Автор: Рахно Марина Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №51
Населённый пункт: г. Таганрог Ростовской обл.
Наименование материала: Статья
Тема: Роль семьи в формировании здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование
«Здоровая семья - сильная Россия» - эта пословица имеет
глубокий смысл. Семья играет огромную роль в воспитании
осознанного отношения детей к здоровью.
Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в
семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой
образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка
впитывает стиль поведения близких людей.
В раннем возрасте ребенок еще не способен осознанно и
адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии,
заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих. Все это
требует от родителей формирования такого стиля жизни, который
способствует сохранению своего здоровья.
Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в
семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры
родителей и уровня их образования.
Очень часто родители обращают внимание на здоровье ребенка
тогда, когда ему уже необходима помощь медиков или
психологов. Поэтому важно обратить внимание на эту проблему и
создать благоприятные условия развития в семье с раннего
возраста.
Ребенку необходимо показать лучшие семейные традиции, понять
значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в
семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и
другими членами семьи.
Но рассказы, нравоучения взрослых не вызовут у малыша стойкой
потребности в здоровом образе жизни. А значит, прежде чем
научить ребенка, эту потребность родители должны выработать у
себя.
В жизни есть важное правило: «Если хочешь воспитать своего
ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда
будет вести!»
Режим дня дошкольника – одна из важных составляющих
семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень
работоспособности, отодвинуть утомление и исключить
переутомление. Семья организует рациональный домашний
режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное
питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое
воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в
детском саду должен соответствовать домашнему режиму.
Другая проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр
телевизора и пользование компьютером. Компьютер и
телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания,
мышления, координации ребенка, но при условии разумного
подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени
пребывания ребенка перед экраном, которое не должно
превышать 30 минут.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, семья должна привить
ребенку следующие основные знания, умения и потребности:
* знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды,
обуви и др.;
* потребность строго соблюдать режим дня;
* умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать
последствия и находить выход из них;
* умение взаимодействовать с окружающей средой.
Родителям необходимо знать критерии эффективности
воспитания здорового образа жизни:
* положительная динамика физического состояния вашего
ребенка;
* снижение заболеваемости;
*формирование у ребенка умений выстраивать отношения со
сверстниками, родителями и другими людьми;
*снижение уровня тревожности и агрессивности.
Положительный результат может быть достигнут только при
тесном взаимодействии дошкольного учреждения и семьи. При
соблюдении этого условия ребёнок воспримет бережное
отношение к своему здоровью как непреложную истину,
единственно правильный стиль жизнедеятельности.