Автор: Дергачева Мария Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №32 комбинированного вида"
Населённый пункт: г. Саранск
Наименование материала: Cтатья
Тема: Работа с детьми дошкольного возраста на основе сюжетов народных сказок
Раздел: дошкольное образование
РАБОТА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ
СЮЖЕТОВ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Одной из актуальных задач воспитания является задача сохранения
народных традиций, формирование национального самосознания человека.
С раннего детства необходимо воспитывать интерес к истории,
культуре, традициям и обычаям народов родного края. И здесь мы не можем
не обратиться к народной сказке. Сказка – носитель многовековой народной
мудрости, близкий и доступный детям дошкольного возраста источник
знаний о законах и правилах жизни в человеческом обществе. То, что может
понять и почувствовать ребенок через народную сказку, ему не объяснить
никакими, другими словами.
Цель моей работы: разностороннее развитие личности ребенка-
дошкольника на основе ознакомления со сказками народов, населяющих
Мордовию – русскими, мордовскими, татарскими, чувашскими и т.д.
Технология реализуется при вовлечении детей в разнообразные виды
деятельности в ходе ознакомления с содержанием сказки. Использую
интеграцию различных видов деятельности: игровой, речевой,
познавательной, коммуникативной, музыкальной, танцевальной,
изобразительной, театральной, двигательной.
Этапы работы со сказкой.
I этап – предварительный. Работа по сказке начинается
с внимательного прочтения педагогом произведения, выделения основной
идеи, понимания видимой и скрытой мотивации поступков героев сказки,
способов преодоления трудностей, отношения к окружающему миру
и самому себе, определение значения образов и символов в сказках. При
подготовке к работе со сказкой, воспитателю важно предварительно изучить
«сказочное пространство», которое показывает картину мира того или иного
народа. Воспитатель анализирует язык сказки, выделяет незнакомые детям
слова и выражения, продумывает способы ознакомления с их значением на
основе имеющегося у детей жизненного опыта, подбирает необходимый
иллюстративный материал. В нашей группе есть «Уголок сказки». Сказки
вносим в соответствии с запланированными задачами работы. Новая книга
привлекает детей, они рассматривают иллюстрации, репродукции
художников. Возникает интерес к прочтению сказки.
II этап – основной. На этом этапе мы знакомим детей с текстом сказки.
Одно из главных условий – это эмоциональное отношение взрослого
к рассказываемой сказке, выражение подлинных эмоций и чувств. Во время
чтения, дети должны видеть лицо педагога, наблюдать за мимикой,
выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют
и усиливают впечатление от прочтения. Проводить чтение сказки можно
в сопровождении музыки или в полумраке в приглушенном освещении, при
котором создаются элементы таинственности и волшебства. Дети
воспринимают сказку с особым чувством, слушают затаив дыхание. Также
я использую аудиозаписи сказок в исполнении профессиональных чтецов
и артистов. Сказку мы слушаем неоднократно, сопровождаем беседами по ее
содержанию. Особое внимание я уделяю развитию у детей умения
анализировать произведение, делать выводы о нравственных качествах
героев, причинах и последствиях их поступков.
III этап – продуктивный. Вместе с ребятами включаюсь в различные
формы работы по сказке (игровые, театральные, изобразительные). Сказка
может быть проиграна воспитателем с использованием различных видов
театра: пальчиковый, настольный, бибабо. Можно организовать игру-
драматизацию, инсценировку произведения. Этот процесс настраивает детей
на дальнейшее неоднократное проигрывание, прослушивание сказки,
понимание ее содержания, обогащение представлений о мире, пополнение
словарного запаса, приобщение к народной мудрости, заложенной в сказке.
Игра-театрализация способствует формированию у детей таких личностных
качеств, как активность, инициатива, коммуникабельность, помогает
преодолению негативного поведения, страхов у ребенка. С помощью сказки
я решаю различные вопросы воспитания детского коллектива.
