Автор: Ольга Валерьевна Беляева
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №10 компенсирующего вида" г.Сосногорск
Населённый пункт: Сосногорск, Республика Коми
Наименование материала: Статья
Тема: " Ритмопластика в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №10 компенсирующего вида» г. Сосногорска
Статья « Ритмопластика в ДОУ»
Ритмопластика
–
это
гимнастика
с
оздоровительной
направленностью,
основным
средством
которой
являются
комплексы
гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые
под ритмическую музыку, оформленные танцевальными движениями.
В
нашей
статье
речь
пойдет
о
ритмической
пластике
для
дошкольников.
Постараемся
разобраться,
в
чем
суть
этого
вида
музыкального движения, чем она отличается от хореографии, ритмической
гимнастики, каковы ее особенности, каковы привлекательные стороны для
деятельности и развития дошкольников.
Понятие «Пластика» используется, как правило, в широком смысле
слова.
В
более
узком
значении
это
понятие
трактуется
как
«особые
выразительные средства, отличные от танца и пантомимы». В энциклопедии
«Балет» дается краткий анализ этого вида искусства, которое
«характеризуется
свободным
движением,
не
подчиненным
законам
классического
танца,
использованием
и
совмещением
танцевальных
и
жизненных положений тела танцовщика».
Используя термин «пластика» по отношению к ритмическим занятиям
с
дошкольниками,
мы
хотим
подчеркнуть, что в основе методики
лежит овладение
свободой
движения
под
музыку.
Если характеризовать
движения, которые входят в систему упражнений, то можно сказать, что
детям
предлагается
освоить
все
возможное
разнообразие
пластических
средств:
- основные,
-общеразвивающие движения,
-разнообразные жесты,
-танцевальные движения и т.д.
Некоторые
композиции предлагаются детям как этюды, другие – как
образно-игровые и ритмические танцы.
Искусство пластических движений уходит своими корнями в далекое
прошлое – замечательную эпоху древней Греции. В наше время большой
вклад
в
разработку
системы
музыкально-ритмического
воспитания
внес
швейцарский педагог Э. Жак-Далькроз и знаменитая танцовщица А. Дункан.
Ритмический
танец,
который
сейчас
пользуется
большой
популярностью, является «результатом взаимодействия ритмического танца,
порожденного
системой
Э.
Жака-Далькроза
и
пластического
танца
А.
Дункан. В нем органично соединились два противоположного принципа:
полная подчиненность внутренним закономерностям музыкальной формы,
диктующей ритмическую организацию движений, и свобода их пластической
разработки, которая не связана с какой-либо танцевальной традицией».
Для композиций ритмических танцев характерна направленность на
коллективное исполнение, кроме того, уровень их технического исполнения
те требует специальной профессиональной подготовки.
Воспитание у детей любви и интереса к занятиям ритмикой, потребности
движения под музыку является одной из центральных задач музыкально-
ритмического воспитания. Известно, что в условиях традиционного обучения
хореографии,
гимнастике
присутствует
муштра,
отрабатывание
отдельных
элементов упражнений с целью формирован двигательных навыков и умений.
Далеко не для всех дошкольников такие
занятия приносят радость и
удовлетворения. Только наиболее способные в музыкальном и пластическом
отношении дети занимаются с удовольствием, сами стремятся к достижению
результата. Между тем, дошкольники, которые испытывают затруднения в
исполнении движений под музыку, стараются уклониться от таких занятий,
либо,
с
радостью
начиная,
очень
быстро «остывают» и перестают
заниматься, а именно таким детям нужны занятия ритмопластикой.
В
отличие
от
традиционных
занятий
хореографией,
ритмической
гимнастикой
и
другими
видами
музыкальных
движений,
основная
цель
программы «ритмопластика» – это психологическое раскрепощение каждого
ребенка, которое возможно при условии уверенности его в своих силах,
освоении собственного тела как выразительного «инструмента». Безусловно,
развитие
музыкальности,
пластичности,
умения
творчески
выразить
свое
восприятие музыки в движениях
также являются важными
задачами
ритмического воспитания, но «акцент» внимания педагога концентрируется
не столько на результате, сколько на процессе обучения. Как считал Э. Жак-
Далькроз, «урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость,
иначе он теряет половину своей цены». Хорошее самочувствие ребенка,
приподнятое настроение, отсутствие боязни казаться неловким, неуклюжим
и получить за это замечание воспитателя– основные условия, необходимые
для полноценного развития детей в процессе занятий ритмопластикой.
