Напоминание

Практико-ориентированное обучение студентов на занятиях уроках физической культуры


Авторы: Хачатрян Юлия Викторовна, Тишкина Варвара Михайловна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Шахтинский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Шахты, Ростовская область
Наименование материала: Статья
Тема: Практико-ориентированное обучение студентов на занятиях уроках физической культуры
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Практико-ориентированное обучение студентов

на занятиях уроках физической культуры

Преподаватель

ГБПОУ РО «ШМК»

Хачатрян Ю.В.

Студентка II курса

Тишкина В.М.

Среднее профессиональное образование является важной составной частью

российского образования. Оно обеспечивает подготовку специалистов среднего

звена, повышение образовательного и культурного уровня личности.

Современное состояние и перспективы развития производства требуют от

будущего специалиста новых профессиональных и личностных качеств, таких как

системное мышление; информационная, коммуникативная культура; способность

к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в

условиях неопределенности, приобретению новых знаний; творческая активность

и ответственность за выполняемую работу.

Переход к практико-ориентированному обучению, заявленный в

федеральном государственном образовательном стандарте среднего

профессионального образования связан с усилением прикладного, практического

характера всего среднего профессионального образования.

В связи с этим особое место в образовательных технологиях отводится

практико-ориентированному обучению, главная задача которого —

формирование у студентов полной готовности к профессиональной деятельности.

Связь физического воспитания студентов с трудовой деятельностью

наиболее реально воплощается в профессионально - прикладной физической

подготовке.

Каждая профессия имеет свои специфические требования, предъявляемые к

человеку и зачастую очень высокие по сравнению с его реальными физическим и

психическим качествам, прикладным навыкам. В таком случае возникает

необходимость профилирования процесса физического воспитания при

подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности, сочетая общую

физическую подготовку и профессионально-прикладную физическую подготовку.

Например, чтобы реализоваться в профессиональной деятельности,

медицинской сестры, нужно обладать целым рядом физических качеств. От него

требуется умение дозировать физические упражнения в реабилитационный

период больного, перенесенный то или иное заболевание. Умение правильно

подобрать комплекс упражнений согласное его заболеванию.

Работа медицинской сестры характеризуется пониженной подвижностью,

длительным пребыванием в одной позе во время работы. Для них необходимо

развитие статической выносливости мышц туловища, спины, испытывающих

наибольшие напряжения во время малоподвижной работы.

Профессиональная деятельность лаборанта связанна с манипулированием

инструментом. Он должен выполнять быстрые, точные и экономные движения

при работе с пробиркам, обладать ловкостью и координацией движений рук.

Таким образом, профессиональная деятельность современных специалистов

предъявляет к ним довольно жесткие требования, в том числе к физическим и

психическим качествам и способностям. В процессе общей физической

подготовки практически невозможно сформировать такой уровень

психофизической подготовленности, который обеспечил бы

высокопроизводительную профессиональную деятельность. Поэтому необходимы

специальные занятия физическими упражнениями и спортом, то есть

профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП).

Современная профессионально-прикладная физическая подготовка

опирается на систему упражнений, позволяющих направленно увеличивать

именно те профессионально существенные функциональные свойства организма,

двигательные и сопряженные с ними способности, от которых существенно

зависит результативность профессиональной деятельности.

Средства ППФП студента достаточно разнообразны. К ним относятся:

прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов

спорта; прикладные виды спорта; оздоровительные силы природы и

гигиенические факторы; вспомогательные средства, обеспечивающие качество

учебного процесса ППФП.

В качестве средств физической подготовки используются физические

упражнения. В зависимости от методической организации, от объема,

интенсивности выполнения и других условий одни и те же упражнения могут

давать различный тренировочный эффект. Поэтому средства физической

подготовки систематизируют в группы по их значению для решения конкретных

педагогических задач.

На занятиях по профессионально-прикладной физической подготовке для

развития физических качеств у студентов применяют упражнения на быстроту,

силу, выносливость, координацию движений. Это в основном упражнения из

гимнастики, из различных видов легкой атлетики, спортивных игр, тяжелой

атлетики и др. С помощью них можно укрепить мышцы, на которые приходится

наибольшая физическая нагрузка, дополнительно развить физические качества,

требуемые той или иной профессией.

