Автор: Бариева Алиме Энверовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ ОО КРЦ ППМСС
Населённый пункт: с.Строгоновка Симферопольского района Республики Крым
Наименование материала: Статья
Тема: «Современная игровая деятельность дошкольника: организация, особенности её развития и условия успешного руководства ею в свете ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Современная игровая деятельность дошкольника: организация,
особенности её развития и условия успешного руководства ею в свете
ФГОС ДО»
Этап дошкольного детства играет значительную роль в пробуждении
самостоятельности, становлении и развитии личности человека. Решающим
условием формирования индивидуальности ребёнка становится вхождение
его в особое измерение детской деятельности. Ведущей моделью поведения
и освоения мира для ребёнка, безусловно, является игра.
Игра – это основная форма проявления активности дошкольника,
обогащающая его воображение и эмоциональный мир, пробуждающая
творческие силы, развивающая навыки общения с окружающими людьми.
Во время игры ребенок знакомится и общается с другими детьми,
учится дружить и выстраивать отношения, подражает взрослым, осваивает
неизвестное, познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.
Разберём, какие условия предписывает ФГОС при формировании
игровой деятельности дошкольников.
В
свете
современных
требований
игра рассматривается
как
деятельность,
в
которой
ребенок
имеет
возможность реализовывать свой
творческий
потенциал,
то
есть
не
только
воспроизводить
и повторять
созданное другими, но и самому выступать в роли творца. Взаимодействие
взрослого с детьми строится на основе партнерских взаимоотношений, т.е.
взрослый выступает для ребенка таким же партнером по игре, как и другой
ребенок.
Основными
принципами концепции поэтапного формирования
способов игры:
-
для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому
следует играть вместе с ними.
- начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного
детства
при
формировании
у
ребенка
игровых
умений
необходимо
ориентировать его на взаимодействие с партнером-сверстником,
«обеспечивать» способами согласования действий с партнерами.
- взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного
периода, должен на каждом из его этапов развертывать игру таким образом,
чтобы
ребенок
«открывал»
и
усваивал
специфические,
постепенно
усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.
В пункте 2.7 Стандарта дошкольного образования игра определяется
как инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного
развития
в
социально-коммуникативной,
речевой,
познавательной,
художественно-эстетической
и
физической
образовательных
областях.
ФГОС
ДО
указывает
на
конкретные
особенности
игрового
процесса
дошкольника в зависимости от возрастной категории:
младенческий
этап
(два
месяца
-
один
год)
-
предметная
игра,
знакомство с предметным миром, приобретение элементарных навыков
манипуляции
с
предметами,
близкий
эмоциональный
контакт
с
родными;
раннее детство
(один-три
года)
- игра
с комбинированными
и
динамическими игрушками, общение и игры с другими детьми под
наблюдение взрослых;
дошкольный период (три - восемь лет) - более сложный сюжетно-
ролевой формат игровой активности, коммуникативная игра с соблюдением
определённых правил.
Пункт
4.6
ФГОС
ДО
оговаривает
важность
развития
игровой
деятельности
в
становлении
социально-нормативных
основ
поведения
ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса:
Пробуждение
интереса
-
процесс
обучения
в
игровой
форме
развлекает,
доставляет
удовольствие
и
радость,
нейтрализует
стрессовое
напряжение,
превращает
познание
окружающего
мира
и
освоение
новых
практических навыков в увлекательное путешествие.
Самопознание
и
самореализация
-
малыш
познаёт
свой
внутренний
мир,
учится
проявлять
инициативность,
высказывать
своё
мнение
в
общении,
опираться
на
самостоятельность
в
конструировании,
делать осознанный выбор рода занятий и партнёров по игре;
Формирование
культуры
сотрудничества
-
совместная
игра
помогает
развить
психологические
навыки
солидарности,
обучает
коллективной деятельности, умению слышать не только самого себя, но и
партнёров
по
игре,
является
прекрасным
практическим
тренингом
по
искусству
разрешения
конфликтов
и
умению
находить
компромисс,
воспитывает
уважение к другим людям, формирует чувство справедливости
и собственного достоинства;
Социализация
–
ребёнок
учится
различать
реальную
действительность и условную («понарошку»), развивает волевые качества
самодисциплины и понимает необходимость следовать нормам и правилам;
Развитие коммуникативных навыков - малыш осваивает такой
инструмент, как речь для решения проблемы взаимопонимания и передачи
информации.
