Напоминание

"Берегите глаза с детства"


Авторы: Волкова Людмила Леонидовна, Ковалёва Юлия Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Сказка"
Населённый пункт: ХАКАСИЯ РЕСПУБЛИКА, ЧЕРНОГОРСК
Наименование материала: статья
Тема: "Берегите глаза с детства"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект: «Берегите глаза с детства»

Авторы проекта: воспитатели МБДОУ «Сказка»,

г. Черногорск

Волкова Людмила Леонидовна

Ковалёва Юлия Викторовна

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети младшего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Сроки реализации проекта: одна неделя.

Возрастная группа: 4-5 лет (средняя группа общеразвивающей направленности).

Проблема: при осмотре детей офтальмологом было выявлено, что у малышей падает

зрение, по сравнению с прошлым годом, ребята рассказывают воспитателям, что дома

родители им дают смартфоны, в которые они играют, большую часть времени смотрят

мультфильмы по телевизору. Простые беседы о вреде гаджетов для зрения ни привели к

положительному результату.

Цель

проекта:

создание

социальной

ситуации

развития

в

познавательно-

исследовательской деятельности проекта «Я стараюсь, как могу свои глазки берегу».

Задачи:

- создать условия для формирования представлений о зрении и его сохранении;

- создать условия для развития познавательных способностей в ходе реализации

тематического проекта;

- обеспечить условия для применения здоровье сберегающих технологий для коррекции

зрения;

- способствовать развитию речевой активности, мыслительных операций, творческого

воображения детей;

- привлечь родителей к реализации проекта.

Ожидаемый результат: деятельность по подготовке и презентации проекта позволит

улучшить отношение детей к сбережению зрения; расширить представление детей о

глазах, зрении, о том, что полезно, а что вредно для глаз; формировать интерес и желания

у детей познать свой организм; вызвать интерес у родителей к проблеме укрепления и

сохранения зрения у детей; развить зрительное внимание, укрепить глазные мышцы с

помощью гимнастики; воспитание у детей бережного отношения к своему здоровью.

План реализации педагогического проекта «Я стараюсь, как могу свои глазки берегу».

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Организованная образовательная деятельность

Речевое

развитие

Формирован

ие целостной

картины

мира и

расширение

кругозора

Познавател

ьно-

исследовате

льская

деятельност

ь

Социально-

коммуникат

ивное

развитие.

Безопасное

поведение.

Художествен

но-

творческое

развитие

Тема: «Что

нужно знать

про глаза и

зрение»

(Приложение

1)

Тема: «Роль

глаз в жизни

человека»

(Приложение

1)

Тема:

«Опыты:

«Зоркий

глаз»,

«Ловкий

зрачок»

(Приложени

е 1)

Тема: «Как

беречь глаза»

(Приложение

1)

Лепка.

Тема: «Ягода

Черника,

полезная для

зрения»

(Приложение

1)

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

1-я

половина

дня

Гимнастика

для глаз

«Весёлая

неделька».

(Приложение

5)

Беседа «Что

мы знаем о

глазах?»

(Приложение

2)

Папка –

передвижка

для родителей

«Здоровые

глаза –

счастливый

ребёнок».

(Приложение

7.

Презентация

Педагогическ

ий проект.

Фотоотчёт)

Изготовление

плаката

«Берегите

глаза»

(условия для

закрепления

правил

профилактики

зрения).

(Приложение

7.

Презентация

Педагогическ

ий проект.

Фотоотчёт)

Гимнастика

для глаз для

нормализации

глазных

мышц

«Арбуз».

(Приложение

5)

Гимнастика

для

глаз

«Жук».

(Приложени

е 5)

Ситуативны

й

разговор

«Что делать,

если

глазки

устали»

(условия для

обсуждения

проблемной

ситуации).

д/и «Хорощо

-

плохо».

«Запрещаетс

я,

разрешается

», «Полезно

-

вредно»

(игры

по

ТРИЗ-

технологии)

(Приложени

е 3)

игра

«Назови

одним

словом»

(плакат

«Цвет глаз»)

(Приложени

е 3)

Игра

«Последи за

игрушками»

(Приложени

е 3)

Гимнастика

для глаз для

нормализаци

и

глазных

мышц

«Кит».

(Приложени

е 5)

Гимнастика

для

глаз

«Волшебный

сон».

(Приложение

5)

Ситуативный

разговор

«Волшебный

сон».

Беседа

по

пословицам и

поговоркам

про глаза. На

основе

пословицы «У

страха

глаза

велики»

(Приложение

2)

Чтение

ст

ихотворения

Н.

Кнушевицкая

«Глаза».

(Приложение

4)

Гимнастика

для глаз для

нормализации

глазных

мышц

«Волчище».

(Приложение

5)

Чтение

стишков

про

глаза.

