Напоминание

«Взаимодействие образования, культуры и искусства как актуальная тема настоящего времени».


Автор: Ирина Сергеевна Прокофьева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО ДШИ №2 Чердаклинского района Ульяновской области
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие образования, культуры и искусства как актуальная тема настоящего времени».
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Взаимодействие образования, культуры и искусства как актуальная тема

настоящего времени».

Прокофьева Ирина Сергеевна

МУ ДО ДШИ №2 Чердаклинского района Ульяновской области

Для того, чтобы начать говорить о теме, посмотри в отдельности что означают

основные термины данной работы.:

Искусство — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и

художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное

осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по

отношению к творцу) мира. Следовательно, искусство — творческая деятельность,

отражающая интересы не только самого автора, но и других людей.

Культура - обобщающий термин, охватывающий социальное

поведение, институты и нормы, существующие в человеческих обществах, а

также знания, верования, искусство, законы, обычаи, способности и привычки людей в

этих группах. Культура часто происходит или приписывается определенному региону или

месту.

Люди приобретают культуру в процессе обучения, инкультурации и социализации,

что проявляется в разнообразии культур в разных обществах.

Культурная норма кодифицирует приемлемое поведение в обществе; она служит

руководством для поведения, одежды, языка и поведения в ситуации, которая служит

шаблоном для ожиданий в социальной группе.

Образова

́

ние — система воспитания и обучения личности, а также совокупность

приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта

деятельности и компетенций.В широком смысле слова, образование — процесс или

продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. Поскольку у

человека опыт одной особи не исчезает после её смерти, а накапливается в обществе

благодаря развитому уму людей и их способности к коммуникации, накопление опыта

позволило образоваться такому явлению как культура. Культура — это опыт не одной

особи, а опыт общества в целом. Образование это и есть процесс передачи этих знаний,

накопленных в культуре, новым поколениям.

Это только один источник определений, но и по нему можно невооруженным

взглядом увидеть, что три сферы: Искусство, Культура и Образование – являются тремя

основными столпами становления и развития процветающего, социально благополучного

общества.

Процесс развития человеческой цивилизации неразрывно связан с поиском

оптимальных механизмов совершенствования образования как института общественного

устройства. На протяжении различных исторических эпох, при всех политических,

экономических, социокультурных и др. изменениях, образование оставалось сферой

пристального внимания и основой для формирования социально ответственного и глубоко

духовного человека. Приоритеты современного образования сосредоточены в целом на

развитии интеллектуально-творческой личности, свободно ориентирующейся в различных

областях знания и культуры. И это непосредственно связано с усилением гуманитарной

составляющей образования на всех его ступенях, и в первую очередь с образовательным

потенциалом искусства.

В современном научном гуманитарном знании «образование через искусство»

является достаточно новым понятием. В широком смысле оно вбирает в себя

сложившиеся традиции в области эстетического и художественного воспитания, научное

и педагогическое наследие выдающихся отечественных деятелей, богатый творческий

опыт известных российских писателей и художников, музыкантов и композиторов,

хореографов и кинорежиссеров, театральных деятелей и работников музеев. В более

узком – это образование творчески мыслящего, гармонично и разносторонне развитого

человека. Смысл не только в том, чтобы научить каждого красиво двигаться, заниматься

изобразительным искусством, петь в хоре или играть на музыкальных инструментах,

рассуждать о прекрасном в нашей жизни и т. п. Самое главное – пробуждение позитивной

энергии детей и юношества, развитие умения напрягать творческую волю, реализовывать

собственные творческие замыслы, а в конечном итоге привносить элемент новизны,

оригинальности и уникальности в избранное дело. В данном случае не имеет значения

сфера будущей профессиональной деятельности или профессионального образования

молодых людей, поскольку творчество, гармоничность и универсальность обобщенно

выражают саму сущность человека и одинаково востребованы во всех отраслях

материального и духовного производства.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.

И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале

экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные

ценности доминируют над духовными, поэтому у детей, подростков, молодёжи искажены

представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности

и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности,

безверии, агрессивности, поэтому ярко определяется проблема духовно-нравственного

воспитания с которой возможно справиться только через процесс образования, несущий

повышение уровня культуры через привлечение к разного рода направлениям искусства.

Постановка и решение творческих задач в условиях современного развития

общества является необходимой составляющей модернизации всех сторон жизни и

качества жизни как всей нации, так и каждого человека.

Для нашей работы важное значение имеет положение о том, что направленность

любого вида образования связана с развитием творчески способных людей, умеющих

(наученных) находить себя во всех сферах жизнедеятельности. Это объясняется тем, что

овладение профессией педагога, особенно педагога сферы искусства, непосредственно

связано с присвоением творческого педагогического опыта и с организацией учебной

деятельности субъектов художественного образования.

Почему мы говорим о художественном образовании как культурной ценности?

