Автор: Марина Леонидовна Шишина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 п.Ждановский
Населённый пункт: п.Ждановский, Кстовский район, Нижегородская область
Наименование материала: презентация
Тема: Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры
Раздел: дошкольное образование
Народная игрушка, как средство приобщения детей
дошкольного возраста к истокам национальной культуры
«Величайшая правда и простота народной игрушки, её выразительность и целесообразность сделали её полезной для воспитания детей»
Е. А. Флёрина
Актуальность
В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, его культуре,
традициям, обычаям, быту. В отсутствие в древности технологий сохранения информации бесценным
источником знаний о русской культуре являлся фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений.
Одним из интересных фольклорных направлений являются традиционные народные игрушки, которые в наше
время утратили свое предназначение, поэтому считается целесообразным немного отвлечь воспитанников от
современных игрушек и открыть для них волшебный мир игрушек народных, помочь им расширить знания о
традициях в их использовании, проявлять интерес к изготовлению разнообразных народных игрушек и
использованию их в детской деятельности.
Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально
игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Необходимо
восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они
являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях, необходимо
обратиться к её истокам и, в первую очередь, к народной игрушке, являющейся бесценным сокровищем,
дающим ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Русская народная игрушка считается одним из
эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, она даёт
ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие
способности и коммуникативные навыки.
Различие и привлекательность народных
игрушек
•
Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления.
Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной
деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями.
•
Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью
изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств,
традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные
игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и
других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева,
соломы и бересты.
•
Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца,
коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха —
символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь
является символом силы и богатства.
Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая делается из глины.
Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие.
Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами
природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак
неба и влаги.
Филимоновкая традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а
также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ. При
росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и
цветы.
По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Русский художественный
промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.
Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местной красной
глине.
Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия,
кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего
изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в
платке, они держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод.
Птица счастья – это игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева, в виде птички. Еще её
называют Северной птицей, Архангельской, деревянной птицей или Поморским голубком. Считается, что она
символ семейного счастья и благополучия
.
Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем
углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар,
резная птица, повинуясь потокам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.
Чтобы защитить себя и семью от зла, древние славяне использовали различные обереги. Популярностью пользовались льняные куклы
обереги. Ведь лён, по верованиям наших предков, обладал чудодейственной силой, дарованной природой. В старину люди верили, что
куколка Льняница «выметает» из избы все плохое: зависть, ссоры, и болезни, помогает в рукоделии, приносит удачу при посеве и
выращивании льна. Размещать эту "подружку" необходимо так, чтобы она не смотрела ни в окно, ни на дверь.
С незапамятных времен для защиты от злых духов, порчи и сглаза себя, членов своей семьи, дома славяне
использовали обережные куклы. Их делали для себя, а также дарили своим родным, друзьям, любимым, соседям,
с которым старались поддерживать хорошие отношения. Каждую куклу готовили к определенному событию
или по особому поводу. Некоторые куклы хранили в потаенном месте, пряча от любых взглядов, другие держали
в красном углу, третьи - носили с собой. Однако это не просто занимательная фольклорная фигурка, а предмет,
обладающий магической силой. Вот почему у тряпичных кукол лицо не изображается: по древним
представлениям считается, что через них в куклу может проникнуть злой дух.
•
Традиционные куклы – это и история, и путешествия к истокам далёких предков, а это всегда освежает
разум, смягчает сердце и очищает душу.
•
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Но куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они
похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами
дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Через игру с куклой дети усваивают
нравственные нормы и правила поведения в быту, у них развиваются нравственные чувства.
•
Главным в этих играх является эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они
привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать
старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости,
бережливости, внимания, доброты. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Одни развлекают, поучают,
воспитывают, украшают дом.
С детьми нашей группы мы тоже захотели сделать куколки – обереги своими руками
Наши чудесные куколки порадовали нас и с
помощью ребят решили подружиться.
Ещё больше радости было у мам, когда они
узнали, что теперь у их детей будут
куколки-обереги.
Также наши ребята попробовали создать оркестр, играя на русских народных музыкальных инструментах.
В нашей группе в центре художественно-эстетического развития находится лэпбук, в котором есть
разделы по ознакомлению детей с народной игрушкой, её разнообразием, особенностями росписи, с
историей создания, стишками и играми.
Чтобы поближе познакомить детей с народными игрушками создали в групповой комнате мини – выставку.
Здесь дети могут прикоснуться к истокам национальной культуры, полюбоваться её красотой, яркостью
красок, поиграть.
Дети решили поучаствовать в росписи матрёшки
(пока самым простым и доступным способом)
Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со
всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.