Автор: Байкова Ирина Борисовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 9"
Населённый пункт: г.о.г Дзержинск, поселок Петряевка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методическое сопровождение проектной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Выполнила:
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад №9»
Байкова И.Б.
В
условиях
реализации
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования
предъявляются
принципиально новые требования к организации педагогического процесса
дошкольников.
Главным
результатом
образования
должно
стать
его
соответствие целям опережающего
развития.
Это означает, что детей
необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые пригодятся
им в будущем. Ребенок должен быть вовлечен в исследовательские проекты,
творческие задания, в ходе которых они научатся самостоятельно добывать
знания, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, делать
выводы.
Для
эффективности
педагогического
процесса
необходим
постоянный поиск новых, более результативных методов воспитания и
обучения, при помощи которых происходит передача детям содержания
образования. Подходы к организации методической работы в дошкольной
образовательной организации раскрыты в работах К.Ю.Белой, Н.В.Немовой,
О.Л.Зверевой, М.М.Поташника и др.. Методической работе отводится
главная роль в создании и внедрении в практику наиболее эффективных
методов воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Одним из таких
методов является – проектный метод.
Методическое руководство проектной деятельностью в дошкольном
образовательной организации
-
это процесс подготовки и включения
педагогов
в
проектную
деятельность,
повышения
компетентности
и
мастерства, достижения качественно высоких результатов образовательного
процесса.
Изучение вопросов о развитии проектной деятельности в
дошкольных образовательных учреждениях в современных исследованиях
представлено недостаточно.
Методическое руководство
заключается в
планировании, организации проектной деятельности, учете объективных
возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической
компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты,
обеспечении
содержания,
методов
в
решении
поставленных
задач,
функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива
для достижения качества дошкольного образования. При изучении вопросов
методического руководства педагогическим процессом с использованием
метода проектов в дошкольном образовательном учреждении существуют
следующие трудности:
-
недостаточная
разработанность
теоретических
основ
организации
проектной деятельности в дошкольной образовательной организации;
- невысокий уровень готовности педагогов к проектной деятельности.
Методическое сопровождение педагогических работников – это
комплекс взаимосвязанных, целенаправленных действий и мероприятий,
направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении
возникших затруднений, способствующих его развитию и самоопределению
на протяжении всей профессиональной деятельности.
Цель методического сопровождения – обеспечение качества и
развития
системы
непрерывного
образования
педагогических
кадров
образовательного учреждения.
Методическое сопровождение является важным путем повышения
компетентности и мастерства педагога, следовательно, методическую работу
в
ДОО
можно
назвать
важной
составляющей
единицей
системы
непрерывного образования педагогических кадров.
Основные задачи методического сопровождения:
-
выработка установочных позиций,
определение
вектора развития
методической деятельности;
- предоставление педагогам ДОО необходимой информации по основным
направлениям развития системы дошкольного образования;
- выявление, изучение, оценка результативности педагогического опыта в
дошкольном отделении, его обобщение и распространение, создание системы
стимулирования
творческой
инициативы
и
профессионального
роста
педагогов;
- оказание поддержки педагогам в инновационной деятельности, оценке
авторских программ, учебных планов на уровне ДОО и комплекса;
- создание творческой образовательной среды;
- анализ результатов воспитательно-образовательной работы, разработка
планов и положений по улучшению образовательной деятельности в детском
саду;
- подготовка педагогов к аттестации;
-
осуществление
сотрудничества
с
образовательными
организациями
комплекса,
налаживание
партнерских
отношений
с
различными
социальными институтами.
Важное направление работы старшего воспитателя – организация работы
методического
кабинета.
Содержание
кабинета
должно
отвечать
потребностям педагогов и специалистов конкретной ДОО.
Содержание
методического кабинета можно разделить на несколько разделов:
- нормативные и инструктивные материалы;
- методическая и справочная литература;
- детская художественная литература;
- методические материалы, рекомендации;
- дидактический и наглядный материал.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что методический кабинет призван
обеспечить:
-
построение
образовательного
процесса
на
основе
приоритета
общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного
развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
адаптация
ДОО
к
социальному
заказу
и
особенностям
развития
воспитанников;
-
эффективное и оперативное информирование педагогов о новых
методиках, технологиях, организации и мониторинге образовательного
процесса;
- взаимодействие со структурами методической службы, родителями
(законными
представителями)
воспитанников,
социокультурными
и
образовательными учреждениями района, округа и города.
