Напоминание

Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры


Автор: Марина Леонидовна Шишина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №31 п.Ждановский
Населённый пункт: п.Ждановский, Кстовский район, Нижегородская область
Наименование материала: презентация
Тема: Народная игрушка, как средство приобщения детей к истокам национальной культуры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Народная игрушка, как средство приобщения детей

дошкольного возраста к истокам национальной культуры

«Величайшая правда и простота народной игрушки, её выразительность и целесообразность сделали её полезной для воспитания детей»

Е. А. Флёрина

Актуальность

В современном обществе остро ощущается возрождение интереса к истории русского народа, его культуре,

традициям, обычаям, быту. В отсутствие в древности технологий сохранения информации бесценным

источником знаний о русской культуре являлся фольклор во всем разнообразии его жанров и проявлений.

Одним из интересных фольклорных направлений являются традиционные народные игрушки, которые в наше

время утратили свое предназначение, поэтому считается целесообразным немного отвлечь воспитанников от

современных игрушек и открыть для них волшебный мир игрушек народных, помочь им расширить знания о

традициях в их использовании, проявлять интерес к изготовлению разнообразных народных игрушек и

использованию их в детской деятельности.

Большинство современных игрушек развивают в ребенке не всегда доброе и радостное. Хотя изначально

игрушка предназначена именно для этого – для радости и гармоничного развития ребенка. Необходимо

восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они

являются носителями русской народной культуры, воспитать детей в национальных традициях, необходимо

обратиться к её истокам и, в первую очередь, к народной игрушке, являющейся бесценным сокровищем,

дающим ребёнку первые жизненные и культурные ориентиры. Русская народная игрушка считается одним из

эффективных средств приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры, она даёт

ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие

способности и коммуникативные навыки.

Различие и привлекательность народных

игрушек

Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления.

Кроме того, существует взаимосвязь народной игрушки с разными видами хозяйственной

деятельности людей, орудиями труда и религиозными верованиями.

Русская народная игрушка привлекательна своей многозначностью, глубиной, символичностью

изображения, декоративностью, лаконичностью, чувством материала и его природных свойств,

традиционностью технологических приемов, условностью образов и многим другим. Народные

игрушки изображают людей, объекты фауны: птиц, оленей и лосей, медведей, коней, козлов и

других животных. Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева,

соломы и бересты.

Русская народная игрушка имеет различную символику. Например, игрушка в форме солнца,

коня-качалки, качелей является символом благополучия. Игрушка в форме яйца, петуха —

символом неба. Олень символизирует солнечный свет, мир на земле и счастливый брак. Медведь

является символом силы и богатства.

Широко известна и по сей день дымковская русская народная игрушка, которая делается из глины.

Дымковскую игрушку мастерят уже не одно столетие.

Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами

природы. Например, солнце и луна — символ зарождения жизни; ромбы — знак плодородия; волны — знак

неба и влаги.

Филимоновкая традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а

также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ. При

росписи филимоновской игрушки преобладает растительный орнамент: листья, солнце, ветви, ягоды и

цветы.

По всей России и в зарубежье известна глиняная Каргопольская игрушка. Русский художественный

промысел, распространённый в районе города Каргополя Архангельской области.

Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местной красной

глине.

Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл. Женщина является символом Земли, плодородия,

кормилицы. Медведь — символом хозяина леса, олень или баран — символом неба и солнца.

Во всем мире известна и любима русская матрешка. Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего

изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в

платке, они держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод.

Птица счастья – это игрушка, выполненная с использованием особой техники из дерева, в виде птички. Еще её

называют Северной птицей, Архангельской, деревянной птицей или Поморским голубком. Считается, что она

символ семейного счастья и благополучия

.

Птицу счастья обыкновенно подвешивали под потолком в переднем

углу деревенской парадной комнаты, где располагался стол с лавками. Когда на стол помещали кипящий самовар,

резная птица, повинуясь потокам горячего воздуха, медленно и торжественно начинала вращаться вокруг оси.

Чтобы защитить себя и семью от зла, древние славяне использовали различные обереги. Популярностью пользовались льняные куклы

обереги. Ведь лён, по верованиям наших предков, обладал чудодейственной силой, дарованной природой. В старину люди верили, что

куколка Льняница «выметает» из избы все плохое: зависть, ссоры, и болезни, помогает в рукоделии, приносит удачу при посеве и

выращивании льна. Размещать эту "подружку" необходимо так, чтобы она не смотрела ни в окно, ни на дверь.

С незапамятных времен для защиты от злых духов, порчи и сглаза себя, членов своей семьи, дома славяне

использовали обережные куклы. Их делали для себя, а также дарили своим родным, друзьям, любимым, соседям,

с которым старались поддерживать хорошие отношения. Каждую куклу готовили к определенному событию

или по особому поводу. Некоторые куклы хранили в потаенном месте, пряча от любых взглядов, другие держали

в красном углу, третьи - носили с собой. Однако это не просто занимательная фольклорная фигурка, а предмет,

обладающий магической силой. Вот почему у тряпичных кукол лицо не изображается: по древним

представлениям считается, что через них в куклу может проникнуть злой дух.

Традиционные куклы – это и история, и путешествия к истокам далёких предков, а это всегда освежает

разум, смягчает сердце и очищает душу.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Но куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они

похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. В играх с куклами

дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Через игру с куклой дети усваивают

нравственные нормы и правила поведения в быту, у них развиваются нравственные чувства.

Главным в этих играх является эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они

привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать

старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости,

бережливости, внимания, доброты. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Одни развлекают, поучают,

воспитывают, украшают дом.

С детьми нашей группы мы тоже захотели сделать куколки – обереги своими руками

Наши чудесные куколки порадовали нас и с

помощью ребят решили подружиться.

Ещё больше радости было у мам, когда они

узнали, что теперь у их детей будут

куколки-обереги.

Также наши ребята попробовали создать оркестр, играя на русских народных музыкальных инструментах.

В нашей группе в центре художественно-эстетического развития находится лэпбук, в котором есть

разделы по ознакомлению детей с народной игрушкой, её разнообразием, особенностями росписи, с

историей создания, стишками и играми.

Чтобы поближе познакомить детей с народными игрушками создали в групповой комнате мини – выставку.

Здесь дети могут прикоснуться к истокам национальной культуры, полюбоваться её красотой, яркостью

красок, поиграть.

Дети решили поучаствовать в росписи матрёшки

(пока самым простым и доступным способом)

Игрушка - одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со

всей народной культурой, впитывая в себя её национальные особенности и своеобразие.



В раздел образования