Игровая
терапия
-
помогает
в
преодолении
трудностей,
возникших в какой-либо сфере деятельности ребёнка.
Принципы организации игры:
свободная
форма
деятельности
ребёнка,
исключающая
принуждение,
совершаемая
ради
получения
положительных
эмоций
от
самого процесса, а не только от конечного результата такой деятельности;
творческий характер, построенный на принципе инициативности,
самобытной импровизации и неординарности;
эмоциональный азарт, проявляющийся в духе соперничества и
конкуренции;
следование
правилам,
которые
прямо
или
косвенно
отражают
логическую последовательность и содержательный рисунок игры.
Типология игровой активности дошкольников (виды)
1.
Игры,
инициаторами
которых
становятся
сами
дети
(самостоятельные игры):
сюжетно-отобразительная;
сюжетно-ролевая игра;
режиссёрская постановка;
театрализованная импровизация.
2.
Игры, возникающие по инициативе взрослых, с ярко выраженным
обучающим характером:
дидактические игры с сюжетным рисунком;
игра-эксперимент, игра-путешествие с поисковыми элементами;
подвижные разного уровня интенсивности;
дидактические игры с музыкальным сопровождением.
3.
Игры, являющиеся формой отдыха или смены деятельности:
развлекающие игры;
интеллектуальные головоломки и состязания;
календарные
и
тематические
праздники;
театрально-костюмированные;
народные
игры.
Самостоятельная игра
В возрасте от трёх до пяти лет ребёнок начинает открывать для себя
удивительный
мир
сюжетно-ролевой
игры,
осваивая
азы
ролевого
перевоплощения, имитации поведения какого-либо персонажа из внешнего
мира.
Базовой
основой
такой
игры
является
сюжет,
в
этом
возрасте
излюбленными
становятся
бытовые
сцены
из
семейной
жизни.
Осваивая
сначала простейшие манипуляции с предметами, позже с их символическими
заместителями,
затем
подражая
социальным
ролям
взрослых,
ребёнок
совершенствует
механизмы
абстрактного
мышления
и
проходит
игровую
практику изучения различных моделей поведения в обществе.
Сюжетно-отобразительная игра
Сюжетно-отобразительная
игра
появляется
с
трёх
лет
и
предваряет
более сложную сюжетно-ролевую. Особенностью этой игры является то, что
ребёнок
играет
один,
игровые
действия
сосредотачивает
на
игрушке,
но
одухотворённо отображает мир человеческих отношений, эмоции
радости
или разочарования, реплики спора или одобрения, поведение
послушания
или бунта. Таким образом, малыш не берёт на себя роль в полном объёме, но
в
игровых
действиях
по
отношению
к
игрушке
воспроизводит
модель
поведения, свойственную конкретному человеку. В возрасте
четырёх-пяти
лет
в
игре
по-прежнему
главными
персонажами
остаются
игрушки,
но
появляется
более
яркое
эмоциональное
воплощение
в
жестах
и
мимике,
динамических
позах
самого
ребёнка
или
предмета.
Большое
значение
начинают приобретать так называемые игровые атрибуты, например, машина
для водителя, указка для учителя, медицинский халат врача, фуражка
военного и т. д.
Режиссёрская игра
Режиссёрская
игра
наименее
изученный
феномен,
она
обладает
исключительно индивидуальным характером, когда малыш, выступая в роли
режиссёра и сценариста одновременно, придумывает слова для героев и сам
же исполняет их роли, являясь автором и актёром в одном лице. Часто можно
наблюдать
как
ребёнок,
всецело
поглощённый
строительством
дома
или
игрой
с
любимой
куклой,
разыгрывает
сценки
между
вымышленными
персонажами и, проговаривая их слова, как будто не замечает окружающих.
Театрализованная игра
На основе литературного сюжета дети разыгрывают в лицах какую-
либо сценку с использованием костюмов или персонажей кукольного театра
(напольные
или
куклы
бибабо),
может
подключаться
музыкальное
сопровождение или пантомима, хореография, но тогда необходима помощь
взрослых.