Опираясь на анализ образовательных процессов в вузах художественного профиля, можно

утверждать, что искусство, являясь основным содержанием образования, предполагает

возрождение духовных основ личности как ценностной составляющей обучающихся и

обучаемых. Это связано с тем, что в центре всего образовательного процесса лежит

искусство, позволяющее открыто выражать эмоции, естественные впечатления,

переживания и постоянно осуществлять разнообразную творческую деятельность. Только

опираясь на ценности искусства, могут совершенствоваться содержание образования, его

формы, методы и технологии. Искусство можно рассматривать как объективно-

субъективную ценность и основу художественного образования. Это связано с тем, что

каждое произведение искусства уникально, неповторимо и является безусловной

ценностью.

Можно рассматривать художественное образование и как систему, которая состоит

из таких взаимосвязанных компонентов, как цель, содержание, методы, формы, средства,

технологии, способы деятельности и пр. При этом нельзя к функционированию

художественного образования подходить с позиций традиционной системы образования

как закрытой, когда каждый элемент выполняет определенную функцию, а любые

изменения могут помешать работе. При такой системе реализация творческого

потенциала становится затрудненной и ограниченной. Поэтому художественное

образование необходимо рассматривать как открытую социальную систему, в которой

постоянно идет процесс контакта с окружающей средой, а эффективность

функционирования и развития определяется степенью ее открытости.

Если рассматривать художественное образование с позиции процесса,

обеспечивающего качество, то в таком случае его можно представить, как процесс

долговременный и не заканчивающийся. Художественное образование, рассматриваемое

как процесс, неизменно имеет отложенный и промежуточный результат. Не вызывает

сомнения тот факт, что повышение художественной культуры субъекта влияет на

повышение культурного потенциала общества. А сам результат художественного

образования зависит от педагогического процесса.

Анализируя результаты современного художественного образования, можно

выделить ряд нерешенных проблем, которые значительно снижают его эффективность. К

ним можно отнести следующие:

1.

недооценка в социальной практике роли художественной культуры как

влиятельного фактора развития общества; отсутствие достаточно четко

выраженных ценностных ориентиров, снижение интереса к профессии педагога-

музыканта, педагога-хореографа, что отрицательно сказывается на качестве

художественного образования;

2.

второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического

профиля в общем образовании на всех его ступенях;

3.

недостаток системных связей, что отрицательно сказывается на целостности

художественного образования; доминирование авторитарных стилей управления

учебно-воспитательной деятельностью студентов;

4.

не отвечающая современным требованиям материально-техническая и кадровая

обеспеченность художественного образования в рамках общеобразовательного

процесса.

Возможно по-разному разрешить данные проблемы. Так, для эффективного

развития художественного образования в современных условиях необходимо

осуществлять соединение теоретических и практических компонентов подготовки, при

усилении профессиональной составляющей и направленности личности на

самосовершенствование. Ряд ученых (Н.К. Бакланова, А.Г. Бермус, Г.В. Гутник, Ю.К.

Итин, Л.В. Островская и др.) считают возможным и целесообразным использование

различных современных технологий в процессе профессиональной подготовки как основы

образовательных услуг высокого качества. Некоторые ученые (А.С. Афанасьев, В.И.

Безруков, В.А. Качалов, Э.М. Коротков и др.) связывают решение данной проблемы с

совершенствованием системы управления вузом и факультетами.

Решение проблем художественного образования и поиск путей их устранения

позволил выделить основные направления его развития:

1.

формирование на государственном уровне отношения к художественному

образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне

необходимой для развития российского общества; пересмотр целей, задач и

содержания художественного образования, исходя из особенностей

современной социокультурной ситуации;

2.

усиление роли предметов художественно-эстетического профиля на всех

ступенях общего образования, увеличение количества часов и перечня

образовательных программ по видам искусств;

3.

педагогически обоснованный отбор содержания художественного

образования, включающего опыт приобретения обобщенных знаний,

способов творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений;

осмысление и организация художественного образования как ценности,

включающей в себя личностно-ценностный взгляд человека на окружающий

мир, на искусство, на самого себя как творца художественно-творческих

ценностей в неустанной творческой деятельности;

4.

восстановление, сохранение и развитие национальных хоровых традиций и

других форм приобщения к искусству в общеобразовательных учреждениях;

5.

непрерывное обновление программно-методического обеспечения,

содержания, форм и методов художественного образования с учетом

лучшего отечественного опыта и мировых достижений; совершенствование

технологий, их направленность на развитие творчества студентов, их

компетентности и самопроцессов;

6.

переход от авторитарных стилей управления учебно-воспитательной

деятельностью студентов к педагогической поддержке и сопровождению;

7.

активное участие средств массовой информации в художественно-

просветительской деятельности;

8.

развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и

укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.

Заключение. Таким образом, проанализировав влияние синтезированного

подхода к образованию подрастающего поколения через приобщение к искусству,

тем самым повышая уровень культурного воспитания, мы видим, что в

современном мире данный подход действенен и актуален. Но реализация данного

подхода будет эффективна только в том случае, если существует и сохраняется

сбалансированное соотношение уровня организации художественного образования

и потребностей современного мира.



В раздел образования