задачи тесно связаны с игровыми, что
предполагает организацию педагогом дидактической игры с «присутствием» в
ней элементов занимательности, отгадывания, поиска решения и т.д.
Мы рассматриваем дидактическую игру для развития познавательной
активности
дошкольников
подготовительной
группы
и
потому,
что
в
дидактической игре, как в коллективной и целенаправленной деятельности, где
каждый участник и команда работают вместе для решения главной задачи,
ориентируют свое поведение на выигрыш, и активно заняты познавательной
деятельностью.
Поэтому
дидактическая
игра
используется
нами
в
педагогической
деятельности
как
способ
активизации
познавательной
деятельности дошкольников и стимулирования живого интереса к дальнейшему
познанию окружающей действительности. Игра позволяет нам преподносить
изучаемый детям материал в более интересной форме, а также вызывает у
дошкольников чувство удовлетворения от процесса познания, способствует
созданию у них положительного рабочего настроения, значительно облегчает
процесс усвоения детьми знаний.
В процессе дидактической игры дошкольники должны знать свои роли в
игре и следовать правилам, которые, в свою очередь, должны соответствовать
цели занятия и уровню каждого ребенка. Это позволяет детям проявлять свою
самостоятельность, усидчивость и мыслительную активность, а также помогает
каждому
дошкольнику
чувствовать
удовлетворение
и
радость от успеха.
Правила дидактической игры, как известно, созданы для того, чтобы не только
управлять
игровым
процессом,
но
и
помочь
любому ребенку достижению
общих целей
и развитию личности. Педагогу целесообразно объяснить тему и
правила конкретной игры, а также предоставить детям руководство по ее
проведению.
Также
правила
игры
воспитывают
умение
дошкольников
управлять
своим поведением
и
следовать
правилам
группы, т.е. развивают
умения вести себя в социуме в соответствии с принятыми нормами поведения.
После проведения каждой игры обязательно следует подводить итоги,
которые, без сомнения, играют
существенную
роль
в
оценке
деятельности
каждого ребенка. Например, можно посчитать количество заработанных очков,
определить, кто из дошкольников лучше всех справился с заданием игры, и т. д.
При подведении итогов игры, как и во время ее проведения, мы помним о
важности индивидуального и дифференцированного подходов: отмечаем
успехи каждого из детей (пусть, на наш взгляд, незначительные), подбадриваем
– мотивируем на успех, отстающих и т.д., т.е. выстраиваем индивидуальную
траекторию развития познавательной активности конкретного ребенка [1].
Перечислим дидактические игры, которые мы используем в своей
профессионально-педагогической деятельности
с
детьми
дошкольного
возраста подготовительной группы с целью развития их познавательной
активности: «Подарки Буратино», «Украсим новогоднюю елку», «Помогите
Незнайке найти ответ», «Кто быстрее?», «Угадай слово», «Скажи по-другому»,
«Скажи наоборот», «Угадай, какое растение» и другие.
Существенную
помощь
в
развитии
познавательной
активности
дошкольников нашей подготовительной группы оказали дидактические игры,
предложенные Топычкановой Н.Ф. [2]. Например: «Дидактическая игра
«Если бы…» (для детей 5 – 7 лет). Дидактическая задача: развивать формы
мышления: анализ, синтез, прогнозирование, творческую связную речь.
Игровая задача: продолжи предложение.
Игровые
действия: предложите
детям
пофантазировать
на
самые
разнообразные темы: «Если бы я был президентом…» (каким, зачем? Что делал
бы?), «Если бы вдруг исчезло солнце…» (Что в этом хорошего и плохого?) и
т.д.
Правило игры: Педагог говорит фразу, а дети продолжают.
Результат: продолженные
предложения
детьми
имеют
логически
связную речь» [2].
Мы считаем, что необходим дальнейший поиск оптимальных путей,
методов, приемов, способов, способствующих активизации познавательной
деятельности детей дошкольного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биджиева В.И. Использование дифференцированного подхода как
условие речевого развития дошкольников / Масс-медиа в социокультурном
диалоге
гуманитарных
культур
/Материалы
Всероссийской
научно-
практической конференции, посвященной 80-летию Карачаево-Черкесского
государственного университета имени У.Д. Алиева. – Карачаевск, КЧГУ, 2019.
– С. 63-66.
2. Сборник дидактических игр, направленных на развитие познавательных
действий у детей дошкольного возраста. / сост. Топычканова Наталья
Федоровна.
–
Камышлов:
ГБПОУ
СО
«Камышловский
педагогический
колледж»
3. Ушинский, К.Д. Воспитание человека: избранное [Текст]: / К.Д.
Ушинский; сост. и автор С.Ф. Егоров. – М.: Карапуз, 2000 г. – 256 с.
4. ФГОС ДО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 г. N 1155) С изменениями и дополнениями от: 21 января 2019 г., 8
ноября 2022 г.
5.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2003.
– 208 с.