Для формирования и совершенствования прикладных навыков применяются

естественные движения (прыжки, метания, лазание, плавание), упражнения из

прикладного туризма и др. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным

воздействиям внешней среды можно, применяя соответствующие упражнения,

которые не только совершенствуют какое-либо качество, но и одновременно дают

неспецифический тренировочный эффект. Например, устойчивость к

перегреванию можно повысить упражнениями, сопровождающимися

значительным теплообразованием: продолжительным бегом, интенсивным

передвижением на лыжах, коньках, спортивными играми.

Для совершенствования психических качеств - волевых, внимания, реакции

на сигналы, восприятия пространства, времени, мышечных усилий и других -

большое значение имеют используемые направленно физические упражнения и

занятия определенными видами спорта. При этом влияние последних на развитие

психических качеств неодинаково. Специфика каждого конкретного вида спорта

определяет активность соответствующих психических функций и степень их

проявления. Например, спортивные игры вырабатывают точность времени

реакции на движущийся объект, быстроту двигательной реакции; гимнастика в

большой степени развивает точность мышечных усилий при действии руками и

др.

Совершенствованию волевых качеств, способствуют занятия всеми видами,

спортивными играми, гимнастическими упражнениями, связанными с элементами

опасности (лазание по канату, упражнения на бревне, опорные прыжки) и др.

Для обучающихся по специальности «Сестринское дело» и «Лабораторная

диагностика» для направленного воздействия на вестибулярный аппарат и

воспитания способности поддерживать равновесие в усложненных условиях,

применяются упражнения на пониженной - повышенной опоре, неустойчивой

платформе, упражнения в равновесии, в лазании по вертикальной, наклонной и

горизонтальной лестницам; для повышения устойчивости вестибулярного

аппарата - продолжительный бег в плотной одежде или в жаркую погоду, марш-

броски и т.п. При подготовке к ряду других профессий широко применяются

естественные движения такие как: ходьба, бег, прыжки, метания, лазание,

передвижения на лыжах и т.д.

Применение средств физической культуры в будущей профессиональной

деятельности студентов основывается на явлении «переноса» тренированности.

Упражнения, используемые в ППФП, создают необходимую почву для успешного

овладения профессиональными навыками.

На занятиях физической культуры занятия по профессионально-прикладной

физической подготовке студентов проводятся в форме практических и

лекционных занятий.

Профессионально-прикладная физическая подготовка в виде

дополнительного занятия необходима студентам, которые имеют недостаточную

общую и специальную физическую подготовленность.

Различают следующие формы занятий по профессионально-прикладной

физической подготовке:

- секционные занятия в колледже по прикладным видам спорта (легкая

атлетика, лыжный спорт, баскетбол, волейбол; футбол)

- самостоятельные занятия прикладными видами спорта (гимнастика, бег.);

- самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя

физической культуры;

- массовые оздоровительно-физкультурные и спортивные мероприятия,

(Дни здоровья, соревнования между учебными группами, курсами).

Таким образом, профессионально-прикладная физическая подготовка

позволяет дать студентам знания, умения и навыки, которые бы обеспечили

сознательное и правильное использование средств физической культуры и спорта

для подготовки их к будущей профессиональной деятельности.

1.Список используемой литературы

Бишаева, А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура

студента (для бакалавров) / А.А. Бишаева. - М.: КноРус, 2017. - 160 c.

2.Виленский, М.Я. Физическая культура (спо) / М.Я. Виленский, А.Г.

Горшков. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.

3.Гришина, Ю.И. Физическая культура студента: учебное пособие / Ю.И.

Гришина. - РнД: Феникс, 2019. - 283 c.

4.Муллер, А.Б. Физическая культура студента: Учебное пособие / А.Б.

Муллер, Н.С. Дядичкина, Ю.А. Богащенко и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 320 c.

5.Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.:

Академия, 2018. - 288 c.



В раздел образования