Такие
игры
учат
детей
читать
настроение
или
эмоциональное
состояние другого человека по его мимике и жестам, развивают чувство
эмпатии, учат понимать и чувствовать окружающих людей, следовательно,
выстраивать
адекватное
поведение.
Кроме
того,
герои
обычно
являются
сказочным воплощением добра и зла, светлых и тёмных сил, а как известно,
добро всегда побеждает зло в финале сказки. Такая безоговорочная победа
добра
привлекает
детей
и
становится
основой
жизненного
оптимизма,
стимулирует
желание
подражать
положительным
персонажам,
которые
являются воплощением чести и благородства.
Сюжетно-ролевая игра
Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого
характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме
воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-
заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями,
ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.
Исследователи выделяют различные структурные элементы игры - основные и
переход к сюжетно - ролевой игре происходит в тот момент, когда ребёнок
принимает на себя роли. В возрасте от 3 до 5 лет дети находятся на начальном
этапе развития сюжетно - ролевой игры. Дети с удовольствием отображают в
своих играх бытовые эпизоды из жизни семьи. С обогащением представлений
об окружающем мире в играх всё чаще отображается деятельность взрослых.
Таким образом, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет,
без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера
действительности,
которая
воспроизводится
детьми.
В
зависимости
от
этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
• игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения»
(большое место уделяется кукле).
• игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд
людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль).
• игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги
нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
• игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в
«моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.
Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел, в нём находят
воплощение представления о различных событиях. Младшим дошкольникам
довольно часто ещё требуется помощь взрослого для того, чтобы появился
замысел игры. Воспитатель создаёт игровую ситуацию, вносит новую игрушку.
По мере обогащения игрового и жизненного опыта дети начинают сами
определять, во что они будут играть.
Итак, усложнение игрового мастерства ребёнка проходит три фазы: сначала
взрослые являются инициаторами игры и авторами сюжетного замысла, затем
требуется только их подсказка, наконец, ребёнок совершенствует свои игровые
навыки
до
уровня
полной
самостоятельности. Богатая
фантазия
ребёнка
и
творческая
импровизация
сделают
игру
оригинальной
и
разнообразной
по
своему замыслу, следовательно, более интересной и увлекательной. Для того
чтобы игры были действительно интересными и разнообразными требуется
проведение серьёзной работы со стороны взрослых по вовлечению ребёнка в
познавательную деятельность (пункт 2.6 ФГОС ДО). Ребёнок с развитым для
своего возраста пониманием окружающего мира, фонтанирует новыми идеями,
вовлекая в игру новых участников и наполняя её глубоким содержанием.
Основные требования к эффективной организации и проведению игры.
Две модели поведения взрослого:
взрослый
является
вдохновителем,
организатором
и
координатором
игры
на
основе
заранее
подготовленного
сюжета
и
подручных средств;
взрослый включается в спонтанную инициативу детей, занимая
равную позицию с остальными игроками, и может оказывать воздействие на
ход
игры
общими
для
всех
способами.
Он
может
предложить
новый
персонаж, придумать поворот сюжета и т. д.
Задачи руководства игровой деятельностью детей:
-
стимулировать игровое воспроизведение событий повседневной
жизни,
таким образом, добиваться знакомства с назначением предметов и освоения
навыков их практического применения;
- помогать освоить умение видеть, понимать и формулировать задачу игры;
- обучать поиску разнообразных вариантов использования игрушек процессе
игры.
- побуждать использование символических предметов, подменяющих объекты
из реальной жизни;
- придумывать игровые ситуации с вымышленными предметами;
- пробуждать у детей желание находить различные варианты решения игровой
задачи, используя новые комбинации с предметами;
- развивать самостоятельность в принятии решения и поиске разнообразных
задач и целей игры;
- прививать игровую культуру, т. е. учить признавать право каждого участника
на своё игровое пространство и уважать интересы всех игроков;
- стимулировать проявление интереса к играм сверстников;
- учить ставить игровую задачу самому и принимать задачу, поставленную
другими;
- обучать умению договариваться.
Таким образом, при
правильном и
последовательном
руководстве
взрослых игра становится
важным средством
нравственного,
умственного и
речевого развития детей.
Через формирование и
обогащение предметной
и
игровой деятельности
можно влиять на все
стороны развития
ребенка.
