Автор: Алтухова Ирина Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 139 "Антошка" г. Брянска
Населённый пункт: г. Брянск
Наименование материала: конспект занятия по нетрадиционной технике рисования
Тема: "Весна"
Раздел: дошкольное образование
Цель: ознакомление детей с нетрадиционной техникой в рисовании, рисование мятой
бумагой, картоном и ватными палочками.
Задачи:
- совершенствовать умения детей в различных изобразительных техниках;
- закрепить жанр искусства – пейзаж;
- воспитывать эстетическое отношение к природе и ее изображению;
- воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение к ней;
- вызвать желание детей передавать свои впечатления от восприятия предметов в
изодеятельности, подводить их к созданию выразительного образа;
- воспитывать аккуратность в рисовании красками.
1.
Материалы для работы: лист А3 или А4, бумажные комочки, 2 полоски картона, 2-3
ватные палочки, салфетка для рук, тарелочки под чистые и использованные комочки,
разведенная гуашь (синего, голубого, желтого, коричневого, зеленого).
Ход организованной деятельности:
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться «Доброе утро!»
- Ребята, я приглашаю вас на прогулку по весенней поляне, в гости к Весне, полюбоваться
распускающимися цветами, зеленеющими деревьями.
«Отшумели все метели,
- И морозы не трещат.
- С крыш закапали капели,
- И сосульки в ряд висят.
- Веселее и теплее
- Стали наши с вами дни.
- В нашем садике в аллеях
- Уж проталины видны.
- Звонко тенькает синица
- Возле нашего окна…
- В нашу дверь уже стучится
- «Настоящая весна»!
( дети за воспитателем идут по группе, приходят на ковер, на котором разложены белые
листы)
- Вот мы и пришли на весеннюю полянку, но что-то случилось, где деревья, где цветы?
Смотрите, кажется один цветок остался.
(Воспитатель поднимает цветок и на обороте читает послание)
- «Я последний одуванчик, все деревья и цветы заколдовала злая Слякоть и они стали
невидимы, а Весну она спрятала в своем дворце. Помогите!»
-Ребята, что же нам делать, как помочь Весне?
(Ответы детей)
-Я предлагаю стать волшебниками и нарисовать весенний пейзаж. Надеваем волшебные
шляпы художников и произнесем слова, начинаем превращения: Раз, два, три волшебство
произойди! Ребята вы стали настоящими художниками. Возьмите один лист бумаги и
садитесь на свои места за столы.
Ребята, посмотрите, я уже нарисовала пейзаж, можно назвать его весенним? По каким
признакам вы определили? (ответы детей)(Набухают почки на деревьях, появляются молодые
листочки, зеленеет трава, прилетают птицы, распускаются цветы)
Правильно , ребята, весной солнце светит ярче и теплее, сугробы тают, бегут ручьи,
все радуются солнцу — и звери, и птицы. Природа оживает.
А какие цвета я использовала?
Ребята, так что же такое пейзаж? - это картина, на которой изображена какая-то местность
или природа.
Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
обязательно картина называется пейзаж.
-Ребята, как вы думаете, что означает горизонтальная линия на ваших листах? Это линия
горизонта, на ней встречаются небо и земля, потому что они дружат.
-Посмотрите, на моё небо с облаками, его я нарисовала необычным способом, с помощью вот
этого комочка бумаги. Я взяла его тремя пальцами, окунула в голубую краску, промокнула
один раз на палитре, чтобы снять лишнюю краску и легко касаясь бумаги прошла от одного
края листа к другому. Словно ветерок пролетел. А теперь это попробуете сделать вы. Сначала
возьмите маленький лист бумаги из лотка и вместе со мной сминайте.(сесть)
Пальчиковая гимнастика
Лист бумаги мы сжимаем
И ладошки разжимаем
Мы стараемся катаем
Дружно в шарик превращаем
Не дадим ему скучать
Будем им мы рисовать.
Использованный комок бумаги отложим в лоток.