Организация
методического
сопровождения
в
дошкольной
образовательной организации позволяет прогнозировать и планировать
работу по повышению квалификации педагогических работников, а также
оказывать
им
организационно-методическую
помощь
в
системе
непрерывного образования. Перспективы использования методического
сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического
обеспечения процесса развития и совершенствования современной системы
дошкольного образования. Подводя итоги, можно сделать следующие
выводы:
- организация методического сопровождения педагогов ДОО обусловлена
современными требованиями к качеству образования;
-методическое
сопровождение
должно
носить
гибкий
и
индивидуализированный характер,
принимать во внимание конкретные
проблемы ДОО и педагогов;
- сопровождение включает в себя как широкий спектр целевого воздействия
на педагога, так и узкую направленность с учетом личностного запроса.
Методическое сопровождение осуществляется в разных формах. Мнения
ученых о многообразии форм методического сопровождения представлены в
таблице 2.
Таблица 2.Формы методического сопровождения
Автор
Классификация
Формы
Волобуева
Групповые
Педагогические
совещания,
семинары,
Л.М.
формы работы
семинары
–
практикумы,
коллективный
просмотр
педагогического
процесса,
консультации
Индивидуальные
формы работы
Наблюдение образовательного процесса в
группах, беседа, передовой педагогический
опыт, самообразование, взаимопосещения,
наставничество,
индивидуальные
консультации
Курдюмова
И.М.
Коллективные
формы работы
Семинары, семинары-практикумы, научно –
практическая конференция, читательские и
зрительские
конференции,
школы
передового
опыта,
ролевые
игры,
собеседования,
методические
выставки,
мозговые атаки, открытые просмотры и др.
Индивидуальные
формы работы
Самообразование,
наставничество,
консультации,
стажировка,
работа
над
личной творческой темой и др.
Лосев В.П.
Коллективные
формы работы
Педагогические
чтения
и
научно
–
практические конференции, практикумы и
семинары,
методические
объединения,
творческие микрогруппы педагогов, школа
передового
опыта,
работа
над
единой
методической темой
Индивидуальные
формы работы
Стажировка, работа над личной творческой
темой,
индивидуальное
самообразование,
индивидуальные
консультации,
наставничество
Лизинский
В.М.
Формы
взаимной
педагогической
деятельности
Группа взаимодействия, диалогическая пара,
кружок
качества,
методические
объединения,
малая
группа,
открытый
профессиональный
клуб,
группа
объединенная единой темой и интересом,
институт
наставничества,
психолого-
педагогическая
секция,
педагогическая
мастерская и др.
В ДОО методическую работу осуществляет старший воспитатель,
основной задачей которого,
является
создание такой образовательной
среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал
каждого педагога и всего педагогического коллектива, причём с учётом
дифференцированного подхода и каждого ребёнка, с учётом личностно-
ориентированной модели воспитания. Старший воспитатель должен обладать
глубокими систематизированными знаниями в области управления учебно-
воспитательным процессом, психологии, педагогики. Обязан, исходя из
современных требований к образованию и воспитанию, уметь ставить цели и
решать задачи совместно с коллективом, планировать, проектировать,
регулировать и корректировать работу всей организации; анализировать
учебно-педагогическую
информацию,
осуществлять
контроль,
делать
выводы и принимать решения необходимые для дальнейшей успешной
работы детского сада.
Важное направление работы старшего воспитателя – организация
работы методического кабинета. Содержание кабинета должно отвечать
потребностям педагогов и специалистов конкретной ДОО.
Содержание
методического кабинета можно разделить на несколько разделов:
- нормативные и инструктивные материалы;
- методическая и справочная литература;
- детская художественная литература;
- методические материалы, рекомендации;
- дидактический и наглядный материал.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что методический кабинет призван
обеспечить:
-
построение
образовательного
процесса
на
основе
приоритета
общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного
развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к
правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-
адаптация
ДОО
к
социальному
заказу
и
особенностям
развития
воспитанников;
-
эффективное и оперативное информирование педагогов о новых
методиках, технологиях, организации и мониторинге образовательного
процесса;
- взаимодействие со структурами методической службы, родителями
(законными
представителями)
воспитанников,
социокультурными
и
образовательными учреждениями района, округа и города.
Организация
методического
сопровождения
в
дошкольной
образовательной организации позволяет прогнозировать и планировать
работу по повышению квалификации педагогических работников, а также
оказывать
им
организационно-методическую
помощь
в
системе
непрерывного образования. Перспективы использования методического
сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического
обеспечения процесса развития и совершенствования современной системы
дошкольного образования. Подводя итоги, можно сделать следующие
выводы:
- организация методического сопровождения педагогов ДОО обусловлена
современными требованиями к качеству образования;
-методическое
сопровождение
должно
носить
гибкий
и
индивидуализированный характер,
принимать во внимание конкретные
проблемы ДОО и педагогов;
- сопровождение включает в себя как широкий спектр целевого воздействия
на педагога, так и узкую направленность с учетом личностного запроса.
Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения
все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его
самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая
поддержка, так как проектная деятельность – это сложноорганизованный
процесс,
требующий преобразования всего учебного и воспитательного
процесса. Успех введения проектной деятельности в педагогический процесс
зависит от грамотного методического руководства, от применяемых методов
и
приемов
обучения
проектированию.
