Напоминание

Работа с детьми дошкольного возраста на основе сюжетов народных сказок


Автор: Дергачева Мария Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Cтатья
Тема: Работа с детьми дошкольного возраста на основе сюжетов народных сказок
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ

СЮЖЕТОВ НАРОДНЫХ СКАЗОК

Одной из актуальных задач воспитания является задача сохранения

народных традиций, формирование национального самосознания человека.

С раннего детства необходимо воспитывать интерес к истории,

культуре, традициям и обычаям народов родного края. И здесь мы не можем

не обратиться к народной сказке. Сказка – носитель многовековой народной

мудрости, близкий и доступный детям дошкольного возраста источник

знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может

понять и почувствовать ребенок через народную сказку, ему не объяснить

никакими, другими словами.

Цель моей работы: разностороннее развитие личности ребенка-

дошкольника на основе ознакомления со сказками народов, населяющих

Мордовию – русскими, мордовскими, татарскими, чувашскими и т.д.

Технология реализуется при вовлечении детей в разнообразные виды

деятельности в ходе ознакомления с содержанием сказки. Использую

интеграцию различных видов деятельности: игровой, речевой,

познавательной, коммуникативной, музыкальной, танцевальной,

изобразительной, театральной, двигательной.

Этапы работы со сказкой.

I этап – предварительный. Работа по сказке начинается

с внимательного прочтения педагогом произведения, выделения основной

идеи, понимания видимой и скрытой мотивации поступков героев сказки,

способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру

и самому себе, определение значения образов и символов в сказках. При

подготовке к работе со сказкой, воспитателю важно предварительно изучить

«сказочное пространство», которое показывает картину мира того или иного

народа. Воспитатель анализирует язык сказки, выделяет незнакомые детям

слова и выражения, продумывает способы ознакомления с их значением на

основе имеющегося у детей жизненного опыта, подбирает необходимый

иллюстративный материал. В нашей группе есть «Уголок сказки». Сказки

вносим в соответствии с запланированными задачами работы. Новая книга

привлекает детей, они рассматривают иллюстрации, репродукции

художников. Возникает интерес к прочтению сказки.

II этап – основной. На этом этапе мы знакомим детей с текстом сказки.

Одно из главных условий – это эмоциональное отношение взрослого

к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Во время

чтения, дети должны видеть лицо педагога, наблюдать за мимикой,

выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют

и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки можно

в сопровождении музыки или в полумраке в приглушенном освещении, при

котором создаются элементы таинственности и волшебства. Дети

воспринимают сказку с особым чувством, слушают затаив дыхание. Также

я использую аудиозаписи сказок в исполнении профессиональных чтецов

и артистов. Сказку мы слушаем неоднократно, сопровождаем беседами по ее

содержанию. Особое внимание я уделяю развитию у детей умения

анализировать произведение, делать выводы о нравственных качествах

героев, причинах и последствиях их поступков.

III этап – продуктивный. Вместе с ребятами включаюсь в различные

формы работы по сказке (игровые, театральные, изобразительные). Сказка

может быть проиграна воспитателем с использованием различных видов

театра: пальчиковый, настольный, бибабо. Можно организовать игру-

драматизацию, инсценировку произведения. Этот процесс настраивает детей

на дальнейшее неоднократное проигрывание, прослушивание сказки,

понимание ее содержания, обогащение представлений о мире, пополнение

словарного запаса, приобщение к народной мудрости, заложенной в сказке.

Игра-театрализация способствует формированию у детей таких личностных

качеств, как активность, инициатива, коммуникабельность, помогает

преодолению негативного поведения, страхов у ребенка. С помощью сказки

я решаю различные вопросы воспитания детского коллектива.

IV этап – результативный. На этом этапе мы способствуем

развертыванию самостоятельной деятельности детей по мотивам сказочного

произведения. Идет творческое использование материала сказки в

конструктивной, изобразительной, художественно-речевой деятельности.

Дети играют в сказку, готовят театрализованное представление, рисуют

к сказке иллюстрации, делают аппликации, участвуют в изготовлении

декораций к спектаклю, костюмов героев. Можно использовать в работе

с детьми разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпичные,

вязаные, мягкие игрушки и. т. д.) для изготовления кукол - персонажей

сказок и по-разному преподнести их образ, что способствует развитию

фантазии, творческого воображения. Результатом такой работы является

осмысление содержания сказки, понимание чувств и причин поступков

героев, формирование нравственной оценки событий сказки. Также

предлагаю детям, опираясь на имеющийся у них опыт, сравнить похожие

по сюжету сказки разных народов, найти сходства и отличия. Предложенная

технология работы со сказками позволяет обогатить словарный запас,

художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию

личности (познавательному, художественно-эстетическому,

коммуникативному, нравственному). Задача решается при наличии

пространственно-предметной развивающей среды, созданной с учетом

возраста и этнокультурных особенностей детей. Я хочу подробнее

остановиться на элементах развивающей среды, созданной в МДОУ

«Детский сад №32 комбинированного вида» на территории.

Мы подобрали сюжеты народных сказок, знакомых детям, и оформили

на их основании участки разных возрастных групп. Так в младших группах

детей встречают на участках Колобок и хитрая Лиса, а также герои русской

народной сказки «Теремок». Как мы используем эти сюжетные композиции?

Помимо рассматривания героев, беседы о содержании сказки,

проговаривании слов и предложений, мы предлагаем детям спеть песенку

Колобка, нарисовать его портрет. Дети старшего возраста в беседе по данным

сказкам, делают выводы о правилах безопасного поведения. Разговор

о сказке «Теремок» подводит ребят к выводу о том, что значит жить дружно,

помогать друг другу. Данные композиции могут служить декорациями

к игре-театрализации. В других группах участки оформлены на основе сказок

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Гуси-

лебеди», «Кот, петух и лиса». Эти сюжетные композиции не только

помогают вспомнить содержание сказок, их нравственные уроки, но

и помогают в проведении бесед о характерах героев, их личностных

качествах, правилах безопасного поведения в разных жизненных ситуациях.

Детей старшего дошкольного возраста знакомим с пословицами «Друг

познается в беде», «Доброе братство дороже богатства», «В тесноте, да не

в обиде» и др. Следует отметить, что данные элементы предметно-

развивающей среды многофункциональны, могут использоваться и при

организации подвижных игр, развлечений, игр-театрализаций, игр-квестов

по сказочным сюжетам. Языком художественных образов, на ярких

примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев,

их поступках, их отношениях с другими героями сказки. Учит детей жизни,

и показывает, что хорошо и что плохо. Все эти моменты делают сказки

ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста. Сказки

развивают мышление, внимание, фантазию и память. Повторяющие из сказок

троекратные фразы, песенки и небольшие стишки развивают речь ребенка.

Беседы по содержанию сказки способствуют формированию духовно-

нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту,

сострадание, желание прийти на помощь, забота о младших и более слабых,

вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д. Таким образом,

воспитание дошкольника на основе сюжетов народных сказок соответствует

особенностям личностно – ориентированной модели воспитания, где на

равноправных условиях взрослый и ребенок проживает сказку, передавая

свое собственное отношение к миру через сказочные образы. Народная

сказка является заложенной нашими предками основой развития личности

ребенка. Именно через сказку происходит воспитание лучших качеств:

трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия, происходит приобщение

к традициям родного народа, в целом, уважения к культуре и истории своей

страны, ответственности за её сохранение.



В раздел образования