(Дети выполняют работу)
А теперь дорисуем травку. Снег растаял и травка только-только проросла. Изобразим
ее с помощью полоски картона. Таким способом мы уже рисовали, я напомню: окунем
короткую сторону картона в лоток с зеленой краской, держим вертикально и слегка
прикладываем к листу, примакиваем, вот такие горизонтальные полоски получаются.
А теперь снова обмакнем в краску и проведем сплошную полосу слева-направо, с
одного края к другому. Теперь попробуйте вы.( Дети выполняют работу)
Вот у нас и появилась поляна с молодой травкой. Пока картины сохнут мы
прогуляемся по весенней поляне.
Физминутка.
Ты — подснежник, я — вьюнок.
Становись скорей в венок. (Взялись за руки, построились в круг)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы — ручейки,
Побежим вперегонки, (Бег по кругу)
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим. (Ходьба по кругу)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Мы — веселые лучи.
Мы — резвы и горячи. (Прыжки на месте)
Раз, два, три, четыре,
Раздвигайте круг пошире.
Деревца от ветра гнутся! (Наклоны вперед)
Раз — нагнуться,
Два — прогнуться, (Прогнулись)
Приподняться, подтянуться,
Глубоко потом вдохнуть
Ветви к солнцу протянуть,
Снова глубоко вздохнуть
И пора нам снова в путь.
(Дети садятся за столы)
Ребята, подготовим наши пальчики к работе, сядьте ровно, покажите ладошки.(сесть)
Пальчиковая гимнастика:
Ладошки - это солнышко,
А пальчики — лучи.
Поёт о солнце скворушка,
Кричат о нём грачи.
- Теперь мы нарисуем дерево с помощью полоски из картона. Мы с вами это уже делали. Я
вам напомню: Окунем короткую сторону картона в лоток с коричневой краской и слегка
прикладываем к листу, примакиваем. Рисуем прямой ствол, он к макушке становится тонким,
потом с середины ствола рисую толстые ветви, они тянутся к небу, от толстых ветвей отходят
тонкие веточки в разные стороны. Теперь попробуйте вы. Возьмите полоску картона
вертикально, вот так и начинайте рисовать ствол дерева.
Изобразим солнце мятым комочком бумаги, сначала примакиваем, делая круг, а затем
скользим комочком от солнечного круга, так, словно лучи солнца тянутся ко всему живому —
к дереву, земле.
От теплых лучей почки на деревьях набухли и появились первые листочки, мы нарисуем их
ватной палочкой, тычком., вот так: беру вертикально палочку, чтобы кончик смотрел в
потолок, опускаю в краску и аккуратно рисую почки на ветвях., чтобы не размазать краску. А
на поляне появились первые цветы, какие? Подснежники и одуванчики. Их мы тоже
изобразим ватной палочкой.
К нам уже торопится Весна, завершаем рисование пейзажи, у кого-то уже готовы картины,
вытрите руки салфеткой, отнесем пейзажи скорей на поляну, берите аккуратно. Весна вот-вот
придет. Пойдем ее встречать.
Мы с вами настоящие волшебники, вы видите как ожила лесная поляна? Значит, у нас
получилось прогнать злую Слякоть и помочь Весне. Она вернулась к нам. (звучит пение
птиц)
Как ярко светит солнце на ваших картинах, кажется, что оно сейчас и наши ладошки согреет.
Мне нравится зеленая трава, она выглядит как настоящая! Деревья получились стройные,
ветви тонкие, словно живые тянутся к небу, а как аккуратно художники изобразили листочки
и цветы на поляне.
Вам нравятся эти пейзажи? Настя, какой пейзаж понравился тебе? Чем он понравился?
А нам пора возвращаться в детский сад, закройте глаза. Раз, два, три — волшебство
произойди — Весна нас в сад перенеси! Открывайте глаза, вот мы и в группе, да не одни,
вместе с нами прилетели весенние птицы — скворцы и грачи. Мы с ними поиграем, когда
наведем порядок на столах.