Автор: Ирина Сергеевна Прокофьева
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО ДШИ №2 Чердаклинского района Ульяновской области
Населённый пункт: п. Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: «Взаимодействие образования, культуры и искусства как актуальная тема настоящего времени».
Раздел: дополнительное образование
«Взаимодействие образования, культуры и искусства как актуальная тема
настоящего времени».
Прокофьева Ирина Сергеевна
МУ ДО ДШИ №2 Чердаклинского района Ульяновской области
Для того, чтобы начать говорить о теме, посмотри в отдельности что означают
основные термины данной работы.:
Искусство — одна из наиболее общих категорий эстетики, искусствознания и
художественной практики. Обычно под искусством подразумевают образное
осмысление действительности; процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по
отношению к творцу) мира. Следовательно, искусство — творческая деятельность,
отражающая интересы не только самого автора, но и других людей.
Культура - обобщающий термин, охватывающий социальное
поведение, институты и нормы, существующие в человеческих обществах, а
также знания, верования, искусство, законы, обычаи, способности и привычки людей в
этих группах. Культура часто происходит или приписывается определенному региону или
месту.
Люди приобретают культуру в процессе обучения, инкультурации и социализации,
что проявляется в разнообразии культур в разных обществах.
Культурная норма кодифицирует приемлемое поведение в обществе; она служит
руководством для поведения, одежды, языка и поведения в ситуации, которая служит
шаблоном для ожиданий в социальной группе.
Образова
́
ние — система воспитания и обучения личности, а также совокупность
приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, функций, опыта
деятельности и компетенций.В широком смысле слова, образование — процесс или
продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. Поскольку у
человека опыт одной особи не исчезает после её смерти, а накапливается в обществе
благодаря развитому уму людей и их способности к коммуникации, накопление опыта
позволило образоваться такому явлению как культура. Культура — это опыт не одной
особи, а опыт общества в целом. Образование это и есть процесс передачи этих знаний,
накопленных в культуре, новым поколениям.
Это только один источник определений, но и по нему можно невооруженным
взглядом увидеть, что три сферы: Искусство, Культура и Образование – являются тремя
основными столпами становления и развития процветающего, социально благополучного
общества.
Процесс развития человеческой цивилизации неразрывно связан с поиском
оптимальных механизмов совершенствования образования как института общественного
устройства. На протяжении различных исторических эпох, при всех политических,
экономических, социокультурных и др. изменениях, образование оставалось сферой
пристального внимания и основой для формирования социально ответственного и глубоко
духовного человека. Приоритеты современного образования сосредоточены в целом на
развитии интеллектуально-творческой личности, свободно ориентирующейся в различных
областях знания и культуры. И это непосредственно связано с усилением гуманитарной
составляющей образования на всех его ступенях, и в первую очередь с образовательным
потенциалом искусства.
В современном научном гуманитарном знании «образование через искусство»
является достаточно новым понятием. В широком смысле оно вбирает в себя
сложившиеся традиции в области эстетического и художественного воспитания, научное
и педагогическое наследие выдающихся отечественных деятелей, богатый творческий
опыт известных российских писателей и художников, музыкантов и композиторов,
хореографов и кинорежиссеров, театральных деятелей и работников музеев. В более
узком – это образование творчески мыслящего, гармонично и разносторонне развитого
человека. Смысл не только в том, чтобы научить каждого красиво двигаться, заниматься
изобразительным искусством, петь в хоре или играть на музыкальных инструментах,
рассуждать о прекрасном в нашей жизни и т. п. Самое главное – пробуждение позитивной
энергии детей и юношества, развитие умения напрягать творческую волю, реализовывать
собственные творческие замыслы, а в конечном итоге привносить элемент новизны,
оригинальности и уникальности в избранное дело. В данном случае не имеет значения
сфера будущей профессиональной деятельности или профессионального образования
молодых людей, поскольку творчество, гармоничность и универсальность обобщенно
выражают саму сущность человека и одинаково востребованы во всех отраслях
материального и духовного производства.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов.
И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные
ценности доминируют над духовными, поэтому у детей, подростков, молодёжи искажены
представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности
и патриотизме. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности,
безверии, агрессивности, поэтому ярко определяется проблема духовно-нравственного
воспитания с которой возможно справиться только через процесс образования, несущий
повышение уровня культуры через привлечение к разного рода направлениям искусства.
Постановка и решение творческих задач в условиях современного развития
общества является необходимой составляющей модернизации всех сторон жизни и
качества жизни как всей нации, так и каждого человека.
Для нашей работы важное значение имеет положение о том, что направленность
любого вида образования связана с развитием творчески способных людей, умеющих
(наученных) находить себя во всех сферах жизнедеятельности. Это объясняется тем, что
овладение профессией педагога, особенно педагога сферы искусства, непосредственно
связано с присвоением творческого педагогического опыта и с организацией учебной
деятельности субъектов художественного образования.
Почему мы говорим о художественном образовании как культурной ценности?
