Автор: Лилия Георгиевна Зыкова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 62 "Звездочка"
Населённый пункт: Город Минеральные Воды
Наименование материала: Методические рекомендации по речевому развитию детей дошкольного возраста
Тема: «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД № 62 «ЗВЕЗДОЧКА» Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ
«Актуальность проблемы речевого
развития детей дошкольного возраста».
Подготовила ст.воспитатель: Зыкова Л.Г
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного
возраста.
Речь – удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума,
чтобы им пользоваться.
Г. Гегель
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из
нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи
своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и
функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей
живого
мира.
Именно
через
общение
с
другими
людьми
человек
реализовывает
себя
как
личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без
оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка
речь
имеет
исключительное
значение.
С
развитием
речи
связано
формирование как личности в целом, так и всех основных психических
процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у
детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема
развития речи является одной из актуальных.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это
владение нормами и правилами
языка, определяемыми для каждого
возрастного
этапа,
и
развитие
их
коммуникативных
способностей.
Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение,
поддерживать эмоциональный тон. Всему этому ребенок должен научиться в
дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым
компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети
приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг
друга,
обмениваются
накопленным
опытом
и
знаниями,
своими
впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает
отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой
сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая
конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е.
снижена его речевая активность.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально-
подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении
всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда
ребенок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые
темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали.
Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой
или папой, удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем
закончился фильм.
Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как
зовут, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам
семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя.
Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем
домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес
механически, не понимая, что конкретно обозначают слова, что обозначают
цифры в его адресе.
После выходных дней интересуйтесь у детей, чем их родные и близкие
занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали;
прошу
рассказать
о
своих
играх,
занятиях
и
развлечениях.
Такие
индивидуальные
беседы
хорошо
использовать
для
развития
произносительных и грамматических навыков (склонение существительных,
согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов,
причастий,
наречий,
деепричастий).
Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На
прогулке,
кроме
заранее
запланированных
игр,
включаю
игры,
способствующие
расширению словарного
запаса
детей,
их
умению
правильно
строить
предложения,
развитию
фонематического
слуха,
восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.
Например: «Какое дерево я загадала? Название этого дерева начинается со
звука «к», а заканчивается на звук «н», «Подбери «родные» слова к слову
«снег» (снежинки, снеговик, снегурочка).
Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке
предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к
слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто
самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке, букву или
фигуру», « Кто первым назовет слово на данный звук, или составит
предложение». На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру
речью.
На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование
приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении
ребенком
своих
действий.
Детям,
которые
затрудняются,
задавайте
наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?»,
«Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»;
а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому,
словесно оформить просьбу.
Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по
конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и
способствует развитию планирующей функции речи,
дает возможность
познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные
названия,
совершенствовать
восприятие
пространственных
отношений.
Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование
пословиц и поговорок, которые являются жанрами
устного народного
творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны
жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное
народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное
творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой
деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как
«Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти и игры можно
использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные
формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички,
дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с
небылицами, частушками, былинами.
Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское
дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Во
время сервировки стола можно уточнить названия столовых приборов, для
чего они нужны, из чего сделаны. Дети называют обобщающее слово
«посуда», вспомнить с ними профессии «повар», «кондитер».
Активность
детских
высказываний возрастет,
если
задавать им
вопросы,
требующие
рассуждений,
развернутых
предложений:
«Что
произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать
растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?»,
«Чем
одно
растение
отличается
от
другого?»
и
т.д.
Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых
социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника,
грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление
слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в
свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.
Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения
художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и
разбирают ее по вопросам.
Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Можно
составить для родителей памятку.
Факторы успешного речевого развития:
Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого – пример для подражания.
Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
Совместные игры взрослого и ребёнка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов
Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
Список литературы.
1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.
2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995
3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
4. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина
Н.С.,
5. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.
6. Интернет – ресурсы.