Авторы: Барабышкина Татьяна Сергеевна, Царану Тимофей Романович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ РО "Шахтинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Шахты
Наименование материала: Статья
Тема: Применение средств ЛФК на занятиях физической культурой.
Раздел: среднее профессиональное
Применение средств ЛФК на занятиях физической культурой.
Преподаватель
ГБПОУ РО «ШМК»
Барабышкина Т.С.
Студент II курса
Царану Тимофей Романович
В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер
по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Одним из новых
направлений в педагогической деятельности учителя и методиста физкультуры
является адаптивное физическое воспитание (АФВ) изучающее аспекты
физического воспитания детей и подростков, которые в связи с перенесенными
заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности
общепринятой системы физического воспитания. В основу АФВ положена
совокупность медико-психолого-педагогических установок, направленных на
восстановление здоровья и адаптацию.
Применяя средства лечебной физкультуры (ЛФК), адаптивное физическое
воспитание решает проблему инеграции обучающихся с ограниченными
физическими возможностями в общество и непосредственно связано с
философией гуманизма.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в специальных
медицинских группах, представляют собой комплекс различных средств, методов,
форм организации занятий. Чем больше комплекс физических упражнений,
методов, различных форм организации занятий в спецмедгруппе (СМГ), тем
эффективнее процесс физического воспитания часто и длительно болеющих
студентов. Занятия со студентами в специальной медицинской группы имеет свои
особенности. Группы учащихся, отнесенных к СМГ, комплектуются для занятия
физической культурой по заключению врача и оформляются приказом директора
колледжа.
Урочная форма занятий. Обучающиеся, имеющие незначительные
отклонения в состоянии здоровья, занимаются физической культурой
непосредственно в школе. Такие занятия планируются в расписании и проводятся
до или после уроков два раза по 45 или три раза в неделю по 30 мин.
Дополнительные уроки физической культуры для Ч БД в спецмедгруппах во
второй половине дня будут эффективными в случае наличия врачебно-
педагогического контроля и участия добровольных помощников (волонтеров).
Решающее значение в реализации задач физического воспитания приобретает
индивидуализация дозировок не только внутри группы ЧБД даже со сходными
диагнозами и разными возрастами, но и по отношению к одному и тому же
учащемуся, изменившему в процессе занятий свои резервные возможности,
готовясь к переходу в подготовительную группу. Эффективность таких занятий
будет тем выше, чем разнообразнее методики, применяемые на дополнительных
уроках.
Практика показывает, что в школах такая форма занятий чаще проводится
для учащихся начальной школы, так как для основной и старшей школы
расписание перегружено. Каждый день занятия заканчиваются в 14—15 часов,
поэтому желающих заниматься физической. культурой в СМГ нет. Следует
отметить, что ответственность за посещаемость занятий в спецмедгруппах
возлагается на учителя, ведущего эти занятия, или классного руководителя и
контролируется заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе
или врачом.
Урочная форма занятий (индивидуально — дифференцированный подход и
интеграция ЧБД). Практика показывает, что чаще обучающихся с отклонениями в
состоянии здоровья занимаются физической культурой со здоровыми
обучающимися. Интеграция обучающихся с нарушениями в состоянии здоровья в
группу здоровых детей также имеет свои сложности. Во-первых, трудность при
осуществлении индивидуального подхода, контроля за самочувствием и
дозированием нагрузок. Во-вторых, более высокая вероятность получения травм
или осложнений в состоянии здоровья при отсутствии контроля. Только при
наличии медицинского работника учитель физкультуры может проводить занятие
с ЧБД. Критерием оценки эффективности заняий ЧБД в спецмедгруппах является
подготовка этих детей в подготовительную группу.
Лечебная физическая культура, которая проводится для студентов с
хроническими заболеваниями в лечебно-профилактических учреждениях. ЛФК
проводится медицинскими работниками, методистами. По мере улучшения со-
стояния здоровья ЧБД могут заниматься с детьми своего класса, соблюдая
условия урочной формы занятий.
Учебные занятия и домашние задания по физической культуре
направляют процесс оздоровления, развития организма и адаптации больного
обучающеся к условиям современной жизни.
Учебные занятия, проводимые под контролем медицинского работника и
непосредственном участие подготовленного педагога, обеспечивают освоение
учебной программы, вооружают учащихся навыками по сохранению и
укреплению здоровья. Вырабатывают убежденность в необходимости
соблюдения норм здорового образа жизни. Главный результат воспитания тех или
иных качеств личности — это сознательное отношение к делу.
В спецмедгруппах часто и длительно болеющие обучающихся должны
сознательно относиться к своему здоровью и уметь пользоваться всеми
средствами и методами адаптивного физического воспитания для восстановления
утраченного здоровья.
Учитывая специфику АФВ, следует выделить главные условия
деятельности учителя физкультуры.
1. Проектирование развития личности, обучение студентов умению
применять физические упражнения для восстановления своего здоровья.
2. Содержание деятельности преподавателя физкультуры состоит из
последовательных действий:
• выработки у учащихся положительного отношения к знаниям основ
адаптивного физического воспитания;
• трансформации знаний в убеждения о необходимости восстановления
здоровья;
• формирование оценочных ситуаций;
• стимулирование двигательной активности в процессе реабилитации;
• реализация знаний и умений в практической деятельности, на уроках и во
внеурочных занятиях физкультурой.
Список используемой литературы.
1.Адаптация организма учащихся к учебной и физиче¬ским нагрузкам. Под
ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. М.: Педагогика. 2018
2.Адаптивная физическая культура. Под ред. Н.Н. Чеснокова. М. 2021.
3.Алексеев С.В., Янушанец О.И., Валенго С.А. Здоровье Де¬тей и состояние
учебно-педагогической и внешкольной де¬ятельности в Санкт-Петербурге.
Проблемы и перспективы формирования здоровья детей и учащейся молодежи.
Мур¬манск. 2017.
4.Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.Л. Здоровье и разви¬тие современных
школьников. Школа здоровья. № 1. 2014