Напоминание

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».


Автор: Лилия Георгиевна Зыкова
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 62 "Звездочка"
Населённый пункт: Город Минеральные Воды
Наименование материала: Методические рекомендации по речевому развитию детей дошкольного возраста
Тема: «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста».
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 62 «ЗВЕЗДОЧКА» Г. МИНЕРАЛЬНЫЕ ВОДЫ

«Актуальность проблемы речевого

развития детей дошкольного возраста».

Подготовила ст.воспитатель: Зыкова Л.Г

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного

возраста.

Речь – удивительно сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы им пользоваться.

Г. Гегель

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из

нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи

своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и

функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей

живого

мира.

Именно

через

общение

с

другими

людьми

человек

реализовывает

себя

как

личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без

оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка

речь

имеет

исключительное

значение.

С

развитием

речи

связано

формирование как личности в целом, так и всех основных психических

процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у

детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема

развития речи является одной из актуальных.

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это

владение нормами и правилами

языка, определяемыми для каждого

возрастного

этапа,

и

развитие

их

коммуникативных

способностей.

Желание ребенка вступать в диалог, уметь высказывать свое мнение,

поддерживать эмоциональный тон. Всему этому ребенок должен научиться в

дошкольном возрасте. Речь является непременным условием и необходимым

компонентом осуществления любой деятельности. С помощью речи дети

приобретают сведения об окружающей действительности, понимают друг

друга,

обмениваются

накопленным

опытом

и

знаниями,

своими

впечатлениями, интересами. Неполноценная речевая активность накладывает

отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой

сферы. Даже у детей с нормальным интеллектом, часто наблюдается простая

конструкция предложений, односложность ответов, нежелание отвечать, т. е.

снижена его речевая активность.

Развитие речевой активности может проходить не только на специально-

подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении

всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда

ребенок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые

темы. Дети охотнее сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали.

Они часто рассказывают о том, какой новый фильм смотрели вместе с мамой

или папой, удачным будет вопрос, о чем этот фильм, кто главные герои, чем

закончился фильм.

Беседуя с ребенком, можно не только спросить с кем он живет, как

зовут, где работают, но и уточнить степень родства его к другим членам

семьи: сын, дочь, внук, брат, сестра, племянник, дядя.

Непринужденный разговор поможет закрепить знание ребенка и о своем

домашнем адресе. Ведь очень часто дети запоминают домашний адрес

механически, не понимая, что конкретно обозначают слова, что обозначают

цифры в его адресе.

После выходных дней интересуйтесь у детей, чем их родные и близкие

занимались в выходные дни, кто приходил к ним в гости, как отдыхали;

прошу

рассказать

о

своих

играх,

занятиях

и

развлечениях.

Такие

индивидуальные

беседы

хорошо

использовать

для

развития

произносительных и грамматических навыков (склонение существительных,

согласование прилагательных с существительными, употребление глаголов,

причастий,

наречий,

деепричастий).

Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На

прогулке,

кроме

заранее

запланированных

игр,

включаю

игры,

способствующие

расширению словарного

запаса

детей,

их

умению

правильно

строить

предложения,

развитию

фонематического

слуха,

восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

Например: «Какое дерево я загадала? Название этого дерева начинается со

звука «к», а заканчивается на звук «н», «Подбери «родные» слова к слову

«снег» (снежинки, снеговик, снегурочка).

Дети любят задания соревновательного характера: «Найди на участке

предметы на определенный звук», «Кто больше назовет прилагательных к

слову «горка» (трава, березка, дом, небо); «На что похожа тучка?», «Кто

самый внимательный?»; «Напечатай палочкой на снегу, песке, букву или

фигуру», « Кто первым назовет слово на данный звук, или составит

предложение». На прогулке дети с удовольствием играют, сопровождая игру

речью.

На занятиях по аппликации, рисованию, эффективно использование

приема комментирования, который заключается в речевом сопровождении

ребенком

своих

действий.

Детям,

которые

затрудняются,

задавайте

наводящие вопросы: «Что сейчас делаешь?», «Что будешь делать потом?»,

«Что тебе для этого необходимо взять?», «Зачем?», «Как можно исправить?»;

а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому,

словесно оформить просьбу.

Речевую активность у дошкольников также развивает и занятие по

конструированию, которое не только развивает мелкую моторику, но и

способствует развитию планирующей функции речи,

дает возможность

познавать цвет, форму, величину предметов, усваивать многие правильные

названия,

совершенствовать

восприятие

пространственных

отношений.

Особое место в речевом развитии ребёнка занимает использование

пословиц и поговорок, которые являются жанрами

устного народного

творчества. Именно пословицы и поговорки точно отражают все стороны

жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное

народное творчество расширяет кругозор детей, учит познавать народное

творчество своей страны, развивает интерес к слову. В свободной игровой

деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как

«Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти и игры можно

использовать и на прогулке. Особенно дети любят малые фольклорные

формы, которые доступны в любом возрасте: народные сказки, заклички,

дразнилки, загадки; в старшем дошкольном возрасте можно познакомить с

небылицами, частушками, былинами.

Работая над данной проблемой, целесообразно использовать и детское

дежурство (по столовой, в уголке природы, при подготовке к занятиям). Во

время сервировки стола можно уточнить названия столовых приборов, для

чего они нужны, из чего сделаны. Дети называют обобщающее слово

«посуда», вспомнить с ними профессии «повар», «кондитер».

Активность

детских

высказываний возрастет,

если

задавать им

вопросы,

требующие

рассуждений,

развернутых

предложений:

«Что

произойдет, если не поливать растения? Почему?», «Можно ли поливать

растения чаем, молоком?», «Что произойдет, если все растения исчезнут?»,

«Чем

одно

растение

отличается

от

другого?»

и

т.д.

Взаимодействие ребенка с другими людьми требует от него особых

социально-речевых умений: правильное понимание мысли собеседника,

грамотно сформулированное собственное суждение, уместное употребление

слов, выражений, умение быть доброжелательным собеседником, всё это, в

свою очередь, послужит хорошей базой для его успешного развития.

Для речевого развития надо так же приобщать детей к культуре чтения

художественной литературы. Дети с удовольствием слушают сказки и

разбирают ее по вопросам.

Не последняя роль в речевом развитии отводится и родителям. Можно

составить для родителей памятку.

Факторы успешного речевого развития:

Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

Создавать условия для общения с другими детьми.

Речь взрослого – пример для подражания.

Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.

Совместные игры взрослого и ребёнка.

Чтение художественной литературы, разучивание стихов

Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».

Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

Список литературы.

1.Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002 Ушакова О.С.

2.Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008 Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995

3. Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.

4. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М., 2004. Малетина

Н.С.,

5. Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание.2004.№6. С.64-68.

6. Интернет – ресурсы.



В раздел образования