Занятия по ритмопластике помогут раскрепоститься Вашему ребенку и
снять
эмоциональное
напряжение.
Ваш
малыш
научится
лучше
владеть
своим телом.
Интересные задания развивают воображение и научат детей лучше
понимать друг друга. Занятия так же помогают понимать музыку, любить ее
и запоминать.
Основывается
на
ритмичных
подвижных
упражнениях
в
сопровождении музыки. Занятия проводятся в игровой форме.
Занятия ритмопластикой направлены на развитие:
чувства ритма, музыкального слуха и вкуса;
умения правильно и красиво двигаться;
укрепления различных групп мышц и осанки;
умения чувствовать и передавать характер музыки.
Ритмопластика для дошкольников параллельно решает как общие, так
и частные задачи.
Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные.
К частным задачам можно отнести:
— повышение эмоционального настроя детей;
— формирование двигательной культуры;
— совершенствование чувства ритма и музыкальности.
Занятие
начинается
с
вводной
части,
которая
включает
в
себя
выполнение
упражнений,
непосредственно
воздействующих
на
весь
организм
ребенка.
Это
движения
динамического
характера:
ходьба,
бег,
прыжки. Затем следуют общеразвивающие упражнения.
Основная часть – нагрузочная:
— различные наклоны, выпады, приседания;
— упражнения в партере для развития гибкости, укрепления мышц
спины и брюшного пресса, мышц ног;
— танцевальная
разминка,
которая
включает
в
себя
элементы
народного, эстрадного и других видов танца.
Завершается занятие упражнениями на расслабление, цель которых –
обеспечить максимальный отдых детей в короткий промежуток времени.
Веселая
музыка
на
занятиях
и
высокая
двигательная
активность
создают у детей положительный эмоциональный фон.
Театрализованная ритмопластика — это чтение сказки по возрасту
детей с последующим изображением героев и их действий.
В
основу
занятий
входят
известные
и
любимые
детям
русские
народные сказки, а также сказки известных писателей, таких как Б. Заходер,
С. Маршак, В. Сутеев, Н. Носов, Г. Андерсен, Ш. Перро, К. Чуковский.
Это
мимика,
эмоции
и
жесты,
совершенствование
двигательных
навыков, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц.
Это
достижение
во
время
занятий
наибольшей
плавности,
грациозности и эстетичности при выполнении упражнений, что помогает
детям преодолеть присущую им угловатость и скованность.
Танцы-импровизации.
Если
немного
пофантазировать,
то
можно
придумать
танец
самостоятельно – это будет танец-импровизация. Для того чтобы исполнить
его, нужно только включить музыку и дать волю воображению. Главное – это
очень внимательно слушать музыку – она всегда подскажет, какое движение
выбрать.
Во
время
занятий
используются
высокохудожественные
музыкальные произведения.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ
РИТМОПЛАСТИКИ:
Бах И. «Прелюдия до мажор»,
«Шутка» Брамс И. «Вальс»
Вивальди А. «Времена года»
Кабалевский Д. «Клоуны», «Петя и волк»
Моцарт В. «Маленькая ночная серенада», «Турецкое рондо»
Мусоргский М. «Картинки с выставки»
Чайковский
П.
«Детский
альбом»,
«Времена
года»,
«Щелкунчик» (отрывки из балета)
Шопен Ф. «Вальсы»
Штраус И. «Вальсы»
Музыка для релаксации
Альбиони Т. «Адажио»
Бетховен Л. «Лунная соната»
Глюк К. «Мелодия»
Григ Э. «Песня Сольвейг»
Дебюсси К. «Лунный свет»
Римский-Корсаков Н. «Море»
Сен-Санс К. «Лебедь»
Чайковский П.И. «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
Шуберт Ф. «Аве Мария», «Серенада»
Ритмопластика –
это
музыка
и
танцы,
сопровождающие
каждое
занятие. Это развитие музыкального слуха, памяти и чувства ритма. Это
повышение эмоционального состояния ребёнка.
Занимайтесь
с удовольствием
и
будьте
здоровы!