IV этап – результативный. На этом этапе мы способствуем
развертыванию самостоятельной деятельности детей по мотивам сказочного
произведения. Идет творческое использование материала сказки в
конструктивной, изобразительной, художественно-речевой деятельности.
Дети играют в сказку, готовят театрализованное представление, рисуют
к сказке иллюстрации, делают аппликации, участвуют в изготовлении
декораций к спектаклю, костюмов героев. Можно использовать в работе
с детьми разные материалы (бумажные, деревянные, магнитные, тряпичные,
вязаные, мягкие игрушки и. т. д.) для изготовления кукол - персонажей
сказок и по-разному преподнести их образ, что способствует развитию
фантазии, творческого воображения. Результатом такой работы является
осмысление содержания сказки, понимание чувств и причин поступков
героев, формирование нравственной оценки событий сказки. Также
предлагаю детям, опираясь на имеющийся у них опыт, сравнить похожие
по сюжету сказки разных народов, найти сходства и отличия. Предложенная
технология работы со сказками позволяет обогатить словарный запас,
художественно-образную речь детей, также способствует общему развитию
личности (познавательному, художественно-эстетическому,
коммуникативному, нравственному). Задача решается при наличии
пространственно-предметной развивающей среды, созданной с учетом
возраста и этнокультурных особенностей детей. Я хочу подробнее
остановиться на элементах развивающей среды, созданной в МДОУ
«Детский сад №32 комбинированного вида» на территории.
Мы подобрали сюжеты народных сказок, знакомых детям, и оформили
на их основании участки разных возрастных групп. Так в младших группах
детей встречают на участках Колобок и хитрая Лиса, а также герои русской
народной сказки «Теремок». Как мы используем эти сюжетные композиции?
Помимо рассматривания героев, беседы о содержании сказки,
проговаривании слов и предложений, мы предлагаем детям спеть песенку
Колобка, нарисовать его портрет. Дети старшего возраста в беседе по данным
сказкам, делают выводы о правилах безопасного поведения. Разговор
о сказке «Теремок» подводит ребят к выводу о том, что значит жить дружно,
помогать друг другу. Данные композиции могут служить декорациями
к игре-театрализации. В других группах участки оформлены на основе сказок
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «По щучьему велению», «Гуси-
лебеди», «Кот, петух и лиса». Эти сюжетные композиции не только
помогают вспомнить содержание сказок, их нравственные уроки, но
и помогают в проведении бесед о характерах героев, их личностных
качествах, правилах безопасного поведения в разных жизненных ситуациях.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с пословицами «Друг
познается в беде», «Доброе братство дороже богатства», «В тесноте, да не
в обиде» и др. Следует отметить, что данные элементы предметно-
развивающей среды многофункциональны, могут использоваться и при
организации подвижных игр, развлечений, игр-театрализаций, игр-квестов
по сказочным сюжетам. Языком художественных образов, на ярких
примерах, сказка помогает детям разобраться в характерах героев,
их поступках, их отношениях с другими героями сказки. Учит детей жизни,
и показывает, что хорошо и что плохо. Все эти моменты делают сказки
ценным материалом для воспитания детей дошкольного возраста. Сказки
развивают мышление, внимание, фантазию и память. Повторяющие из сказок
троекратные фразы, песенки и небольшие стишки развивают речь ребенка.
Беседы по содержанию сказки способствуют формированию духовно-
нравственных качеств. К таким качествам личности отношу доброту,
сострадание, желание прийти на помощь, забота о младших и более слабых,
вежливое отношение к родителям, уважение к близким и т.д. Таким образом,
воспитание дошкольника на основе сюжетов народных сказок соответствует
особенностям личностно – ориентированной модели воспитания, где на
равноправных условиях взрослый и ребенок проживает сказку, передавая
свое собственное отношение к миру через сказочные образы. Народная
сказка является заложенной нашими предками основой развития личности
ребенка. Именно через сказку происходит воспитание лучших качеств:
трудолюбия, доброты, взаимовыручки, сочувствия, происходит приобщение
к традициям родного народа, в целом, уважения к культуре и истории своей
страны, ответственности за её сохранение.