Зрительные

игры

на

«Развивающе

м бизиборде»

(Приложение

3)

Гимнастика

для

глаз

«Солнышко и

тучки».

(Приложение

5)

Беседа

«Как

сберечь

глаза?».

(Приложение

2)

Сюжетно-

ролевая игра

«На приёме у

окулиста».

(Приложение

7.

Презентация

Педагогическ

ий проект.

Фотоотчёт)

д/и

«Чьи

глаза»

(по

картинкам

животных).

(Приложение

3)

Подвижная

игра «Попади

в цель».

Рассказ

медработника

«Как следить

за

глазами»

(приложение

2)

Игра»Слепой

и

поводырь»

(Приложение

3)

Тренинг

на

«Развивающе

й стене»

Гимнастика

для глаз для

нормализации

глазных

мышц

«Пальчик».

(Приложение

5)

Гимнастика

для

глаз

«Солнечный

зайчик».

(Приложение

5)

Коллаж

«Полезные

продукты для

глаз и

зрения».

(Приложение

7.

Презентация

Педагогическ

ий проект.

Фотоотчёт)

Чтение

стихотворени

я

«Ребятишкам

про глаза» Н.

Орловой.

(Приложение

4)

Игра

на

поддержку

эмоциональн

ого состояния

«Передай

своё

настроение

глазами»

(Приложение

3)

Гимнастика

для глаз для

нормализаци

и

глазных

мышц

«Вертолёт».

(Приложение

5)

2-я

Гимнастика

Гимнастика

Гимнастика

Гимнастика

Гимнастика

половина

дня

для

глаз

по

профилактике

нарушения

зрения

«Бабочка».

(Приложение

5)

Просмотр

мультфильма

«Детям

о

глазах».

Рисование

«Мир

глазами

детей».

Гимнастика

для

снятия

зрительного

утомления

«Собачка»

(Приложение

5)

Просмотр

презентации

«Как устроен

глаз»

(Приложение

6)

для глаз по

профилакти

ке

нарушения

зрения

«Совушка-

сова».

(Приложени

е 5)

Игра

«Подбери

глазки

по

эмоции».

(Приложени

е 3)

Обсуждение

пословицы

«Глаза

бояться,

а

руки

делают».

(Приложени

е 2)

Гимнастика

для

снятия

зрительного

утомления

«Лиса»

(Приложени

е 5)

для

глаз

по

профилактике

нарушения

зрения

«Волшебный

сон».

(Приложение

5)

Игра

«Подбери

глазки

по

характеру

животного»

(Приложение

3)

Рассуждение:

почему

так

говорят

«Береги

как

зеницу

око».

(Приложение

2)

Гимнастика

для

снятия

зрительного

утомления

«Гриб»

(Приложение

5)

для

глаз

по

профилактике

нарушения

зрения

«Ерши-

малыши».

(Приложение

5)

Придумывани

е

подвижной

игры

«Посмотри на

право,

посмотри на

лево».

д/и

«Покажи

эмоции

по

глазам»

Гимнастика

для

снятия

зрительного

утомления

«Глазки»

(Приложение

5)

для

глаз

по

профилактике

нарушения

зрения

«Яблоко».

(Приложение

5)

Загадывание

и обсуждение

загадок

на

тему «Глаза и

зрение».

Рисование

«Витамины

для глаз»

Гимнастика

для

снятия

зрительного

утомления

«Дворник»

(Приложение

5)

Самостоя

тельная

деятельн

ость

(изменен

ия

в

предметн

о-

развиваю

щей

среде)

Определение

в

группе

«Кабинета

глазного

доктора»

Игра

«Картинки-

половинки»

(тема «Глаза и

зрение»)

Просмотр

презентации

«Для

чего

нужны глаза»

Игра-

тренажёр

«Зашумлённ

ые

картинки».

Рассматрива

ние

своих

глаз

в

зеркало.

Рассматрива

ние

глаз

товарища

через лупу.

Атрибуты

сюжетно-

ролевой игры

«Оптика».

д/и

«Проверим

куклам

зрение».

Игра

«По

стрелочке».

с/р

игра

«Уложим

куклу

Машу

спать».

Репродукции

картин-

портретов

с

разными

взглядами

людей.

Пазлы

«Девочки

и

мальчики».

Игра «Рисуем

глазками

окружающие

объекты».

Игра-

тренажёр

«Зашумлённы

е

картинки»

(раскрасить

объект,

который

полезен

для

зрения).