Моделируя
взаимоотношения людей,
их поступки, перенося в
игры
нормы поведения, можно
влиять на усвоение
детьми в игровой форме
простейших
нравственных правил,
что в других видах
деятельности
постигается
преимущественно через
речь в более поздние
сроки и с большим
трудом. Подбор
тематики, определение
содержания игр
расширяют
представления детей об
окружающем мире и тех
сторонах
действительности,
которые малодоступны в
повседневной жизни. В
процессе действий с
предметами и игрушками
наиболее полно
познаются их назначение,
свойства
и отношения.
Игра как ведущая линия
развития в дошкольном
возрасте обладает
важнейшей особенностью,
отличающей ее от других
видов деятельности,— в
ней ребенок овладевает
механизмом замещения. В
игре «смысловая сторона
слова является
господствующей,
определяющей его
поведение» (Л. С.
Выготский), в игре
происходит отрыв
значения от реальной
вещи.
Таким образом, игра
способствует
формированию
полноценной
личности, способной жить
и работать в современном
обществе. Однако, как
показывают наблюдения,
несмотря на важную
роль игры для
обогащения
развития детей, она не
занимает надлежащего
места в дошкольных
учреждениях.
Таким образом, при
правильном и
последовательном
руководстве
взрослых игра становится
важным средством
нравственного,
умственного и
речевого развития детей.
Через формирование и
обогащение предметной
и
игровой деятельности
можно влиять на все
стороны развития
ребенка.
Моделируя
взаимоотношения людей,
их поступки, перенося в
игры
нормы поведения, можно
влиять на усвоение
детьми в игровой форме
простейших
нравственных правил,
что в других видах
деятельности
постигается
преимущественно через
речь в более поздние
сроки и с большим
трудом. Подбор
тематики, определение
содержания игр
расширяют
Таким образом, при
правильном и
последовательном
руководстве
взрослых игра становится
важным средством
нравственного,
умственного и
речевого развития детей.
Через формирование и
обогащение предметной
и
игровой деятельности
можно влиять на все
стороны развития
ребенка.
Моделируя
взаимоотношения людей,
их поступки, перенося в
игры
нормы поведения, можно
влиять на усвоение
детьми в игровой форме
простейших
нравственных правил,
что в других видах
деятельности
постигается
преимущественно через
речь в более поздние
сроки и с большим
трудом. Подбор
тематики, определение
содержания игр ра
Таким образом, при
правильном и
последовательном
руководстве
взрослых игра становится
важным средством
нравственного,
умственного и
речевого развития детей.
Через формирование и
обогащение предметной
и
игровой деятельности
можно влиять на все
стороны развития
ребенка.
Моделируя
взаимоотношения людей,
их поступки, перенося в
игры
нормы поведения, можно
влиять на усвоение
детьми в игровой форме
простейших
нравственных правил,
что в других видах
деятельности
постигается
преимущественно через
речь в более поздние
сроки и с большим
трудом. Подбор
тематики, определение
содержания игр ра
При правильном и последовательном руководстве взрослых игра
становится важным средством воспитания и развития детей. Через
формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять
на все стороны развития ребёнка. Моделируя взаимоотношения людей, их
поступки, перенося в игры нормы поведения, можно влиять на усвоение детьми
в игровой форме простейших нравственных правил, что в других видах
деятельности постигается через речь в более поздние сроки и с большим
трудом.
Таким образом, игра способствует формированию полноценной личности,
способной жить и работать в современном обществе.
_______________________
представления детей об
окружающем мире и тех
сторонах
действительности,
которые малодоступны в
повседневной жизни. В
процессе действий с
предметами и игрушками
наиболее полно
познаются их назначение,
свойства
и отношения.
Игра как ведущая линия
развития в дошкольном
возрасте обладает
важнейшей особенностью,
отличающей ее от других
видов деятельности,— в
ней ребенок овладевает
механизмом замещения. В
игре «смысловая сторона
слова является
господствующей,
определяющей его
поведение» (Л. С.
Выготский), в игре
происходит отрыв
значения от реальной
вещи.
Таким образом, игра
способствует
формированию
полноценной
личности, способной жить
и работать в современном
обществе. Однако, как
показывают наблюдения,
несмотря на важную
роль игры для
обогащения
развития детей, она не
занимает надлежащего
места в дошкольных
учреждениях.