Автор: Бурова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 145"
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование
Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР.
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения
в
понимании
падежей
и
предлогов,
неправильное
их
употребление.
Результаты
исследований
показывают,
что
недостаточное
усвоение
предложного управления служит одной из причин проявления некоторых
видов дисграфии у школьников.
Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях
и предложениях. Важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение
каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при
этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Значение
каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно
сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных
предметах.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде
следующих ошибок:
- пропуск или замена предлогов; в речи детей могут отсутствовать сложные
предлоги из-за, из-под, дети часто воспринимают предлог как часть слова;
- замена одной предложно - падежной конструкции другой (Кот лежит на
столе);
- неправильное употребление
падежного окончания
существительного
(Девочка бежит с горка);
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания
(Машина едет на горка).
Значение каждого предлога нужно объяснять отдельно, сопровождать
наглядным и неоднократным показом действий: «Смотри, я кладу карандаш
на стол, а теперь на книгу»
При объяснении значений предлогов часто используют символы. Каждому
предлогу соответствует свой символ.
После знакомства с символами, можно использовать их в упражнениях.
Взрослый выполняет действие ли показывает картинку, а ребенок подбирает
подходящий символ к действию.
Можно предложить ребенку выполнять действия-поручения даже в
обычных бытовых ситуациях. Например, накрывая на стол, попросить
положить на стол тарелки, столовые приборы. Убирая со стола, положить
посуду в раковину. Убрать игрушки в комод (в корзину, на полку и т.д.).
Задавайте ребенку вопросы, побуждая его произносить предложения: «Я
положил мишку в корзину. Пазлы убрал на полку»
Для
усвоения
правильного
употребления
предложно-падежных
конструкций можно использовать игры. Игра – ведущий вид деятельности
для детей дошкольного возраста. В игровой форме новый учебный материал
усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится
доступным.
Игра «Прятки»
Взрослый прячет игрушку, а ребенок ее ищет и говорит, где нашел: «Я нашел
машину под столом. Машина лежит на тумбочке»
Игра-упражнение «Сделай, как скажу»
Взрослый называет действие (с предлогом), ребенок выполняет. Потом
участники меняются ролями. Пример: «Положи мишку на диван. Спрячь
мишку под стол». Усложнение: после выполнения действия, ребенок
называет обратное действие: «Я взял мишку с дивана. Я достал мишку из-под
стола»
Игра «Веселое путешествие».
Взрослый произносит предложение без предлога, ребенок вставляет предлог
Белка прыгает … веткам.
Машина едет … дороге.
Ноутбук стоит … столе.
«Что изменилось»
Взрослый расставляет пять игрушек на столе. Например, зайца сажает на
машину, мишку - около машины, куклу сажает на собаку. Ребенок запоминает
это расположение (можно проговорить вслух) и отворачивается. Взрослый в
это время меняет местами две игрушки. Ребенок старается отгадать, что
изменилось: «Кукла сидела на собаке, а теперь она за собакой. Зайка сидел на
машине, а теперь он перед машиной. Мишка был около машины, а теперь в
машине». Игроки меняются местами, теперь взрослый отгадывает, что
изменилось.
Игра с мячом «Добавь слова».
Взрослый называет часть предложения и бросает мяч. Ребенок заканчивает
предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».
Стул стоит….
Картина висит….
Торшер стоит….
Игра «Исправь ошибки».
Взрослый предлагает исправить предложения рассеянного человека, который
читал книгу и перепутал все слова:
«На столе сапожки, под столом лепешки».
«Под столом портрет, над столом табурет».
Игра «Солнечный зайчик».
С помощью зеркала взрослый показывает солнечного зайчика, ребенок
находит зайчика и говорит, куда он спрятался.
Зайчик под столом.
Зайчик на стен.
Для овладения многообразием окончаний имен существительных,
употребляемых
с
различными
предлогами,
необходимо
достаточное
количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае задавайте
ребенку вопросы и просите ответить полным предложением