Автор: Доронина Наталья Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБОУ "СШ №5"
Населённый пункт: г. Нижневартовск, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ
Раздел: дополнительное образование
Памятка «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ»
Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования – охрана и укрепление физического и психического
здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека,
основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет
состояние общего душевного комфорта.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют нарушения центральной
нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере,
нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные
хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет
познавательную
деятельность,
снижает
работоспособность,
ориентацию
в
практической деятельности.
Здоровьесберегающие технологии — это система мер, включающая взаимосвязь и
взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение
здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя
видами
непосредственной
образовательной
деятельности.
В
результате
активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Можно
использовать с элементами дыхательной гимнастики.
Физкультминутки
проводятся
во
время
организованной
образовательной
деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты; они проводятся в форме
разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за
столов.
Релаксация
– специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного
напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию
напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Самомассаж –
это
дозированное
механическое
раздражение
тела
человека,
выполняемое с помощью специального оборудования: массажные мячики, деревянные
массажеры. Самомассаж стимулирует обменные процессы в мышечной ткани,
усиливает кровообращение в мышцах, улучшает питание тканей, снабжая их
кислородом.
Самомассаж
способствует
приобретению
знаний
о
строении
собственного тела, стимулирует развитие речи и увеличивает словарный запас.
Рекомендуется детям с гипертонусом мышц.
Логоритмика. Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых
нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и
музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение,
способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры
головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, память
зрительную,
слуховую,
моторную;
ритм
благоприятно
влияет
на
различные
отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.
Психогимнастика–
это
игры
и
упражнения,
направленные
на
использование
выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств. Дети изучают
различные эмоции и учатся управлять ими. Подобные игры помогают детям
преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое
напряжение, дают возможность самовыражения.
В
результате
использования
приемов
здоровьесберегающих
технологий
в
коррекционной работе:
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие;
- дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;
- формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу
чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного
материала.
Учитель-дефектолог: Доронина Н.В.