Старший
воспитатель
должен
организовывать консультации и собрания для педагогического коллектива по
работе в данном направлении, так как проектная деятельность предполагает
большую аналитическую и рефлексивную работу воспитателя.
Педагоги ДОО в основном используют метод проектов с детьми
среднего и
старшего дошкольного
возраста.
Проект –
это
продукт
сотрудничества
и
сотворчества
старшего
воспитателя,
специалистов,
воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и
подробный план действия разрабатываются коллективно. Дидактический
смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать
обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности,
развивает
познавательную
активность,
самостоятельность,
творчество,
умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют
успешному обучению детей в школе.
Введение проектной технологии в образовательный процесс ДОО
требует определенных организационных усилий, но при этом позволяет:
- повысить профессиональный уровень педагогического коллектива;
-
развить
между
участниками
образовательного
процесса
систему
продуктивного взаимодействия
и партнёрства
(педагог – ребенок –
родитель);
- развивать у детей дошкольного возраста такие качества, которые помогут
ему реализовать себя как часть социума.
Проектирование осуществляется всеми педагогами и специалистами
дошкольного образования, но на различных уровнях и в зависимости от
категории деятельности:
- проектирование отдельных педагогических компонентов (план занятия,
сценария, праздника, досуга и т.д.);
- проект самообразования.
Чтобы проектировать успешно, необходимо развивать две группы
умений.
Первая группа обеспечивает теоретическое проектирование:
- анализ ситуации и определение противоречия, идентификация проблемы;
- разработка концепции решения педагогической проблемы;
-определение
целей
проектирования
и
прогнозирование
конечного
результата;
- выбор критериев;
- моделирование проекта;
- конструирование проекта;
- исследование условий (ресурсных возможностей);
- синтез знаний из разных областей наук;
- техническая подготовка (систематизация и схематизация материала);
- определение методов и средств в оптимальном их сочетании;
- планирование действий;
- составление документации по проекту и работа с ней.
Вторая группа умений:
-
рациональная
организация
этапов
проектной
деятельности
(самоорганизация и организация коллектива);
- создание и поддержка коллективного творчества;
- определение нестандартных решений презентации проектной деятельности;
-
контроль и регулирование (собственной или совместной)
проектной
деятельности;
- корректировка проекта в соответствии с условиями;
- презентация готового продукта проектирования и рефлексия.
Таблица 3. Содержание методического руководства старшего воспитателя
по проектной деятельности
(по П.И. Третьякову, К.Ю. Белой)
Функции управления
Содержание методической работы старшего
воспитателя
1.Информационно
-
аналитическая
Формирует
банк
данных
о
профессиональных
качествах педагогов, педагогическом опыте, новых
исследованиях в педагогике.
2. Мотивационно -
целевая
Совместно с руководителем ДОУ
и педагогами
определяет цели и задачи метода проектов. Помогает
педагогам в организации проектной деятельности.
3.Планово-
прогностическая
Прогнозирует развитие проектной деятельности.
4. Организационно –
исполнительская
Анализирует выполнение плана работы по проектной
деятельности.
Оказывает
методическую
помощь
педагогам. Готовит и проводит заседания творческой
группы:
выявляет
недостатки,
упущения,
демонстрирует
положительные
наработки
в
реализации проектов. Организует открытые занятия,
мероприятия. Проводит педагогическое обследование
детей, анкетирование педагогов, родителей. Оказывает
педагогам помощь в осуществлении взаимодействия с
социумом.
5.Контрольно –
диагностическая.
Осуществляет
с
заведующей
ДОУ,
творческой
группой
педагогов
контроль
за
организацией
и
проведением
проектов, оценивает положительное,
недоработки проектной деятельности.
6.Регулятивно –
коррекционная
(оперативно -
функциональное
регулирование)
Обеспечивает
оперативную
помощь
педагогам
в
организации проектов, повышения компетентности
педагогов
по
вопросам
проведения
проектной
деятельности.
Значение методического сопровождения проектной деятельности
педагога заключается в многообразии функций, которое оно выполняет:
консультационная, диагностическая, информационная, обучающая и другие.
Содержанием методического сопровождения является оказание помощи и
поддержки педагогического коллектива
в проектной деятельности. Это
можно осуществить через реализацию следующих шагов:
- диагностики сути проблемы;
- информационного поиска методов для ее решения;
-
обсуждения вариантов решения проблемы и выбора наиболее
целесообразного пути ее решения;
- оказания первичной помощи на этапе реализации плана решения.
