Напоминание

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ


Автор: Доронина Наталья Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №5"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Памятка «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического

здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека,

основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет

состояние общего душевного комфорта.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют нарушения центральной

нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере,

нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные

хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет

познавательную

деятельность,

снижает

работоспособность,

ориентацию

в

практической деятельности.

Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и

взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение

здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя

видами

непосредственной

образовательной

деятельности.

В

результате

активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Можно

использовать с элементами дыхательной гимнастики.

Физкультминутки

проводятся

во

время

организованной

образовательной

деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме

разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за

столов.

Релаксация

– специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного

напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию

напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

Самомассаж –

это

дозированное

механическое

раздражение

тела

человека,

выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные

массажеры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани,

усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их

кислородом.

Самомассаж

способствует

приобретению

знаний

о

строении

собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.

Рекомендуется детям с гипертонусом мышц.

Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых

нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и

музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение,

способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры

головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память

зрительную,

слуховую,

моторную;

ритм

благоприятно

влияет

на

различные

отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.

Психогимнастика–

это

игры

и

упражнения,

направленные

на

использование

выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают

различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям

преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое

напряжение, дают возможность самовыражения.

В

результате

использования

приемов

здоровьесберегающих

технологий

в

коррекционной работе:

- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;

- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу

чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

- развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного

материала.

Учитель-дефектолог: Доронина Н.В.



В раздел образования