Опираясь на анализ образовательных процессов в вузах художественного профиля, можно
утверждать, что искусство, являясь основным содержанием образования, предполагает
возрождение духовных основ личности как ценностной составляющей обучающихся и
обучаемых. Это связано с тем, что в центре всего образовательного процесса лежит
искусство, позволяющее открыто выражать эмоции, естественные впечатления,
переживания и постоянно осуществлять разнообразную творческую деятельность. Только
опираясь на ценности искусства, могут совершенствоваться содержание образования, его
формы, методы и технологии. Искусство можно рассматривать как объективно-
субъективную ценность и основу художественного образования. Это связано с тем, что
каждое произведение искусства уникально, неповторимо и является безусловной
ценностью.
Можно рассматривать художественное образование и как систему, которая состоит
из таких взаимосвязанных компонентов, как цель, содержание, методы, формы, средства,
технологии, способы деятельности и пр. При этом нельзя к функционированию
художественного образования подходить с позиций традиционной системы образования
как закрытой, когда каждый элемент выполняет определенную функцию, а любые
изменения могут помешать работе. При такой системе реализация творческого
потенциала становится затрудненной и ограниченной. Поэтому художественное
образование необходимо рассматривать как открытую социальную систему, в которой
постоянно идет процесс контакта с окружающей средой, а эффективность
функционирования и развития определяется степенью ее открытости.
Если рассматривать художественное образование с позиции процесса,
обеспечивающего качество, то в таком случае его можно представить, как процесс
долговременный и не заканчивающийся. Художественное образование, рассматриваемое
как процесс, неизменно имеет отложенный и промежуточный результат. Не вызывает
сомнения тот факт, что повышение художественной культуры субъекта влияет на
повышение культурного потенциала общества. А сам результат художественного
образования зависит от педагогического процесса.
Анализируя результаты современного художественного образования, можно
выделить ряд нерешенных проблем, которые значительно снижают его эффективность. К
ним можно отнести следующие:
1.
недооценка в социальной практике роли художественной культуры как
влиятельного фактора развития общества; отсутствие достаточно четко
выраженных ценностных ориентиров, снижение интереса к профессии педагога-
музыканта, педагога-хореографа, что отрицательно сказывается на качестве
художественного образования;
2.
второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического
профиля в общем образовании на всех его ступенях;
3.
недостаток системных связей, что отрицательно сказывается на целостности
художественного образования; доминирование авторитарных стилей управления
учебно-воспитательной деятельностью студентов;
4.
не отвечающая современным требованиям материально-техническая и кадровая
обеспеченность художественного образования в рамках общеобразовательного
процесса.
Возможно по-разному разрешить данные проблемы. Так, для эффективного
развития художественного образования в современных условиях необходимо
осуществлять соединение теоретических и практических компонентов подготовки, при
усилении профессиональной составляющей и направленности личности на
самосовершенствование. Ряд ученых (Н.К. Бакланова, А.Г. Бермус, Г.В. Гутник, Ю.К.
Итин, Л.В. Островская и др.) считают возможным и целесообразным использование
различных современных технологий в процессе профессиональной подготовки как основы
образовательных услуг высокого качества. Некоторые ученые (А.С. Афанасьев, В.И.
Безруков, В.А. Качалов, Э.М. Коротков и др.) связывают решение данной проблемы с
совершенствованием системы управления вузом и факультетами.
Решение проблем художественного образования и поиск путей их устранения
позволил выделить основные направления его развития:
1.
формирование на государственном уровне отношения к художественному
образованию как особо значимой сфере человеческой деятельности, крайне
необходимой для развития российского общества; пересмотр целей, задач и
содержания художественного образования, исходя из особенностей
современной социокультурной ситуации;
2.
усиление роли предметов художественно-эстетического профиля на всех
ступенях общего образования, увеличение количества часов и перечня
образовательных программ по видам искусств;
3.
педагогически обоснованный отбор содержания художественного
образования, включающего опыт приобретения обобщенных знаний,
способов творческой деятельности, эмоционально-ценностных отношений;
осмысление и организация художественного образования как ценности,
включающей в себя личностно-ценностный взгляд человека на окружающий
мир, на искусство, на самого себя как творца художественно-творческих
ценностей в неустанной творческой деятельности;
4.
восстановление, сохранение и развитие национальных хоровых традиций и
других форм приобщения к искусству в общеобразовательных учреждениях;
5.
непрерывное обновление программно-методического обеспечения,
содержания, форм и методов художественного образования с учетом
лучшего отечественного опыта и мировых достижений; совершенствование
технологий, их направленность на развитие творчества студентов, их
компетентности и самопроцессов;
6.
переход от авторитарных стилей управления учебно-воспитательной
деятельностью студентов к педагогической поддержке и сопровождению;
7.
активное участие средств массовой информации в художественно-
просветительской деятельности;
8.
развитие системы подготовки и переподготовки педагогических кадров и
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Заключение. Таким образом, проанализировав влияние синтезированного
подхода к образованию подрастающего поколения через приобщение к искусству,
тем самым повышая уровень культурного воспитания, мы видим, что в
современном мире данный подход действенен и актуален. Но реализация данного
подхода будет эффективна только в том случае, если существует и сохраняется
сбалансированное соотношение уровня организации художественного образования
и потребностей современного мира.