В качестве способов и средств организации проектной деятельности
могут
использоваться
современные технологии обучения, в том
числе
информационно - коммуникационные,
дистанционное обучение, игра,
диалог и другие. Кроме того, к формам методического
сопровождения
педагогов
относятся
организация
методической
поддержки:
консультирование,
помощь в работе творческих групп,
семинары,
педагогические советы. Это направление носит в основном характер
передачи информации, но формы здесь могут быть самыми разнообразными,
которые можно разделить на:
- активные (дискуссии, деловые игры, тренинги и т.д.);
- пассивные (выступление на педсовете, анкетирование, конференции);
- ознакомление с печатной информацией (книги, учебные пособия);
-
создание организационных (работа ресурсного кабинета или
информационного центра) и методических (консультирование) условий для
участия педагогов в разных мероприятиях;
-
оказание
методической
поддержки
для
педагогов
ведущих
проектную деятельность;
- информационная поддержка участия педагогов в организационно-
методических мероприятиях (конференции, мастер-классы, конкурсы
профессионального
мастерства) по представлению своего
опыта
работы по проектной деятельности.
Организация методического сопровождения проектной
деятельности
педагога -
это управляемый, развивающий и
развивающийся
продолжительный
процесс, результатом которого становится
педагог
высокого уровня компетентности и профессионализма.
Таким образом, методическое сопровождение заключается в
планировании, организации проектной деятельности, учете объективных
возможностей педагогов, уровня их профессиональной и методической
компетентности, готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты,
обеспечении
содержания,
методов
в
решении
поставленных
задач,
функционировании творческих групп и всего педагогического коллектива
для достижения качества дошкольного образования.
Таким образом, организация методического сопровождения в
дошкольной образовательной организации позволяет прогнозировать и
планировать
работу
по
повышению
квалификации
педагогических
работников, а также оказывать им организационно-методическую помощь в
системе
непрерывного
образования.
Перспективы
использования
методического сопровождения заключаются в реализации организационно-
педагогического обеспечения процесса развития и совершенствования
современной системы дошкольного образования. Подводя итоги, можно
сделать следующие выводы:
-
организация
методического
сопровождения
педагогов
ДОО
обусловлена современными требованиями к качеству образования;
-
методическое
сопровождение
должно
носить
гибкий
и
индивидуальный характер, принимать во внимание конкретные специфику
ДОО и проблемы педагогов;
- сопровождение
включает в себя как широкий спектр целевого
воздействия на педагога, так и узкую направленность с учетом личностного
запроса.
Проектная деятельность в дошкольной образовательной
организации как форма организации педагогического процесса является
оптимальной
и
перспективной
в
современных
условиях
развития
дошкольного образования.
Работа по внедрению метода проектов в
образовательный процесс ДОО требует профессиональной компетентности
педагога,
так
как
воспитатель
-
организатор
детской
продуктивной
деятельности,
источник информации, консультант, эксперт, основной
руководитель
проекта
и
последующей
исследовательской,
игровой,
художественной,
практико-ориентированной
деятельности,
координатор
индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Методическое
сопровождение
заключается
в
планировании,
организации проектной деятельности, учете объективных возможностей
педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности,
готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты,
обеспечении
содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании
творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения
качества дошкольного образования.
Таким образом, организация методического сопровождения в
дошкольной образовательной организации позволяет прогнозировать и
планировать
работу
по
повышению
квалификации
педагогических
работников, а также оказывать им организационно-методическую помощь
непрерывном
образовании.
Перспективы
использования
методического
сопровождения заключаются в реализации организационно-педагогического
обеспечения процесса развития и совершенствования современной системы
дошкольного образования. Подводя итоги, можно сделать следующие
выводы:
-
организация
методического
сопровождения
педагогов
ДОО
обусловлена современными требованиями к качеству образования;
-
методическое
сопровождение
должно
носить
гибкий
и
индивидуализированный характер,
принимать во внимание конкретные
проблемы педагогов;
- сопровождение
включает в себя как широкий спектр целевого
воздействия на педагога, так и узкую направленность с учетом личностного
запроса.
Проектная деятельность в дошкольной образовательной
организации как форма организации педагогического процесса является
оптимальной
и
перспективной
в
современных
условиях
развития
дошкольного образования.
Работа по внедрению метода проектов в
образовательный процесс ДОО требует профессиональной готовности
педагога,
так
как
воспитатель
-
организатор
детской
продуктивной
деятельности,
источник информации, консультант, эксперт, основной
руководитель
проекта
и
последующей
исследовательской,
игровой,
художественной,
практико-ориентированной
деятельности,
координатор
индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы.
Методическое сопровождение заключается в планировании,
организации проектной деятельности, учете объективных возможностей
педагогов, уровня их профессиональной и методической компетентности,
готовности осваивать, внедрять и разрабатывать проекты,
обеспечении
содержания, методов в решении поставленных задач, функционировании
творческих групп и всего педагогического коллектива для достижения
качества дошкольного образования.