Автор: Калмыкова Лилия Аркадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ПГТУ ИММ "Йошкар-Олинский аграрный колледж"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола
Наименование материала: статья
Тема: "Значение практико-ориентированного обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Значение практико-ориентированного обучения
Калмыкова Лилия Аркадьевна
ФГБОУ ВО ПГТУ ИММ "Йошкар-Олинский аграрный колледж",
Россия, Йошкар-Ола
В отличие от классического образования,
ориентированного на
усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на
приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической
деятельности. Под опытом деятельности подразумевается в большей степени
опыт учебно-познавательной деятельности. А само приобретение опыта
создается путем формирования у обучающихся практических умений и
навыков.
Современное производство предъявляет высокие требования к подготовке
специалистов в сфере деятельности технического направления.
Новые
материалы,
генная
инженерия,
биотехнологии
и
бионика,
робототехника, новые энергетические источники. Наступает эра макро-и
микропроизводств, свободное программное обеспечение .
На сегодняшний день самая большая кадровая потребность в отраслях и
сферах,
связанных
с
машиностроением,
теплоэнергетикой,
наземным
транспортом, электроникой и радиотехникой, вычислительной техникой
решается в настоящее время выпуском молодых квалифицированных и
компетентных специалистов в этих сферах хозяйствования. Приоритетной
является задача подготовки кадров качественно нового уровня, владеющих
хорошими
знаниями
по
выбранной
профессии,
самостоятельно
применяющих их на практике.
Требования к качеству изделий, возрастающие год от года, предполагают
наличие
на
любом
производстве
умелых
специалистов,
обладающих
прочными,
фундаментальными
знаниями,
и
система
образования
своевременно
реагирует
на
потребности
общества
в
этом
вопросе,
осуществляя выпуск специалистов как высшего, так и среднего звена.
В
рамках
профессионального
образования
является
необходимость
вырабатывать у студентов практические навыки работы, а это значит
способность к сотрудничеству, творческое начало.
На
пороге
новой
революции,
особенно
в
технических
областях,
специалист, обладающий всеми необходимыми знаниями и навыками,
является особенно востребованным.
При
подготовке будущих специалистов-практиков
Йошкар-олинский
аграрный колледж ФГБОУ ВО ПГТУ, использует методы обучения,
основанные
на
взаимодействии
с
предприятиями
и
организациями,
работодателями и социальными партнерами: проведение «круглых столов»,
обеспечение плановых практик на предприятиях и в организациях города и
республики; внеаудиторную работу: обзорные экскурсии на предприятия –
партнеры профильной подготовки студентов: ТЭЦ-1 в городе Йошкар-Оле,
на Чебоксарскую ГЭС, в дилерские автоцентры, в ФБУ «Марийский Центр
стандартизации и метрологии», организацию встреч с бывшими студентами-
выпускниками нашего колледжа.
Посещая
экскурсионные
мероприятия, студенты наглядно оценивают
уровни развития и организации производства, перспективы его дальнейшего
роста в условиях современного хозяйствования, положительное влияние на
эффективность применение систем управления качеством продукции.
В процессе проведения такой работы обучающиеся убеждаются, что в
современной структуре производственной деятельности главное значение
приобретают квалифицированные профессиональные кадровые ресурсы.
Главным фактором становится человек, способный не только знать, но и
творчески использовать полученные в образовательном учреждении знания,
умения, навыки.
В рамках освоения такой дисциплины, как «Метрология, стандартизация и
сертификация» можно с уверенностью сказать, что новые впечатления,
знания, полученные на экскурсиях, знакомство с ведущими специалистами
являются стимулирующими составляющими процесса обучения, оставляют у
студентов осознание необходимости получения детальных и прочных
знаний.
ФБУ «Марийский Центр стандартизации и метрологии» (далее ЦСМ) по
предварительной заявке колледжа проводит определенные тематические
экскурсии, имеющие направленность на популяризацию и убеждение в
необходимости
изучения
технических
дисциплин,
например
в
сфере
стандартизации,
метрологии
и
сертификации.
В
ходе
экскурсии
обучающиеся знакомятся с деятельностью современной метрологической и
сертификационной базами ЦСМ.
Широкий круг объектов показа, многоплановая тематика, разработанные
методики ведения экскурсий, профессиональное мастерство специалистов
Центра
позволяют
наглядно
продемонстрировать
обучающимся
необходимость в детальном освоении технических дисциплин, играющих
большую роль в профессиональном становлении специалиста.
Приоритетом экскурсионных мероприятий является высокая степень
наглядности.
Обучающиеся
узнают
о
методах
поверки
средств
измерений
электротехнических
и
механических
величин,
о
работе
лаборатории
радиационного контроля и лаборатории по поверке параметров отдельных
узлов автотранспорта.
Сотрудники отдела метрологического обеспечения и развития подробно
рассказывают историю создания и становления Центра, с демонстрацией
фильма
о
работе
основных
служб.
Особое
место
среди
процедур
подтверждения соответствия занимает сертификация, которая отличается от
остальных процедур тем, что выполняется третьей стороной, независимой от
потребителя
и
изготовителя.
Это
создает
предпосылки
высокой
достоверности результатов и предопределяет основное ее назначение –
защиту человека, его здоровья и окружающей среды от некачественной
продукции.
В ходе экскурсии удается увидеть далеко не все из арсенала эталонов и
установок,
которым
располагает
ЦСМ,
и
узнать
лишь
некоторые
подробности работы его специалистов.
По результатам экскурсионных мероприятий проведенный опрос выявил
положительную мотивацию студентов к таким занятиям:
- возрастает интерес к дисциплинам технической направленности
-появляется желание расширять и углублять свои знания по выбранной
специальности
- появляется интерес к процессу применения навыков и выполнения
профессиональных действий на рабочих местах
- усиливается намерение продолжить обучение в ВУЗе.
Изучаемая дисциплина
начинает восприниматься, как жизненно важная
составляющая дисциплин технического цикла.
В настоящее время остро встает вопрос о перспективах молодежи, её
самореализации: образовании, профессии, карьере, возможности хорошего
материального обеспечения. Вопросы занятости, получения образования, по
уровню
отвечающего
мировым
стандартам,
как
и
любые
другие,
представляют собой задачи не только современного поколения, но и всего
общества в целом, от решения которых зависит завтрашний день.
Список литературы
1.Лифиц, И.М.Метрология, стандартизация и сертификация в
машиностроении. Учебник/С.А. Зайцев, А.Н.Толстов и др.-М.: Изд. Центр
Академия, 2017.-288с.
2.Сергеев, А.В. Терегеря В.В. Метрология, стандартизация и сертификация.
Учебник для бакалавров/А.В.Сергеев В.В.Терегеря.-М.:Юрайт, 2014. -838с.