Игра-

эксперимент

«На приёме у

офтальмолога

»

(Приложение

3)

Заполнение шкалы активности, с использованием символов (ТРИЗ-

технологии) (Приложение 7. Презентация Педагогический проект. Фотоотчёт)

Взаимоде

йствие со

специали

стами

Эстафетные

игры

«Распредели

предметы

по

Консультаци

я

для

родителей

«Профилакт

Слушание

песни

«Разноцветны

й

мир»

Консультация

для педагогов

«Офтальмотр

енажеры

в

Сказка-

развлечение

«Как Мышата

глазки

не

местам»

(инструкор по

физической

культуре)

Проверка

зрения

у

детей

(врач-

офтальмолог

из

детской

поликлиники)

Консультация

«Основные

правила

гигиены

зрения»

для

родителей

и

педагогов

(Приложение

2)

ика

нарушена

зрения

у

детей

дошкольног

о

возраста»

(медработни

к)

(Приложени

е 2)

( музыкальны

й

руководитель)

Представлени

е

выставки

детских книг

о

глазах

и

зрении

(библиотекар

ь)

детском саду»

(старший

воспитатель)

(Приложение

2)

Итоговая

презентация

«Правдивые

сказки

про

наши глазки»

(Приложение

7)

берегли»

(Приложение

6)

(Приложение

7.

Презентация

Педагогическ

ий проект.

Фотоотчёт)

Участие

родителе

й

в

проекте

Тема

дня

«Как ребёнку

беречь

зрение»

(высказывани

я

родителей

по проблеме)

сбор

фотографий

для

коллажа

«Глаза

бывают

разные»

Изготовлени

е

и

пополнение

«Центра

охраны

зрения»

настольным

и

играми,

зрительным

и

тренажёрам

и (в парах, в

микрогруппа

х)

Обогащение

методической

копилки

по

теме проекта

«Я

стараюсь

как могу, свои

глазки

берегу»

Раздача

буклетов

«Сохраним

зрение»

Создание

библиотеки

книг и картин

в

центре

«Художестве

нной

литературы»

(по

теме

проекта)подго

товка

родителями

костюмов для

мероприятия

Консультация

для

родителей

«Развитие

зрительного

восприятия и

внимания

с

помощью

зашумлённых

картинок»

(Приложение

2)

Результативный этап

Продукт реализации проекта

Результат реализации проекта

В группе создан центр «Охраны зрения»;

изготовлены плакаты «Берегите глаза», «Что

вредно и что полезно для зрения»; коллаж

«Разные

глаза»;

подобран

и

изготовлен

материал

для

сюжетно-ролевой

игры

«Оптика»; изготовлены офтальмотренажёры

для дальнейшего использования в практике.

Модель

работы

организация

деятельности

(педагогов,

детей,

родителей) по созданию «Охраны зрения»

позволила повысить осознание охраны и

сбережения зрения у детей.

Результат реализации проекта.

В ходе проекта мы с детьми выделили положительные и отрицательные факторы,

влияющие на зрение человека. К положительным относятся следующие факторы:

смотреть телевизор нужно на расстоянии 3 метра; при письме, чтении свет должен падать

с левой стороны; расстояние от глаз до альбома, тетради должно быть 30-35 сантиметров;

обязательно нужно делать гимнастику для глаз; а также питаться правильно, особенно

витаминами группы А.

К отрицательным факторам отнесли: просмотр телевизора на близком расстоянии;

чтение лёжа при плохом освещении; нельзя смотреть на яркий свет; опасно тыкать в

глаза острыми предметами; нельзя трогать глаза грязными руками.

В результате исследования ребята узнали: о причинах ухудшения зрения,

научились бережно относиться к своим глазам, помогать им при переутомлении.

Чтобы полученные знания запомнить надолго, мы сделали коллаж «Полезные

продукты для глаз», оформила плакат «Берегите зрение». Посмотрели презентацию

«Правдивые сказки про наши глазки». Воспитатели и родители приготовили для детей

сказку-спектакль «Как Мышата глазки не берегли».

Новизна проекта.

Новизной проекта стало заполнение шкалы активности. С использованием ТРИЗ-

технологии. Ребята вместе со взрослыми придумали как оформить шкалу. Решением было

обозначить каждый день недели определённым цветом и наклеить на плакат. Чтоб было

много места на шкале, сделали её большой, дни обозначили цветными столбиками.

Обозначили символы активностей, которые проходили дети в ходе проекта и приклеивали

их на цветные столбики-дни. Символы были сделаны в виде схем, которые понятны

самим детям. Например символ

обозначает, что дети узнали что-то интересное про

глаза; а символ

обозначил, что дети рассмотрели глазки через лупу, или с помощью

лупы рассмотрели картинки в книге; символ

обозначил, что была очень

интересная гимнастика для глаз и т.д.

В итоге заполнения шкалы активности детям были предложены смайлики с конкретным

изображением и значением. И ребята на шкале отметили смайликами, что очень

понравилась, что было самое интересное, какая активность заставила детей задуматься,

что всех удивило. Последний смайлик, розовый, с грустными глазами был приклеен

единогласно в конце шкалы активности. Он обозначал, что детям было жаль завершать

очень интересный проект.



В раздел образования