Напоминание

Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР


Автор: Бурова Татьяна Валерьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 145"
Населённый пункт: город Дзержинск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование предложно-падежных конструкций у детей старшего

дошкольного возраста с ОНР.

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения

в

понимании

падежей

и

предлогов,

неправильное

их

употребление.

Результаты

исследований

показывают,

что

недостаточное

усвоение

предложного управления служит одной из причин проявления некоторых

видов дисграфии у школьников.

Предлоги – это слова, которые служат для связи слов в словосочетаниях

и предложениях. Важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение

каждого предлога (так называемого «маленького слова»), так как только при

этом условии он сможет правильно употребить их в своей речи. Значение

каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение обязательно

сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных

предметах.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде

следующих ошибок:

- пропуск или замена предлогов; в речи детей могут отсутствовать сложные

предлоги из-за, из-под, дети часто воспринимают предлог как часть слова;

- замена одной предложно - падежной конструкции другой (Кот лежит на

столе);

- неправильное употребление

падежного окончания

существительного

(Девочка бежит с горка);

- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания

(Машина едет на горка).

Значение каждого предлога нужно объяснять отдельно, сопровождать

наглядным и неоднократным показом действий: «Смотри, я кладу карандаш

на стол, а теперь на книгу»

При объяснении значений предлогов часто используют символы. Каждому

предлогу соответствует свой символ.

После знакомства с символами, можно использовать их в упражнениях.

Взрослый выполняет действие ли показывает картинку, а ребенок подбирает

подходящий символ к действию.

Можно предложить ребенку выполнять действия-поручения даже в

обычных бытовых ситуациях. Например, накрывая на стол, попросить

положить на стол тарелки, столовые приборы. Убирая со стола, положить

посуду в раковину. Убрать игрушки в комод (в корзину, на полку и т.д.).

Задавайте ребенку вопросы, побуждая его произносить предложения: «Я

положил мишку в корзину. Пазлы убрал на полку»

Для

усвоения

правильного

употребления

предложно-падежных

конструкций можно использовать игры. Игра – ведущий вид деятельности

для детей дошкольного возраста. В игровой форме новый учебный материал

усваивается и запоминается легче. В игре часто сложное становится

доступным.

Игра «Прятки»

Взрослый прячет игрушку, а ребенок ее ищет и говорит, где нашел: «Я нашел

машину под столом. Машина лежит на тумбочке»

Игра-упражнение «Сделай, как скажу»

Взрослый называет действие (с предлогом), ребенок выполняет. Потом

участники меняются ролями. Пример: «Положи мишку на диван. Спрячь

мишку под стол». Усложнение: после выполнения действия, ребенок

называет обратное действие: «Я взял мишку с дивана. Я достал мишку из-под

стола»

Игра «Веселое путешествие».

Взрослый произносит предложение без предлога, ребенок вставляет предлог

Белка прыгает … веткам.

Машина едет … дороге.

Ноутбук стоит … столе.

«Что изменилось»

Взрослый расставляет пять игрушек на столе. Например, зайца сажает на

машину, мишку - около машины, куклу сажает на собаку. Ребенок запоминает

это расположение (можно проговорить вслух) и отворачивается. Взрослый в

это время меняет местами две игрушки. Ребенок старается отгадать, что

изменилось: «Кукла сидела на собаке, а теперь она за собакой. Зайка сидел на

машине, а теперь он перед машиной. Мишка был около машины, а теперь в

машине». Игроки меняются местами, теперь взрослый отгадывает, что

изменилось.

Игра с мячом «Добавь слова».

Взрослый называет часть предложения и бросает мяч. Ребенок заканчивает

предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».

Стул стоит….

Картина висит….

Торшер стоит….

Игра «Исправь ошибки».

Взрослый предлагает исправить предложения рассеянного человека, который

читал книгу и перепутал все слова:

«На столе сапожки, под столом лепешки».

«Под столом портрет, над столом табурет».

Игра «Солнечный зайчик».

С помощью зеркала взрослый показывает солнечного зайчика, ребенок

находит зайчика и говорит, куда он спрятался.

Зайчик под столом.

Зайчик на стен.

Для овладения многообразием окончаний имен существительных,

употребляемых

с

различными

предлогами,

необходимо

достаточное

количество упражнений. Поэтому при каждом удобном случае задавайте

ребенку вопросы и просите ответить полным предложением



В раздел образования